Курсовая теория на тему Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание обучающихся начальных классов 5
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников 12
Глава 2. Теоретические аспекты формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения 18
2.1. Методы и приемы формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения 18
2.2. Формирование нравственных качеств детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Актуальность работы. Актуальность проблемы духовно-нравственного развития обусловлена наличием негативных тенденций в структуре личности, духовных проявлениях современного ребенка.
Как указывает В.В. Абраменкова, показатели физического здоровья детей значительно снижаются, их психическое развитие характеризуется частым возникновением нервно-психических заболеваний.
Духовное неблагополучие подтверждается ростом детской жестокости, преступности, наркотической и алкогольной зависимости, бродяжничеством. Вместе с тем повышенная тревожность, депрессии, апатии, пессимизм также свидетельствуют о психоэмоциональной нестабильности современных школьников. Откликом государства на данную ситуацию стало принятие Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая явилась методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Идеологические основы Концепции конкретизированы в Примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В ней определены цель, задачи, направления, содержание, формы, методы и результаты работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Доказано, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для духовно-нравственного воспитания.
В 1-4 классах происходит усвоение норм и правил общественной морали, становление эмоциональной сферы, формируются ориентиры на нравственные ценности. Но принять ту или иную установку ученик должен сам, в ходе собственной деятельности. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника – одно из условий его духовно-нравственного развития. При этом важным становится стимулирование (со стороны школы и семьи) стремления ученика включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона. Вовлечение школьников в совместную общественно значимую деятельность позволяет им научиться действовать, чувствовать, принимать решения, т.е. достигать личностных результатов.
Согласно ФГОС, она рассматривается как личностно-ориентированное взаимодействие педагога и школьника, целью которого является обеспечение условий развития ученика, становления его субъектности в школьные годы.
Цель исследования – изучить особенности формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
2. определить педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников;
3. изучить методы и приемы формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения;
4. рассмотреть особенности формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Заключение:
Заключение
Таким образом, состояние современного общества в целом и внутреннего мира человека стало объектом пристального внимания самых разных структур: государства, общественности, православной церкви, системы образования, поскольку многие явления нашей жизни свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
Самое показательное – это всеобщая бездуховность и безнравственность общества, причем связанная не только с реалиями социальной жизни, но, прежде всего, с утратой прежних основ и ценностей воспитания и образования. Г.Г. Граник так определяет это состояние: «Результаты современных научных исследований по социологии, философии, психологии свидетельствуют о критическом состоянии нравственности в обществе и указывают на обострение взаимоотношений между разными этническими, социальными, возрастными группами; интолерантность со стороны молодого поколения и общества в целом к лицам пожилого возраста; отсутствие бытовой культуры, агрессивность во взаимоотношениях в социуме, между молодежью и старшими в семье; нарушение норм поведения в общественных местах; жестокое обращение с животными, варварское отношение к природе; несоблюдение законов».
Поэтому в современном обществе возрастает роль школы и, в частности учителя, в решении задач духовно-нравственного развития личности ученика средствами предмета
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была в центре внимания педагогов и психологов. Так, Л.С. Выготский считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящей вперед.
При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. По мнению ученого, воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. Выготский первым выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.
И.С. Кон также обращался к анализу процесса выработки осознанных моральных принципов у старшеклассников, которые появляются у личности с развитием абстрактного мышления: «Поскольку ценность и значение этих принципов уже не зависят от частных жизненных ситуаций, смены групповой принадлежности и т. п., то и в осуществлении их человек начинает ориентироваться, прежде всего, на собственную совесть».
Таким образом, обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Уроки литературного чтения обладают в сравнении с другими дисциплинами наибольшим потенциалом в духовно-нравственном воспитании, поскольку родной язык служит не только инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития, но и текстообразующим фактором со всем арсеналом воспитательных возможностей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Нравственное воспитание обучающихся начальных классов
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные нравственные качества.
В этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся мотивы, которые способствуют обучению и установлению, и улучшению взаимодействий со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов учебы .
Младший школьник является началом общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной. В данном качестве ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, в первую очередь интеллектуального развития, которое обеспечивает возможность учиться.
Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований.
К ним можно отнести:
— общее физическое развитие ребенка,
— владение достаточным объемом знаний,
— владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда,