Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Значения организации предметно пространственной среды для развития воображения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития воображения у детей дошкольного возраста 6
1.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста 6
1.2 Определение понятия и требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования 14
Глава 2. Экспериментальное изучение предметно-развивающей среды как условия развития воображения у детей дошкольного возраста 18
2.1 Констатирующий эксперимент 18
2.2 Создание и обогащение предметно-развивающей среды с целью повышения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста 23
Заключение 32
Список использованной литературы 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

 

  

Введение:

 

Введение

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы:
— достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий),
— «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский),
— «окружающая среда» (А. С. Макаренко).
Среда, по мнению Н. М. Поляковой, — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.
Предметная среда – это система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (С. Н. Новоселова).
Развивающая среда — это совокупность природных, социальных, культурных, предметных сред удовлетворяющих потребность актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности (С. А. Козлова).
В соответствии с ФГОС организация предметно-развивающей среды – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. Она помогает ребенку развивать интеллектуальную и речевую сферу, игровые умения и навыки, а так же расширять кругозор ребенка.
Одним из компонентов дошкольного образования в РФ является языковое образование, развитие, совершенное владение родным языком.
Проблема развития воображения была и остается в центре внимания психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожця, З.М. Истомина, А.А. Леонтьева, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, Е.А. Фльорина и др.).
В настоящее время в ДОУ активно уделяется внимание развитию воображения детей. Деятельность педагогов и воспитателей в данном направлении осуществляется как в НОД, в режимные моменты, так и в свободной деятельности детей. Пространство детского сада организовано с учетом требований ФГОС.
Исходя из этого, развитие воображения должно осуществляться посредством эффективной организации предметно-развивающей среды в группе.
Именно поэтому наша работа является актуальной в настоящее время.
Объект исследования: воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: предметно-развивающая среда, как средство развития воображения детей дошкольного возраста.
Целью нашей работы является изучение создания предметно-развивающей среды как условия развития воображения детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить научную, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести теоретический и практический анализ особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.
3. Осуществить организацию и пополнение предметно-развивающей среды в группе, с целью повышения развития воображения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что организация новой и пополнение имеющейся предметно-развивающей среды будет способствовать развитию воображения детей дошкольного возраста.
Методологической основой нашей работы являются основные положения теории игровой деятельности, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой, Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: теоретический и практический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы, компилятивный метод.
Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации предназначены для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Таким образом, в результате изучения литературных источников по теме нашей работы, мы выяснили, что одним из основных аспектов в соответствии с ФГОС является речевое развитие ребенка, а так же целесообразная организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Развитие воображения у ребенка происходит по определенным этапам, в соответствии с возрастом, и имеет определенные характеристики, которые трактуют норму речевого развития ребенка.
В ДОУ деятельность всех педагогов направлена на полноценное развитие детей, в том числе и на развитие воображения. В соответствии с ФГОС в дошкольном учреждении должна быть организована предметно-развивающая среда, которая способствует развитию ребенка, а так же отвечает ряду требований.
Во второй главе нашей работы мы провели эмпирическое исследование уровня развития воображения группы детей дошкольного возраста, с использованием ряда методик. Результаты проведенного исследования показали, что воображение детей соответствует норме, но не у всех дошкольников находится на высоком уровне развития, имеется и средний уровень, и низкий.
В соответствии с полученными результатами, мы установили, что следует проводить работу по повышению развития воображения у дошкольников с помощью создания новой и обогащения уже имеющейся предметно-развивающей среды группы.
Мы создали в группе несколько центров, зон, которые способствуют повышению уровня развития воображения у детей, а так же пополнили уже имеющиеся зоны новым оборудованием, играми, картотекой.
Данные мероприятия будут способствовать развитию воображения у детей, а так же могут применяться на практике при работе в других группах.

 

Заключение:

 

Введение

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы:
— достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий),
— «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский),
— «окружающая среда» (А. С. Макаренко).
Среда, по мнению Н. М. Поляковой, — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.
Предметная среда – это система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (С. Н. Новоселова).
Развивающая среда — это совокупность природных, социальных, культурных, предметных сред удовлетворяющих потребность актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности (С. А. Козлова).
В соответствии с ФГОС организация предметно-развивающей среды – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. Она помогает ребенку развивать интеллектуальную и речевую сферу, игровые умения и навыки, а так же расширять кругозор ребенка.
Одним из компонентов дошкольного образования в РФ является языковое образование, развитие, совершенное владение родным языком.
Проблема развития воображения была и остается в центре внимания психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожця, З.М. Истомина, А.А. Леонтьева, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, Е.А. Фльорина и др.).
В настоящее время в ДОУ активно уделяется внимание развитию воображения детей. Деятельность педагогов и воспитателей в данном направлении осуществляется как в НОД, в режимные моменты, так и в свободной деятельности детей. Пространство детского сада организовано с учетом требований ФГОС.
Исходя из этого, развитие воображения должно осуществляться посредством эффективной организации предметно-развивающей среды в группе.
Именно поэтому наша работа является актуальной в настоящее время.
Объект исследования: воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: предметно-развивающая среда, как средство развития воображения детей дошкольного возраста.
Целью нашей работы является изучение создания предметно-развивающей среды как условия развития воображения детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить научную, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести теоретический и практический анализ особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.
3. Осуществить организацию и пополнение предметно-развивающей среды в группе, с целью повышения развития воображения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что организация новой и пополнение имеющейся предметно-развивающей среды будет способствовать развитию воображения детей дошкольного возраста.
Методологической основой нашей работы являются основные положения теории игровой деятельности, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой, Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: теоретический и практический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы, компилятивный метод.
Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации предназначены для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития воображения у детей дошкольного возраста
1.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста

Воображение – это способность придумывать образы таких предметов, которых нет рядом или же которых не существует вообще. С помощью этой способности ребенок фантазирует, может сам управлять вымышленными событиями, и даже находит решение несуществующих проблем. Именно в детстве, когда оно зарождается, нужно обязательно его развивать.
Воображение очень тесно связано с такими областями жизни, как игра, творчество, моделирование, память. Ошибочно считается, что оно больше всего необходимо людям творческих профессий, но на самом деле оно также нужно всем. Ведь именно воображение способствует изменению взгляда на самые обычные и привычные вещи, и они рассматриваются с неожиданной точки зрения, что в некоторых ситуациях приводит к нахождению абсолютно нестандартных решений.
Воображение помогает дошкольникам совершать неожиданные открытия, придумывать необыкновенные идеи и игры. Все это заслуги отлично развитой фантазии, которая делает ребенка бесконечно многогранным и чрезвычайно восприимчивым к миру. 
Отсутствие воображения как такового привело бы к тому, что наша жизнь была бы лишена интересных сказок, великолепных музыкальных произведений, веселых детских игр.
Развитие воображения у детей проходит по определенному сценарию. Зарождаться оно начинает примерно к двум годам. В этом возрасте в играх ребенка преобладают сцены из реальной жизни. Например, во время кормления малыша он может то же самое проделывает со своей куклой. Но для этого ему нужна ложка и, собственно, сама кукла. Ребенок уже способен перенести в свой мир что-то из мира взрослых, но он не способен картинку как-то изменить и «переиграть». Ему не хватает опыта и знаний.
 А вот в три года ребенка уже не смутит отсутствие ложки, ведь вместо нее легко может выступить любой предмет. Если же малыш в игре не воображает, что один предмет выступает в роли другого, родителям стоит задуматься. 
Причина может крыться в неспособности фантазировать, а может, просто у ребенка недостаточная база знаний. Подмечено, что, чем богаче внутренний мир, тем развитее воображение и ассоциативное мышление. 
Чтобы к школьному возрасту воображение ребенка было достаточно развитым, необходимо, чтобы кроха каждый день узнавал что-то новое и удивительное. Походы в зоопарк, в лес, к реке дают ребенку новые знания и ощущения, из которых складывается внутренний мир.
 Развивая в ребенке воображение, необходимо уделять внимание творческому воспитанию. Без занимательных рассказов, музыкальных композиций и картин невозможно воспитать всесторонне развитую личность. 
Воображение для человека очень важно и даже просто необходимо. Период его активного развития приходится на 3 -16 лет, именно в это время и нужно усиленно заниматься его развитием, потому что игнорирование этого важного качества может привести к тому, что ребенок практически перестанет интересоваться любыми видами искусства, а также наукой, потому что его творческое воображение так и останется на уровне появления.
Максимальное свое проявление воображение находит в играх: так обычная палка в руках ребенка становится копьем или шпагой, а непонятная ткань – плащом рыцаря [1, с. 88]. 
Придумывать и фантазировать гораздо проще ребенку более старшего возраста. Сначала малыши могут фантазировать и воображать только то, что услышали от других, но потом сами начинают придумывать необычные истории.
Воображение младшего дошкольника еще слабо развито и носит пассивный, воссоздающий характер, возникают бессознательно поставленные цели.
Существенные изменения в развитии воображения происходят в дошкольный период. С дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется произвольное воображение. 
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого и в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.). 
Целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов возрастают от младшего к старшему дошкольному возрасту (Т.А. Репина, А.П. Усова и др.) [14, с.90]. 
У старших ребят воображение более целенаправленно и организовано. У них постепенно накапливается жизненный опыт, значительно расширяется конструктивная, изобразительная и игровая деятельность. 
Конструирование, рисование, различные игры – эффективные средства для развития воображения.
 Высокий уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения проявляется в творческих играх, особенно в рисунках, стихах, сказках дошкольников.
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. 
Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. 
С помощью воображения дети творчески могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления [12, с.128].
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту собственного Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. 
Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. 
Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения разных героев, как раз и выполняют эту функцию.
У маленьких детей воображение начинается с того, что они создают в голове образы. Когда родители рассказывают сказку, они представляют её героев.
Когда дети становятся старше, они уже начинают фантазировать на новом уровне. Они сами способны придумывать новые образы и истории.
Иногда это может нанести ребёнку вред. Некоторые дети так увлекаются фантазиями, что считают их реальностью. Придумывают несуществующих героев и выдают их за действительность. Или несуществующие истории переносят в реальную жизнь [15, с.90].
