Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников в процессе обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников 6

1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста 6

1.2. Сущность понятия «универсальные учебные действия» 10

1.3. Основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников 13

1.4. Решение проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения 19

Заключение 23

Список используемой литературы 26

  

Введение:

 

Актуальность работы. В последние десятилетия проблема неподготовленности детей 6-7 лет к обучению в школе становится все более значимой и актуальной. Она связана не столько с отсутствием у детей необходимых для обучения в первом классе знаний, умений и навыков, а с проявлением у них импульсивных форм поведения, с неумением трудиться, слушать и понимать учителя, с неадекватной реакцией на трудности в учении, т. е. с недостаточным развитием волевой сферы, а именно с несформированностью произвольности поведения (Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.)

В ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы к обучению и организации образовательного процесса; на первый план было выдвинуто индивидуальное развитие ребенка, формирование у него следующих качеств: умения самостоятельно мыслить, решать проблемы, самообразовываться и самосовершенствоваться, осуществлять взаимодействие с другими людьми, которые помогут ему не только в становлении личности, но и в дальнейшем самоопределении в жизни.

Формирование перечисленных выше качеств возможно при ориентации процесса обучения на любой ступени образования на создание психолого-педагогических условий для развития универсальных учебных действий – способов действий ребенка, которые формируют у него необходимые для обучения умения, позволяют самостоятельно усваивать новые знания. Но на ступени дошкольного образования мы говорим лишь о формировании предпосылок универсальных учебных действий, о развитии у детей навыков учебной деятельности, которые являются условием успешного обучения в школе.

Формирование предпосылок учебной деятельности, ее различных структурных компонентов, таких как произвольность поведения, т. е. умения самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций, управлять своим поведением, происходит в старшем дошкольном возрасте. Именно произвольность поведения обеспечивает успешность овладения регулятивными универсальными учебными действиями. К ним относятся:

– целеполагание – умение сохранять заданную цель;

– планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

– прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

– контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;

– коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

– оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

– волевая, саморегулятивная оценка.

Цель исследования – изучить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников в процессе обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

2.Определить сущность понятия «универсальные учебные действия»;

3. изучить основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников;

4. проанализировать особенности решения проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, одну главу, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, умение учиться, можно считать существенным фактором повышения роста эффективности освоения учениками предметных знаний, формирования умений и компетенций, мироздания и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Формирование умения учиться является одной из ключевых целей школьного образования.

При современном обучении очень важно создать условия, при которых в процессе обучения у детей появится возможность для самоизменения и совершенствования.

При организации такой деятельности, учащиеся приспосабливаются к способности ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, подбирать соответствующие действия для реализации поставленных задач, контролировать выполняемую работу и оценивать свои результаты.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Благодаря психологической готовности в сфере воли и произвольности ребенок управляет собственным поведением и деятельностью целенаправленно и планомерно.

Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения.

Произвольность предполагает способность детей строить собственное поведение и деятельность, согласно предлагаемым примерам и правилами и осуществлять план выполняемых действий, контролировать их и корректировать, применяя подходящие методы.

Сформированность у ребенка произвольной регуляции собственного поведения и деятельности можно определить по следующим критериям:

• подбор средств, для организации собственного поведения;

• держать в памяти правила, указания;

• планировать, осуществлять контроль и правильно выполнять задания по примерам и образцам;

• прогнозировать результаты своих действий и допустимые ошибки;

• начинать выполнять работу и заканчивать ее в определенный период времени;

• не реагировать на внешние воздействия, препятствующие достижения цели

Начальная школа развивает способности у ребенка к саморегуляции, а так же брать ответственность за свои поступки.

К окончанию начального обучения обладание ребенком качеств самооценки таких, как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и непроизвольность, говорит о сформированности целостной учебной деятельности.

В формировании саморегуляции младшего школьника немаловажную роль играют речевые возможности. По функциональным особенностям выделяют коммуникативную, констатирующую, регулирующую, обобщающую речь. Особенно отличают регулирующую речь. Здесь обозначают виды речи такие, как планирующая, стимулирующая, контролирующая, оценивающая и корректирующая.

Для совершенствования регулирующей речи младших школьников необходимы психологические условия:

˗ построение модели коллективной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учеников на ранних этапах ее образования и модификации из речи коммуникативной в речь регулирующую;

˗ адекватное отражение в речи цели усвоения, первичной информации и вопросов задания, учебных действий, полученный результат;

˗ выполнение в речи всех особых функций регуляции коллективной деятельности: внешнеречевое планирование действий напарника согласно решению учебной задачи; активизация действий напарника, контроль за качественным исполнением действий напарника, оценка полученного результата; исправление ошибок допущенных напарником в ходе выполнения действий;

˗ ориентирование регулирующих реплик на напарника и представление их в форме контекстной речи;

˗ формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия способствуют организации учебной деятельности школьников. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников

1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные нравственные качества.

В этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся мотивы, которые способствуют обучению и установлению, и улучшению взаимодействий со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов учебы.

Младший школьник является началом общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной. В данном качестве ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, в первую очередь интеллектуального развития, которое обеспечивает возможность учиться.

Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним можно отнести: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда, предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки), владение речью, желание учиться, умение сотрудничества.

Важные для школьника как субъекта учебной деятельности личностные, интеллектуальные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в существенной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебный процесс.

В начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в данный период учебного процесса, необходимые учебные умения и навыки. В данный период развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического, научного мышления.

Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В данный период осуществляется психологическая перестройка, которая «требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, однако и большой физической выносливости».

Обратим внимание на развитие личности ребенка младшего школьного возраста в расширяющемся социальном мире. Изменения в развитии личности ребенка в среднем детстве, представители разнообразных теоретических направлений описывают по-разному. В младшем школьном возрасте происходят общие изменения характера проявляемых ребенком эмоций, это проявляется в изменении их устойчивости, содержании и т. д. В этот период эмоциональное состояние и сами эмоции наиболее тесным образом связываются с усложнившейся социальной ролью в жизни ребенка.

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-11 лет). Значимой особенностью социальной ситуации развития считается то, что с поступлением в школу дети впервые становятся субъектом общественно оцениваемого и общественно значимого процесса – учебного.

Учебная деятельность является деятельностью, которая направлена непосредственно на усвоение умений и знаний, которые выработаны человечеством.

Данная деятельность вводит детей в строго нормированный мир отношений и требует от них проявления исполнительности, дисциплины, организованности, и развития умственных способностей.

Педагог при этом выступает как полномочный представитель общества, носитель социальных правил и норм, а сверстники образуют с детьми дружеские и игровые отношения и считаются партнерами по учебному сотрудничеству. Основной задачей педагога является завоевание доверия учащихся и создание атмосферы справедливости и доброжелательности.

Учебный процесс, будучи ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, способен проявляться лишь тогда, когда перед детьми ставится специальная сознательная цель – научиться чему-то новому, чего раньше не либо или не умел.

Предметом деятельности учения являются действия и знания как элементы науки, культуры, существующие поначалу экстериоризованно, объективно в отношении к ребенку, а затем становятся его достоянием. Потому результатом учебного процесса считаются изменения личности самого учащегося. Так, учебная деятельность является деятельностью самоизменения и саморазвития.

В школе дети приобретают не только новые умения и знания, однако, и определенный социальный статус.

Учебный процесс изменяет ценности, интересы детей и весь уклад их жизни. «Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная».

С первых же дней в роли ученика дети встречаются с множеством трудностей, которые должен преодолеть:

— выработка нового режима дня, освоение нового школьного пространства;

— принятие множества установок и ограничений, которые регламентируют поведение;

— вхождение в новый коллектив;

— установление взаимоотношений с учителем;

построение новой гармонии отношений в семейной, домашней ситуации.

Помимо этого, до школы индивидуальные особенности детей могли не мешать их естественному развитию, ведь данные особенности учитывались и принимались близкими людьми.

В школе же происходит стандартизация условий жизни детей, в результате которой выявляется большое число отклонений от предначертанного пути развития. К ним относятся гипердинамия, гипервозбудимость, выраженная заторможенность, ложащиеся в основу детских страхов, снижающие волевую активность, вызывающие угнетенные состояния.

Потому формирование учения является длительным процессом, сложным, требующим усилий и руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Однако, вместе с ограничениями дети получают и новые права: на учебные принадлежности, рабочее место, право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям. В учебной деятельности, притязая на признание, дети упражняют собственную волю к достижению учебных целей. Однако, развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в приятные позитивные формы общения.

Таким образом, результативность учения определяется активностью самих учащихся как субъекта учебной деятельности, а это, в первую очередь, связано с их направленностью на процесс познания. Данная направленность формируется у детей еще до поступления в школу и считается одним из ключевых компонентов психологической готовности к новой учебной деятельности. Школьная направленность включает в себя и познавательные, и социальные мотивы учения.

В общем, структура учебной деятельности включает в себя учебные задачи, действия, мотивы, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Основной задачей младшей школы является формирование у детей «умения учиться».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы