Курсовая теория Педагогика/Психология Психология, педагогика

Курсовая теория на тему Формирование познавательного интереса у детей старшего подросткового возраста (14-16 лет)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………3
1. Формирование познавательного интереса у школьников как психолого-педагогическая проблема 5
2. Особенности познавательного интереса у детей старшего подросткового возраста 9
3. Пути и особенности формирования познавательного интереса у детей старшего подросткового возраста 14
Заключение 19
Список источников 21

  

Введение:

 

Оценка развития личности, его познавательных процессов происходит исходя из условий общества, в котором на данный момент существует индивид. Знания, умения и навыки должны отвечать требованиям и научно-техническому прогрессу настоящего.
Для формирования успешной индивидуальности важно еще со школьных лет развивать личность, предоставлять и формировать у ребенка разного рода мотивы, активно развивая познавательный интерес, как один из мощных средств формирования успешной личности.
Проблема развития познавательного интереса во время учебно-познавательной деятельности учащихся не является новой, ею занимались Л.К. Антипова, Н.М. Бибик, В.Б. Бондаревский, В.А. Камышная, В.А. Кульчицкая, Л.В. Лохвицкая, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и другие.
Рассматривая обучение в школе, в соответствии с возрастной периодизацией, большой интерес по нашему мнению, следует уделять детям подросткового возраста (14-16 лет). Ведь именно в этот период происходит целый ряд переломных моментов, которые определяют дальнейшее развитие ребенка и его предпочтения. Развитие познавательного интереса в этом возрасте является наиболее благоприятным и ключевым для успешного развития личности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной психолого-педагогической литературе недостаточно рассматриваются теоретические и практические проблемы целенаправленного формирования познавательных интересов как основы самопознания и саморазвития старших подростков.
Цель – выявить особенности формирования познавательного интереса у детей старшего подросткового возраста.
Объект исследования – познавательный интерес детей старшего подросткового возраста.
Предмет исследования – особенности формирования познавательного интереса у детей старшего подросткового возраста (14-16 лет).
Задачи исследования:
 изучить научную, публицистическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования;
 раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
 рассмотреть особенности познавательного интереса у детей старшего подросткового возраста;
 выявить пути и особенности формирования познавательного интереса у детей старшего подросткового возраста.
Теоретическая основа. Анализ литературных источников по проблеме активизации познавательного интереса учащихся показал, что учеными исследовались: психологические аспекты познавательного интереса (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, И.П. Подласый, А.А. Реан); пути развития познавательного интереса учащихся (В.Ф. Паламарчук, Г.И. Щукина, М.И. Алексеева, И.П. Подласый); связь познавательной активности, интереса и познавательных потребностей школьников (Л.П. Аристова, Н.Г. Морозова, В.О. Онищук, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина) и т.д.
Методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы, систематизация, классификация, обобщение и сравнение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы – 24 стр. Список использованной литературы составляет 31 позицию.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что познавательный интерес – это эмоционально осознанная, выборочная направленность личности, обращенная к предмету и деятельности, связанная с ним, которая сопровождается внутренним удовлетворением от результатов этой деятельности.
В процессе научного поиска выяснили, что следующие наличие у учащихся старшего подросткового возраста познавательного интереса является важным средством повышения качества знаний, предотвращения их формального усвоения, устранение учебной перегрузки.
В школе объектом познавательного интереса учащихся старшего подросткового возраста является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение обучения.
Познавательный интерес в старшем подростковом возрасте носит динамичный характер и поддается изменению и перестройке. Особенности динамики познавательных интересов подростков обусловлены возрастными и индивидуальными различиями школьников. Информативными показателями, которые свидетельствуют об изменениях в познавательных интересах подростков, следует считать направленность мотивации учения, уровень сформированности, интенсивность проявления, предметную направленность, характер познавательных интересов, поскольку данные показатели способны изменяться под действием целенаправленных психологических воздействий.
Познавательный интерес не развивается стихийно, эффективность его формирования зависит от многих факторов, которые условно можно разделить на:
 социальные (окружающая обстановка, материальная база);
 общепедагогические (общая атмосфера в школе, уровень подготовки и педагогическое мастерство учителя);
 методические (современное содержание и методы обучения, проблемное, развивающее обучение);
 дидактические (практическая значимость материала, связь с современностью);
 психологические (уровень психического развития ребенка, наличие познавательных способностей, волевые качества, возрастные и индивидуальные особенности).
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что в старшем подростковом возрасте меняется структура интересов. Так, у подростков в возрасте 14-16 лет появляется большой интерес к человеку, его места в мире, интересуют отношения с противоположным полом, ровесниками. Развивается интерес к самопознанию, к жизненным перспективам, этическим нормам, нравственным оценкам людей.
Познавательные интересы детей старшего подросткового возраста влияют на их жизненные планы. Источником своих познавательных интересов они считают школу, учителей, одноклассников, родителей.
Для повышения познавательного интереса детей старшего подросткового возраста в учебной деятельности можно использовать следующие способы:
 показ новизны учебного материала;
 доступность изучаемого материала;
 показ практической роли знаний, связь с жизнью;
 достижения современной науки;
 эмоциональность учителя;
 побуждение к учебной деятельности;
 создание проблемной ситуации;
 методы стимулирования.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Формирование познавательного интереса у школьников как психолого-педагогическая проблема

Познавательные интересы являются разновидностью интересов, которые активно изучаются психологами. Интерес принадлежит к движущим силам человеческого поведения. Во многих психологических исследованиях он рассматривается как своеобразный показатель стремлений личности, ее активного отношения к жизни.
В отечественной психологии понятие познавательный интерес прочно связывается с понятиями познавательной потребности человека и познавательной деятельности. Известно, что устойчивые учебные мотивы формируются у школьников именно на основе познавательной потребности и познавательных интересов [26, c. 211]
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания и нарушалась многими учеными и практиками. Сегодня в связи с реформированием содержания образования, форм и методов обучения она приобретает еще больший вес [4, 6, 10, 12]
Несмотря на достаточную изученность проблемы познавательного интереса, однозначного подхода к его определению в психолого-педагогической науке не существует, что говорит как о его чрезвычайной важности, так и о трудности понимания.
Подчеркиваем и то, что категория интереса исследовалась различными науками: педагогикой, экономикой, философией, социологией, психологией, юриспруденцией и др. Учитывая сложность и многоаспектность категории «интерес», наличие в каждой науке соответственно его целей, методов изучения, восприятие понятия интерес под своим углом зрения, свидетельствует о том, что сформулировать исчерпывающее понятие интерес фактически невозможно.
Одним из первых, кто обратил внимание на важность в обучении и роль интереса как положительного фактора, который влияет на него, был Я.А.Коменский. Он считал, что обучение должно быть приятным и доступным для ребенка. Методы и приемы обучения должны приносить детям радость и успех, чтобы у учащихся появлялось желание и стремление к обучению [15, c.126]
Л.А. Иванова в своей работе обозначает интерес как мощный возбудитель активности личности, под влиянием которого психические процессы протекают очень интенсивно и напряженно, а деятельность становится продуктивной и увлекательной [13, c. 16].
Г.И. Щукина [30, с. 47] считает, что ведущим звеном общего феномена интереса является познавательный интерес. Он является активным мотивированным эмоциональным отношением субъекта к предмету познания, которое систематически учитываться и развиваться в процессе обучения, поскольку непосредственно влияет на формирование и развитие личностной направленности ребенка. Он выступает:
 как цель воспитания;
 как средство формирования личности;
 как условие эффективного образовательного процесса;
 как мотивация обучения;
 как элемент структуры личности.
Познавательный интерес как цель воспитания помогает привлечению к духовным ценностям общества. Он составляет основу творческих способностей личности и способствует овладению, присвоению, а также созданию новых духовных ценностей.
Итак, познавательный интерес – важный компонент всестороннего развития личности, в котором оказываются ценностные ориентации. Невозможно рассматривать задачу образования и воспитания вне связи с развитием познавательного интереса, который способствуют более эффективному овладению знаниями накопленными человечеством.
Как мотив учения и эффективное средство, побуждает ученика к самообразованию и настойчивому и непрерывному получению новых знаний, рассматривает познавательный интерес и А.И. Вишневский [8, c. 366]. Он понимает под познавательным интересом«надежный, реальный, независимый от условий фактор мотивации учения, основанный на привлекательности процесса самосовершенствования ученика».
Ряд ученых [6, 15, 17, 19, 20] познавательным интересом считают потребность, которая стала свойством личности человека. Она побуждает его к деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желаемое эмоциональное насыщение.
По мнению В.А. Сухомлинского, любознательность – это характерная особенность познавательного интереса. Она становится устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в формировании личности [29,с. 79].
М.А.Данилов доказал, что познавательный интерес и его становление – показатель общего личностного развития школьников [10, с. 132].
Е.Н. Плетнева под познавательным интересом понимает избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности [25, с. 60].
В.А. Машарова считает, что предметом познавательного интереса является отличное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологического и социального ориентирования в действительности, но и в стремлении проникнуть в его многообразие, сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречия и т.п. [21, с. 57].
Таким образом, познавательный интерес можно рассматривать как средство обучения, как мотив учебной деятельности, как устойчивое качество личности. Познавательный интерес имеет особое свойство – его объектом является не только содержание изучаемого предмета, но и сам процесс овладения знаниями.
По мнению Г.И. Щукиной познавательный интерес в научном отношении представляет собой феномен более узкий, чем образовательная мотивация.
Г.И. Щукина рассматривает несколько стадий интереса:
1. Любопытство (элементарная стадия ориентировки, связана с новизной предмета, ситуативный интерес);
2. Любознательность (стремление глубже ознакомиться с предметом, эмоциональное удивление);
3. Собственно познавательный интерес (стремление самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, устанавливать причинно-следственные связи);
4. Теоретический интерес (применение закономерностей на практике) [30, c. 68].
Понятие «познавательный интерес» ученые трактуют по-разному, однако в некоторых определениях прослеживаются общие черты, характеризующие это понятие:
 познавательный интерес – это побуждение к деятельности, мотивация деятельности (М.Ф. Беляев) [1, c. 59];
 познавательный интерес – это интерес, возбужденный содержанием, которое вызывает желание познать то, что неизвестно ученику (Г.А. Ващенко)[7, с.74];
 познавательный интерес – это потребность в обогащении ума и сердца. Так закрепляется любознательность и превращается в склонности к знаниям (Н.И. Новиков) [24, с. 37];
 познавательный интерес – особая избирательная направленность личности на процесс познания. Это взаимодействие интеллекта и волевых процессов (Л.В. Лохвицкая)[6, с. 10];
 познавательный интерес – это интерес, возникающий на основе потребности, что-то знать (А.Г. Ковалев) [23, c. 56].
Таким образом, особой и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес, который относится к разным сторонам познавательной деятельности. Познавательный интерес – это эмоционально осознанная, выборочная направленность личности, обращенная к предмету и деятельности, связанная с ней, которая сопровождается внутренним удовлетворением от результатов этой деятельности. Познавательный интерес представляет собой сочетание важных для развития личности психических процессов, основным элементом которых является волевое усилие. Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое.
Как утверждает А.М. Матюшкин, основное отличие в подходах к изучению интересов представителей отечественной и зарубежной психологии, заключается в том, что зарубежные ученые изучают интересы за пределами деятельности личности, не учитывая при этом, что именно в процессе деятельности интересы могут формироваться и развиваться [20, c.10]. В отечественной же психологии интерес рассматривается как особое свойство личности, которое влияет на ее развитие в процессе деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы