Курсовая теория Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Курсовая теория на тему Формирование регионального бюджета в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты реализации бюджетного процесса в Российской Федерации 6
1.1 Бюджетный процесс: понятие, принципы и нормативная база 6
1.2 Основные этапы и участники бюджетного процесса на федеральном и региональном уровнях 11
1.3 Межбюджетные отношения: взаимосвязь федерального и регионального бюджетов 12
Глава 2 Перспективы развития бюджетного процесса в Российской Федерации 17
2.1 Проблемы и направления совершенствования бюджетного процесса на региональном уровне 17
2.2 Предложения по повышению эффективности бюджетного процесса в Российской Федерации 20
Заключение 26
Список источников 30

  

Введение:

 

Актуальность изучения вопросов формирования регионального бюджета в РФ связана с тем, что государство располагает финансовыми ресурсами для обеспечения различных потребностей, что является государственными доходами. Использование денежных средств на те же цели составляет государственные расходы. Основная часть доходов и расходов представлена в государственном бюджете. Это форма образования и расходования фонда денежных средств для финансирования функций государства и органов местного самоуправления.
Рациональное планирование государственных финансов влияет на уровень социально-экономического развития страны. Планирование госфинансов содержит все этапы создания, распределения, перераспределения и применения денежных доходов и накоплений.
В основе планирования государственных финансов лежит бюджетный процесс. Это регламентируемая деятельность органов госвласти, муниципалитетов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федеральных и региональных бюджетов.
Основные задачи планирования государственных финансов:
1. расчет размера финансовых ресурсов по источникам их получения;
2. определение объема и направлений использования финансов;
3. согласованность материальных и финансовых ресурсов;
4. формирование условий для эффективного управления финансами.
В современных условиях Российской Федерации крайне необходима стабильность социально- экономического развития её субъектов. Достичь такого состояния возможно только посредством формирования эффективной системы бюджетных отношений. Укрепление экономического потенциала страны и повышение уровня жизни её населения в регионах возможно, в том числе, и при условии оптимизации бюджетного законодательства и соответствующей политики. Одним из факторов эффективности развития субъектов РФ является разработка и применение современных методик формирования и реализации бюджета.
В планировании государственных финансов бюджет, в том числе региональный, играет ключевую государственно-образующую стратегическую роль.
Основная цель исследования — проанализировать сущность и особенности процесса формирования регионального бюджета в РФ.
Задачи исследований:
1. Проанализировать понятие и сущность бюджетного процесса.
2. Исследовать содержание (этапы) бюджетного процесса.
3. Осветить сущность межбюджетных отношений.
4. Раскрыть возможные перспективы оптимизации формирования регионального бюджета в РФ.
Таким образом, объектом исследований в работе является современная концепция процесса формирования регионального бюджета в РФ.
Предмет исследований работы — бюджетный процесс на региональном уровне.
На основе поставленных цели и задач, а также учитывая объект и предмет исследований структура работы сформирована следующим образом. В начале в первой главе изучаются теоретические аспекты формирования регионального бюджета в РФ. В этой части работы исследуются сущность и этапы бюджетного процесса. Во второй главе работы исследуются перспективы развития бюджетного процесса в нашей стране.
Следует отметить, что по данной теме существует достаточное количество литературы, и это объясняется значимостью и интересом, проявляемым к данной теме. Вопросы и проблемы бюджетного процесса всегда волновали отечественных и зарубежных правоведов, экономистов и иных узкопрофильных специалистов в сфере государственных финансов.
Теоретическую основу исследования составили современная учебная и научная литература в рамках исследуемого круга вопросов и проблем. В частности при разработке данной темы были проанализированы такеи публикации, как Ногина О.А. «Проблемы правового регулирования сбалансированности бюджетов», Подпорина И. «Современные проблемы бюджетного регулирования», Садков В.Г.»Межбюджетные отношения и методические основы определения размеров региональных бюджетов», Сычев Н.Г. «Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации», Шевелько Д.А. «Программное бюджетирование в субъектах РФ», Шелковая Т.Б. «Актуальные проблемы формирования, распределения и использования бюджетов», Ялуткин В. «Основные направления оптимизации бюджетных доходов на региональном уровне» и др.
Методологическую основу исследования составили, прежде всего, общенаучные методы познания, такие как диалектический, системно-структурный и метод анализа и синтеза, специальные методы, а именно логико- юридический, сравнительно-правовой.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Те доходы, которые государство аккумулирует, не находятся в едином общем мешке, из которого каждый может получить по мере своих потребностей. Распределение и направления расходования государственных финансов особо принципиальный вопрос, который находится в строгих законодательных рамках.
Основной инструмент правового характера, с использованием которого происходит образование и распределение государственных денег – это государственный бюджет.
Бюджет – это совокупность форм образования и расходования денежных фондов, которые в свою очередь предназначены для выполнения государством своих социальных, экономических, политических задач.
Бюджет как экономическая категория подразумевает совокупность экономических взаимоотношений, которые в свою очередь образуются между субъектами в процессах образования, перераспределения и расходования денежных фондов на разных уровнях.
Бюджет любого уровня – юридический документ, принимаемый представительным органом власти соответствующего уровня. Так, государственный бюджет РФ принимает Федеральное Собрание в виде Федерального закона о бюджете на очередной финансовый год.
Российская Федерация – страна с федеративной формой устройства, в которой общепризнанны права местного уровня власти. Бюджетная система России строится на соблюдении определенных принципов, главными из которых являются:
• единство существующей бюджетной системы
• самостоятельность всех бюджетов
• сбалансированность бюджета
• гласность бюджетного процесса
На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.
В ходе реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса третий местный уровень подразделили на подуровни, где самым низким является уровень сельского/городского поселения.
Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов – ПФ РФ, ФСС и ФОМС.
На втором уровне расположены бюджеты субъектов РФ, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На региональном уровне бюджет характеризуется как центр финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения функций и задач субъекта РФ.
Третий уровень бюджетной системы РФ (муниципальный) представлен бюджетами муниципальных районов, а также поселений и городских округов. На местном уровне отсутствуют бюджеты внебюджетных фондов.
Кроме тех уровней бюджетов, что перечислены выше, существует еще понятие консолидированного бюджета. Он представляет собой группировку или своего рода свод бюджетов всех уровней, представленных на конкретной территории.
Например, в консолидированный бюджет РФ входят и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов РФ. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ включаются региональный бюджет и все муниципальные бюджеты муниципальных образований, включенных в состав соответствующего субъекта РФ.
Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объеме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.
Бюджет как экономическая категория подразумевает совокупность экономических взаимоотношений, которые в свою очередь образуются между субъектами в процессах образования, перераспределения и расходования денежных фондов на разных уровнях.
Бюджет любого уровня – юридический документ, принимаемый представительным органом власти соответствующего уровня. Так, государственный бюджет РФ принимает Федеральное Собрание в виде Федерального закона о бюджете на очередной финансовый год.
Российская Федерация – страна с федеративной формой устройства, в которой общепризнанны права местного уровня власти. Бюджетная система России строится на соблюдении определенных принципов, главными из которых являются:
• единство существующей бюджетной системы
• самостоятельность всех бюджетов
• сбалансированность бюджета
• гласность бюджетного процесса
На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.
В ходе реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса третий местный уровень подразделили на подуровни, где самым низким является уровень сельского/городского поселения.
Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов – ПФ РФ, ФСС и ФОМС.
На втором уровне расположены бюджеты субъектов РФ, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На региональном уровне бюджет характеризуется как центр финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения функций и задач субъекта РФ.
Третий уровень бюджетной системы РФ (муниципальный) представлен бюджетами муниципальных районов, а также поселений и городских округов. На местном уровне отсутствуют бюджеты внебюджетных фондов.
Кроме тех уровней бюджетов, что перечислены выше, существует еще понятие консолидированного бюджета. Он представляет собой группировку или своего рода свод бюджетов всех уровней, представленных на конкретной территории.
Например, в консолидированный бюджет РФ входят и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов РФ. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ включаются региональный бюджет и все муниципальные бюджеты муниципальных образований, включенных в состав соответствующего субъекта РФ.
Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объеме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты реализации бюджетного процесса в Российской Федерации

1.1 Бюджетный процесс: понятие, принципы и нормативная база

В рамках федеративного устройства заложено участие субъектов и муниципальных образований в бюджетных правоотношениях. Приходиться констатировать, что изучение проблем организации бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации (далее — субъект РФ), помимо прочего осложняется и тем, что такие отношения регламентированы как федеральным, так и региональным законодательством.
Причем в законотворчестве на региональном уровне зачастую используются без малейшего редактирования нормы федеральных законов. Отчасти такое копирование объясняется удобством пользования нормативно-правовым актом субъекта РФ. Однако, как полагают ученые, калькирование федеральных норм права в региональном законодательстве скрывает угрозу определенного несоответствия, в результате чего могут возникнуть проблемы правоприменения. Указанная тенденция является частью процесса реализации федеральных норм бюджетного права, так как именно на уровне регионов они находят свою конкретизацию.
В своём интервью СМИ в мае 2018 г., министр финансов А.Г. Силуанов отметил, что сегодня стоят задачи, как сказал Президент, глобального прорыва в экономике: мы должны обеспечить более высокие темпы роста. Скорее всего это будет делаться за счет бюджетной поддержка. Но одной бюджетной поддержкой здесь не ограничишься, поэтому мы сейчас будем готовить предложение по налоговым стимулам, – чтобы предприятия имели возможность вкладывать (и были заинтересованы во вложении средств) в новые производства, в развитие бизнеса и так далее. Еще раз повторюсь, что это во многом решается не только за счет бюджета. Но и за счет бюджета тоже.
Одним из приоритетов следующих бюджетных циклов будет инфраструктура, которая даст возможность развития новых производств, новых видов бизнеса. Именно этой задача будет одной из основных в бюджетной политике в предстоящие годы.
Безусловно, это и развитие современной цифровой экономики, это и стимулирование экспорта, это развитие малого и среднего предпринимательства. Во всяком случае, все то, чем занимается Министерство промышленности и торговли, и все то, от чего зависит устойчивость экономического роста. Следует отметить, что предполагается и налоговое стимулирование, и бюджетный маневр. И от такого рода взаимодействия между ведомствами, во многом зависит и выполнение основных экономических задач.
Основным планом государства является бюджет. Он играет важную экономическую, политическую и социальную роль в процессе воспроизводства.
Государственный бюджет – это ключевой плановый и контрольный инструмент, который позволяет государству перераспределять больше третьей части национального дохода и больше половины своих денежных средств.
Бюджет государства является справочным документом, который показывает сумму привлеченных и перераспределенных ресурсов, т.е. доходов и расходов за год (с 1 января по 31 декабря) . Данные денежные средства используются правительством страны в интересах развития экономики и решения социальных проблем в обществе. Через госбюджет осуществляется реализация внутренней и внешней политики станы.
Государственный бюджет РФ состоит из:
• федерального бюджета;
• регионального бюджета (бюджеты субъектов);
• местного бюджета (бюджеты муниципалитетов)
Бюджетное планирование – это составляющий элемент управления бюджетом и процесс составления планов. Суть его состоит в определении объемов и источников формирования и направлений применения фонда финансовых средств государства.
