Курсовая с практикой на тему Выявление детей группы риска на нарушения речевого развития в раннем возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования.. 6
1.1. Задержка речевого развития. 6
1.2. Научно-теоретические основы проблемы диагностики и
коррекции речевого развития детей. 15
Глава 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
И ПСИХОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА НА НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ.. 19
2.1. Проблемы современной логопедической диагностики
нарушений речи детей раннего возраста. 19
2.2. Методика выявления детей группы риска на нарушения
речевого развития 22
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 33
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что в
мировом образовательном процессе определяются тенденции, свидетельствующие о
значимости проблемы в контексте общей и педагогической культуры. Это приводит к
разработке новых подходов к обучению и воспитанию детей.
Современная стратегия развития дошкольного
образования в России соответствует Международной конвенции о правах человека и
ребенка. Новые подходы к реформированию концептуальных,
содержательно-структурных и дидактических основ образования детей раннего
возраста реализовано в действующих государственных программах.
Тот факт, что в России с каждым годом наблюдается
существенное увеличение количества детей раннего возраста, имеющих нарушения
психофизического, в частности речевого развития (Синев, В.В.Тарасун, В.В.Тищенко,
М.К. Шеремет и др.), требует пересмотра методов и форм воспитания и обучения
указанной категории детей.
Современный этап развития отдельных медицинских
отраслей, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется
объединением научных поисков в направлении углубленного изучения общего,
психического и, в частности, речевого развития детей раннего возраста для
создания эффективных условий для их всестороннего развития с учетом
индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей, а также
потенциальных возможностей каждого ребенка.
Анализ литературных источников свидетельствует о
наличии широкого круга клинических исследований, посвященных современным
методам диагностики и преодоления нарушений психомоторного развития детей
первых лет жизни (Л.О.Бадалян, О.В.Головченко, Л.Т.Журба, Л.Г.Кирилова,
Н.Кожевников, Л.С.Персианинов, Г.М.Савельев, И.О.Скворцов, Г.Е.Сухарева,
Е.И.Ямпольська и др.).
Заключение:
Изучение литературных источников, посвященных
исследованию особенностей обучения и воспитания детей первых лет жизни, дали
основания утверждать, что развитию речи у данной категории детей уделялось значительное
внимание на всех этапах становления системы дошкольного воспитания.
Речевое развитие детей раннего возраста
рассматривался в тесной взаимосвязи с их психомоторным развитием (Н.М.Аксарина,
В. М. Бехтерев, М.М.Щеловановта др.).
Задержка
речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения
норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.
Профилактика
задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного
течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных
микро социальных условий и речевой среды, окружающей ребенка.
Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую
направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и
ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года
целесообразно посетить логопеда.
Исследование данной проблемы осуществляется в нескольких направлениях:
— разработаны
методы диагностики речевого развития детей с перинатальным повреждением
центральной нервной системы;
— обозначены методы исследования особенностей
формирования речевой деятельности у детей первых лет жизни;
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования 1.1. Задержка
речевого развития Под понятием задержка речевого развития современные исследователи понимают более
медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего
языкового онтогенеза.
В целом логопедический вывод «задержка речевого
развития» является правомерным в отношении детей младше 3-4-х лет.
Речевая деятельность
является фундаментальной человеческой деятельностью. Будучи особым
самостоятельным видом деятельности, она является необходимой принадлежностью
любой деятельности, совершаемой вместе с другими людьми. Речевая компетенция
проявляется в речевой деятельности как основе человеческой деятельности. В
речевой деятельности человек проявляет себя как личность: владея (или не
владея) речевыми умениями, он строит взаимоотношения с окружающими и с самими собой.
В литературе
подчеркивается неотделимость изучения речевых процессов от общения – решающего
фактора общего психического развития ребенка (Н.И. Жинкин [12], М.И.
Лисина [24], Л.С. Выготский [9], А.А. Леонтьев [22] и др.).
В раннем возрасте
развитие импрессивной стороны речи, т.е. ее понимания, происходит следующим
образом (по Н.Х. Швачкину [48]):
1. Дофонемный период –
начинается с восьми месяцев у ребенка. В этот период дети овладевают
элементарным пониманием речи, которое основано на умении различать только ее
ритмико-интонационный состав.
2. Следующий период –
фонемной речи, который начинается в 10-11 месяцев у детей и может длиться,
согласно Н.Х. Швачкину [48] до двух лет. Происходит дальнейшее развитие
понимания речи окружающих, основанное на восприятии и различении звукового
состава слов. Этот процесс происходит постепенно. Н.Х. Швачкин [48] установил
следующую последовательность: в первую очередь ребенок начинает различать в
потоке воспринимаемой речи гласные звуки, а далее – сонорных, шумных и т.д.
Н.С. Жукова [13]
выделила ряд уровней в развитии понимания речи детей раннего возраста.
Рассмотрим их.
Первый уровень –
начинается в 3-6 месяцев. Для него характерно: ребенок узнает знакомые голоса,
прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию.
Второй уровень – 6-10 месяцев.
Для данного уровня характерно следующее: ребенок понимает отдельные инструкции
и подчиняется некоторым словесным.
Третий уровень – 15 – 18
месяцев. Для данного уровня характерно то, что ребенок уже понимает название
некоторых предметов, может узнать их изображение, а позже также узнает эти
предметы на сюжетных картинках.
Четвертый уровень – 2
года 6 месяцев. В этот период ребенок понимает обозначения действий в различных
ситуациях; двухступенчатую инструкцию; значение предлогов в привычной
конкретной ситуации. Ребенку доступно установление причинно-следственных
связей [13].
Дальнейшее развитие
понимания речи у ребенка происходит уже в дошкольном возрасте. В связи с этим
Н.С. Жукова [13] выделяет еще два уровня в овладении понимания речи у
детей:
Пятый уровень – 2 года 6
месяцев – 3 года. На данном уровне ребенок начинает понимать прочитанные
короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.
Шестой уровень – к 4
годам. Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне
конкретной, привычной ситуации [13].
Таким образом, развитие речевой компетенции у
детей начинается еще в раннем возрасте и продолжается в дошкольном.