Курсовая теория на тему Феномен лидерства в школьном коллективе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА.. 4
1.1 Теории происхождения лидерства. 4
1.2 Понятие, роль и функции лидерства в школьном
коллективе. 12
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ.. 19
2.1 Условия достижения лидерства. 19
2.2 Игры на установление лидера в школьном коллективе. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Введение:
Актуальность темы. Лидерские
качества присущи каждому человеку, а то развивает он их или нет, зависит в
большинстве от среды и людей, в котором он находится и общается. Если наблюдать
за ребенком с четко выраженными лидерскими качествами еще с раннего детства, то
можно разделить его жизнь в определенные периоды формирования этих
способностей. Например, детский сад, школа, университет, работа, семейная жизнь
и так далее. То есть многое определяет окружение и место в обществе.
В
целом лидер — это член группы, который выполняет центральную роль в организации
и деятельности класса. К нему все прислушиваются и ничего не решают без его
участия.
В
советской и в современной педагогической литературе встречается разная
типология, толкование, характеристика лидерства. Если сравнить несколько книг
или статей с освещением этой темы, то можно растеряться, делая общие выводы по
ней. Каждый автор освещает свое видение проблемы лидерства и это правильно, то
в курсовой работе можно опираться не на один или два источника, а на десятки.
Трудно ответить однозначно на такие вопросы, как «Мотивы лидерства», «Типы
лидеров», «Кто в большинстве становится лидером», «Какая разница между
мальчиком-лидером и девочкой-лидером», а главный вопрос «Нуждается ли общество в
лидерах».
Очевидно,
что проблема лидерства существует в школе, и о ней нужно писать, ее нужно
изучать и вносить определенные свои коррективы. Проблему лидерства начинают
изучать именно со школы, потому что в ней ребенок формируется как юношеская
личность, начинает строить свой жизненный путь и самоутверждаться. Дети — это
будущее нашей страны, а в установлении лидерства одну из главных ролей играют
учителя, и именно им нужно обратить внимание на ученический коллектив класса и
выделение лидеров среди детей. Педагог должен определить — это лидеры
«положительные» или «отрицательные», и приложить максимум сил для того, чтобы
поставить ребенка на правильный путь развития.
Степень изученности темы. Проблему
лидерства исследовали большое количество ученых различных гуманитарных и
практических наук. Психологи, политологи, педагоги выдвигали и доводили свои
теории, концепции, определения по лидерства. Эту тему исследовали: М.
Шимановский, Р.Х. Шакуров, Е.С. Кузьмин, С. Куча, А.И. Киричук, Р.И. Солопова,
А.В. Мудрик, Н.Л.Седеванова, М. Фэй гон, Б. Бабенко, Л. Турищева, Д. Креч, Л.И.
Уманский, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Маслов, В.В. Шпалинский, В.И. Зацепин и
другие.
Объект исследования:
школьный коллектив.
Предмет исследования:
лидерство в классе, его типология и характеристика.
Цель курсовой работы
— разносторонне и объективно исследовать школьный коллектив, выделить лидеров,
изучить типологию лидерства, обосновать функции лидера, обратить внимание на
установление лидерства в современной школе.
Для
достижения данной цели необходимо решить ряд
задач:
—
проанализировать теории лидерства;
—
провести характеристику лидеров;
—
выделить главные качества лидеров;
—
охарактеризовать способности лидеров;
—
изучить структуру установления лидера;
—
охарактеризовать условия достижения лидерства.
Для
написания данной работы были использованы периодические и монографические
издания. Свои статьи освещению проблемы лидерства в школьном коллективе
посвятили В. Татенко — «Типология лидерства», С.Л. Алифанов «Основные
направления анализа лидерства», В. Ложкин — «Механизмы лидерства», М.
Шимановский «Задача лидера — вести за собой: практические советы по созданию
ученического самоуправления», Н.Шевченко — «Будущее лидерам» и другие.
Заключение:
Жизнь
одна для каждого, кто проживет ее с высоко поднятой головой, добившись успеха и
признания, а мимо другого оно просто пройдет рядом. У одного человека она
длинная, а у другого короткая. Но от нас зависит, как мы ее проживем — активно
или пассивно. Это имеет большое значение для семьи, для страны, для общества.