Планирование федерального бюджета включает в себя два этапа. На первой стадии разрабатывается прогноз функционирования экономики на следующий год. Далее федеральные органы исполнительной власти распределяют государственные финансы. На этом этапе создается список целевых программ, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета и согласовываются объемы вложений денежных средств.
Проект государственного бюджета рассматривается Государственной думой в рамках четырех чтений.
В первом чтении Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития России на предстоящий год, направления налоговой и бюджетной политики, программу кредитования субъектов РФ и иностранных государств. Также рассматриваются основные источники получения доходов в бюджет.
Второе чтение проекта федерального бюджета предусматривает рассмотрение расходной его части в общем плане, а также утверждается объем фонда финансовой помощи субъектов РФ.
В рамках третьего чтения Государственная дума рассматривается расходы бюджета по подразделам, уровням, видам целевых программ и т.д.
Заключительное четвертое чтение – это изучение поправок в бюджет, распределение по кварталам доходов, расходов и дефицита бюджета.
При осуществлении планирования государственных финансов особое значение придется информации, которая обрисует картину в будущем. Процесс получения подобных данных называется прогнозирование.
Прогноз развития бюджета – это совокупность вероятных оценок возможных средств развития его доходов и расходов.
Целью бюджетного прогнозирования является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета и внесение предложение по его укреплению. Результаты прогнозирования — это ключевое условие для принятия эффективных решений в рамках финансовой политики государства.
При разработке финансово-бюджетных прогнозов применяют различные методы:
• метод экстраполяции (составление перспективы на основе практики за предыдущий период);
• метод экспертных оценок (прогноз, строящийся на базе обоснованных оценок компетентных специалистов в отдельных отраслях науки и народного хозяйства).
Первый метод подходит для прогнозирования только некоторых статей расходов и доходов госбюджета, которые имеют более или менее стабильный характер. Второй метод при своей его популярности имеет один недостаток – присутствие субъективизма в оставлении оценок экспертами.
На практике оба метода могут применяться одновременно. Но более надежным способом считается построение многошаговых корреляционных моделей, которые предусматривают описание зависимости прогнозных бюджетных показателей от нескольких переменных . Такими переменными или факторами могут быть развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.
Итак, бюджет государства – это смета государственных расходов и доходов на определенный временной период (как правило на год), разработанная с указанием источников доходов и целевых направлений расходования полученных средств.
К принципам построения государственного бюджета относятся:
• Единство бюджетной системы;
• Разделение доходов и расходов среди уровней бюджетной системы;
• Обособленность бюджетов различных уровней (наличие у каждого своих источников средств и своих расходов);
• Сбалансированность бюджета;
• Эффективность использования и экономичное расходование бюджетных средств;
• Точность бюджета (все показатели должны быть достоверными и адекватно отражать экономическое положение);
• Полнота отражения бюджетных расходов и доходов;
• Гласность бюджета;
• Адресность и целевой характер применения бюджетных средств.
Как уже было отмечено, бюджет государства – это смета денежных расходов и доходов государства.
Влияние бюджета на развитие национальной экономики является неоднозначным на различных исторических периодах. Выделяются два основных этапа:
1. Во времена классического капитализма роль государства в хозяйственной деятельность была незначительной. Стоит отметить, что в ведущих странах только 9-18% всего национального дохода перераспределялось через бюджет государства.
2. Во второй половине 20-го века бюджет стал мощным регулятором макроэкономики. Через бюджет стали перераспределять от одной трети до половины национального дохода. Налоги и расходы позволяют бюджету влиять на обеспечение экономического роста и трудовой занятости.
Бюджетный механизм – это важный инструмент проведения долгосрочной структурной политики . С его помощью более быстрыми темпами развиваются наукоемкие производства, происходят научно-технические перемены в национальном хозяйстве, развиваются отстающие в экономическом плане регионы.
Государственный бюджет, выполняя регулирующую функцию, становится планом финансового хозяйства, который позволяет достигать экономической стабильности и является встроенным стабилизатором.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы