Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации: понятие и характеристика 6
2. Внеурочная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников 14
2.1. Внеурочная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 14
2.2. Условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 18
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 36

  

Введение:

 

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при сформированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков по её изучению и охране.
Таким образом, цель системы экологического воспитания младших школьников – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает следующие мероприятия:
экологическое просвещение младших школьников – формирование у детей необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Важно, чтобы ребёнок понял и усвоил, что его благополучие, завтрашний день его близких зависят от чистоты воздуха и воды, от здоровья его самого, его родителей, которое зависит от чистоты среды его обитания.
экологические воспитательные дела (внеклассная работа по экологии в начальной школе.
По мере понимания социумом того факта, что проблемы экологии являются не только общественными, но и педагогическими, появился ряд работ, предметом которых стали вопросы экологического воспитания, имеющие общетеоретическое и методологическое значение (Захлебный А. К, Зверев И. Д., Суравегина И. Т., Сидельковский А. И., Иоганзен Б. Г., Рыков Е. А.). И. Д. Зверевым был разработан новый аспект школьного образования — экологический; А. Е. Захлебный изучил цели, задачи и принципы экологического воспитания; И. Т. Суравегина — экологическое воспитание как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к 5 природе; К. Г. Иоганзеном и К. А. Рыковым анализировалась мотивация бережного отношения к природе; А. П. Сидельковский изучил условия формирования отношения младших школьников к природе. Сложности воспитания любви к природе и бережного отношения к ней школьников исследовали Г. В. Буковская, И. Т. Гайсин, М. В. Емельянова, С. Е. Крылова, В. М. Минаева, JI. В. Моисеева, С. Н. Новикова, Г. В Суйлеманова, Н. Э. Якубова и др
Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебной, так и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету. На уроках у учащихся формируются убеждения, что природа — целостная саморегулирующаяся система. Важное звено — изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней.
Цель исследования – выявить особенности экологического воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Объект исследования — процесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – особенности экологического воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и методической литературы по программе экологического воспитания с целью уточнения базового понятия.
2. Проанализировать особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.
3. Изучить роль внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время проблема экологического воспитания в начальной школе является актуальной. Педагогу важно найти такие пути решения, которые будут способствовать эффективному усвоению знаний, умений и навыков в этой области.
В ходе теоретического исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы, который позволил определить, что такое «экологическое воспитание», его составляющие, а также, какие аспекты, связанные с экологическим воспитанием, нашли свое отражение во ФГОС НОО. Таким образом, экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.
Следовательно, цель экологического воспитания в начальной школе, как отмечают специалисты, предполагает планируемый результат: идеал – портрет выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:
1.Обучение – формирование знаний об экосистемах природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
2.Воспитание установок, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды;
3.Развитие интеллектуальной сферы способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.
Положения, связанные с экологическим воспитанием, к сожалению, частично нашли свое отражение во ФГОС НОО.
Вопросы экологического воспитания младших школьников, возможно, решать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью Д.В. Григорьев понимает «объединение всех видов деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации».
Экологическому воспитанию можно способствовать при помощи различных форм обучения во внеурочной деятельности. К таким формам работы относятся экологические игры, детские экологические движения, конкурсы экологической направленности, эколого-краеведческая деятельность, школьные экологические проекты, экспедиции, факультативы, исследовательские работы обучающихся, участие в экологических олимпиадах, просмотр видеофильмов др. Считаем, что экскурсия – одна из таких эффективных форм. Именно она способствует дополнению, расширению и углублению экологических знаний, получаемых в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации: понятие и характеристика
«Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному» [1].
Сластенин В. А. говорит, что «…воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [30].
«Воспитание — это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека» [14].
Новиков А. М. определяет экологическое воспитание как «…развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе» [24].
Экологическое воспитание школьников – это комплекс мер, направленный на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к природе, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с объектами природы.
Экологическое воспитание — формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Цель экологического воспитания состоит в формировании ответственного отношения к природе и окружающей среде, которое основывается на экологической воспитанности. Перед учителями стоят следующие задачи:
— понимание современных проблем окружающей среды;
— развитие критического отношения у учащихся к результатам
деятельности человека;
— умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
В решении этих задач следует выделить принципы экологического воспитания:
1) принцип единства окружающей среды, формирующий у детей осознание целостности окружающего мира;
2) принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
3) принцип непрерывности, дающий возможность использовать любой возрастной период;
4) принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, содействующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
5) принцип направленности, содействующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Чувствительность и эмоциональность детей младшего школьного возраста создают условия для возникновения интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию социальной и природной среды, что является обязательным условием экологического воспитания на этом возрастном этапе.
Начальная школа — важный этап в формировании научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений ребенка к окружающей среде и своему здоровью на основе единства эмоционального и осмысленного познания природного и социального окружения человека.
Веселова Т.М. утверждает, что «…в целевой установке экологического воспитания отмечена такая специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической воспитанности» [3].
Возможность правильно вести работу по экологическому воспитанию представляют буквально все учебные предметы.
Цель экологического воспитания — ответственное отношение к природной среде. Это сложное комплексное воспитание, поэтому один учебный предмет, формирующий по большей части естественно-научные знания, включая и знания по биологической экологии (естествознание), совладать с формированием многогранных отношений младших школьников к социальной и природной среде не может. Значимая роль в экологическом воспитании относится межпредметным связям. Оптимальные возможности для формирования экологической воспитанности детей младшего школьного возраста представляет смешанная модель, в которой все школьные предметы соблюдают свои учебно-воспитательные цели, а координирующее место примет на себя предмет естественно-научного курса.
Н. Ф. Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» говорит, что «…процесс ознакомления детей младшего школьного возарста с окружающим миром осуществляется в тех же организационных формах, которые используются при изучении родного языка, математики и др.» [4].
Гуманитарные предметы предоставляют занимательные данные для формирования ответственного отношения детей к природе. Элементы экологического воспитания можно применять на любом этапе урока русского языка, например, при проведении словарной работы. Существует много словарных слов обозначающих название растений и животных (лягушка, соловей, сорока, рябина, желудь). Ученики рассказывают все, что они знают о том или ином представителе природы, определяют природные связи между объектами, обозначенными этими словами.
Большие возможности для реализации экологического воспитания имеют уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебную программу. Данные произведения дают возможность формировать знания об объектах природы, о основаниях её охраны. Стоит рассказать учащимся младшего школьного возраста об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы