Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся в современной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы понимания духовно-нравственного воспитания 5

1.1.Содержание и структура понятия «духовно-нравственное воспитание» 5

1.2.Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 11

Глава 2. Проблемы формирования духовно-нравственной личности школьника в современных условиях 21

2.1.Способы влияния на формирование духовно-нравственных ценностей 21

2.2.Влияние нравственных качеств педагога на процесс обучения 26

2.3.Формирование нравственных ценностей учащихся в системе воспитательной работы 28

Заключение 30

Список использованной литературы 32

  

Введение:

 

Во все времена человечество волновал состояние духовности отдельной личности и общества в целом. Именно подъем духовности становится необходимым условием формирование человека нового времени, человека XXI века, от которой, в известной степени зависит будущая судьба государства.

Актуальность исследования. В процессе воспитания проблема формирования общечеловеческих нравственных ценностей остается одной из самых актуальных в педагогической науке и школьной практике. Вместе с тем формирование общечеловеческих нравственных ценностей учащихся в условиях глубоких социально-экономических изменений наталкивается на значительные трудности. Поскольку сегодня существует угроза ограниченности сознания, девальвация нравственно-духовных ценностей, то возникает необходимость говорить о дефиците нравственной культуры и потребность в создании условий, которые бы способствовали развитию общечеловеческих нравственных ценностей у школьников.

Образовательная и воспитательная деятельность должна осуществляться на основе создания необходимых условий для формирования духовных и нравственных ценностей, выступают гармоничной составляющей мировоззрения школьника.

Духовность и нравственность позволяют ребенку обратиться к общечеловеческим ценностям, приобщиться к национальной культуре, традициям; творить добро, гуманно относиться к другим людям, уважать и понимать их. Эти добродетели выступают ценностной основой национального мировоззрения, ответственного индивидуализма, формированию которого должна быть подчинена вся учебно-воспитательная работа школы [10].

Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, всегда волновала ученых, начиная от Аристотеля, Платона и до наших дней. Большой вклад в развитие взглядов на эту проблему внесли отечественные ученые: С. Л. Рубинштейн, Г. М. Андреева, А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, М.И Воловикова и другие.

Целью данного исследования является определение роли духовно-нравственного воспитания в современной школе.

Задачи исследования:

– рассмотреть определение «духовность» и «нравственность»;

– рассмотреть возрастные особенности духовно-нравственного воспитания школьников;

– выявить способы влияния на формирование духовно-нравственных ценностей;

– рассмотреть роль учителя в духовно-нравственном воспитании.

Объект исследования – процесс развития духовно-нравственных ориентиров у школьников в современных условиях.

Предметом исследования является духово-нравственное воспитание школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Влияние на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека.

Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Психологи установили, что именно школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Нам удалось выяснить, что целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что предполагает:

 выработку понимания жизненной важности морали;

 установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

 выработку стимулов дальнейшего нравственного развития.

В ходе исследования мы также выяснили, что средствами нравственного воспитания являются:

 нравственное убеждение в качестве основного нравственно-психологического средства воздействия на личность;

 нравственное принуждение как форма нравственного осуждения.

Таким образом, видим, что духовно-нравственное воспитание в школе является важным процессом не только в педагогике, но и в дальнейшей жизни подрастающего поколения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы понимания духовно-нравственного воспитания

1.1.Содержание и структура понятия «духовно-нравственное воспитание»

Каждая эпоха, начиная с Древней Греции и Рима, исторически имела представления о трактовке понятия духовности. С самого начала оно раскрывалось как «дух», «душа».

Такие ученые античности, как Алкемеон, Гераклит, Демокрит Анаксимен, Аристотель и другие считали, что основой духовности есть душа. Для Гераклита и Демокрита душа – это огонь. Анаксимен связывал душу с солнцем, Аристотель ассоциировал ее с сердцем.

В трудах Сократа рассмотрено соотношение в человеке красоты внутренней и духовной. Его идеи были развиты в учении Аристотеля: представление о человеке как одновременно «хорошую» и «прекрасную». Понятие «душа» античные философы понимали как отражение исторических изменений, которые влияли на психику человека.

В эпоху Возрождения духовность толковали как разумного активную силу. Декарт отождествлял душу с сознанием, а местом закалки ее считал Церковь. Зарубежные ученые второй половины XVIII – начала XIX века имели свое понимание понятия «Духовность». В частности, немецкие философы этого периода отмечали практический характер духовности.

В частности И. Кант духовность считал способностью человека к самосовершенствованию.

Ф. Шеллинг – отражением процессов, «внутреннего мира человека», который формируется на основе развития духа и существует как божественное начало. И. В. Гегель – диалектикой субъективного, объективного и абсолютного духа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы