Курсовая с практикой на тему Выбрать любую тему из методички (пункт 7) но в Анализ взять город Пушкино
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты прогнозирования социально-экономического развития регионов 6
1.1. Социально-экономическое развитие региона: сущность, особенности 6
1.2. Основные показатели социально-экономического развития региона 8
2. Расчетный раздел 11
2.1. Показатели динамики за последние 5 лет 11
2.2. Определение средних показателей динамики 21
2.3. Построение математической модели 28
2.4. Разработка прогноза на 3 года 31
Заключение 33
Библиографический список 37
Введение:
Актуальность темы исследования. Экономическая оценка уровня и качества жизни населения Московской области является актуальной темой исследования, так как несмотря на положительные тенденции социально- экономических процессов последних лет: рост денежных доходов населения, в том числе заработной платы работников организаций, пенсий разной категории, стипендий и т.д., ежегодное увеличение прожиточного минимума населения края, существуют и такие проблемы, как: рост цен на товары и услуги, опережающий рост доходов, проблемы ЖКХ, высокий уровень бедности населения Московской области (официально 672 тысячи человек живут за чертой бедности), жилищная проблема: недостаточная обеспеченность населения благоустроенным жильем, территориальные диспропорции в крае по качеству жизни населения, проблемы в сфере образования и здравоохранения и другие немаловажные проблемы. Что касается уровня занятости населения нашего региона, здесь можно отметить следующие тенденции: снижение численности безработных граждан, уровня безработицы и напряженности на рынке труда, увеличение количества трудовых ресурсов и численности занятого населения.
Данная тема выбрана, потому что уровень и качество жизни населения играет немаловажную роль в общем развитии Московской области. В настоящее время изучению данной темы требуется уделять большое внимание, так как недостаточная степень изученности темы в целом и ее отдельных аспектов, и структур приводит к возникновению новых проблем, которые негативно влияют на жизнь и здоровье населения Московской области.
Неэффективность принятых мер по стабилизации и развитию социально-экономических процессов, приводит к продолжающимся процессам снижения уровня и качества жизни населения, а это является основным критерием проводимых в регионе преобразований.
Данное исследование поможет проанализировать уровень и качество жизни населения в Московской области и выявить основные проблемы, а полученный результат поможет принять необходимые меры для решения назревших проблем.
Актуальность данной темы заключается в ее проблематичности, так как очень трудно исследовать показатели уровня и качества жизни населения при их постоянной динамики. И, тем не менее, необходимо акцентировать внимание на каждом отдельном индикаторе, выявить его положительные и отрицательные изменения. При этом для достижения эффективного результата необходимо взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества.
Таким образом, актуальность данной темы, ее недостаточная степень изученности и большое количество проблем, которые требуют безотлагательного разрешения, определили выбор направления проведенного исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы современного уровня и качества жизни населения Московской области нуждаются в особом общенаучном рассмотрении.
Большой вклад в изучение уровня и качества жизни населения внесли ученые такие, как – Баженов С.А., Бобков В.Н., Гаврилова Т.В., Крыжановская А.Г., Нагимова А.М., Маликов А.М., Беляева Л.А., Васильева Е.В. и другие.
В настоящее время необходимо уделять большее внимание вопросам социально-экономического прогнозирования, чтобы упростить выработку механизма построения различных вариантов стратегий развития показателей уровня и качества жизни населения.
Таким образом, недостаточная степень изученности уровня и качества жизни населения Московской области, отдельных социальных процессов определили выбор направления проведенного исследования, его целей и задач.
Объект исследования – экономическая оценка уровня и качества жизни населения Московской области.
Предметом исследования является совокупность и взаимовлияние социальных показателей, формирующих механизм регулирования и развития уровня и качества жизни населения Московской области в целом.
Целью работы является экономическая оценка имущества населения Московской области, его статистических данных.
Исходя из поставленных целей, решается ряд задач:
— Социально-экономическое развитие региона: сущность, особенности.
— Основные показатели социально-экономического развития региона.
— Показатели динамики за последние 5 лет.
— Определение средних показателей динамики.
— Построение математической модели.
— Разработка прогноза на 3 года.
В данной работе используется сравнительный метод, на основе которого сравниваются показатели уровня и качества жизни населения Московской области и России в целом. Социологический метод указывает на социальный аспект, присущий данной теме, который имеет большое значение.
В дипломной работе используется и такой метод, как статистический, который предполагает исследование уровня и качества жизни населения Московской области с помощью полученной статистики.
При написании данной работы применяется метод системного анализа, посредством которого определяется уровень и качество жизни населения Московской области в целом и его отдельных регионов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Понятия «качество жизни» и «уровень жизни» нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. Уровень жизни является неотъемлемой частью качества жизни и должен рассматриваться как экономическая и расчетно-статистическая категория. Тем не менее, в совокупности качество и уровень жизни характеризуют жизнь общества и его субъектов как целое и определяют созидательную силу личности, социальных групп и общества, разнообразие и размеры личного и общественного потребления. Будучи объектно-обособленными, эти начала находятся во взаимосвязи и образуют единую общественно — предметную среду качества и уровня жизни населения и две ее стороны – объективную (не зависящую от оценок общества) и субъективную (определяемую общественными оценками и самооценками).
Понятия «Качество жизни» и «Уровень жизни» не имеют общепризнанной формализованной структуры и стандартного набора индикаторов. Приоритеты зависят от потребностей людей. То есть, нет единого понимания оценки качества жизни и нет единой методики расчета его показателей. Поэтому, для измерения уровня и качества жизни населения применяется целая система различных индикаторов и показателей, которые позволяют всесторонне его охарактеризовать, а также помогают определить дальнейшее развитие социальной политики государства и меры по ее реализации.
Несмотря на положительные тенденции социально — экономических процессов последних лет в Московской области:
— рост денежных доходов населения, в том числе заработной платы работников организаций, пенсий разной категории, стипендий и т.д.;
— ежегодное увеличение прожиточного минимума населения края; существуют и такие проблемы, как:
— рост цен на товары и услуги, опережающий рост доходов;
— проблемы ЖКХ;
— высокий уровень бедности населения Московской области (официально 672 тысячи человек живут за чертой бедности);
— жилищная проблема: недостаточная обеспеченность населения благоустроенным жильем;
— территориальные диспропорции в крае по качеству жизни населения;
— проблемы в сфере образования и здравоохранения;
— другие немаловажные проблемы.
Что касается уровня занятости населения региона, здесь можно отметить следующие тенденции:
— снижение численности безработных граждан;
— снижение уровня безработицы;
— снижение напряженности на рынке труда;
— количества трудовых ресурсов и численности занятого населения. Указанные проблемы не позволяют оптимально реализовать жителям
Московской области свой социальный, трудовой, образовательный и культурный потенциал.
Решение выделенных проблем предполагает взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества. На сегодняшний день это взаимодействие носит ситуационный несистемный характер.
Приоритетные направления по повышению уровня и качества жизни населения Московской области нацелены на позитивные изменения основных его показателей, среди них можно выделить следующие:
— ежегодный рост реальной заработной платы на 12%;
— увеличение средней заработной платы в 3,5 раза – до 40 тысяч рублей;
— соответствие уровня заработной платы в бюджетной сфере аналогичному показателю в других отраслях экономики;
— снижение уровня абсолютной бедности до 8%;
— повышение удельного веса заработной платы в валовом региональном продукте с 35% до 40%;
— ликвидация задолженности по заработной плате как социального явления;
— формирование среднего класса, который составит до 60% экономически активного населения края;
— снижение уровня безработицы до 4,6 процента;
— увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет;
— снижение удельного веса работников, занятых в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда, до 5%.
— увеличение размеров социальных выплат в соответствии с ростом экономики края и др.
Данные направления включены в рамки таких стратегий развития, как:
— Стратегия развития социально-трудовой сферы Московской области до 2020 года;
— Программа социально-экономического развития Московской области на 2017 — 2020 годы;
— Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 года и на период до 2025 года;
— Программа управления труда и занятости населения Московской области «Развитие сферы труда и занятости населения Московской области»;
— И иных программных документов Московской области и Российской Федерации.
Активная социальная политика государства и региональных властей в ближайшем будущем, а именно:
— индексация пенсий;
— доведение размера социальной пенсии до уровня, превышающего прожиточный минимум пенсионера;
— совершенствование государственной социальной поддержки малообеспеченных категорий населения и граждан, имеющих детей;
— меры, принимаемые Правительством Московской области по повышению доходов населения;
— а также рост экономики Московской области будут способствовать снижению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и позволят уменьшить их долю с 19,8 % в 2019 году до 11,9 % в 2025 году.
В будущем прогнозируется рост денежных доходов населения Московской области. Дальнейшее обеспечение эффективного уровня заработной платы в бюджетном секторе, повышение уровня пенсионного обеспечения будут способствовать сокращению доли бедного населения. Уровень бедности в Московской области снизится с 19,1 % в 2019 году до 13,0 % в 2020 году и достигнет к 2030 году среднероссийского уровня — 8,2 %.
Также планируется ежегодная индексация оплаты труда работников бюджетного сектора, что позволит увеличить фонд оплаты труда работников бюджетного сектора к 2030 году до 179538,07 млн. рублей.
Что касается уровня занятости населения в Московской области, здесь необходимо отметить, что ухудшение демографических показателей ведет к уменьшению численности трудовых ресурсов, а также ухудшению их качественных характеристик. Это приведет к росту демографической нагрузки с 633 человек в 2019 году до 699 на 1000 населения трудоспособного возраста в 2018 году.
В связи с этим необходимо более рационально использовать трудовые ресурсы: необходимо создавать условия труда, позволяющие сохранять трудоспособность работника на протяжении всей трудовой деятельности; стимулировать лиц старших возрастных групп, испытывающих трудности в поиске работы, а также экономически неактивных категорий граждан к трудовой деятельности.
Реализация Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года и на период до 2025 года, программы социально-экономического развития Московской области на 2017-2020 годы предполагают создание на территории Московской области более 47,0 тыс. новых рабочих мест, что приведет к повышенному спросу на квалифицированные кадры. В связи с этим показатели общей и регистрируемой безработицы в прогнозируемом периоде
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты прогнозирования социально-экономического развития регионов
1.1. Социально-экономическое развитие региона: сущность, особенности
Неравномерность развития российских регионов имеет давнюю историю и остается одной из ключевых проблем для государства и населения. Увеличение разнообразия между регионами приводит к нарушению социального равновесия страны в целом, а также к дифференциации субъекта на лидеров (меньшинство) с большими миграционными потоками, направленными внутрь, и территории, находящиеся в состоянии перманентного кризиса.
Прежде всего, несходство показателей вызвано наличием или отсутствием минеральных ресурсов, развитием промышленности и сферы услуг, концентрацией в результате хозяйственной деятельности людских и финансовых потоков, а также климатическими условиями на низкосортном уровне. Как правило, экономическое благополучие региона является залогом его хорошего уровня социального развития, но есть и исключения: например, Республика Ингушетия отстает почти по всем экономическим показателям, но лидирует по средней ожидаемой продолжительности жизни [15]. В то же время Чукотский автономный округ с очень высокими бюджетными доходами, валовым региональным продуктом и уровнем заработной платы имеет очень низкую продолжительность жизни (предпоследнюю по стране). В Ямало-Ненецком автономном округе, аналогичном Чукотке по суровому климату и экономической ситуации, продолжительность жизни здесь значительно выше и происходит увеличение численности населения [16].
Устойчивое развитие региона зависит от стабильности функционирования структурно-производственных комплексов. Под устойчивым развитием экономического субъекта понимается его способность противостоять и предотвращать последствия, которые могут привести к сокращению производства. Устойчиво развивающимся может быть производство, обеспечивающее выпуск необходимого ассортимента потребительских товаров по наименьшей стоимости с эффективным использованием факторов производства и в срок. В то же время воспроизводственная устойчивость территориально-хозяйственного комплекса региона определяется обеспечением постоянного поддержания стабильности и экономического роста при наименьших затратах, экономической и социальной защищенности, способствующей более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения региона [4].
Управление устойчивым развитием региона осуществляется посредством разработки прогнозов и программ социально-экономического развития. Не менее важным в данном случае является оценка экономического потенциала, который является отправной точкой для формирования научно обоснованной концепции устойчивого и безопасного развития территории. Важную роль в разработке программ устойчивого социально-экономического развития региона играет прогнозирование. Она охватывает различные аспекты жизнедеятельности региона: демографическую ситуацию, ресурсный потенциал, в том числе природные ресурсы, потребительский спрос, производственную динамику отраслей и направлений инновационной деятельности в экономике и так далее.
Таким образом, социальное развитие является многозначным понятием, охватывающим по меньшей мере три коннотации, которые широко развиваются в литературе, относящейся к социальной сфере. На самом базовом уровне социальное развитие просто предполагает улучшение условий и качества жизни населения. Более высокий уровень благосостояния, технический прогресс и государственная политика позволяют людям жить лучше, потреблять больше, лучше питаться и реже болеть. Эта идея социального развития неразрывно связана с идеей экономического и материального прогресса человеческого общества. Второй подход вытекает из рассмотрения социального развития с точки зрения распределения богатства, которое генерируют общества. Здесь экономическое измерение все еще является мощным фактором, определяющим социальное развитие, но последнее занимает свое собственное место в сфере распределения. Наконец, менее нормативный или экономистский взгляд на социальное развитие отождествляет последнее с процессами социальной дифференциации. а социальная сложность связана с капиталистическими и индустриальными преобразованиями, породившими современный мир.