Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь алекситимии с агрессивным поведением у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫМИ И ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ 5
1.1. Понятие «алекситимия» в психологических исследованиях 5
1.2. Личностные особенности социально-адаптированных и дезадаптированных подростков 8
Выводы к главе 1 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СКЛОННОСТИ К АЛЕКСИТИМИИ У СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫХ И ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ 23
2.1. Описание методов исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 26
Выводы к главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время распространено мнение о душевной беспечности и эмоциональной невосприимчивости современных юношей и девушек, об их жестоком отношении к окружающему миру и готовности к агрессивному реагированию даже на эмоционально нейтральные ситуации, то есть проявлению алекситемии подростков. Данный феномен первыми стали изучать J. Nemiah и P. Sifneоs в семидесятых годах двадцатого века 49. Термин «алекситимия» был предложен предложил P. Sifneоs. Буквально он означает: «без слов для чувств» или в близком переводе — «нет слов для названия чувств». Алекситимия выражается в утилитарном спосо6е мышления, тенденции к использованию действий в ситуациях конфликта и стресса, обедненной фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств 50.
В связи с этим, нам представляется важным и актуальным изучение не просто алекситимии, как фактора, предполагающего к развитию психосоматической патологии, но и в контексте поиска специфики проявления алекситимии, рассмотреть взаимосвязь феномена алекситимии с агрессивным поведением подростков.
Цель данной работы – изучить взаимосвязь феномена алекситимии с агрессивным поведением подростков.
Объект исследования – явление алекситимии как психологический феномен.
Предмет исследования – взаимосвязь между алекситимией и проявлением агрессивного поведения у подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть существующие в психологии взгляды на алекситимию;
2. Проанализировать возможность взаимосвязи между наличием алекситимии и проявлениями агрессивности;
3. Рассмотреть существующие методики исследования взаимосвязи между наличием алекситимии и проявлениями агрессивности у подростков;
4. Проанализировать результаты исследования взаимосвязи между наличием алекситимии и проявлениями агрессивности у подростков
Методология исследования. Решение перечисленных задач возможно с применением качественного и количественного анализа и синтеза, методов статистической обработки. В процессе исследования использовались методики: тест структуры мотивации личности [8]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [11]; тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина [12], тест склонности к агрессии Басса-Перри, методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина. Обработка полученных результатов проводилась с использованием статистического пакета программ Statistica 6.0.
Гипотезой данной работы выступает предположение о том, что агрессивное поведение подростков взаимосвязано с формированием алекситимии, как устойчивой психологической характеристики личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в дальнейших научных работах, статьях, эссе, посвящённых проблеме исследования.
Структура исследования определяется избранной для рассмотрения в нём тематикой. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Глубокие трансформации в экономике, культуре, политике, идеологии современного российского общества существенно влияют на социализацию молодежи, обостряя характерные для подросткового возраста проблемы социального становления. Подростки как наиболее динамичная социальная группа более быстро и чутко реагируют на общественные преобразования, испытывая значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностных ориентациях, усваивая как положительные, так и отрицательные образцы поведения. Ослабление социального контроля над включением молодежи в общественные институты, снижение воспитательной роли традиционных институтов социализации (семьи, детских и молодежных организаций), и имущественное расслоение общества и ухудшение экономического положения молодежи, противоречивость и неоднозначность ценностных ориентиров в обществе, — все это привело к увеличению девиаций в подростковой среде в течение последних десятилетий. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема обоснования педагогических условий профилактики девиантного поведения подростков в социально-воспитательной среде общеобразовательной школы. На основе анализа психолого-педагогической литературы в исследовании обоснована сущность девиантного поведения подростков как отклоняющегося поведения от принятых в обществе социально-нравственных норм и ценностей, проявляющаяся в социально неприемлемых способах самоутверждения и усложняющая процессы саморазвития и конструктивной самореализации личности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и воспитательной практики определены основные направления педагогической профилактики девиантного поведения учащихся общеобразовательной школы: оптимизация социально-воспитательной среды образовательного учреждения, которое выступает для учащихся основной сферой самореализации; утверждения ценностей и норм здорового образа жизни; гармонизация личностного развития; формирование у подростков конструктивных способов поведения как залога вытеснение негативных привычек. Установлено, что эффективность профилактики алекситимии подростков зависит от соблюдения ряда принципов: обеспечение субъектной включенности учащихся в профилактический процесс, опосредованности профилактических мероприятий; дифференцировки форм и содержания профилактической работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями подростков; персонификации профилактической работы; содействие позитивной самореализации учащихся в группе сверстников; интеграции и гармонизации действий социальных институтов на поведение подростков; сочетание общей профилактики с профилактикой конкретных видов девиаций.
Психологическая устойчивость личности является системным образованием, которое поддерживает гармоничность внутреннего мира человека в процессе преодоления сложных жизненных ситуаций, а также его психическую устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Она обеспечивается определенными психическими процессами, ценностями, смыслами, установками, опытом личности. Психологическая устойчивость является важнейшим фактором успешности учебной деятельности, адекватного, просоциального поведения.
Проведенное исследование факторов психологической устойчивости у лиц подросткового возраста позволило определить, что наиболее существенными из них являются: склонность к продуктивному, ориентированному на решение проблем, стилю копинга; автономия личности, характеризующая свободу выбора, по построению своей жизни в соответствии со своими целями; наличие в жизни исследуемых значимых целей в будущем, относительно низкие уровни стрессовой нагрузки. Определено, что у устойчивых лиц наблюдаются значительно меньшие уровни невротизации, чем у неустойчивых, а также они менее склонны к использованию просоциального стиля копинга.
Эффективность профилактики алекситимии подростков зависит не от проведения отдельных воспитательных мероприятий, а от общей организации социально-воспитательной среды школы как содержательного и пространственно-временного континуума, объективно и субъективно воздействуя на личность, способствует ее включению в ценностно-смысловой культурный контекст, обеспечивает социальную интеграцию и личностную самореализацию. Социально-воспитательную среду школы рассматриваем как один из основных факторов педагогически управляемого воздействия на ученика, позволяет корректировать ценностные ориентации, модели поведения и качества личности девиантного подростка, используя воспитательный потенциал культурно-досуговой деятельности.
По результатам проведенного исследования гипотеза о том, что агрессивное поведение подростков взаимосвязано с формированием алекситимии, как устойчивой психологической характеристики личности, была подтверждена. Показатели отмечают взаимосвязь у детей, обладающих сниженной душевной чувствительностью, большей склонности к агрессивности и проявлениям насилия, чем у тех подростков, которые алекситимией не страдают.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ
1.1. Понятие «алекситимия» в психологических исследованиях
Термин «алекситимия» (а – отсуттвие, lexis – слово, thymos — эмоции), дословно «отсутствие или недостаток слов для выражения эмоций» введен в 1967 П. Сифнеозом [40]. Алекситимия – это социально-личностный конфликт, в основе которого лежит неспособность к осознанию эмоций и вербализации чувств. Люди с проявлениями алекситимии имеют проблему с воображением и строительством отношений, у них доминантным является левое полушарие. Большие возможности реализации своих желаний сочетаются чаще всего с высоким уровнем озабоченности, занятости. При этом возникает приоритетность возможностей над желаниями. Это такая ситуация, когда, несмотря на начало выполнения любых желаний, они не реализуются, оставаясь латентными в зоне внутреннего конфликта [20].
Алекситимия – это граничное психическое состояние или качество личности, в основе которого лежат дефицит когнитивных функций и искажение процессов самосознания. Алекситимия проявляется в ослаблении или потере способности к дифференциальной вербализации и анализу чувств, переживаний, мыслей, намерений, мотивов, чувств как собственной личности, так и других людей [21].
Проблема алекситимии привлекает внимание психиатров, психотерапевтов, психологов, нейрофизиологов более тридцати лет. Сначала эта психологическая особенность была обнаружена у пациентов с психосоматическими расстройствами, позднее было обнаружено, что высокие показатели алекситимии встречаются у широкого круга больных с психическими расстройствами при неврозах, алкоголизме, наркомании, тревожных состояниях. Алекситимию начали рассматривать как одно из условий психологической уязвимости, которое приводит к соматизации и соматическим заболеваниям. Считается, что пациенты с высокими показателями алекситимии являются наиболее сложными для предоставления им психотерапевтической помощи [1].
В последние годы исследования алекситимии вышли за пределы клинической психологии. Появились работы, в которых указывается, что алекситимия присуща и определенной части так называемых психически здоровых людей. Подчеркивается, что это расстройство является неотъемлемой частью личности нашего времени. Так, исследование, проведенное в Финляндии, показало, что высокий уровень алекситимии отмечается у 4,1%, а средний и выраженный уровни – у 21,8% граждан [5].
Выделены следующие особенности когнитивной сферы и самосознания личности, которые встречаются при алекситимии [10].
У больных акцентируется слабая способность к описанию собственных чувств, ощущений и их дифференциации. Они удивляют тем, что не могут в адекватной форме их осознавать, вербализировать, локализировать в пространстве своего тела, понимать причины и следствия. Им сложно определить такие эмоциональные состояния, как раздраженность, усталость, тревога, сниженное настроение, радость, а также дифференцировать такие физиологические состояния как боль, жажда и другие. Больными чаще описываются не чувства, а обстоятельства, которые сопровождают события [9].
Отмечается своеобразное мышление, которое лишено образности и отражается в склонности больных высказывать только «голые» факты. Такая безличность мыслей, мышления, лишенных эмоциональной окраски, придает им признаки операционности [11]. У них слабо развито чувство юмора и умение понимать комическое. В связи с этим алекситимиков часто описывают как скучных, однообразных, неинтересных людей, даже если они весьма образованы и умны. Их язык лишен нюансов, метафорических оборотов, эмоциональной аранжировки. Подчеркивается, что они редко используют прилагательные, эмоционально окрашенные слова, а часто – пассивные языковые конструкции. Словесное описание эмоциональных состояний часто бывает неточным и даже неадекватным. Ориентируясь на факты, они неспособны к использованию собственных фантазий и чувств [18].
Исследования, которые проводились, определили у больных слабое развитие воображения, неумение «заглянуть» в ближайшее и отдаленное будущее. Больные словно «плывут по течению», обращая внимание только на сиюминутные события и факты. Если человек в норме свои проблемы и задачи предпочитает рассматривать в перспективе, моделируя ход развития своих поступков, то пациенты с алекситимией связывают их только с сегодняшним днем или ближайшим временем. То, что может быть значимым в будущем, ими не осознается, не замечается или игнорируется. Их поле моделированных событий сужено [5].
Исследования также показывают, что у алекситимных лиц, которые не умеют выражать свои чувства и переживания в адекватной словесной форме, акцентируется низкий уровень эмпатии. Их слабая способность к сочувствию и сопереживанию, эмоциональная и экспрессивная сдержанность и обедненность реакций, и в то же время склонность к редким, но интенсивно протекающим вспышкам «аффективных бурь» определяют качество их общения с людьми и осложняют его. Больные не могут понять ощущения и позицию собеседника, предоставить ему, в случае необходимости, психологическую поддержку, а также вызвать сочувствие к себе и обратиться за помощью к другим людям. Из-за неспособности к эмоциональному резонированию, неумению проникать во внутренний мир другого человека, они создают впечатление равнодушных, эмоционально отчужденных, черствых людей [5].
Таким образом, алекситимия – это системное дефицитарное расстройство, в структуру которого входят когнитивные функции (мышление и способность к антиципации, воображение, речь) и процессы самосознания (рефлексия, антиципация, эмпатия, самоконтроль) [8]. В его происхождении могут принимать участие как психологические причины (алекситимия рассматривается как результат непродуктивного взаимодействия ребенка в раннем возрасте с матерью, которая лишена возможности определять и дифференцировать его эмоциональные и поведенческие реакции по экспрессивным сигналам, с другой стороны, алекситимия – это форма психологической защиты, которая рано формируется у ребенка против агрессивного и опасного для него окружения), так и органические факторы (органичная церебральная недостаточность, которая влияет на активность функциональных связей между лимбико-ретикулярным комплексом и определенным зонами головного мозга) [7].
Природу алекситимии можно лучше понять во взаимосвязи с другими психическими функциями, в связи с чем необходимо определить эти соотношения и дать им соответствующую оценку.