Курсовая теория Экономические науки Инновационный менеджмент

Курсовая теория на тему 23. Инновационный рынок: становление и развитие

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ РЫНКА ИННОВАЦИЙ 5
1.2. Правовое регулирование рынка инноваций 9
2. РЫНОК ИННОВАЦИЙ В РОССИИ 13
2.1. Показатели становления и развития рынка инноваций в России 13
2.2. Современное состояние рынка инноваций в России 17
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИННОВАЦИЙ В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 30

 

  

Введение:

 

В настоящее время для того, чтобы развивался рынок инноваций, необходимо принятие решений, которые будут оказывать влияние на институциональную среду. В свою очередь, принятие таких решений невозможно без наличия информации о текущем уровне инновационной активности. Надо сказать, что такую информацию можно получить от служб статистики посредством определенного набора показателей. Но ответить на вопрос о том, какой этот уровень, недостаточно. Необходимо ответить на вопрос, почему он именно такой. Только тогда можно строить возможные сценарии развития социально-экономической системы, которые будут зависеть от изменения тех или иных ее параметров.
Ни для кого не секрет, что принятие того или иного макроэкономического решения представляет собой изменение внешних параметров системы. А чтобы это решение было качественным и эффективным, необходимы показатели, которые позволят строить прогнозы на определенные периоды вперед. В свою очередь, построение таких показателей требует создания методологии, которая позволит объединить состояние системы на микроуровне с процессами, которые происходят на макроуровне, т.е. на уровне всего рынка инноваций.
Чтобы применять те или иные методы стимулирования инновационной активности, необходимо понимать, какова текущая ситуация с количеством создаваемых нововведений, какие нововведения создаются, почему создаются именно такие нововведения и хотят ли вообще экономические агенты производить нововведения. Если такие нововведения нужны, то необходимо знать мотивы этих нововведений, а также какие именно нововведения нужны: разрабатывать новые промышленные технологии или разрабатывать новые финансовые технологии перекачки денег и налоговой оптимизации. Если нововведения не нужны, то необходимо знать причины их отказа от нововведений. Кроме того, необходимо развивать, и поддерживать рынок инноваций, так как в современной высоко конкурентной мировой экономике техническая и технологическая отсталость страны автоматически означает её выбытие из ряда экономически развитых стран, поскольку снижаются как показатели экономической мощи страны, так и показатели благосостояния её граждан. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что тема развития рынка инноваций в нашей стране является актуальной.
Цель работы заключается в изучение становления и развития рынка инноваций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и сущность рынка инноваций;
— изучить правовое регулирование рынка инноваций;
— рассмотреть показатели становления и развития рынка инноваций в России;
— изучить современное состояние рыка инноваций в России;
— рассмотреть проблемы и перспективы развития рынка инноваций в России.
Предмет исследования – рынок инноваций.
Объект исследования – показатели становления и развития рынка инноваций в России.
В работе использовались такие методы исследования, как сравнение, финансовый анализ литературы, нормативно-правовой документации, обобщение и ряд других.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы. В первой главе будут отражены теоретические основы рынка инноваций. Вторая глава работы будет посвящена изучению рынка инноваций в России. В третьей главы будут рассмотрены проблемы и перспективы развития рынка инноваций в России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение данного раздела работы можно сделать следующие выводы. Изучение рынка инноваций сейчас является актуальным для каждой страны, так как они оказывают значительное влияние на развитие экономики любой страны.
В первой главе работы мы рассмотрели теоретические основы рынка инноваций. Мы рассмотрели, каким образом формировался рынок инноваций, а также каким образом менялось толкование понятия рынок инноваций. В итоге мы сделали вывод, что на современном этапе рынок инноваций представляет собой как систему или тип общественных связей между субъектами инновационной деятельности. Сущность рынка инноваций в том, что он позволяет обеим сторонам на рынке обмениваться новшествами. Также нами была рассмотрена и структура рынка инноваций, его функции. Нами было отмечено и разделение рынка инноваций на две группы: рынок нематериальных инноваций (идеи, патенты, ноу-хау); рынок инновационных товаров и услуг. Изучая нормативное регулирование инновациями, мы определили, что до настоящего времени государственное регулирование инновационной деятельности осуществлялось программными методами. Также мы рассмотрели ряд нормативных документов, касающихся инноваций. На уровне субъектов Российской Федерации происходит самостоятельное правовое регулирование инновационного развития экономики. Речь идет о создании нормативных документов на уровне субъектов, которые регулируют инновационную деятельность в субъектах РФ. Например, в некоторых из них по федеральному образцу приняты законы о науке и научно-технической политике.
Во второй главе работы мы рассмотрели развитие рынка инноваций в России. Здесь мы рассмотрели основные этапы становления и развития инноваций в нашей стране, и охарактеризовали. Как оказалось, в нашей стране развитие инноваций прошло через пять этапов. Сейчас наша страна находится на пятом этапе развития инноваций. Также нами были рассмотрены, несколько основных показателей, которые характеризуют отличительные особенности в России и за рубежом. В итоге на момент 2009 года наша страна значительно отставала от других стран в области инноваций, несмотря на то, что многое уже было сделано в этой области. На современном этапе в нашей стране инновационная деятельность переживает не самые легкие времена. Основные трудности связаны с нехваткой средств у промышленных предприятий, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Однако, несмотря на рассмотренные трудности, за рассмотренные период с 2010-2016 гг. заметен рост инновационной деятельности среди отечественных предприятий. Так, например, произошел заметный рост в объеме производимых инновационных товаров в 2016 году к уровню 2010 года. Изменилась и структура источников средств на финансирование технологических инвестиций. Основным источником финансирования затрат на технологические инновации остаются собственные средства организаций. И это несмотря на то, что за рассматриваемый период доля собственных средств сократилась на 19,6 п.п., в то время как доля средств федерального бюджета увеличилась на 26,3 п.п. Заметно уменьшилась доля иностранных инвестиций с 2,4 до 0,8%.
В третьей главе работы мы рассмотрели основные проблемы и перспективы развития на рынке инноваций в нашей стране. В этой связи нами был сделан вывод о том, что для эффективного функционирования инновационной деятельности необходимо внести изменения в нормативно-правовую базу, а также необходимо системное, обоснованное и целенаправленное формирование мотивации ученых и инноваторов-практиков к осуществлению ими инновационной деятельности, которая требует колоссальных усилий. А для этого необходим эффективный механизм создания в обществе конструктивного отношения к нововведениям, формирования мотивации и воспитания инновационной восприимчивости исполнителей.

   

Фрагмент текста работы:

 

Рынок инноваций формировался, и развивался одновременно с развитием общественного производства и обращения в сфере НТП. Изначально он рассматривался как место розничной и оптовой торговли новшествами. Надо сказать, что одно из простых определений понятия рынок инноваций. Появился он еще в период первой промышленной революции. Именно в тот период обмен новшествами стал более регулярным, и осуществлялся в определенном месте и в определенное время. Однако на тот момент времени рынок инноваций имел примитивные формы. А рыночные отношения осуществлялись на ярмарках и выставках, где продавец и покупатель имели возможность обменяться своими новшествами. Причем подобный акт купли-продажи не нес за собой какого-либо предварительного обеспечения успеха и регулярности сделок с инновациями.
Рыночные отношения и торговля в инновационной сфере стали развиваться с развитием ремесла, промышленности и городов. Все это привело к тому, что за всеми новшествами стали закрепляться определенные места на промышленных ярмарках или выставках. А иногда такие ярмарки проводились специально для инновационных товаров в той или иной отрасли. Надо сказать, что и в настоящее время такое понимание рынка тоже сохранилось.
Разделение труда и развитие товарного производства потребовало от толкования рынок инноваций все более сложное определение. В результате, рынок инноваций стал представлять собой не только площадку под выставку или ярмарку, но и в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов новшеств свободны, а цены выравниваются[10, с. 48]. Надо сказать, что в таком определении рынка инноваций сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, так как постоянно добавляются новые черты.
Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и товарного обмена вновь привели к изменению трактовки понятия рынок инноваций. Новое толкование получило наибольшее распространение в экономической литературе. В результате рынок инноваций стал представлять собой не только сферу товарного обмена. Рынок инноваций стал представлять собой и сферу обращения товара и капитала, так как именно они предназначались для вложения в инновационную сферу. Сюда же можно отнести и современный рынок ценных бумаг при венчурном финансировании нововведений.
Если рассматривать определение понятия рынка инноваций, то оно имеет широкое понимание. Его считают и элементом воспроизводства совокупного общественного продукта. Также это может быть и как форма реализации, движения основных составных частей этого продукта. Все это формирует следующие определения рынка инноваций:
— это «совокупность экономических отношений, благодаря которым можно осуществлять обращение нового общественного продукта в товарно-денежной форме»;
— это «сфера реализации части нового совокупного общественного продукта, в которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по вопросу производства и потребления инноваций».
Однако самым популярным определением рынка инноваций является следующее. Рынок инноваций – это система экономических отношений продавцов и покупателей новшеств[19, с. 69].
Между указанными выше определениями есть некоторая разница. Она заключается в том, что в первом случае, когда рынок рассматривается как сфера обращения, основной акцент делается на наличие определенных новшеств и нововведений. Во втором случае, когда рынок инноваций представлен как, совокупность общественного продукта, основной акцент делается на отношения, которые выражают сущность категории «рынок инноваций».
Есть еще одно определение рынка инноваций. Согласно ему, рынок инноваций рассматривают в качестве системы общественных связей между субъектами инновационной деятельности. На самом же деле на таком рынке завязываются отношения по вопросу реализации новых товаров, в отношении которых есть определенный спрос и предложение. Причем все эти товары должны относиться, только к рынку инноваций, т.е. такой товар должен быть инновационным, новым.
Если рассматривать необходимость рынка инноваций с объективной точки зрения, то она вызвана теми же причинами, что и необходимость существования товарного производства. В частности к таким причинам можно отнести: разделение труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, внешняя торговля, имеющая тесные связи с мировой экономикой и некоторые другие.
Сущность рынка инноваций в том, что он позволяет обеим сторонам на рынке обмениваться новшествами. Экономическая сущность и специфика рынка инноваций заключаются в следующем:
— коммерческий обмен продуктами инновационной деятельности;
— инновационные продукты должны отвечать всем признакам товара;
— коммерческий обмен продуктами допускается только посредством заключения сделки по поводу данных инновационных продуктов;
— наличие рыночного механизма в сфере торговли объектами инновационного продукта, где основными элементами являются спрос, предложение и цены.
Далее рассмотрим структуру инновационного рынка. В этой связи стоит отметить, что структура рынка инноваций по формам собственности предопределяет многие направления государственной инновационной политики:
— меры государственной поддержки малых инновационных предприятий и организаций венчурного капитала;
— условия технологического трансферта из государственного сектора в частный;
— нормативно-правовое регулирование и др.
Различаются внутренние и внешние рынки инноваций. Так же инновационные рынки имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуру, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы[11, с. 42]. Причем стоит отметить немаловажное влияние на национальный рынок со стороны рынка инноваций. В свою очередь на инновационный рынок также оказывают влияние различные факторы. К общим факторам относятся циклические колебания. К специфическим конъюнктурообразующим факторам относятся состояние научно-технического потенциала и производственной сферы, торгово-политические условия реализации конкретных объектов инновационной деятельности на рынке.
Ниже на рисунке 1.1 рассмотрим функции рынка инноваций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы