Курсовая теория на тему Элементы технологии проблемного обучения на уроках информатики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Технология
проблемного обучения. 6
2. Технология
проблемного обучения на уроках информатики. 17
3. Фрагменты
занятий уроков информатики с элементами технологии проблемного обучения. 28
Заключение. 38
Список
использованных источников. 40
Введение:
В
современной педагогике акцент делается на воспитании личности активной,
творческой, осознающей проблемы человечества как глобальные, так и
региональные, готовой посильно участвовать в их решении. Новые требования,
предъявляемые к личности ученика, и модернизация системы образования обусловили
переход на Федеральный государственный образовательный стандарт, согласно
которому ученик выступает как активный субъект процесса обучения.
Определяя
учащегося субъектом познавательной деятельности, преподавательский состав
стремится научить школьников самостоятельно определять цели и задачи отдельных
видов деятельности, выполнять самоконтроль и рефлексию, при наличии
дифференцированных заданий выбирать те их них, которые отвечают их
способностям, интересам, индивидуальным возможностям.
В
настоящее время особую актуальность в современном обществе приобретает такое
качество как нестандартное мышление, за счет которого человек может прийти к
новым идеям, творчеству, инновациям. Люди с нестандартным мышлением могут найти
выход из непростых и проблемных ситуаций. Поэтому, для школьного образования
особое значение имеет воспитание у школьников умений для решения различных
проблем.
Проблемный
метод обучения является самый важный метод в области педагогики при обучение
подрастающих поколения. Данный метод помогает учащихся углублять, расширять
полученные знания.
Проблемный
метод обучения информатике в средней школе основном применяется:
— объяснение нового материала;
— при решении задач;
— при выполнении домашних задании.
В
данной работе уточнено применение проблемного метода обучения при обучении
информатике. XXI век предъявляет к современному школьному образованию
повышенные требования, в том числе и к воспитанию образованного поколения,
востребованного социумом. По этой причине увеличивается роль самостоятельной
работы учеников.
Проблемное
обучение, применяемое для обучения детей подросткового возраста,
рассматривалось в работах многих авторов, исследователей и педагогов. К числу
таких авторов можно отнести Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Л. С. Выготского
и многих других.
К
числу одних из самых актуальных педагогических проблем можно отнести проблему
активности учащихся. Многие авторы и педагоги рассматривали активность учащихся
в качестве объекта своих исследований. К данным авторам можно отнести: И.Г.
Песталоции, К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского. Такое внимание к активности
школьников обусловлено тем, что сам познавательный процесс может успешно
формироваться именно в активной деятельности, в том числе и в самостоятельной.
Актуальность
темы данной работы обусловлена важностью использования проблемного метода
обучения на уроках информатики, так как он является одним из необходимых
методов, позволяющих углубленно развивать творческих способности учащихся.
Объектом
исследования является процесс обучения информатике в средней школе.
Предмет
исследования – элементы технологии проблемного обучения на уроках информатики.
Цель
данного исследования – выявить и обосновать возможности использования элементов
технологии проблемного обучения на уроках информатики.
В
соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить технологию проблемного обучения.
2.
Изучить технологию проблемного обучения на уроках информатики.
3.
Представить фрагменты занятий уроков
информатики с элементами технологии проблемного обучения.
Методы
исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой
проблеме; обобщение; классификация; систематизация, анализ, синтез.
Структура
работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Проблемно-ориентированное
обучение – это подход, ориентированный на учащихся, при котором учащиеся
изучают предмет, работая в группах для решения определенной открытой учебной
проблемы. Эта проблема является движущей силой мотивации и обучения.
Проблемное
обучение в первую очередь опирается на саму проблему, которая является
центральным звеном такого обучения, следовательно, во многих исследованиях
можно встретить синонимичное понятие проблемно-ориентированное обучение.
К
основному содержанию проблемного обучения можно отнести: принятие самой
проблемной ситуации, процесс ее решения, а далее контроль выбранного метода
решения проблемы. Соответственно, проблемное обучение строится в соответствии с
несколькими этапами.
Можно
сделать вывод, что организация проблемного обучения помогает ученикам развить
логическое и теоретическое мышление, способствует организации творческой и
самостоятельной деятельности учащихся, организует и демонстрирует взаимосвязь
теоретических знаний и их практического применения в окружающем мире. При этом
отмечается развитие познавательного интереса учащихся, повышение их учебной
мотивации.
В
настоящее время школьное образование ориентировано в первую очередь на самих
учащихся и их развитие, а также на решение вопросов успешного обучения. Чтобы
обучение было максимально эффективным, педагогам следует в своей работе
использовать различные способы и методики обучения, а также различные
организационные формы обучения. При этом сам процесс обучения должен обеспечить
учащихся глубокими и прочными знаниями, которые возможно использовать в самых
разных областях окружающего мира.
Проблемные
задания укрепляют и помогают учащимся запоминать информацию, полученную на
уроке, а также улучшает их общее понимание предмета. Педагог составляет
варианты заданий и упражнений, соответствующих определенным целям, функциям,
задачам работы учащихся.
Исследования
показывают, что проблемные задания также приносят пользу фактическим знаниям,
самодисциплине, отношению к обучению и навыкам решения проблем.
Каждый
учитель в процессе планирования проблемных заданий должен, во-первых,
руководствоваться базовыми документами, которые регламентируют дозировку
домашней работы. Во-вторых, педагогу следует обращаться к методическим
исследованиям, в которых изучаются содержание, трудность проблемных заданий и
предоставляются определенные методические рекомендации их задаванию.
В
процессе планирования системы проблемных заданий для любого класса педагогу
требуется принимать во внимание психологические и возрастные характеристики
учеников; индивидуальные наклонности и интересы учеников; утвержденные в школе
положения, определяющие ключевые требования к организации домашнего задания;
уровень и этап образовательного процесса.
Можно
сделать вывод, что создать проблемную ситуацию можно подбором и с помощью
противоречий внешне или по существу теоретических положений и фактов. Новые
факты и известные могут быть противоречивы. Для обучающихся проблема предстает
в виде познавательной трудности. Анализ поставленной проблемы требует активизации
знаний, умений, навыков обучающихся.
Таким
образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Технология
проблемного обучения Проблемно-ориентированное
обучение – это подход, ориентированный на учащихся, при котором учащиеся
изучают предмет, работая в группах для решения определенной открытой учебной
проблемы. Эта проблема является движущей силой мотивации и обучения. В процессе
реализации проблемного обучения каждый учащийся открывает для себя новые
знания. При этом это реализуется на основе решения определенных проблем
теоретического или практического характера. Также это может быть реализовано на
основе решения каких-либо трудных ситуаций, специально представленных для
этого.
Процесс
повышения качества образовательного процесса в своих работах рассматривал
известный исследователь В. Оконь. Автор отмечал, что на основе именно
исследовательских заданий учащиеся могут учиться лучше и достигать поставленные
цели обучения [17]. Можно отметить, что
образование, если рассматривать его в общем и целом, основывается либо на
решении проблем, либо на процессе подготовки к решению проблем.
Основы
проблемного обучения и его организации в нашей стране были заложены А.М.
Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым, а также и З.И. Калмыковой и многими другими [12].
Данными авторами были изложены основные методические аспекты такого обучения.
Суть данного обучения заключается в следующем. Учащиеся в процессе обучения
сталкиваются с определенными познавательными проблемами или проблемными
задачами, затем учащиеся ищут способы для решения данных проблем. При этом
педагог может, как участвовать в данном процессе, так и не участвовать. Между
тем учащимися может быть выдвинута определенная гипотеза, они ищут способ каким
образом можно ее проверить, могут заниматься определенными экспериментами,
наблюдать за физическими объектами и явлениями, при этом идет активный
мыслительный процесс, приводятся определенные доказательства [7].