Курсовая с практикой на тему Языковые средства выражения состояния персонажа в романе Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Исследование языковых средств
изображения состояния персонажа в художественных текстах. 5
1.1 Определение состояния персонажа и его
виды.. 5
1.2 Бисубстантивное предложение как способ
выражения состояния персонажа 9
1.3 Другие способы выражения состояния
персонажа в художественных текстах 13
Выводы по 1 главе. 16
Глава 2. Выражения состояния персонажа в
романе Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр». 17
2.1 Состояние персонажа в романе. 17
2.2 Языковые средства, используемые для
выражения состояния. 19
2.3 Способы выражения состояния персонажа в
романе. 23
Выводы по 2 главе. 26
Заключение. 27
Список литературы. 29
Введение:
В данной работе
рассматриваются языковые средства выражения состояния персонажа в художественной
литературе. Актуальность выбранной
темы связана с интересом ученых к проблеме выражения состояния персонажа.
Состояния человека многообразны; не каждые из них можно определить одним
словом. В художественной литературе часто появляется проблема выражения
состояния персонажа, что непросто сделать точно и талантливо. Необходимо
добиться точности в выражении состояния и при этом не нарушить целостности
образа героя художественного произведения.
Объект
исследования в работе составляют языковые средства
выражения состояния персонажа.
Предметом
работы являются языковые средства выражения состояния
персонажа в романе Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр».
Цель
работы состоит в том, чтобы выявить языковые средства
выражения состояния персонажа в романе Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр».
Поставленная цель
предопределила необходимость решения следующих задач:
1) дать
определение понятию «состояния персонажа», определить его виды;
2) изучить бисубстантивное
предложение как способ выражения состояния персонажа;
3) рассмотреть другие
способы выражения состояния персонажа в художественных текстах;
4)
проанализировать выражения состояния персонажа в романе Людмилы Улицкой
«Зелёный шатёр».
Методами
работы выступают анализ научной литературы, метод сплошной
выборки, метод анализа языковых единиц.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по
главам, заключения и списка литературы.
Заключение:
Слово «состояние»
связано с описанием человека и показывает своеобразие протекания психических,
интеллектуальных и других процессов. Можно выделить такие основные его виды,
как физическое состояние; психическое состояние; интеллектуальное состояние;
социальное состояние. Одним из средств выражения состояния являются
бисубстантивные предложения. Бисубстантивными предложениями (БП) называют
самостоятельный тип двусоставных неглагольных предложений, предикативное ядро
которых организовано двумя именами существительными (или их эквивалентами) при
участии связки. БП могут описывать психофизическое состояние лица;
эмоционально-интеллектуальное состояние лица; социальное состояние лица. Другими
средствами выражения состояния могут быть лексемы со значением моральной
оценки, безлично-предикативные слова, имена существительные определенной
семантики, состояние можно описать и синтаксическими средствами, а также
образными средствами.
Во второй главе
работы был рассмотрен роман Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр». Людмила Улицкая в
романе описывает физическое и эмоциональное состояние персонажей. Эмоциональное
состояние персонажей разнообразно: доверие, страх, восторг и т.д. Общественное
положение персонажа также может отражаться в тексте. Кроме того, в романе можно
найти и выражения состояния мыслительной деятельности, что связано с
проблематикой произведения.
В романе Людмилы
Улицкой состояние персонажа могут выражать бисубстантивные предложения. Как
правило, в них используются существительные с лексическим значением состояния.
Способом выражения состояния персонажа также может выступать предикат,
выраженный глаголом или адъективной конструкцией. Состояние часто выражается
наречиями, возможны и лексико-синтаксические средства выражения состояния
персонажа, в некоторых случаях, при описании сложных состояний, Улицкая
использует метафоры.
Особенностью
состояния является то, что оно имеет фазы – то есть начинается, длится и
завершается. Улицкая в некоторых случаях отмечает фазу состояния, при этом
можно отметить, что основное внимание она уделяет началу состояния. Оно описано
с помощью таких лексем, как «проникся», «пришел», «пробудилась», «накатило» и
др. Улицкая описывает также разные виды длящихся состояний. Завершение
состояния она почти не описывает, так как основное внимание обычно уделяется
началу и продолжению процессов, а не их завершению.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исследование языковых
средств изображения состояния персонажа в художественных текстах
1.1
Определение состояния персонажа и его виды
Художественный
текст –
это эстетически преобразованный внутренний мир автора, образно
воспроизведенный в тексте и субъективно отражающий мир реальный [5,
с. 10]. Обязательной частью практически любого произведения художественной
литературы является персонаж. И.П. Ильин определяет персонаж как «сложный,
многосоставный феномен, находящийся на пересечении различных аспектов того
коммуникативного целого, каким является художественного произведение. Как
правило, персонаж обладает двумя функциями: действия и рассказывания. Таким
образом, он выполняет либо роль актера, либо рассказчика» [8, с. 98].
Литературный
персонаж – это носитель конструктивной роли в произведении, автономный и
олицетворенный в представлении воображения (это может быть личность, но также
животное, растение, ландшафт, утварь, фантастическое существо, понятие),
вовлеченный в действие (герой) или только эпизодически указанный [21,
с. 108].
Среди
языковых средств выражения образов персонажей единицы с семантикой
эмоционального и психического состояния играют важную роль, так как именно с их
помощью формируется представление о внутреннем мире героев, их восприятии
окружающей действительности. Описание состояния важно не только для главных
героев, но и для эпизодических персонажей, хотя, конечно, описание состояния
главных героев обычно сильнее детализированы.
«Состояние» можно
отнести к категории многозначных слов. Его значение несколько меняется в
зависимости от сферы использования. Психолог Н.Д.
Левитов называет состояние «психическим состоянием», и определяет как
«целостную характеристику психической деятельности за определенный период
времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в
зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности…» [13].
В
широком понимании состояние определяется как некое событие, которое
«портретирует» действительность, описывает «эпизод» из жизни субъекта из
репертуара естественных для него в разной степени состояний [17, с. 16].
Состояние характеризуется как особый семантический феномен, в рамках которого
рассматриваются различные онтологические типы состояния: психологические и
физиологические состояния человека, состояние природы и окружающего мира,
состояние предмета и др. Каждый вид состояния имеет свою природу и специфику. В
центре внимания нашего исследования находится эмоциональное состояние субъекта
и языковые средства выражения в художественном тексте [10, с. 113].
Высказывания со
значением разнообразных видов состояния лица, предмета, природных объектов
привлекали внимание лингвистов уже в начале XIX в. Феномен состояния привлекает
внимание исследователей разных направлений лингвистики. Л.В. Щерба, Ю.Д.
Апресян, Л.М. Васильев и др. создали классификацию лексических средств
выражения состояния, применяя денотативно-понятийный подход. В грамматическом
ключе ученые Ю.С. Маслов, А.В. Бондарко исследовали семантику состояния в связи
с категориями вида и залога. Выражение состояния в предложениях различных
семантических моделей рассматривалось в работах Н.Ю. Шведовой, С.Н. Цейтлин и
др. Признаки предикатов состояния (длительность, статичность, ориентированность
на субъект и др.) подробно изучены в коллективной монографии «Семантические
типы предикатов» под редакцией О. Н. Селиверстовой [20].
Выделение Л.В.
Щербой слов категории состояния как самостоятельной части речи определило новый
этап в решении проблемы языкового статуса слов с семантикой состояния.
Глубоко и подробно
исследовал проблему категории состояния В.В. Виноградов. Он определил и
систематизировал грамматические особенности категории состояния, описал
взаимодействие других частей речи и слов категории состояния, выявил пути
перехода в категорию состояния прилагательных, безлично-предикативных форм,
наречий, и имен существительных [6].
Научные идеи В. В.
Виноградова нашли воплощение в работах ученых, которые, уточняя представление о
системе частей речи русского языка, внесли изменения в количественный и
качественный состав слов категории состояния. Так, Н.С. Поспелов в работе «В
защиту категории состояния» отмечал, что грамматическое своеобразие категории
состояния как особой части речи заключается в том, что слова этой категории
аналитически, при помощи связки или ее соотносительного отсутствия, выражают
грамматическое время, причем в отличие от глагола в словах категории состояния
не устанавливается никакой дальнейшей дифференциации в кругу временных значений
настоящего, прошедшего и будущего времени [17, с. 56].