К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат, а затем планирует следующий шаг.
Следующий этап в развитии дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. 
Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.
Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. 
Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами [7, с.128]. 
В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане. 
Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на вопрос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.
Познавательное воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. 
Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка.
На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения.
Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения.
Описанные этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда (по данным О.М. Дьяченко, только у 1/5 части всех детей). Без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы [8, с. 137].
 В игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она – ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет. В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д. Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» — настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. 
Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза). 
Основные виды воображения [11, с.100]:
Воссоздающее. Возникает при чтении книг. Человек в своём воображении представляет то, о чём читает или слышит.
Творческое. Создание образов и историй самостоятельно. При этом прослеживается связь между объектами и ситуациями. — Этот тип воображения важно развивать у детей.
Неуправляемое. Истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой.
Многие люди считают этот навык абсолютно бесполезным в реальной жизни. Эти люди чаще всего просто ничего не знают о функциях мышления.
На самом деле, человек с хорошо развитым воображением легче решает любые задачи. Все благодаря тому, что его мышление незаурядно.
Маленьким детям очень сложно думать и действовать по правилам.
 Поэтому развитие воображения у дошкольников должно находиться на первом месте [13, с.162]. 
Дети адаптируются к жизни и накапливают опыт посредствам игры. Именно так они учатся мышлению. Благодаря этому и развивается воображение. 
Со стороны родителей должна присутствовать помощь и поддержка. Следует поощрять ребёнка, когда он придумывает собственные игры.
Воображение представляет собой великую силу, поэтому важно знать, как развить воображение у ребенка. Чтобы у ребенка было развитое воображение, необходимы усилия, как родителей, так и самого ребенка.
Каждый ребенок имеет возможность для развития воображения. Детское воображение основано на опыте малыша, который он берет из реальной жизни. Например, это поступки, события, привычки.
  Воображение дошкольника берет знания о предметах в своем окружении. 
Развитие воображения у ребенка будет проявляться в его рассказах, рисунках. Родители должны поощрять все проявления творческой фантазии ребенка. Все, сделанное ребенком, можно хранить в особенной специальной коробке. Важно, чтобы дошкольник правильно оценивал свое произведение. Если этот навык не будет развит, то его творческое развитие затормозится.
 Родители не обязаны всегда говорить, что все замечательно. Ребенок должен понимать, что у него получается хорошо, а что необходимо исправить [5, с.187]. 
Родители могут показать свой восторг, но и уверить ребенка в том, что он может и лучше.
Планируя развлечения ребенка, необходимо учитывать его возможности, связанные с возрастом. У малыша воображение появляется уже в два года. 
В этом возрасте воображение воплощается в игре. Ребенок относится к предметам, как к придуманным. Например, палочка может быть ложкой, а кубик – машинкой. Но творческие идеи детей в этот период не задуманы и не подчиняются плану. Ребенок еще не способен задумать какой-то план и осуществить его, например, в рисунке.
Примерно к трем годам обогащается жизненный опыт ребенка. Дети способны воплощать задуманное и действовать по плану. В этот период малыш переходит от игр с предметами к сюжетно-ролевым. К примеру, дочки-матери, больница. Разнообразие игр осуществляет обогащение воображения. Поэтому в 6-7 лет ребенок уже действует только в плане представления образа, не опираясь на предметы [4, с.123].
Учитывая возраст ребенка, игры, в которые он играет, должны быть разнообразными. Следует подсказывать ему, что кубик может быть и домиком, и машинкой. Если ребенок уже большой и играет в игры, которые носят ролевой характер, нужно следить за тем, чтобы у этих игр не был один и тот же сюжет.
Основой для воображения малыша являются знания об окружающем мире. Для того чтобы сравнить бабочку с цветком, необходимо знать как выглядит бабочка и что такое цветок. Ребенку необходимо давать больше информации. 
Выходя гулять на улицу, нужно знакомить его с животными, растениями, насекомыми. Замечательно было бы водить ребенка на экскурсии, в зоопарк, а потом обсуждать с ним увиденное.
Сказки активизируют воображение малыша. Читая их ребенку, остановитесь и спросите, как он считает, что произойдет дальше. Полезно, чтобы в играх детей участвовали взрослые. С целью развития воображения у ребенка, можно предлагать и свои идеи [9, с.182].
Чтобы детская фантазия работала, следует предлагать ему разные занятия. Это могут быть рисование, лепка, изготовление поделок и даже фотографирование. 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы