Курсовая теория на тему Эволюция экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС 5
1.1. История развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС 5
1.2. Роль экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС 12
Глава 2. Особенности развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС 19
2.1. Анализ итогов и направления деятельности экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС 19
2.2. Проблемы и перспективы развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Экономическая интеграция на глобальном и региональном уровнях считается важной инициативой по достижению экономического роста и развития. Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассматривается как шаг к экономическому росту и успеху среди отдельных постсоветских государств.
Критики рассматривают создание ЕАЭС как инициативу России по ускорению процесса региональной интеграции, формированию континентального блока и созданию многополярного мира. Они утверждают, что ЕАЭС является противовесом Европейского союза (ЕС) на Западе, а также противовесом Китая на Востоке, поскольку стремится ограничить китайское экономическое влияние и проникновение на рынки Центральной Азии. Также предполагалось, что ЕАЭС позволяет России представить себя в образе великой евразийской державы, которая усиливает свое положение в глазах западных стран.
Значение ЕАЭС в глобальном геополитическом и экономическом ландшафте приобрело пристальное внимание политиков, правительств и в корпоративном мире. Тем не менее, исследования о перспективах и проблемах ЕАЭС в настоящее время довольно ограничены. Был опубликован ряд исследований, но они в основном основаны на личных наблюдениях авторов и, как правило, проводят оценку с критической точки зрения.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС.
Предметом исследования в курсовой работе является законодательство, регулирующее развитие экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС.
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей эволюции экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
— рассмотреть историю развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС;
— раскрыть роль экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС;
— провести анализ итогов и направления деятельности экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС;
— выявить проблемы и перспективы развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС.
В курсовой работе использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, сравнительный) методов познания.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ [1], ТК ЕАЭС [2], федеральные законы РФ.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах авторов по проблемам развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения, практические выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС.
Практическая значимость темы курсовой работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Резюмируя все вышеизложенное, автор приходит к следующим выводам.
1. За небольшой в хронологическом ракурсе промежуток времени государства-члены ЕАЭС прошли 4 уровня интеграции: зона свободной торговли, ТС, ЕЭП, ЕАЭС. В течение многих лет ЕАЭС был наиболее эффективной инициативой в области интеграции стран бывшего СССР. Изначально лидерами евразийской интеграции владела амбициозная цель создания полноценного экономического союза с общей валютой. Несмотря на инициативы все сторон-участников и не умаляя значимости Казахстана и Белоруссии в становлении ЕАЭС и их роли в процессе евразийской интеграции именно Россия является лидером данного союза. Российское лидерство в этом интеграционном процессе в первую очередь связано с главенствующей политической и экономической ролью и доминированием в регионе.
2. ЕАЭС был создан в целях обеспечения взаимовыгодного сотрудничества стран-членов, а также развития их внутренних экономик и повышения уровня конкурентоспособности на внешних мировых рынках, что, в свою очередь, должно повлечь за собой рост уровня жизни населения в странах-участницах. Планируется, что становление ЕАЭС позволит объединить рынки соседствующих стран, создав серьезный финансовый центр, а также упростит торговлю, что выгодно всем входящим в объединение странам. Это будет способствовать эффективному развитию государств-членов ЕАЭС и поможет им противостоять частым кризисам.
3. Пандемия и общая неустойчивость мировой экономики по-прежнему являются серьезным сдерживающим фактором для торговли и инвестиций в рамках стран ЕАЭС. В условии пандемии и снижением деловой активности само собой напрашивается выход — это объединение усилий всех государств членов ЕАЭС и развитие сотрудничества в целом.
4. По нашему мнению, на современном этапе развития мирового экономического сообщества и активизации процессов глобализации остро стоит вопрос стратегического развития интеграционных объединений. Так, ЕАЭС является ярким примером современного интеграционного сообщества, вопросы развития которого являются достаточно актуальными.
В ближайшей перспективе, следует подчеркнуть активизацию процессов расширения возможностей для наращивания объемов внешней торговли с третьими странами и интеграционными объединениями, что является одним из устойчивых общих ожиданий для всех государств-членов ЕАЭС. Более того, присутствует мнение о том, что в среднесрочной перспективе интеграционное объединение будет способно повысить привлекательность единого рынка для внешних партнеров и значимость ЕАЭС во внешнеполитической и внешнеэкономической сфере.
Таким образом, представляется, что в ближайшей перспективе потребуются активизация и более тесная координация работы, направленная на создание специализации и кооперации производственной деятельности. Эти меры приведут не только к диверсификации межстрановых торговых потоков, но и создадут условия для формирования общего экономического пространства в интересах участников интеграции. Важное значение имеет решение ЕАЭС о начале подготовки документа о развитии ЕАЭС до 2035 г. с учетом нового технологического уклада (нанотехнологии, биоинженерия, адаптивные технологии), что может в разы увеличить эффективность и производительность экономик, способствовать производству изделий с добавленной стоимостью. В сложившейся ситуации, связанной с пандемией коронавируса и военной операцией на Украине и их влиянием на мировую экономику, усиливается необходимость совместной деятельности по реализации экономических и социальных возможностей интеграции.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС
1.1. История развития экономического объединения ЕврАзЭс-ЕАЭС
В последние годы происходит усиление процесса регионализации экономик, совершенствуются старые и создаются новые объединения стран в целях обеспечения приоритетов собственного социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности и противостояния растущим внешним вызовам. На постсоветском пространстве продолжается поиск наиболее оптимальных возможностей и методов взаимодействия стран на пути создания прочного и устойчивого интеграционного блока. В силу объективных и субъективных причин немногие из начинаний увенчаются успехом. Не все страны оказались в равной степени готовыми развивать тесные торгово-экономические связи в рамках поэтапной интеграции. Тем не менее, это не означает бесперспективности выработки согласованной политики и установления наиболее продвинутых форм кооперационных отношений.
Интеграция стала одним из основных направлений экономических и политических процессов на постсоветском пространстве, где в 1990-е годы произошли глобальные геополитические изменения в связи с распадом СССР и появлением новых независимых государств. Участие в процессах региональной интеграции является одним из основных способов самоидентификации стран постсоветского пространства. Национальная интеграционная политика является неотъемлемой составной частью как внешнеполитической стратегии, так и модели экономического развития государств данного региона. Многие регионы участвуют в процессах интеграции для решения проблем инновационного развития. За последние 20 лет на постсоветском пространстве сложилась очень сложная структура интеграционных проектов. Среди них доминируют интеграционные группировки, созданные по инициативе и при лидирующей роли России. Одним из таких интеграционных проектов является Евразийский экономический союз.
Первый президент Республики Казахстан Н. Назарбаев выступил в 1994 г. с инициативой создания Евразийского союза государств. Однако ввиду того что большинство стран СНГ не проявили интереса к этому предложению, была выдвинута идея «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции государств в области экономики с упором на сферы деятельности, которые позволили бы избегать значительных противоречий на пути интеграционного процесса.
На фоне уже действующего Европейского союза (ЕС) идея о создании Евразийского союза на постсоветском пространстве по образцу ЕС витала в воздухе. В ежегодном обращении к Федеральному собранию в 2005 году президент РФ Владимир Путин, в частности, отметил, что «следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века».
На основании этого ряд критиков считает, что за процессом интеграции стоит реальная цель России восстановить СССР на своей старых территориальных границах, с экономическими связями в той или иной форме, с последующим углублением интеграции на уровне сфер политики, безопасности и культуры.
В 2011 году президент РК Нурсултан Назарбаев описал свое видение евразийской интеграции, основанной на соблюдении принципов экономического прагматизма, добровольного участия, равенства, суверенитета и взаимного уважения, а также описал возможное глобальное партнерство.
За время своего правления Назарбаев пользовался большой популярностью в стране и имел существенную общественную поддержку. Благодаря чему с подачи Назарбаева в Казахстане идея региональной экономической интеграции была принята достаточно легко. Следует признать, что Казахстан оказался самым энергичным членом Евразийской интеграции. Президент Белоруссии Александр Лукашенко также одобрил данную инициативу, но отметил, что отношения между государствами-членами должны быть основаны на равенстве и взаимной выгоде.
Следует отметить, что основным интересом официального Минска в присоединении к Союзу было получение гарантий в лице РФ в вопросах стабильных и регулярных поставок российских нефти и газа по льготной цене, таможенных преимуществ, кредитования на льготных условиях и других экономических выгод. В то же время Беларусь была обеспокоена последними экономическими событиями в России, в частности, экономическим кризисом и резким падением курса российского рубля, так как более 50% ее экспорта приходится на Россию.
27 ноября 2009 г. Беларусь, Казахстан и Россия согласились сформировать единое таможенное пространство, называемое ТС, с последующим вступлением его в силу к июлю 2010 г. Соответственно, ТС был официально запущен в январе 2010 года в рамках ЕврАзЭС. В начале своей деятельности он управлялся регулирующим органом — Межгосударственным советом ЕврАзЭС (Межгоссовет) и исполнительным органом — Комиссией Таможенного союза, которая принимала решения по различным вопросам, таким, как: изменение ставок ввозных таможенных пошлин, поддержание классификации товаров для внешнеэкономической деятельности, установление льготных тарифов и тарифных квот и т.д [12, c.17].
C 1 июля 2011 года начал работать ТС, когда все три государства согласились убрать все таможенные границы. Процесс был очень амбициозным — достижение более глубокого объединения региона в Единое экономическое пространство (ЕЭП) к 1 января 2012 года и в полноценный союз — до 1 января 2015 года. Для более глубокого процесса интеграции 18 ноября 2011 года президенты Белоруссии, Казахстана и России подписали меморандум с целью установления Евразийского союза к 2015 году.