Поэтому человек своей индивидуальностью становится крупнейшим рычагом
общественной жизни. Никто не приходит в мир сформированным. В течение жизни она
непрерывно развивается и, изменяясь, прогрессирует. Сложилось так, что мы
больше знаем об окружающем мире, чем о самих себе. Собственные способности,
чувства и многое другое для нас часто остается тайной. А незнание себя,
неумение управлять собой приводит к ошибкам, конфликтам и жизненным
разочарованиям. Школьные шаги — это то полезно-продуктивное время, когда
ученики могут открывать, активно усовершенствовать самих себя.
Лидерская
позиция особенно во многом зависит от знаний, умений, личностных качеств.
Следует
постоянно искать возможности для лидерской, то есть инициативной, креативной,
конструктивной, продуктивной, авторской, свободной и одновременно
высоконравственной жизни. И в этом деле не стоит медлить. Ведь недаром говорят:
«Кто медлит, тот теряет!».
Спорный
вопрос курсовой работы — это рождается ли ребенок с лидерскими способностями?
Как по мне, то на проблемный вопрос можно дать не один ответ. И все же, точной
мысли, которая была доказана полностью, трудно найти.
На
одно мгновение кажется, что лидерские качества врожденные, а с другой стороны,
они в большей степени являются приобретенными.
И
все же, лидерству нужно учиться. А именно школа формировала, воспитывала
творческих, энергичных, честных, умеренных, справедливых, скромных и ответственных
школьных лидеров, которые в будущем становились сильными личностями и делали
вклад в развитие страны и общества в целом.
Развитие
Российского государства, его расцвет, прогресс нации возможны только при
условии воспитания хорошо образованных с глубоко осознанной гражданской
позицией социально активных молодых граждан. Это самый важный социальный заказ,
выполнение которого является задачей современной российской школы.
Формирование
личности, способной на нестандартные решения, которая имеет свою точку зрения,
способной и стремящейся к постоянному саморазвитию, личности с качествами
лидера невозможно без существования и активной работы системы школьного
самоуправления. Эта система может принимать любые формы в том или ином
конкретном учебном заведении, но она должна работать, и работать так, чтобы
каждый ученик формировался, становился этой особенностью, независимо от того,
какой социальный старт может дать ему семья. Современная школа со своей системой самоуправления должна
способствовать личностному росту детей, помочь сформироваться каждому ребенку как
социально-успешной, гуманистически-направленной личности.
Итак,
проблема лидерства считается одной из самых актуальных в развитии школьного
коллектива и каждого ученика в частности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА
1.1 Теории происхождения
лидерства
Лидерство
стало объектом исследования в начале ХХ века, когда начали проявлять интерес к
управлению как науке. Однако только в 30-40-х годах впервые осуществлено
изучение этого явления на систематических началах. Ранние исследования имели
целью выявить общие свойства или личностные характеристики эффективных
руководителей, обусловленные, прежде всего потребностями производства. Так
возникла личностная теория лидерства (теория черт, теория великих людей),
согласно которой лучшие из руководителей обладают определенным набором
врожденных, общих для всех личных качеств. Различные исследователи пытались
выяснить самые необходимые для лидера черты. Такие наборы черт тщательно
фиксировались и рассматривались как основа для построения системы тестов для
отбора лиц, пригодных для лидерства [15].
К
сожалению, несмотря на большое количество проведенных исследований, ученые так
и не пришли к единому мнению о том, каким должен быть набор качеств, присущих
великому лидеру. К.Берд, например, составил список 79 черт, определялись
разными исследователями как «лидерские». Среди них были такие: инициативность,
общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и тому
подобное. Но ни одна из черт не занимала надежного места в списках: 65%
названных черт были упомянуты один раз, около 20% — дважды и только 5% четыре
раза.
Абсолютизм
воплощения теории черт является понятие харизматического лидера (от греческого
— дар, милость, благодать божья). Харизматический лидер приписывают все успехи
его сторонникам, даже явные ошибки обращающихся, к заслугам. Как феномен
групповой психологии харизма воспринимается в обратном виде: внимание
сосредоточивается на лидере, а не на его последователях. Именно для
харизматического лидера подходящей есть пословица: «Короля играет окружение».
Потребность людей в таком лидере возникает в экстремальных