Курсовая теория на тему 80-е годы XX века: живопись и скульптура
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения живописи и скульптуры 4
1.1Искусство в 80-е годы 4
1.2 80-е годы XX века: живопись 10
1.3 80-е годы XX века: скульптура 13
Заключение 18
Список литературы 20
Введение:
Культура советского и постсоветского периода является ярким круп-номасштабным витком русского наследия. События 1917 года стали от-чётной точкой в развитии нового уклада жизни, формировании нового мышления. Настроения общества к XIX- н.XX вв. вылились в Октябрь-скую революцию, переломный момент в истории страны. Теперь её ждало новое будущее со своими идеалами и целями.
Искусство, которое в некотором смысле является зеркалом эпохи, стало и орудием для воплощения в жизнь догматов нового режима. В от-личие от других видов художественного творчества, живопись, формиру-ющаяся и формирующая мысль человека, самым аккуратным и непосред-ственным образом проникала в сознание людей. С другой стороны, живо-писное искусство меньше всего подчинялось пропагандистской функции и отражало переживания народа, его мечты и прежде всего дух времени.
Цель исследования: изучить живопись и скульптуру в 80-е годы ХХ в.
Объект исследования: история искусства.
Предмет исследования: 80-е годы XX века: живопись и скульптура.
Задачи исследования:
-рассмотреть искусство в 80-е годы;
-изучить 80-е годы XX века: живопись;
-проанализировать историю скульптуры в 80-е годы.
Заключение:
В 1970-1980-х гг. на арену культурной жизни вышло поколение, во многом определившее облик советской живописи последующих времен и в какой-то мере повлиявшее на искусство сегодняшнего дня: Т.Г. Назаренко, О. В. Булгакова, Н. И. Нестерова, А. В. Волков, В. В. Рожнев, А. Г. Сит-ников, В. М. Орлов и другие талантливые мастера. Это художники, кото-рые сейчас стали заслуженными мастерами, они много и интересно думают — языком изобразительного искусства — о традициях, об истории, о пони-мании красоты в современном мире. Они иначе, чем художники прошлых лет, понимали образно-выразительные средства и возможности искусства: цвет, композицию, линейную и ритмическую структуру. Им близок язык символов.
Произведения живописи 2-ой половины ХХ века сгруппированы по тематике: события новейшей истории (гражданская война, Великая Отече-ственная война), романтизм «сурового стиля», образ современника (время, творчество, личность, городская среда), сельская жизнь страны и её мно-гонациональный характер, индустрия страны, великие стройки эпохи, лю-ди труда.
В станковой живописи прошлого столетия сюжетно-тематическая картина, практически ушедшая сегодня из реалистического искусства, бы-ла высоким жанром, королевой выставок. Создание крупноформатной сюжетно-тематической картины было своего рода доказательством про-фессиональной состоятельности художника, так как она требовала боль-шого мастерства, идейного содержания, глубины раскрытия темы.
Большая часть работ, представленных в новой экспозиции, создана в годы, когда сюжетно-тематическая картина переживала и новый виток в развитии жанра (1970-е гг.), и его агонию (1980-е гг.), так как начало и ко-нец 1980-х годов принадлежали разным эпохам. Примечательно, что в му-зейном собрании произведения 1980-х годов созданы в начале десятиле-тия, до прихода перестройки, до провозглашения гласности и пересмотра былых ценностей в сознании общества в целом, и в искусстве в частности. Поэтому годы создания экспонируемых работ были ещё временем «высо-ких» взаимоотношений государства и изобразительного искусства, време-нем, когда звание художника в социуме было высоко и уважаемо, когда советская идеология, возможно, как никогда нуждалась в активной под-держке со стороны изобразительного искусства — сильного визуального аргумента её состоятельности. Советский художник, не находившийся в противостоянии с властью, отражал идеи, которые она проводила в жизнь. Но главное — художник идентифицировал себя с советским народом, по-этому лучшие произведения, созданные живописцами и скульпторами в эти годы, пронизаны глубоким личностным переживанием авторов и их искренним стремлением понять происходящие перемены в стране.
Их живописная форма богата театральным зрелищем, иногда внеш-ними эффектами, но всегда необычайно артистична, виртуозна, фантасти-чески сложна. В нем нет места прямолинейному повествованию 1950-х, что противопоказано природе изобразительного искусства. Отметим две инте-ресные детали в искусстве последних десятилетий прошлого века. Во-первых, (несмотря на несомненный рост интереса к вопросам формы и ни-сколько не умаляя этого интереса) для многих художников (и, подчеркива-ем, особенно для русских художников) социальные проблемы остаются очень важными, первостепенными в искусстве. Мы надолго отошли от со-циальных проблем, как бы навязанных нам «извне», но пришли к ним са-ми, «изнутри». Особенно ярко это проявляется в живописи — как жанровой, так и исторической (Т.Г. Назаренко. «Танец», 1980, «Декабристы», 1978, диптих «Старость», 1986; Н.И. Нестерова. «Метро», 1980; «Манекены», 1986). Во-вторых, это самое начало нового «витка» в церковной живописи — появление современных иконописцев, таких как отец Зинон, что уже яв-ляется историческим фактом, а не случайностью.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические аспекты изучения живописи и скульптуры
1.1Искусство в 80-е годы
Художественная жизнь второй половины ХХ века. характеризова-лась активной выставочной деятельностью: в середине 80-х начался кон-курс, кто привлечет на свои выставки больше зрителей, оказалось, что вы-ставка может стать центром общественного интереса. Атмосфера гласности привнесла в выставочные стены многое из того, что иначе осталось бы в мастерских художников. Сюжеты, смысловое содержание, образные си-стемы искусства 80-х обратились к проблеме духовного начала в совре-менном мире. Вновь актуальными стали классическое искусство, архаика и античность, икона, ренессанс, барокко, классицизм, реализм 19 века.
Достижения русского изобразительного искусства 80-х очевидны — достаточно даже мысленно вспомнить лучшие полотна и графику, создан-ные за эти годы — и перед нами откроется целый пласт художественной культуры, обладающей огромным эстетическим потенциалом и яркой ори-гинальностью. В 80-е годы полифункциональность искусства возросла, его самосознание как самостоятельная ценность, важность искусства как искус-ства, как творческой деятельности, предназначенной не для служебных и прикладных целей, но способной и призванной по своим законам в образ-ные и пластические формы, присущие искусству, выполняют социально-эстетическую миссию [9].
Плесский музей-заповедник хранит небольшую по объему, но разно-образную по стилю и жанрам коллекцию картин 80-х годов прошлого ве-ка. XX век: 67 имен художников, чье творчество получило признание не только в Ивановской области, но и в искусстве России, более 100 полотен, написанных в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, предметно-тематической живописи.
Обратите внимание на преобладание пейзажных работ в процентном соотношении 70/30 по отношению к другим жанрам живописи. Это связа-но с особой «культурой пейзажа», которая сложилась в Плёсе со времен И. Левитана: с 1888 года город стал Меккой русских пейзажистов, а с по-явлением пленэра «Зеленый шум» », и для зарубежных мастеров кисти. В 1997 году в Плёсе открылся единственный в своем роде Музей пейзажа, один из разделов постоянной экспозиции которого должен был составить блок работ художников советской эпохи, в которых были представлены Плёс, Волга и Волга. традиции «лирического пейзажа Левитана». Таким образом, несмотря на кажущееся разнообразие, коллекция советской жи-вописи формировалась с соблюдением единства жанра и стиля [2].
Пейзаж 80-х. XX век представлен в коллекции Плесского музея-заповедника под учебными именами Л. Бродской, С. Ивенского, Е. Восто-кова, Н. Козодяна, В. Федорова, М. Малютина, Б. Лукина, М. Агеева, А. Кротов, А. Яковлев … Лирический пейзаж этих мастеров воспринимает и подчиняет различные живописные традиции и манеры: проявляется влия-ние реалистической живописи второй половины XIX века, опыта импрес-сионистической живописи. проявляются некоторые декоративные приемы стиля модерн.
Облик природы или города, состояние, в котором он запечатлен пей-зажистом, часто включает в себя представления о поэтической самобытно-сти родного края, которые складываются в эстетической сфере националь-ная идентичность, здесь вырисовывается довольно четкая линия живописи, направленная на создание обобщающего образа Родины, раскрываемого автором в лирических мотивах, например, в образах русской природы, вдохновленных строгой просвещенной красотой в пейзажи А. Кротова и С. Г. Ивенского, но чаще всего получает эпическое крупное, романтиче-ское воплощение. В этом духе создаются произведения, в которых скон-центрированы идеи национального пейзажа: величественные полотна М.С. Агеева, темпераментные, бурные пейзажи В.А. Федоров.
Реалистичный прием изображения — один из самых сложных для ху-дожника. Это заставляет задуматься о максимальной эффективности каж-дой формальной техники образного раскрытия содержания жизни, имею-щей множество особенностей и характеристик, которые необходимо пере-вести на язык искусства. Традиции русской реалистической школы после-довательно развивали советские художники «старшего» и «младшего» по-колений: Г. Максимов, Г. Ниткин, Б. Орлов, В. Пахров, А. Семенов, К. Фролов, В. Чернов и др.
Визуальный образ современника того периода, отправной точкой которого можно считать ХХ съезд Коммунистической партии и полет че-ловека в космос в 1961 году, вплоть до 80-90-х годов — времени новых кардинальных преобразований в обществе, претерпевших значительные изменения в живописном искусстве. Акценты в интерпретации образа со-временника сместились с романтического, бескорыстного патриота своей Родины, будь он первооткрывателем новых земель, новых месторождений полезных ископаемых или доблестным защитником ее границ, на человека, разочаровавшегося в старые идеологические принципы, ищущие выход из сложившейся ситуации и желающие обрести личную свободу от обязанно-стей, налагаемых общественным порядком, который несет личную ответ-ственность за себя. Во второй половине XX в. В трактовке портретного изображения художники, как правило, отдают предпочтение длительным состояниям модели: мыслям и чувствам. В образах, изображаемых нет ни-чего мимолетного, преходящего; внимание сосредоточено на ведущих чертах личности.
Коллекция 80-х. XX век. представлены немногочисленными, но раз-нообразными по замыслу и стилистическому решению портретными рабо-тами: А. Федорова «Портрет отца» (1984), «Екатерина Михайловна» (1983), А. Антохина «Королев А.М.» (1982), Л.А. Морохова. «Портрет» (1987), Б.В. Орлова «Освещенное солнцем» (1988).
В последние годы XX века жанр натюрморта получил дальнейшее развитие. Разноцветная мелодия природы звучит в произведениях Б.Мутовкин «Букет русских полей» (1982), «Золотой полдень» (1987), «Новые заботы» (1981), «Кузница дяди Ваня» (1980); И. Поюров) «Букет» (1982), «Три тыквы» (1980-е), А. Мудрецова «Осенний букет» (1988), Е. Николаева «Полевые цветы» (1986).