Курсовая с практикой на тему Журналистика как социальный институт
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Характеристика журналистики как социального института 5
1.1. Понятие социальных институтов и место журналистики в их системе 5
1.2. Механизмы влияния СМИ на демократические процессы в обществе 9
1.3. Особенности влияния СМИ на становление личности 13
Глава 2. Исследование основных функций СМИ как социального
института 17
2.1. Анализ влияния СМИ на демократизацию общества (на примере интернет-издания «Лента.ру») 17
2.2. Оценка влияния современных СМИ на социализацию личности (на примере молодежных телепрограмм) 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 28
Введение:
Процесс развития общества сопровождается формированием и постепенным развитием различных социальных институтов. Традиционно в жизни общества выделяют множество таких институтов, одно из важных мест среди них занимают СМИ и журналистика. В основе признания журналистики социальным институтом лежит анализ социально значимых функций СМИ. В этом аспекте следует подчеркнуть, что в ХХI веке роль журналистики и СМИ как социального института значительно выросла. Во многом этому способствовала общая информатизация общества и развитие системы Интернет-СМИ, общественных медиа.
Сегодня процесс информатизации общества продолжается и роль журналистики как социального института во многом приобретает новые оттенки, поскольку функции СМИ расширяются, журналистика начинает активнее взаимодействовать с другими социальными институтами.
Исходя из этого, на современном этапе развития общества и системы средств массовой информации особенно актуальной становится тема данной курсовой работы: «Журналистика как социальный институт».
Целью исследования стала характеристика особенностей СМИ и журналистики в целом с точки зрения их социальных функций и взаимоотношения с другими социальными институтами.
В соответствии с темой и целью исследования задачи исследования сформулированы следующим образом:
— изучить понятие социальных институтов и место журналистики в их системе;
— рассмотреть механизмы влияния СМИ на демократические процессы в обществе;
— описать особенности влияния СМИ на становление личности;
— проанализировать влияние СМИ на демократизацию общества (на примере интернет-издания «Лента.ру»);
— дать оценку влияния современных СМИ на социализацию личности на примере молодежных телепрограмм.
Объект исследования: место журналистики и СМИ в социальной системе.
Предмет исследования: журналистика как социальный институт.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают:
— реферативно-аналитический и сравнительный методы, использованные для систематизации теоретического материала;
— метод мониторинга Интернет-ресурсов, примененный на этапе анализа электронного издания «Лента.ру»;
— метод анкетирования, использованный на этапе оценки влияния молодежных телепрограмм на молодежную аудиторию.
Информационную базу данного исследования составляют монографии и учебно-методические материалы по теории коммуникации и журналистики, а также публикации современных исследователей. Фактологическим материалом исследования стали публикации электронного издания «Лента.ру» и комментарии к ним, а также результаты анкетирования.
Структура работы включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы и приложение.
Заключение:
Проведенное исследование позволило подтвердить, что журналистика и СМИ как продукт ее деятельности, выступают важным социальным институтом, поскольку выражают коллективные чувства и представления; , направлены на организацию социального взаимодействия; создают ценностно-нормативный порядок в обществе; являют собой организованные системы взаимодействия.
Характерными особенностями современных медиа, которые способствуют их влиянию на общественность, являются: доступность с позиции автора записей и с позиции читателей, комментаторов; оперативность, то есть способность быстро выполнять свои задачи и доносить информацию; демократичность или высокий уровень свободы слова; относительная анонимность публикаций.
СМИ сегодня выполняют основные функции, которые в целом характерны многим социальным институтам. Основные из них систематизированы нами на две группы: 1) функции, направленные на принудительное регулирования социального поведения, которые больше характерны для политических социальных институтов (информационная функция; функция коммуникации; организаторская функция; идеологическая функция); 2) функции, направленные на непринужденное регулирование поведения общества, которые характерны для семейных институтов (воспитательная функция; рекреативная функция).
Исходя из такой систематизации социальных функций СМИ, в работе рассмотрены механизмы влияния современных СМИ на демократизацию российского общества и на процесс воспитания и социализации молодежи.
Анализ показал, что современные СМИ создают предпосылки демократизации в российском обществе. В этом аспекте становится ясно, что СМИ сегодня – не просто четвертая ветвь власти, но еще и платформа для социально-политической коммуникации населения, что способствует формированию политических взглядов, развитию социальных инициатив и т.д.
Также проведенное исследование показало, что современные СМИ оказывают воспитательное влияние на население (прежде всего, на молодое поколение), но при этом оно может быть разнонаправленным. Поэтому сегодня важно максимально правильно использовать возможности СМИ для эффективной социализации молодежи и формирования правильных социальных установок подрастающего поколения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика журналистики как социального института
1.1. Понятие социальных институтов и место журналистики в их системе
Для описания журналистики как социального института следует, прежде всего, изучить сущность термина «социальный институт». Для этого целесообразно использовать основные научные концепции в историческом развитии понятия «социальный институт». основные из них обобщены в табл. 1.
Таблица 1 – Научные концепции понимания сущности термина «социальный институт»
Автор концепции Понимания социального института Примеры социальных институтов
Э. Дюркгейм вся совокупность
социальных фактов: ценностей, норм, коллективных представлений и коллективных чувств, составляющих структурные компоненты социальной реальности религия, мораль, право, нормативные системы, организующие и структурирующие системы
групповых и профессиональных взаимодействий
Г. Спенсер функциональный компонент социальной структуры, задачей которого является организация социального взаимодействия и сохранения единства общества Бывают 2 видов: семейные и политические
М. Вебер тип сообщества, определяемый на основе того, что входящие в него люди разделяют ценностно-нормативный порядок и ориентируют на него свои действия государство, церковь
Т. Парсонс нормативные институциональные стандарты действия и поведения, организованные системы структурированного, или институционализированного, взаимодействия большого количества моделей, целью которых является задача интеграции семья, любая социальная структура
Исходя из описанных подходов к интерпретации термина «социальный институт», можно сделать вывод о том, что журналистика и СМИ как продукт ее деятельности выступают одним из социальных институтов, поскольку также:
— как отмечал Э. Дюркгейм, выражают коллективные чувства и представления;
— как отмечал Г. Спенсер, направлены на организацию социального взаимодействия и сохранение единства общества;
— как отмечал, М. Вебер, создают ценностно-нормативный порядок в обществе;
— как отмечал Т. Парсонс, являют собой организованные системы взаимодействия.
Для описания журналистики с позиции социального института необходимо рассмотреть те социальные функции, которые выполняют СМИ – продукт деятельности журналистов. В этом аспекте следует подчеркнуть, что сегодня функции СМИ значительно расширились, что свидетельствует об увеличении роли данного социального института.
Наиболее широкий перечень функций СМИ включает следующее:
— информационная функция;
— функция коммуникации;
— организаторская функция;
— идеологическая функция;
— просветительская функция;
— воспитательная функция;
— рекламная функция;
— рекреативная.
Сегодня информационная функция в значительной степени определяется характерными свойствами электронных СМИ. Так, возможность мгновенного реагирования является несомненным преимуществом «новых медиа» по сравнению со «старыми медиа». Поэтому сегодня все более количество населения обращаются за новостной информацией к таким новым медиа, как интернет-СМИ и социальные сети.
Pew Research Center совместно с Фондом имени Найт выявили в 2015 году, что среди американцев 63% пользователей Twitter и 63% пользователей Facebook используют эти сети для получения новостей об общественных событиях. Для представителей молодого поколения, или так называемого поколения Y, Facebook бьёт все остальные медиа как основной источник политической информации. Для 61 % молодых американцев эта платформа является главным каналом новостей. Но и для старших поколений эта сеть становится все более значимым ресурсом. Доклад Института Reuters 2015 года также показал, что все большее количество новостных СМИ ищут доступ к аудитории через социальные сети в таких странах как США, Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, Италия, Испания, Дания, Финляндия, Бразилия, Япония и Австралия .