Курсовая с практикой на тему Возрастная психология детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 4
1.1. Понятие и сущность возрастной психологии 4
1.2. Особенности развития детей в дошкольном возрасте 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Организация эксперимента 18
2.2. Результаты эксперимента 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Введение:
Для социальной и возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребёнка с одного возрастного этапа на другой. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности.
В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.
Важнейшей способностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре — память, мышление, воображение. Существенным показателем развития ребёнка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребёнка, которое характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребёнка с другими детьми.
Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребёнка. Она проявляется в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.
Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте ( от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми.
Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.
Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях Жарикбаева К.Б., Шерьяздановой Х., Каримовой Р.Б. , Мовкебаевой З.А., Асылхановой М.А. и др. психологов и педагогов.
Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божевич, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придаётся изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.
Целью данного исследования является изучения структуры и динамики изменений в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность возрастной психологии;
2. Изучить особенности развития детей в дошкольном возрасте;
3. Описать организацию эксперимента;
4. Проанализировать результаты эксперимента.
Заключение:
Итак, проанализировав тему данного исследования «Психическое развитие детей дошкольного возраста» можно сделать следующие выводы.
В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздается в ролевой игре. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.
Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем — выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.
Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются ролевая, игра с правилом и другие. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности — рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра.
Отличительной особенностью познавательной позиции ребенка-дошкольника является эгоцентризм. Этот термин, как и само это понятие, были введены в психологию Ж. Пиаже. В основе эгоцентрической позиции лежит невыделенность самого себя и, следовательно, принятие своей позиции как единственной и абсолютной. Эгоцентризм дошкольника выражается в невозможности встать на другую точку зрения, учитывать разные параметры объекта, в отсутствии представления о сохранении количества и других феноменах Пиаже.
Характерным для дошкольного возраста является феномен эгоцентрической речи, т. е. речи для себя, не обращенной к собеседнику. Пиаже рассматривал этап эгоцентрической речи как промежуточный между аутическим (индивидуальным) и социализированным мышлением ребенка. Л.С. Выготский показал, что эгоцентрическая речь есть этап становления внутренней речи, которая является главным средством мышления человека.
Развитие мышления в дошкольном возрасте идет по линии преодоления эгоцентризма и развития децентрации. Преодоление центрации, соответственно, заключается в присвоении средств (эталонов, мер, ориентировочных действий и пр.), которые позволяют встать на объективно-общественную точку зрения. Переход с непосредственной позиции на новую, объективно — общественную, которая всегда имеет опосредствованный характер, и составляет суть децентрации. Этот переход всегда происходит во взаимодействии ребенка со взрослым — стихийном или специально организованном. Формирование условно-динамической позиции и обучение ребенка пользованию мер и меток, разрушающих глобальность восприятия, способствует развитию децентрации.
Умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления: наглядно — действенного, наглядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования, когда, наряду с ясными и отчетливыми знаниями, у ребенка возникают смутные, неясные знания. Взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка, с точки зрения Н.Н. Поддъякова, составляет суть саморазвития детского мышления.
Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. За этими симптомами, согласно Выготскому, стоит потеря непосредственности: между переживаниями и действиями ребенка вклинивается интеллектуальный момент. Внешняя и внутренняя жизнь ребенка дифференцируется.
Позитивными новообразованиями кризиса семи лет являются произвольность и опосредованность своей психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний; расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и сверстниками становится произвольным, опосредованным определенными правилами. Расширяется временная перспектива ребенка, возникает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Это стремление реализуется при поступлении ребенка в школу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и сущность возрастной психологии
Психология – тонкая и многогранная наука. Ее целью является изучение развития и функционирования психики человека. Это достаточно многоотраслевая наука, которая развивается во многих направлениях. Несмотря на то что становление психологии как научной дисциплины произошло только в 19-м веке, многие философы, теософы и другие античные авторы пытались понять и изучить психику человека. Большинство мнений сходились на том, что для того чтобы понять, как функционирует мышление человека, на чем основывается его поведение и как проявляется общение с другими индивидами, необходимо изучить полный жизненный цикл его развития. Возрастная психология – отрасль психологии, которая и занимается этим исследованием. [5]
Феноменология — это еще одна отрасль, без которой невозможно изучить полный жизненный цикл человека. По мнению некоторых ученых, именно она предполагает обращение к первичному опыту. Феноменология – отрасль философии, основателем которой является Эдмунд Гуссерль. В целом все началось с того, что он изменил тезисы «Назад, к Канту!» и «Назад, к Гегелю!» на совсем необычный – «Назад, к самим вещам!». Суть его заключается в том, что необходимо отказаться от всем привычной дедуктивной системы философии. Вместо этого нужно обратиться к первичному опыту познающего сознания, который можно назвать «трансцендентальное «я»». Иными словами, возрастная психология в первую очередь основывается не на постулатах других ученых, а на познании, которое не основано на опыте. [9]
Все мы знаем, что на протяжении всей своей жизни человек получает определенный опыт и знания. Процесс развития, в принципе, бесконечен. Жизнедеятельность человека происходит сознательно, при определенных условиях. Первое – это воля. Именно она является двигательной силой, маховиком, который руководит и запускает процессы развития. Воля формируется в результате общественных отношений. Чем больше человек противопоставляет себя обществу, тем больше индивидуальной свободы он обретает. И конечно же, на разных этапах онтогенеза это развитие будет весьма отличаться. Особое внимание в возрастной психологии обращают именно на периоды перехода от одного возраста к другому. Изучение этой психологии начинают именно с прохождения теории о начальных этапах развития личности в период с рождения и до 11 лет.
Каждый ребенок – это личность, имеющая свой путь познания мира. Так, он может отставать, опережать и соответствовать своему возрасту. И это не является отклонением, а скорей, его индивидуальной особенностью. Так, различают два основных периода: детство (0-11 лет) и отрочество (11-16 лет). Первый, в свою очередь, подразделяется: [15]
1. На младенчество (от рождения и до года).
2. Ранний возраст (1 до 3 лет).
3. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет).
4. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).
Следует понимать, что для каждого периода в возрастной психологии особенности развития будут весьма различаться. И конечно же, это будет зависеть от многих факторов:
• воспитание,
• генетика,
• культура,
• условия жизни.