Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование компонентов зож у обучающихся средствами туристической деятельности в сфере дополнительного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Формирование здорового образа жизни как
педагогическая проблема. 5

1.1 Проблема формирования здорового образа жизни у
обучающихся. 5

1.2 Туризм и туристическая деятельность как средство
формирования компонентов ЗОЖ.. 13

1.3 Возможности дополнительного образования в формировании
компонентов ЗОЖ у обучающихся. 16

1.4 Характеристика процесса формирования компонентов
здорового образа жизни обучающихся возможностями дополнительного образования. 18

Глава 2. Материалы и методы исследования. 22

2.1 Роль туристической деятельности в сфере дополнительного
образования в формировании компонентов здорового образа жизни у обучающихся. 22

2.2 Обоснование целесообразности использования туристической
деятельности в сфере дополнительного образования в формировании компонентов ЗОЖ.. 25

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Сущность
здоровье-сберегающих и здоровье-формирующих технологий предстает в комплексной
оценке условий воспитания и обучения, которые позволяют сохранять существующее
положение учащихся, формировать более высокий уровень их здоровья, навыков
здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального
развития, прогнозировать возможные изменения здоровья я и проводить
соответствующие психолого-педагогические, корректирующие, реабилитационные
мероприятия с целью обеспечения успешности учебной деятельности и ее
минимальной физиологической "стоимости", улучшение качества жизни
субъектов образовательной среды.

Здоровье-сберегающие — технологии, создают безопасные условия для
пребывания, обучения и работы в школе и те, что решают задачи рациональной
организации воспитательного процесса (с учетом возрастных, половых,
индивидуальных особенностей и гигиенических норм), соответствие учебного и
физического нагрузок возможностям ребенка; оздоровительные — технологии,
направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся,
повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия,
закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкальная терапия; технологии
обучения здоровью — гигиеническое обучение, формирование жизненных навыков
(управление эмоциями, разрешение конфликтов и т.д.), профилактика травматизма и
злоупотребления психо-активными веществами, половое воспитание. Эти технологии
реализуются благодаря включению соответствующих тем к предметам
общеобразовательных учебного цикла, введение в вариативной части учебного плана
новых предметов, организации факультативного обучения и дополнительного
образования; воспитание культуры здоровья — воспитание у учащихся личностных
качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию
представлений о здоровье как ценность, усилению мотивации на ведение здорового
образа жизни, повышению ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи.

Туризм имеет большое значение для сохранения и укрепления физического
здоровья, эстетичного, трудового, морального и патриотичного воспитания всех категорий
населения, а особенно молодёжи, овладение ней жизненно важными умениями и
навыками, познания окружающей среды в природных условиях.  Простые и доступные организационные формы,
которые используются в туризме (походы, экскурсии, прогулки, туристские слеты и
соревнования), способствующих реализации не только специфических функций
физической культуры (образовательных, прикладных, спортивных), но и
рекреационных и оздоровительно-реабилитационных, обеспечивают условия для
здоровой жизнедеятельности личности в обществе.

Исследование туризма в России в конце прошлого века в теоретическом
(туризмология) и практическом (праксеология) планах вызвало живой,
неослабевающий интерес к многочисленным проблемам туризма в философском,
социологическом, экономическом, педагогическом, психологическом аспектах.

Методологическая база исследования. Проблема сохранения и укрепления
здоровья личности широко освещается в трудах медиков, психологов, социологов
(Г. Апанасенко, Н. Виленский, А. Газман, Г. Зайцев [7], В. Климова [10], В.
Петленко, C. Свириденко [17], Т. Сущенко [20], Г.Царегородцев и др.). К
изучению основ здоровье-сохраняющего воспитания обращаются такие ученые, как
В.Ф.Базарный, И. Брехман, В. Горащук [4], А. Дубогай [5], В. Лозинский,
П.Малькова, В.Оржеховская [14], Н. Таланчук, Л. Татарникова. В трудах Л.
Заплатникова [8], Н. Гриневой, С. Кириленко, Л. Пономаревой [16], Б. Шияна
раскрывается содержание и организация оздоровительного образования и воспитания
школьников.

Проблема применения здоровье-сберегающих технологий в современной школе
освещена в трудах Л. Антоновой, В. Лозинского [11], Ю. Науменко [13], Н.
Смирнова [22], В. Цыганова, Е. Юниной и др. В данных работах ученые попытались
раскрыть содержание понятия "здоровье-сберегающие технологии",
пересмотреть методы и формы реализации данной проблемы в условиях.

Объект исследования: процесс формирования
здорового образа жизни у обучающихся.

Предмет исследования: формирование
компонентов ЗОЖ у обучающихся средствами туристической деятельности в сфере
дополнительного образования.

Цель: проанализировать возможности
туристической деятельности в сфере дополнительного образования в формировании
компонентов здорового образа жизни у обучающихся.

Задачи:

1. Дать
характеристику процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся;

2. Проанализировать
возможности дополнительного образования в формировании компонентов здорового
образа жизни у обучающихся.

3. Охарактеризовать
возможности туристической деятельности в формировании компонентов здорового
образа жизни у обучающихся.

4. Обосновать целесообразность
использования туристической деятельности в сфере дополнительного образования в
формировании компонентов здорового образа жизни у обучающихся.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день реализация здоровьесберегающей деятельности
проводится на основе обширного теоретического и практического опыта валеологии.
Однако, несмотря на широкий диапазон и богатый опыт, об эффективности данной
деятельности в большинстве случаев говорить не приходится. Поскольку, несмотря
на планомерность проводимой в образовательных учреждениях здоровьесберегающей
деятельности, ее эффективность оценивается только удовлетворительно. Следует
выделить определенные трудности, с которыми сталкиваются учреждения при
осуществлении здоровьесберегающих мер. Это и нехватка квалифицированных кадров,
и отсутствие системности в проводимой здоровьесберегающей деятельности, ее
слабая координация, а также недостаточные контроль и анализ. Отмечается
отсутствие системы взаимосвязи между специалистами, осуществляющими
здоровьесберегающую деятельность и др.

В настоящее время дополнительное
образование является неотъемлемой частью системы непрерывного образования,
поскольку дает ребенку дополнительные возможности интеллектуального, духовного
и физического развития, способствует актуализации творческих и образовательных
потребностей.  Именно поэтому внешкольные
учреждения пользуются спросом в современном обществе.  Их работа заметно отличается от организации
других социокультурных и воспитательных центров.  Актуальность дополнительного образования
заключается в развитии социально-коммуникативной компетентности у детей, в
становлении их социальной зрелости и ответственности.  Одним из эффективных направлений дополнительного
образования, позволяет сочетать обучения и воспитания детей и подростков
является детско-юношеский туризм.  Именно
туризм дает исключительную возможность воочию увидеть красоту родной земли,
познакомиться с историей, культурой, закалиться физически, так и морально,
улучшить состояние здоровья.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Формирование
здорового образа жизни как педагогическая проблема

1.1 Проблема
формирования здорового образа жизни у обучающихся Одной из важнейших проблем современного
общества является воспитание физически и духовно здорового поколения. При этом
в современном представлении людей понятие «здоровье» пока не имеет четко
однозначного статуса. С позиций медико-биологических признаков здоровье понимают,
как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с
окружающей средой и отсутствием каких — либо болезненных явлений.

По определению Всемирной организации
здравоохранения здоровье — «это состояние полного физического социального
благополучия».

Есть более широкое определение здоровья
как «состояния духа, эмоционально — психологической и физиологической сфер
жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для
расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им своей
неразрывной связи с окружающим миром, ответственности за него» [12].

Такое понимание здоровья человека
приводит к другому понятию исследуемой проблемы — «здоровый образ жизни». Для
его характеристики необходимо раскрыть ещё сущность категорий «образа жизни».
Так, на уровни сущности образ (смысл) жизни человека представлен в теореме о
смысле жизни человека профессора философии Б.К. Дулумана. Он представляет его в
трех взаимосвязанных сферах: биологической, духовной (общественной) и
личностной. Он утверждает, что «смысл жизни человека диктуется
естественно-биологической природой человека, навязывается обществом,
реализуется на личностном уровне». Здоровье человека имеет существенное
отношение к каждому из этих уровней жизни, но имеет и свою специфику проявления
и значимости на каждом уровне.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы