Курсовая теория Естественные науки Естествознание

Курсовая теория на тему Детская литература как средство ознакомления младших школьников с окружающими миром

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЖАНРАМИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Основные понятия, цели и задачи ознакомления младших школьников с детской литературой 5
1.2 Детская разножанровая литература в ознакомлении с окружающим миром младших школьников 10
1.3 Особенности использования детской литературы на уроках окружающего мира 16
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ: 19
ГЛАВА 2.ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 20
2.1 Разные жанры детской литературы и их характеристика 20
2.2 Роль детской литературы на уроках окружающего мира 26
2.3 Использование детской литературы на уроках окружающего мира 31
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ: 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ГЛОССАРИЙ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

  

Введение:

 

Актуальность: на современном этапе развития общества проблема экологического образования становиться одной из важнейших. В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием. Причина этого экологическое незнание и безответственным отношением к природе, к окружающему миру в целом. Поэтому необходимо начинать экологическое образование и воспитание в начальной школе, используя интерес, любознательность, и подражательные рефлексы детей. Ориентация образовательного учреждения на общечеловеческие ценности значительно меняет приоритеты в воспитании, направляя основное внимание на всестороннее развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающего мира природы и способов их правильного применения, так как нарушение связей в системе «человек – природа» ведет к безнравственному отношению не только к среде обитания, но и к обществу в целом.
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — формирование духовно – нравственной личности. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Экологическое образование школьников стало неотъемлемой частью школьной педагогики. Школа призвана проявить особое внимание к экологическому образованию нового поколения.
Необходимо, начинать с дошкольного и младшего школьного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому, очень важно, научить ребёнка толерантно, бережно относиться к природе. Необходимо, чтобы он с самого раннего возраста понял, насколько ценно жить в гармонии с природой, заботиться о ней и о своем здоровье тоже.
Особым носителем экологического образования и воспитания является художественная литература. С помощью литературных произведений педагог может расширить экологические знания младших школьников, заинтересовать детей. У учеников в начальной школе более сильно развито образное мышление и это позволяет познакомить их с природой, используя литературные примеры.
В современной и классической литературе можем наблюдать экологические проблемы мира, которые на протяжении ряда веков выстраивали своеобразное мировоззрение. Именно поэтому необходимо с детских лет воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Объект исследования: организация и внедрение детской литературы экологического направления для развития экологической культуры младших школьников
Предмет исследования: основные экологические направления детской разножанровой литературы
Цель: проанализировать влияние детской литературы на уроках и во внеурочное время на экологическую культуру младших школьников
Задачи:
1.Рассмотреть проблемы экологической культуры младших школьников
2.Изучить современные подходы к использованию детской разножанровой литературы экологического направления на уроках окружающего мира
3.Выделить основные направления в экологической культуре младших школьников
Методологическая база: над данной темой работали: Калиева А.В., Бианки В., Добротин А.Ю., Михасенко Г., Аксаков С., Алексеева А.В.
Методы исследования:
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух(2-х) глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем работы составил – стр.
Глава 1. — Теоретические основы ознакомления младших школьников с жанрами детской литературы
Глава 2. –Значение детской литературы для ознакомления младших школьников с окружающим миром
В заключении подводятся

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Чтение художественных произведений всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции, формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. Роль и значение детской литературы в умственном, нравственном и эстетическом развитии младших школьников велика, ее невозможно заменить другими средствами обучения и воспитания. Детская литература служит разносторонне-развивающим средством: развивается память, речь, творческое воображение, учит детей мыслить образами, расширяется словарный запас и кругозор. Также развивается образная память и совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Через знакомство с художественной литературой развивается активность, любознательность, общая культура и эрудиция детей.
2. В образовательных организациях наибольшее распространение получили следующие образовательные системы (УМК) –«Школа России» и «Начальная школа XXIвека». Проведенный нами содержательный анализ этих комплектов показывает, что данные учебники содержат произведения, которые помимо своего основного предназначения приобщения детей к литературному творчеству, реализуют задачи экологического образования, содержат фактический материал об окружающем мире. Но перечень произведений о природе не так велик, он не охватывает всей природоведческой и экологической проблематики, необходимо использовать дополнительный литературный материал, а также произведений поэтов и писателей родного региона.
3. Мы проанализировали приемы организации работы на уроке окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное, ответственное восприятие текстового материала литературного произведения («облако понятий», использование загадок по теме текста, предварительный просмотр иллюстраций и т.д.).
4. Экологическая сказка –это жанр, который предполагает рассмотрение экологических тем и проблем при помощи волшебно-фантастических событий. Другими словами, рассматриваются разнообразные и сложные взаимоотношения в живой и неживой природе в необычном сказочном освещении.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЖАНРАМИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Основные понятия, цели и задачи ознакомления младших школьников с детской литературой

Многие психологи и педагоги подчеркивают значимость детской литературы в образовании младших школьников. Младший школьный возраст — это период развития познавательной способности и социальной активности. Книга в этот период со своим богатым разносторонним наполнением может послужить средством образования ребенка.
К. Д. Ушинский писал: «На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» [1]. Имея ввиду, образовательное воздействие силы примера на ребенка, он подчеркивал значимость родного языка в духовном, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, обращал внимание на необходимость использования народных произведений в обучении и воспитании детей.
С. Г. Антонова говорит о том, что познавательные функции детской литературы реализуются, прежде всего, за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей [2].
Познавательная функция книги распространяется на все области знаний. Использовать художественную литературу можно в том числе и для формирования природоведческих и экологических знаний младших школьников.
Детская литература – органическая составляющая образовательной отрасли «литературы». Ее основной целью является развитие детской личности средствами читательской деятельности, формирование читательской компетентности младших школьников, которая является базовым компонентом коммуникативной и познавательной компетентностей, ознакомление учащихся с детской литературой как искусством слова, подготовка их к систематическому изучению курса литературы в основной школе. В процессе литературного чтения у учащихся формируются ключевые компетентности: умение учиться, общекультурная, коммуникативная, информационная.
Читательская компетентность является личностно-деятельностным, интегрированным результатом взаимодействия знаний, умений, навыков, индивидуального опыта и ценностных отношений учащихся, которые приобретаются в процессе реализации всех содержательных линий предмета «Литературное чтение».
В процессе обучения происходит становление и развитие качеств ребенка-читателя, способного к самостоятельной читательской, коммуникативной, творческой деятельности; осуществляется ее речевое, литературное, интеллектуальное развитие; формируются нравственно-эстетические, гражданские представления и понятия, обогащаются чувства, воспитывается любовь к искусству слова, потребность в систематическом чтении [22,c.90].
Для достижения цели выполняются следующие задачи:
— формирование у учащихся полноценных навыков: чтение как базовой в системе начального обучения и слушания;
— ознакомление учащихся с детской литературой разной тематики и жанров; формирование у детей социальных, морально-этических, эстетических ценностей через содержание и художественные образы литературных произведений;
— формирование у школьников умений воспринимать, понимать, анализировать и интерпретировать литературные тексты разных видов с использованием литературоведческих понятий, определенных программой;
— развитие речи учащихся; формирование умений создавать собственные высказывания по содержанию прочитанного (прослушанного);
— развитие творческой литературной деятельности школьников;
— формирование у школьников приемов самостоятельной работы с различными типами и видами детских книг, справочным материалом, умений осуществлять поиск, отбор информации для решения учебно-познавательных задач;
— воспитание потребности в систематическом чтении как средстве познания мира, самопознания, общекультурного развития, эстетического удовольствия.
Учебный предмет «Литературное чтение» – многофункциональный. Умения и навыки, индивидуальный опыт читательской деятельности-составляющие читательской компетентности, которые формируются на уроках литературного чтения, имеют не только предметный, но и обще-учебный характер, является средством изучения практически всех учебных предметов, обеспечивают их дальнейшее усвоение в следующих звеньях общеобразовательной школы.
Содержание литературного чтения определяется на основе таких принципов: тематически-жанрового, эстетического, литературоведческого, коммуникативно-речевого.
Тематически-жанровый и художественно-эстетический принципы являются определяющими в подборе произведений для чтения. Круг чтения охватывает доступны данной возрастной группе учащихся художественные произведения разных родов и жанров, научно-художественные, научно-познавательные, фольклорные произведения русской и зарубежной литературы, периодику, справочную литературу [17,c.165].
Тематика произведений отражает различные стороны жизни и деятельности человека, способствует расширению кругозора детей, пополнению их знаний, усвоению важнейших общечеловеческих ценностей, воспитанию лучших чувств: любви к родной земле, языку, природе, уважительного отношения к родителям, людям старшего поколения, национальных традиций своего народа и культуре других народов.
Эстетический принцип предполагает отбор произведений словесного искусства по критериям эстетической ценности. Содержание подобранных произведений раскрывает перед читателем разнообразие окружающего мира, человеческих взаимоотношений, способствует развитию чувств гармонии и красоты, формированию личностного отношения к окружающему.
Литературоведческий принцип предполагает введение в систему подготовки ребенка-читателя литературоведческих понятий, которые усваиваются учащимися практически, на уровне представлений. Он реализуется в процессе использования элементов анализа и интерпретации литературного текста. Объектом внимания читателя становится слово, которое осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, с помощью которого автор выражает свои чувства, идеи, отношение к миру. Внедрение этого принципа предполагает осознание учащимися на практическом уровне таких понятий, как тема, идея, жанровые особенности произведения, его персонажи, средства художественной выразительности.
Коммуникативно-речевой принцип является определяющим в речевом развитии учащихся, формировании у них опыта межличностного общения, коммуникацию с источником информации. Во время обучения происходит интенсивное развитие всех характеристик навыка чтения вслух и молча при ведущей роли смыслового чтения; учащиеся осваивают приемы выразительного чтения, умение строить собственные высказывания по содержанию прочитанного (прослушанного), проявляют готовность внимательно слушать и понимать собеседника, участвуют в диалоге [8].
Внедрение коммуникативно-речевого принципа предполагает диалоговое взаимодействие читателя с текстом, автором, героями его произведения, применения технологий кооперативного обучения, создания специальных учебных ситуаций (работа в парах, малых группах, коллективное обсуждение содержания прочитанного, прослушанного, участие в литературной беседе, литературных ролевых играх, декламация, драматизация и др.), в процессе которых формируется культура общения.
Формирование читательских умений осуществляется в неразрывном единстве с речевыми. Если совокупность читательских умений отражает процесс восприятия, осмысления произведения, то речевые умения – процесс создания собственного высказывания по прочитанным (прослушанным). При этом дети не копируют текст-образец, а используют для построения собственных высказываний средства, аналогичные тем, с которыми ознакомились на уроках чтения. Целенаправленное формирование читательской деятельности младших школьников находит свое продолжение и развитие в организации самостоятельной работы с детской книгой, работы с информацией на специально отведенных занятиях в классе, а также во внеурочное время. Формирование читательской компетентности учащихся осуществляется с использованием меж-предметных связей [20,c.76].
Основой структурирования программы является содержательные линии Государственного стандарта по чтению: Круг чтения. Формирование и развитие навыки чтения. Литературоведческая пропедевтика. Опыт читательской деятельности. Работа с детской книжкой; работа с информацией. Развитие литературно-творческой деятельности учащихся на основе прочитанного.
Круг чтения младших школьников охватывает произведения различных родов и жанров для детей этого возраста из лучших достижений русской и зарубежной литературы.
Произведения устного народного творчества-малые фольклорные формы: загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, игровой фольклор сказки, песни, легенды, мифы.
Литературные сказки русских и зарубежных авторов.
Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, вошедших в круг детского чтения.
Произведения современной детской русской и зарубежной литературы.
Детская периодика: газеты и журналы.
Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии для детей.
По жанрово-родовым формам-это эпические произведения: рассказы, басни, повести, повести-сказки лирические: преимущественно стихотворные произведения разного содержания и формы драматические: пьесы для детей.
По тематическому направлению – сочинения о природе в разные времена года; произведения о детях, их отношения, взаимоотношения в семье, школе; отношение к природе, людям, труду, страницы из жизни выдающихся людей; произведения, в которых звучат мотивы любви и уважения к родной земле, Родине, языку, традициям русского и других народов; утверждаются (добро, человечность, трудолюбие, честь, дружба); юмористические произведения; научно-художественные произведения о живой и неживой природе; приключенческие произведения, фантастика [11].
Перечень авторов, которые определены этой смысловой линией по классам, имеет рекомендованный характер и может быть изменен учителем с учетом читательских интересов учащихся и авторами или составителями учебников, учитывая авторскую концепцию учебника.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы