Курсовая с практикой Педагогика/Психология Клиническая психология

Курсовая с практикой на тему Прогрессивные матрицы Ровена как способ измерения флюидного интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теории интеллекта. 5

1.1
Интеллект. Виды интеллекта и креативность. 5

1.2
Р. Кэттелл и его теория интеллекта. 15

1.3
Флюидный интеллект. 23

1.4
Тестирование флюидного интеллекта у детей. 32

Глава
2. Моделирование психолого-педагогического исследования для измерения флюидного
интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. 44

2.1
Материалы и методы.. 44

2.2
Цель и объект исследования. 48

Заключение. 49

Список
использованной литературы.. 50

  

Введение:

 

«Интеллект состоит не
только в самом знании, но и в умении применять это знание на практике».

 

Аристотель

 

Термин «текучее мышление» впервые
был упомянут в теории текучего и кристаллизованного интеллекта Кэттелла еще в
1963 году.

Кристаллизованный интеллект
основан на том, что мы узнаем из прошлого опыта, знаний, образования и
культуры.

Флюидный интеллект или флюидное
мышление — это способность применять логику и рассуждения к новой ситуации. Она
применяется в тот момент, когда не требуются предварительные знания. Тем не
менее, он используется постоянно, при решении всех жизненных аспектов.

В отличие от кристаллизованного
интеллекта, который мы используем для решения проблем, с которыми сталкивались
или о которых узнали раньше, мы используем текучие рассуждения, когда
сталкиваемся с новым вызовом, с которым никогда раньше не сталкивались.

Когда мы находимся в новой
сложной ситуации и не можем полагаться на свой предыдущий опыт или знания, мы
вынуждены прибегнуть к использованию текучего рассуждения, чтобы придумать
новое решение.

Флюидные рассуждения — это именно
то, что человек использует во время действий, если не было предыдущего опыта и
знаний. Текучее мышление состоит из творческого решения проблем, нестандартного
мышления, способности переосмыслить ситуацию и увидеть ее с новой точки зрения.
Это то, что помогает нам в распознавании паттернов и отношениях между
кажущимися несвязанными вещами, чтобы придумать новые, нестандартные решения
проблемы.

Текучее мышление является
решающим фактором в когнитивном развитии ребенка.

Дети взаимодействуют и
экспериментируют со своим окружением. Благодаря этому опыту они получают
знания, учатся новому, осваивают новые навыки и развивают новые способности.

Флюидное мышление включает в себя
наблюдение и выявление новых паттернов. Обучение пониманию и распознаванию этих
паттернов помогает улучшить способность детей анализировать ситуации,
следовательно, улучшает их успеваемость в учебе, а также в повседневной
деятельности.

Целью нашего исследования будет
изучение флюидного интеллекта у детей старшего дошкольного возраста,
посредством прогрессивных матриц Рэйвена.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:

1. Изучить основные теории
интеллекта

2. Смоделировать
психолого-педагогическое исследование для измерения флюидного интеллекта у
детей старшего дошкольного возраста.

Поэтому объектом исследования
выступают нормотипичные дети старшего дошкольного возраста и дети, имеющие в
анамнезе РАС (Расстройство аутического спектра), того же возраста.

Предмет исследования: Применение
прогрессивных матриц Рэйвена в качестве теста флюидного интеллекта у детей.

Гипотеза исследования: Дети,
имеющие в анамнезе РАС, характеризуются сниженным флюидным интеллектом.

Методы исследования:

Теоретические: Изучение научной и
научно-методологической литературы посвященной проблематике исследования.

Практические: Моделирование эксперимента. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В то время как кристаллизованный
интеллект измеряет знания, полученные в течение всей жизни, текучий интеллект —
это способность работать с незнакомыми задачами, не нуждаясь в прошлой
информации. Когнитивные способности, такие как способность решать проблемы,
рассуждать и приспосабливаться, относятся к области текучего интеллекта.

Считается, что индекс
перцептивного мышления (PRI) WAIS отражает текучий интеллект, поскольку он
использует новые задачи, которые не полагаются на прошлый опыт. Они включают в
себя организацию блоков для сопоставления изображений и определение паттернов и
отношений между визуальными графическими изображениями.

Хотя WISC также имеет шкалу PRI,
индекс текучего мышления лучше всего измеряет текучий интеллект у детей. Это
включает в себя аналогичные задачи для WAIS, которые полагаются на способность
человека определять паттерны и отношения между визуальными фигурами.

В то время как результаты тестов
вербального знания и кристаллизованного интеллекта в значительной степени
зависят от образования и прошлого опыта, тесты текучего интеллекта, как
полагают, обеспечивают менее культурно предвзятое измерение интеллекта.

Еще одно различие между текучим и
кристаллизованным знанием заключается в том, насколько устойчивы эти измерения
во времени. В то время как показатели по тестам кристаллизованного знания
обычно остаются такими же, как и в возрасте, показатели по тестам текучего
интеллекта достигают максимума в возрасте 18 или 19 лет, а затем медленно
начинают ухудшаться с возрастом.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теории интеллекта

1.1 Интеллект. Виды интеллекта
и креативность

 

«…очевидно, что
одна из этих сил … обладает "текучей" способностью быть
направленной практически на любую проблему. Напротив, другой вкладывается в
определенные области кристаллизованных навыков, которые могут быть нарушены
индивидуально, не затрагивая других».

 

Рэймонд Кэттелл

 

Интеллект — это сложная
характеристика познания. Было разработано множество теорий, объясняющих, что
такое интеллект и как он работает. Существует триархическая теория интеллекта
Штернберга, которая фокусируется на аналитическом, творческом и практическом
интеллекте, но есть также теория Гарднера, которая утверждает, что интеллект
состоит из многих факторов. Другие теории фокусируются на важности
эмоционального интеллекта.

Что же такое интеллект? То, как
исследователи определяли понятие интеллекта, было изменено много раз с момента
рождения психологии. Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект
состоит из одного общего фактора, называемого «g», который может быть измерен и
сопоставлен между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах
между различными интеллектуальными способностями и сделал акцент на том, что
делает каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной
психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались аналогичной
точки зрения [2].

Другие психологи считают, что
интеллект — это не отдельный фактор, а совокупность различных способностей. В
1940-х годах Рэймонд Кэттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла
общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и текучий
интеллект. Кристаллизованный интеллект характеризуется как приобретенное
знание, так и умение его извлекать. Когда человек изучает, запоминает и
вспоминает информацию, он использует кристаллизованный интеллект. Студент
постоянно использует кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе,
демонстрируя, что овладел информацией, изложенной в курсе. Текучий интеллект
включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы.
Ориентируясь по дороге домой после того, как человек свернул на незнакомый
маршрут из-за строительства дороги, он будет полагаться на свой текучий
интеллект. Текучий интеллект помогает решать сложные абстрактные задачи в
повседневной жизни, в то время как кристаллизованный интеллект помогает
преодолевать конкретные, простые проблемы [4].

Роберт Штернберг разработал
другую теорию интеллекта, которую он назвал триархической теорией интеллекта,
потому что она рассматривает интеллект как состоящий из трех частей:
практического, творческого и аналитического интеллекта (Рисунок 1).

 

Курсовая с практикой на тему Прогрессивные матрицы Ровена как способ измерения флюидного интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Рисунок 1. Триархическая теория
интеллекта

 

Практический интеллект,
предложенный Штернбергом, иногда сравнивают с «уличным умом» (т.е. опыт и
знания, полученные в обыденной жизни). Быть практичным означает находить
решения, которые работают в нашей повседневной жизни, применяя знания,
основанные на нашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отделен от
традиционного понимания интеллекта; люди, получившие высокие оценки в
практическом интеллекте, могут иметь или не иметь сопоставимые оценки в
творческом и аналитическом интеллекте.

Аналитический интеллект тесно
связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что
аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать,
судить, сравнивать и противопоставлять. При чтении классического романа на
уроке литературы, например, обычно необходимо сопоставить мотивы главных героев
книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном
курсе, как анатомия, мы должны изучить процессы, посредством которых организм
использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание
этой темы, мы используем аналитический интеллект. При решении сложной
математической задачи мы применяем аналитический интеллект для анализа
различных аспектов проблемы, а затем решаем ее раздел за разделом.

Творческий интеллект
характеризуется изобретением или воображением решения проблемы или ситуации.
Творчество в этой области может включать в себя поиск нового решения
неожиданной проблемы или создание прекрасного произведения искусства или хорошо
разработанного рассказа [8].

Теория множественного интеллекта
была разработана Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником
Эрика Эриксона. Теория Гарднера, которая совершенствовалась более 30 лет,
является более поздним развитием среди теорий интеллекта. Согласно теории
Гарднера, каждый человек обладает по меньшей мере восемью умственными
способностями. Среди этих восьми видов интеллекта человек, как правило,
преуспевает в одних и колеблется в других. В следующей таблице описаны все типы
интеллектуальных данных:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы