Курсовая с практикой на тему Значение индивидуальной техники в обучении игре на фортепиано
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Фортепианная техника: определение и особенности 5
1.1. Методы и приёмы развития индивидуальной техники при игре на фортепиано учащихся-пианистов 6
2. Основные элементы индивидуальной техники 7
3. Значение индивидуальной техники при игре на фортепиано 13
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Введение:
Наблюдая за развитием музыкального искусства стоит отметить, что фортепианное исполнительство получает все большее признание. Концерты фортепианной музыки привлекают не только отдельных ценителей, но и многочисленных слушателей, которые с удовольствием посещают концертные залы консерваторий, филармоний и театров. Большое внимание фортепианному исполнительству уделяют в своем творчестве и современные композиторы, обогатившие пианистический репертуар великолепными произведениями.
Исполнительская деятельность это не только художественно наполненный и увлекательный процесс, она обладает рядом специфических черт, которые приводят музыкантов-исполнителей к развитию ряда качеств, положительно сказывающихся не только в аспекте профессиональной деятельности, но и с позиции положительного развития личности. В процессе исполнительства реализуются различные межличностные отношения, образующие сложный синтез, активно воздействующий как на художественный результат, так и непосредственно на музыкантов.
Освоение фортепианной техники включается в программы подготовки музыкантов прежде всего с целью освоения ими значительного объема музыкального искусства, тогда как воздействие подобного рода исполнительской практики на личность музыкантов остается за пределами внимания музыкантов-методистов, педагогов и экспертов. Отдельные аспекты проблем профессионального воспитания музыкантов-пианистов на уроках специального фортепиано рассматривались в работах К.А. Мартинеса, А. Шмидт-Шкловской, Т.Гайдамовича. Однако можно констатировать, что специфика фортепианного исполнительства и особенности индивидуальной техники предметом специальных системных исследований не были.
Изложенное определило актуальность темы исследования
Объект исследования: процесс влияния внешних и внутренних факторов на личность музыкантов-исполнителей.
Предмет исследования: индивидуальные особенности при обучении игре на фортепиано.
Цель исследования: изучить специфику влияния индивидуальных особенностей в классе фортепиано на начальном этапе обучения музыканта как ключевой аспект продуктивности индивидуальной техники исполнителя для преодоления односторонней направленности развития.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «фортепианная техника».
2. Обозначить основные методы индивидуальной техники.
3. Определить значение индивидуальной техники при игре на фортепиано.
Вопросу изучения развития фортепианной техники посвящено много книг и статей [1-25]. Методологическую базу исследования составили исследования в области фортепианной музыки Т.А.Гайдамовича [10], К.Х.Аджемова [19], М.М.Мильмана [24], Ф. Листа [24], исследователя по общим вопросам музыкально-исполнительского искусства, В.Ю.Григорьева [12].
Методы научно-педагогического исследования: сравнительно-исторический, описательный, аналитический.
Теоретическая значимость исследования заключается в системном исследовании индивидуальной техники в процессе обучения игре на фортепиано и их влияний на результативность художественно-творческой деятельности и личность музыкантов.
Практическая значимость исследования: состоит в развитии методической базы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в классе специального фортепиано на начальной ступени профессионального обучения пианистов.
Заключение:
Обучение игре на фортепиано обладает ярко выраженной индивидуальной спецификой. Она обусловлена природой музыкального инструмента, которая значительно расширяет его художественный потенциал и определяет коренное изменение содержания и методов обучения в инструментальном классе.
Действительно, чтобы озвучить на этом инструменте нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту и соответственно скорректировать фактуру изложения, то есть создать проект его аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект — исполнить его, а также — выстроить среду звучания. Иногда при этом необходимо внести те или иные поправки в тембры или даже создать их новые оригинальные разновидности за счет индивидуальности техники исполнителя.
Вместе с тем расширение музыкально-учебной деятельности не превращает ее в элитарную, поскольку задачи, относящиеся к каждой из этих перечисленных сфер, решаются в опоре на индивидуальные особенности исполнителя при игре на фортепиано. Благодаря изучению фортепианной техники творчество музыканта становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно простым и продуктивным.
Все это делает исследование индивидуальной техники при игре на фортепиано чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей.
Фрагмент текста работы:
1. Фортепианная техника: определение и особенности
Фортепианная техника ‒ важнейший фактор развития человека в целом. Абсолютно любая деятельность строится на основе сохранения и запоминания новых полученных знаний и умений. Именно наличие индивидуальной фортепианной техники делает возможным познание окружающего мира и полноценное существование человека.
Точно также и в музыкальной сфере, индивидуальная техника при игре на фортепиано ‒ необходимое условие музыкально-исполнительской деятельности и успешного творческого роста музыканта. Хорошо развитая индивидуальная техника при игре на фортепиано способствует быстрому запоминанию объёмных музыкально-теоретических знаний, позволяет расширить музыкальный кругозор, помогает в освоении практических навыков и умений.
Индивидуальная техника при игре на фортепиано – это сложный комплекс различных видов памяти, включающий в себя различные психические и физиологические процессы.
Развитая индивидуальная техника при игре на фортепиано ‒ это быстрое освоение и запоминание музыкального текста, его надёжное сохранение и в дальнейшем наиболее точное воспроизведение (даже спустя долгое время после выучивания). Феноменальной фортепианной техникой обладали выдающиеся музыканты. Так, например, В.А. Моцарт, Ф. Лист, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов легко могли удерживать в своей памяти почти все когда-либо сыгранные концертные программы. Но то, что великие мастера достигали без видимого труда, простым музыкантам-исполнителям, даже при наличии хороших музыкальных способностей, приходится завоёвывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям, а к индивидуальной технике при игре на фортепиано в особенности.
У каждого был свой взгляд на данную проблему, свои методы решения, и в представленных исследованиях мы не найдём единого, универсального способа запоминания музыкального произведения. Всё определяет индивидуальность исполнителя, сочетание характерных ему музыкально-исполнительских способностей и личностных качеств.
1.1. Методы и приёмы развития индивидуальной техники при игре на фортепиано учащихся-пианистов
Метод игры с опорных пунктов [3, с. 112] широко используется в музыкально-педагогической практике и заключается в том, что для облегчения запоминания следует разделить нотный текст на смысловые опорные пункты. Часто бывает, что они совпадают с началом какого-либо раздела музыкального произведения. В качестве смыслового опорного пункта может выступить интонация, аккордовое сочетание, первое звено фигурационного орнамента и т. д.
Этот метод может использоваться в двух вариантах. Первый вариант – игра с опорных пунктов от начала до конца произведения. Второй вариант – игра с опорных пунктов от конца музыкального произведения до начала.
Метод игры в медленном темпе (в основном для заучивания произведений, написанных в быстром темпе). Данный метод направлен на развитие слуховой и двигательно-моторной памяти. Игра в очень медленном темпе позволяет избегать неосмысленного, «механического» заучивания нотного текста, контролировать прочность двигательно-моторных связей. Следует вспомнить педагогику Ф.М. Блуменфельда, одним из главных положений которой заключалось в обращении к слуховому восприятию и к слуховому осмыслению. В основе его педагогики лежало несколько правил, одно из которых – «ничего не делать механически и формально» [1].
Метод игры с закрытыми глазами. Целью данного метода является воспроизведение музыкального произведения с закрытыми глазами, опираясь на слуховые представления и на тактильные ощущения. Также как и метод игры в медленном темпе, направлен на развитие как слуховой памяти, так и двигательно-моторной.
Приём смысловая группировка и приём смысловое соотнесение эффективны при запоминании произведений крупной формы, таких как сонаты и сонатины. На данные приёмы заучивания нотного текста обращает своё внимание В.И. Муцмахер в работе «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано» [2].
Приём смысловой группировки. Сущность данного приёма заключается в делении произведения на отдельные логически завершённые фрагменты музыкального произведения. Смысловые фрагменты представляют собой не только крупные части, как экспозиция, разработка, реприза, но и входящие в них ‒ такие, как главная, побочная, заключительная партии. Осмысленное запоминание, осуществляемое в соответствии с каждым элементом музыкальной формы, должно идти от частного к целому, путём постепенного объединения более мелких частей в крупные.
Приём смыслового соотнесения. Главной идеей данного приёма является использование мыслительных операций для сопоставления между собой некоторых характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения. Если музыкально-теоретические познания для анализа недостаточны, то следует обращать внимание на простейшие элементы музыкальной ткани ‒ интервалы, аккорды, секвенции [3, с. 112].
В заключении хочется отметить, что принципиально важным при запоминании произведения являются содержание, характер и способы работы над произведением в процессе заучивания.