Методика преподавания математики в начальных классах Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Педагогическая диагностика универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты педагогической диагностики универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики 8
1.1 Сущность универсальных учебных действий в системе начального образования 8
1.2. Особенности педагогической диагностики УУД у младших школьников при изучении математики 12
1.3 Методы и способы педагогической диагностики универсальных учебных действий младших школьников 19
Глава 2. Результаты практического исследования 23
2.1 Разработка диагностических критериев универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе 23
2.2 Анализ результатов и выводы экспериментальной работы (сравнение констатирующего и контрольного эксперимента) 36
2.3 Рекомендации учителю по педагогической диагностике универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики 47
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложение 1. Реализуемы проекты 61
Приложение 2. Протоколы результатов исследования 89

 

  

Введение:

 

Актуальность нашего исследования. В концепции ФГОС общего образования предусмотрено формирование УУД учащихся в процессе всего периода обучения в школе. От класса к классу эти действия учащихся должны совершенствоваться и развиваться. В этой связи необходима специальная, грамотно разработанная система диагностики уровня сформированности УУД учащихся, позволяющая с нужной точностью измерять степень соответствия освоенных УУД принятому стандарту требований на каждом из этапов обучения.
Анализ образовательной практики обнаружил отсутствие в образовательных организациях системного опыта диагностики УУД учащихся начальных классов. Все сказанное позволяет констатировать существование проблемы создания системной диагностики УУД учащихся и ее технологического обеспечения.
В нашем исследовании рассмотрим педагогическую диагностику УУД младших школьников на уроках математики. Ведь учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных. Именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению систематизировать, анализировать, критиковать, исследовать.
Разработкой диагностических материалов УУД занимались И.А. Журавлев, И.В. Воробьев, В.Е. Пырков, В.Ю. Мезенцева, А.И. Газейкина, Э.Ф. Насырова и Н.Л. Васенина.
Рассматривая проблему диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся, И.А. Журавлев основное внимание уделяет группам регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. В качестве диагностического инструментария предлагает использовать технологию обучающих тестов, разработанную ранее рядом авторов как альтернатива тестам контроля уровня знаний и умений учащихся [25]. Возможность их использования для диагностики уровня сформированности УУД достаточно убедительно, на наш взгляд, обосновывается тем, что при прохождении теста учащийся выбирает или формирует не ответ на конкретно заданный вопрос, а действие, которое, по его мнению, ведет к решению поставленной задачи.
В статье И.В. Воробьева и В.Е. Пыркова рассматривается способ диагностики сформированности УУД учащихся посредством количественного и качественного анализа результатов выполнения соответствующих заданий. При этом авторы ограничиваются анализом возможных и допускаемых учащимися ошибок, но не определяют, ни критериев, ни уровней сформированности рассматриваемых УУД [14].
В.Ю. Мезенцева и А.И. Газейкина предлагают методику разработки диагностических материалов, приводят примеры конкретных заданий с обоснованием их направленности на проверку сформированности определенных УУД учащихся [37].
Несмотря на актуальность темы и ее изученность, можно выделить следующие противоречия между:
— требованиями ФГОС НОО к всестороннему развитию личности ребёнка и отсутствием чётких критериев сформированности УУД у ребёнка-выпускника начального звена;
— необходимостью эффективности проведения диагностики УУД младших школьников на уроках математики и недостаточностью разработанных педагогических условий, обеспечивающих успешную ее реализацию;
— необходимостью формирования УУД младших школьников на уроках математики и отсутствием диагностического материала для измерения их сформированности.
На основании противоречий, можно обозначить проблему исследования: каковы особенности и условия эффективности проведения диагностики УУД младших школьников на уроках математики и как систему диагностики УУД младших школьников на математике сделать более эффективной?
Цель исследования — изучить теоретические аспекты педагогической диагностики универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики и разработать рекомендации учителю по педагогической диагностике УУД младших школьников на уроках математики.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования — педагогическая диагностика универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования – повысить эффективность диагностики УУД младших школьников на уроках математики возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
— будут разработаны педагогические условия при диагностировании УУД младших школьников на уроках математики если:
— в процессе диагностики УУД на уроках математики будут использованы проблемные творческие продуктивные задачи,
— педагогическая диагностика УУД будет носить творческий исследовательский характер, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) выявить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике, раскрыть особенности УУД;
2) определить содержание, структуру УУД младших школьников и обосновать механизм их формирования у младших школьников;
3) на основе анализа научной литературы обобщить и систематизировать педагогические условия диагностики УУД младших школьников на уроках математики;
4) представить систему диагностики УДД на уроках математики с помощью проблемных творческих продуктивных задач,
5) экспериментально проверить педагогические условия диагностики УДД на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования: теоретико-методологический, понятийно-терминологический и системный анализ, эксперимент, наблюдение, анкетирование, обобщение практического опыта, методы количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования определяется:
— выявлением критериев, показателей и методик диагностики, позволяющих определить уровень развития УУД у младших школьников на уроках математики, которые могут быть использованы в практической деятельности педагогов;
— уточнением и конкретизацией выводов по проведению диагностики УУД на уроках математики, которые могут послужить для дальнейшего исследования. В том числе выявления критериев, которые могут быть использованы в проведении комплексного мониторинга УУД младших школьников.
База исследования: МБОУ СОШ с/п «Село Большая Картель».
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список из 55 источников и два приложения. В работе 12 таблиц, 5 рисунков, общее количество страниц 90.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции), 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Для диагностики уровня развития УУД у младших школьников на уроках математики могут быть использованы следующие диагностические методы:
 педагогическое наблюдение, проводимое учителем;
 анализ продуктов детской деятельности;
 анкеты для выявления и оценки степени формирования УУД, творчества и степени самостоятельности в творческо-исследовательской работе младших школьников.
Одним из эффективных средств проведения диагностики УУД на уроках математики выступает метод проектов, который включает в себя творческий исследовательский характер, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт с помощью творческих исследовательский продуктивных задач, которые ученики выполняют при его организации и проведении.
Благодаря проектной деятельности путем наблюдения, оценивания промежуточных и конечных результатов, учитель сможет оценить универсальные учебные действия, поскольку сам метод проектов по сути своей является метапредметным благодаря тому, что в ходе проектирования для решения конкретной практической задачи привлекаются знания из различных областей науки и практики.
Для доказательства гипотезы исследования, нами был организован и проведен эксперимент среди учеников 4 класса.
Согласно гипотезе исследования, были реализованы педагогические условия, способствующие оптимизации проведения диагностики УУД: в процессе диагностирования УУД на уроках математики использованы проблемные творческие продуктивные задачи, педагогическая диагностика УУД носила творческий исследовательский характер, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Согласно данным условиям, для выделения критериев сформированности УУД бы использован метод проектов.
Основная цель проведенного исследования заключается в разработке рекомендации учителю по педагогической диагностике УУД младших школьников на уроках математики.
Согласно гипотезе исследования, были реализованы педагогические условия, способствующие оптимизации проведения диагностики УУД: в процессе диагностирования УУД на уроках математики использованы проблемные творческие продуктивные задачи, педагогическая диагностика УУД носила творческий исследовательский характер, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Была разработана тематика проектов по математике в УМК «Школа России». Все проекты, которые были разработаны и апробированы с учениками 4 класса, направлены на выявление сформированности всех видов УУД учеников.
На констатирующей стадии цель была решена — провести первичное исследование сформированности УУД у младших школьников.
Формирующий этап был направлен на организацию и проведение проектных мероприятий по математике.
На контрольном этапе цель была решена — провести вторичное изучение УУД младших школьников.
Были разработаны следующие критерии для диагностики УУД младших школьников на основе метода проектов:
1) практическая готовность является основным критерием оценки уровня формирования учебных навыков;
2) мотивация к проектной деятельности;
3) проявление творческого потенциала в осуществлении проектной деятельности;
4) проявление независимости в осуществлении деятельности.
Подводя итоги, следует отметить, что дети в целом готовы к творческой проектной деятельности, однако их самостоятельность, мотивация и творческий потенциал находятся на довольно низком уровне. Существует явное отсутствие организации и реализации проектных мероприятий в обоих классах.
Высокий уровень на констатирующем этапе не был продемонстрирован ни одним учеником из двух классов. Дети не умеют: работать с первоисточником, наблюдать, определять проблему, формулировать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать результаты, использовать достижения смежных наук.
Подводя итоги контрольного этапа, следует отметить, что ни один ученик из контрольного класса не продемонстрировал высокий уровень проектной деятельности. Дети до сих пор не умеют: работать с первоисточником, наблюдать, определять проблему, формулировать гипотезы, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать результаты, использовать достижения смежных наук. Дети экспериментального класса обладают повышенными навыками: умение работать с различными источниками информации; умение правильно разработать методологию исследования; умение критически понимать материал, представленный в конкретном источнике информации; умение анализировать различные ситуации, выделять наиболее важные и надежные в данной ситуации; умение не четко и ясно выражать свои мысли, уметь обосновывать свои суждения; умение конструктивно подходить к решению проблемы; умение планировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты; умение использовать возможности ИКТ для представления результатов исследований.
Итак, были решены все поставленные задачи и доказана гипотеза исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты педагогической диагностики универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики

1.1 Сущность универсальных учебных действий в системе начального образования

Важнейшей задачей современной системы начального образования является достижение метапредмстных результатов, предполагающих освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (УУД), формирование универсальных учебных действий. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-дсятсльностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова [5].
Системно-деятельностный подход раскрывает основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина) позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий, которые выступают как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие учащимся с нарушением слуха возможности для овладения соответствующими компетентностями (академической и жизненной), способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию [5].
Ш) > О
Общая направленность фундаментального ядра, таким образом, определяет систему универсальных учебных действий, формирование и развитие которых задаётся в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые мы рассмотрели выше.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования есть специальный раздел — «Система универсальных учебных действий». Именно в этом разделе предлагается и определение понятия «универсальные учебные действия», и их классификация. Обратимся к содержанию этого раздела [55].
В системе универсальных учебных действий существуют широкое и узкое определения понятия. В широком смысле понятие «универсальные учебные действия» означает попросту умение учиться: «…способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
В узком смысле (его ещё называют психологическим) универсальные учебные действия — это способы деятельности обучающихся: «…совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». В графическом виде эта информация представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Понятие «универсальные учебные действия»
Смысловой контекст Определение понятия Ключевая характеристика
«Широкий» смысл Способность субъекта к саморазвитию и само- совершенстрованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться
«Узкий» смысл Совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Способы деятельности
Функции универсальных учебных действий (то есть то, для чего они нужны) также перечислены в Фундаментальном ядре. Таких функций выделяется три. Первая из них связана с тем, чтобы обеспечить обучающемуся возможность самостоятельно учиться, вторая — с созданием условий для самореализации ученика, а третья — с созданием ситуации успеха в освоении знаний. В таблице 2 функции универсальных учебных действий представлены в соответствии с текстом документа ФГОС НОО [55].

Таблица 2 — Функции УУД

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы