Курсовая теория на тему Анализ понятия личностной саморегуляции и ее структура
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ 6
1.1. Основные подходы к трактовке саморегуляции 6
1.2. Ценностно-смысловая сфера личности 12
ГЛАВА 2.СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 18
2.1. Концепции личностной саморегуляции и ее особенности 18
2.2. Особенности структуры личностной саморегуляции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
Актуальность исследования. С позиции изучения регуляции субъектом жизни как целостности практически не актуализированной, скупо разработанной является проблема феноменологии, форм, механизмов и закономерностей осуществления обратной связи, как отрицательной, так и положительной, включенной в процессы регуляции и организации человеком своей жизнедеятельности.
Теоретические схемы регуляции, которыми сегодня апеллирует научная психология, не вполне раскрывает закономерности процессов, ориентированных на нечеткие размытые целевые состояния и критерии, которые доопределяются и изменяются в ходе жизни.
Сложность осуществления обратной связи в широких контекстах жизнедеятельности задается спецификой жизненных целей, имеющих определенный ценностный стержень и существенно менее определенные или многовариантные способы их конкретного воплощения, причем, заметим, что само ценностное содержание жизненных целей развивается на протяжении жизни.
В этом контексте особую актуальность приобретает малоразработанная проблема динамических аспектов функционирования личностных ценностей, связанная с оценкой субъектом их реализации в жизни и способами репрезентации этого в сознании.
При наличии значительного числа работ о видах, детерминантах и коррелятах самоактуализации также практически не исследованными остаются механизмы и закономерности репрезентации самому человеку непосредственного факта его собственной реализации или реализации важных для него ценностей в жизни и того, каким образом данное определяет композицию и ценностно-смысловую организацию его жизненного пространства.
Последнее, с одной стороны, связано с переживанием человеком его субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью, а с другой, определяет постановку им очередных жизненных задач и направление жизненных выборов.
Динамика, отражающая напряжения, возникающие в ходе реализации ценностей, и характеризующая ординарные, в отличие от кризисных или чрезвычайных, модусы бытия человека в мире, изучается в основном в русле психологии внутриличностного конфликта, при этом не раскрывается ее роль в жизнеосуществлении и развитии стратегии жизни личности.
Обусловленная проблематика придает как теоретическую, так и практическую актуальность проблеме психологических механизмов и закономерностей соотнесения достигнутых человеком в процессе жизни результатов с изначально неточно заданными целевыми состояниями, определяемыми своим ценностным стержнем и имеющими существенно менее определенные или многовариантные модальные воплощения, что, в свою очередь, создает ситуацию неопределенности в осуществлении обратной связи, всецело включенной в процессы личностной саморегуляции человека в целом.
Объект исследования: личностная саморегуляция как психологический феномен.
Предмет исследования: структура личностной саморегуляции.
Цель исследования: определить особенности личностной саморегуляции и изучить компоненты ее структуры.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
— рассмотреть основные подходы к трактовке саморегуляции;
— изучить ценностно-смысловую сферу личности;
— проанализировать концепции личностной саморегуляции и ее особенности;
— определить особенности структуры личностной саморегуляции.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез научно-психологической литературы).
Теоретической основой исследования являются труды следующих ученых: М.С. Коротаевой, В.Н. Булгакова, Е.А. Бурковой, М.К. Омаровой, М.В. Филатовой, Б.А. Ясько и других.
Структура исследования включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы и источников.
Заключение:
В ходе проведенного теоретического исследования нами были сделаны определенные выводы:
— саморегуляция является функциональным центром сознания, она позволяет помогать в обеспечении целостности психики в норме, при этом интегрируя течение психических процессов;
— саморегуляция является непосредственно психическим механизмом, работающим на улучшение личностного состояния. Здесь в большей степени речь идет о приемах и техниках самовоздействия;
— саморегуляция, кроме обеспечения человеком комфорта непосредственно себе, помогает управлять процессами управления, регулируя цели, смыслы, а также работая с активностью – внимание, мышление, поведение;
— ценностно-смысловая саморегуляция рассматривается как процесс самоорганизации произвольной активности личности, ориентированный на установление лояльно-гармоничных отношений между ситуациями и личностными смыслами;
— на поведение человека оказывает влияние специфика окружающего пространства. Особенно это касается ситуаций с повышенной нервной активностью;
— личностная саморегуляция оказывает влияние на то, как личность себя ведет;
— архитектура ценностно-смысловой регуляции поведения личности наиболее полно отражена в концепции смысловой регуляции жизнедеятельности;
— личностная саморегуляция, таким образом, представляется как система психических феноменов, структур и механизмов сознания, обеспечивающая реализацию субъектной активности личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
1.1. Основные подходы к трактовке саморегуляции
Необходимо обратить внимание на то, что изучение личности человека с субъектной точки зрения в процессе его активности, дает возможность замечать его способность к саморазвитию в процессе прохождения жизненного пути и выстраивания оптимальной жизнедеятельности. Так, имея конкретную цель, личность начинает проявлять активность, включать побудительные мотивы, исполнительские действия. Само по себе формирование субъективной цели становится основанием для последующего формирования саморегуляции и личностной саморегуляции, если рассматривать их в системно-деятельностной позиции внутриличностной активности.
Психическая саморегуляция понимается исследователем А.М. Сергеевой как возможное субъектное сопротивление в русле неопределенности информационного пространства в каждом сегменте с учетом их общей согласованности. И здесь проявляется процесс активного информационного преобразования, который позволяет отражать внутреннее моделирование, преобразовывая окружающую действительность.
По сути, это означает следующее: саморегуляция, позиционируясь как процесс, позволяет создавать в субъектном сознании целостную деятельностную модель, реализующую непосредственно исполнительскую активность. По этой причине формирование психической саморегуляции – это интегративная психолого-педагогическая задача [1, с. 38].
Е.А. Буркова вывила, что саморегуляция может быть рассмотрена не столько как процесс, а как умение, помогающее управлять различными процессами личности, в частности, среди них такие как: эмоции, мысли, поступки и прочее [2, с. 130].
Также Е.А. Буркова выделила структуру саморегуляции, где у каждого компонента – свой функциональный набор (Рис.1.).
Основой саморегуляции можно также считать способность к управлению процессами познания, а именно, восприятием, воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Управление личностью также происходит на основе саморегуляции: здесь мы говорим о планах эмоциональном и поведенческом.
Так, Е.А. Буркова сделала заключение о том, что саморегуляция в общем представлении является тем, что позволяет ставить цели восприятия: приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа какого-то объекта. Саморегуляция человека взаимодействует с так называемым внутренним голосом, с волевыми качествами личности. Кроме того, внутренний голос – это то, что непосредственно управляет процессами на уровне психики, тогда как сила воли помогает быть активным и целеустремленным [2, с. 130].
Другой исследователь, И.А. Полина, определила, что саморегуляция является обобщающим понятием возможных приемов и методов коррекции психофизиологического состояния. Причем, как итог этого обобщения – возможная оптимизация психических и соматических функций. Благодаря саморегуляции у человека происходит эмоциональная стабилизация, комфорт и, как следствие, уровень работоспособности увеличивается [3, с. 97].
Согласно Рубинштейну, саморегуляция заключается в самоопределении, которое выражается в свободном поведении человека, в верности себе в любых условиях [4, с. 102].
Интересную точку зрения представили Л.Г. Дикая, А.Л, Журавлев, А.Н. Занков. По их мнению, саморегуляция – это постоянное взаимодействие с миром [5, с. 15].
Исследователь В.Н. Булгаков провел обобщающее теоретико-методологическое исследование, в ходе которого воедино собрал разные подходы к саморегуляции, которые наиболее популярны и авторитетны в психологической науке [6]. Он считает, что самым подробным образом саморегуляция изучалась таким автором как О.А. Конопкин, поскольку, выстраивая регулятивную модель, он сосредоточился на структуре и функциях саморегуляции как процессуального аспекта. В модели О.А. Конопкина есть несколько звеньев саморегуляции, они размещены на Рис.2.
Представленная модель демонстрирует информационный пласт саморегуляции, поскольку образования, находящиеся в процессе логического взаимодействия, непосредственно являются ответственными за передачу, прием, изменение информации, которая имеет отношение к тому, как та или иная деятельность будет осуществляться. Механизм контроля при этом в саморегуляции рассматривается как основной [6, с. 267].
К.А. Абульханова актуализировала аспекты соотношения регуляции деятельности и личностной регуляции. По мнению исследователя, можно говорить о существовании двух констант, которые взаимосвязаны между собой: уровень личностной регуляции деятельности и уровень психической регуляции. Стоит обратить внимание на такой момент: личностная регуляция деятельности, с точки зрения автора, подразумевает то, что человек ставит перед собой конкретные цели, что производит какие-то процессы к ее достижению, сохраняет личностную активность, требует от себя чего-то определенного и значимого. Основополагающей номинацией процесса саморегуляции при этом является цель деятельности, которая, из-за того, что «притягивает» к себе прочие процессы, является самоорганизующей [8, с. 165].
В.Н. Булгаков обратил внимание на проработанность модели саморегуляции, которую выделил ученый Ю.А. Миславский. С его точки зрения саморегуляция, аналогично, является процессуальным аспектом, поддерживающим продуктивную активность личности. Отсюда и развитие личности является процессом улучшения в ситуации качественной трансформации. Структура саморегуляции личности, по Ю.А. Миславскому, представлена на Рис.3.