Курсовая теория на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понимания духовно-нравственного воспитания 5
1.1.Содержание и структура понятия «духовно-нравственное воспитание» 5
1.2.Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 11
Глава 2. Проблемы формирования духовно-нравственной личности школьника в современных условиях 21
2.1.Способы влияния на формирование духовно-нравственных ценностей 21
2.2.Влияние нравственных качеств педагога на процесс обучения 26
2.3.Формирование нравственных ценностей учащихся в системе воспитательной работы 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение:
Во все времена человечество волновал состояние духовности отдельной личности и общества в целом. Именно подъем духовности становится необходимым условием формирование человека нового времени, человека XXI века, от которой, в известной степени зависит будущая судьба государства.
Актуальность исследования. В процессе воспитания проблема формирования общечеловеческих нравственных ценностей остается одной из самых актуальных в педагогической науке и школьной практике. Вместе с тем формирование общечеловеческих нравственных ценностей учащихся в условиях глубоких социально-экономических изменений наталкивается на значительные трудности. Поскольку сегодня существует угроза ограниченности сознания, девальвация нравственно-духовных ценностей, то возникает необходимость говорить о дефиците нравственной культуры и потребность в создании условий, которые бы способствовали развитию общечеловеческих нравственных ценностей у школьников.
Образовательная и воспитательная деятельность должна осуществляться на основе создания необходимых условий для формирования духовных и нравственных ценностей, выступают гармоничной составляющей мировоззрения школьника.
Духовность и нравственность позволяют ребенку обратиться к общечеловеческим ценностям, приобщиться к национальной культуре, традициям; творить добро, гуманно относиться к другим людям, уважать и понимать их. Эти добродетели выступают ценностной основой национального мировоззрения, ответственного индивидуализма, формированию которого должна быть подчинена вся учебно-воспитательная работа школы [10].
Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, всегда волновала ученых, начиная от Аристотеля, Платона и до наших дней. Большой вклад в развитие взглядов на эту проблему внесли отечественные ученые: С. Л. Рубинштейн, Г. М. Андреева, А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, М.И Воловикова и другие.
Целью данного исследования является определение роли духовно-нравственного воспитания в современной школе.
Задачи исследования:
– рассмотреть определение «духовность» и «нравственность»;
– рассмотреть возрастные особенности духовно-нравственного воспитания школьников;
– выявить способы влияния на формирование духовно-нравственных ценностей;
– рассмотреть роль учителя в духовно-нравственном воспитании.
Объект исследования – процесс развития духовно-нравственных ориентиров у школьников в современных условиях.
Предметом исследования является духово-нравственное воспитание школьников.
Заключение:
Влияние на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека.
Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Психологи установили, что именно школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Нам удалось выяснить, что целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что предполагает:
выработку понимания жизненной важности морали;
установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
выработку стимулов дальнейшего нравственного развития.
В ходе исследования мы также выяснили, что средствами нравственного воспитания являются:
нравственное убеждение в качестве основного нравственно-психологического средства воздействия на личность;
нравственное принуждение как форма нравственного осуждения.
Таким образом, видим, что духовно-нравственное воспитание в школе является важным процессом не только в педагогике, но и в дальнейшей жизни подрастающего поколения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы понимания духовно-нравственного воспитания
1.1.Содержание и структура понятия «духовно-нравственное воспитание»
Каждая эпоха, начиная с Древней Греции и Рима, исторически имела представления о трактовке понятия духовности. С самого начала оно раскрывалось как «дух», «душа».
Такие ученые античности, как Алкемеон, Гераклит, Демокрит Анаксимен, Аристотель и другие считали, что основой духовности есть душа. Для Гераклита и Демокрита душа – это огонь. Анаксимен связывал душу с солнцем, Аристотель ассоциировал ее с сердцем.
В трудах Сократа рассмотрено соотношение в человеке красоты внутренней и духовной. Его идеи были развиты в учении Аристотеля: представление о человеке как одновременно «хорошую» и «прекрасную». Понятие «душа» античные философы понимали как отражение исторических изменений, которые влияли на психику человека.
В эпоху Возрождения духовность толковали как разумного активную силу. Декарт отождествлял душу с сознанием, а местом закалки ее считал Церковь. Зарубежные ученые второй половины XVIII – начала XIX века имели свое понимание понятия «Духовность». В частности, немецкие философы этого периода отмечали практический характер духовности.
В частности И. Кант духовность считал способностью человека к самосовершенствованию.
Ф. Шеллинг – отражением процессов, «внутреннего мира человека», который формируется на основе развития духа и существует как божественное начало. И. В. Гегель – диалектикой субъективного, объективного и абсолютного духа.