Курсовая с практикой на тему Возможности мобильных приложений в ходе изучения литературы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ КАК РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 5
1.1. Понятие мобильного приложения как технологии в образовательном процессе 5
1.2. Теоретико-методологические основы использования мобильных технологий на уроках литературы 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 20
2.1. Организационно-педагогические условия использования мобильных приложений на уроках литературы 20
2.2. Формы использования мобильных приложений на уроках литературы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Проблема раскрытия специфики современного педагогического процесса как сложной самоорганизующейся системы является актуальной в педагогической науке и практике как составляющая перспектив становления современного образования, что предполагает основной целью профессиональное развитие личности будущего специалиста.
Системная сложность современного педагогического процесса обоснована с позиции общей теории систем (В. Афанасьев, Ю. Бабанский, В. Беспалько, И. Блауберг, Б. Гершунский, А. Глузман, С. Гончаренко, Д. Гвишиани, И. Зязюн, В. Кремень, Н. Кузьмина, В. Кушнир, И. Подласый, И. Предборская, В. Садовский, Г. Щедровицкий, Б. Юдин), кибернетики (Р. Акофф, А. Берг, Н. Винер, В. Дюк, У. Эшби, Дж. Нейман, В. Пушкин, Т. Сатти), синергетики (Гиг Дж. Ван, В. Гребнева, И. Добронравова, Г. Егоров, В. Кохановский, А. Князева, С. Курдюмов, А. Пригожин, Чалый, Г. Хакен и др.).
Сегодня перед образованием встает проблема поиска наиболее производительных технологий обучения и воспитания, создания новых парадигмальных подходов к учебной деятельности, внедрения эффективных видов управления образовательным процессом и рассмотрения самого педагогического процесса под новым углом зрения, который часто связывают с системным преобразованием реальных педагогических систем. Именно поэтому современный учебно-воспитательный процесс воспринимается сквозь призму педагогической системы.
Актуальность исследования определяется общей инновативностью современных образовательных процессов. В наше время школа является своеобразным экспериментальным полигоном для апробации новейших педагогических технологий. Особое место в их внедрении занимает процесс изучения литературы, что обусловлено непреходящей актуальностью рассмотрения определенных событий на данных уроках. В этой связи тема использования компьютерных технологий на уроках литературы представляется нам актуальной.
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – особенности использования мобильных технологий на уроках литературы в начальной школе.
Цель исследования – определение особенностей использования мобильных технологий на уроках литературы в начальной школе.
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
— уточнить сущность интерактивных методов в контексте обучения русскому языку в начальной школе;
— выделить психолого-педагогических условия применения интерактивных технологий в процессе изучения литературы в школе;
— охарактеризовать практику использования мобильных технологий в процессе изучения литературы.
Исследование произведено при помощи следующих методов: компаративный анализ, эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в дальнейших научных работах, статьях, эссе, посвящённых проблемам определения инновационности учебных технологий, их сравнительному анализу при изучении педагогики в высших учебных заведениях.
Структура исследования определяется избранной для рассмотрения в нём тематикой. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проблема раскрытия специфики современного педагогического процесса как сложной самоорганизующейся системы является актуальной в психолого-педагогической науке и практике как составляющая перспектив становления современного образования, что предполагает основной целью профессиональное развитие личности будущего специалиста.
Модернизация образования в современных условиях предполагает субъектное развитие и саморазвитие личности учителя, формирование его готовности на профессиональном уровне осуществлять субъект-субъектное управление учебно-воспитательным процессом, применять на практике современные педагогические технологии, реализовывать творческий подход во всех сферах своей деятельности.
Сущность понятия «инновация» находится в экспериментальном режиме, что сопровождается уточнением, исправлением, разработкой. Именно инновация является главным объектом управления учебно-воспитательным процессом, повышает качество образования, направленная на формирование всесторонне развитого ученика. Это дает возможность утверждать, что такой специалист будет более желанным на рынке труда.
В первой главе «Сущность мобильных приложений как разновидности современных учебных технологий» подчеркнуто, что большие возможности в повышении эффективности процесса преподавания литературы представляет учащимся и преподавателям использование сети Интернет. Обычно наиболее распространенное применение Интернета в обучении литературе – это использование его как источника дополнительных материалов. Однако, наиболее полно возможности Интернета раскрываются при использовании его в учебной аудитории: это могут быть специальные тренировочные упражнения для дистанционного обучения, электронная переписка, творческая деятельность целых коллективов при создании интерактивных журналов и тому подобное.
Во второй главе «Механизмы применения возможностей мобильных приложений на уроках литературы» отмечено, что в настоящее время разработано достаточно приложений (программ) для мобильных устройств, которые можно использовать в учебном процессе на разных этапах на уроках литературы и литературы. Среди них выделены приложения, зарекомендовавшие себя в учебном процессе. Приложение «Читай!» позволяет попасть на страницу произведения, где можно увидеть его объем, автора и краткий синопсис. При подготовке к первому ЕГЭ по литературе многим это просто необходимо. Приложение «Читатель» читает вслух загруженные в него книги и текстовые документы с помощью технологии синтеза русской речи. Она позволяет озвучить в реальном времени любую книгу (.txt, .doc, .fb2). Приложение «Краткие содержания» дает доступ к 30 произведениям литературы с 9 по 11 класс в сокращенном виде. Проект «Умная школа» предлагает анимированные лекции по школьной программе. Это что-то вроде мультиков и инфографики, объясняющих ключевые проблемы классических произведений – те самые, знание которых требуется на ЕГЭ. Таким образом, мобильные приложения оказывают существенную поддержку педагогу в работе с учащимися средней школы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ КАК РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Понятие мобильного приложения как технологии в образовательном процессе
Проблема раскрытия специфики современного педагогического процесса как сложной самоорганизующейся системы является актуальной в психолого-педагогической науке и практике как составляющая перспектив становления современного образования, что предполагает основной целью профессиональное развитие личности будущего специалиста.
Системная сложность современного педагогического процесса обоснована с позиции общей теории систем (В. Афанасьев, Ю. Бабанский, В. Беспалько, И. Блауберг, Б. Гершунский, А. Глузман, С. Гончаренко, Д. Гвишиани, И. Зязюн, В. Кремень, Н. Кузьмина, В. Кушнир, И. Подласый, И. Предборская, В. Садовский, Г. Щедровицкий, Б. Юдин), кибернетики (Р. Акофф, А. Берг, Н. Винер, В. Дюк, У. Эшби, Дж. Нейман, В. Пушкин, Т. Сатти), синергетики (Гиг Дж. Ван, В. Гребнева, И. Добронравова, Г. Егоров, В. Кохановский, А. Князева, С. Курдюмов, А. Пригожин, Чалый, Г. Хакен и др.).
В наше время образование направлено на то, чтобы выявить наиболее производительные учебные и воспитательные технологии, создать новые парадигмальные подходы к организации учебной деятельности. Виды управления образовательным процессом нуждаются в повышении эффективности и новом видении перспектив собственного развития. Зачастую полагают, что именно системное преобразование реальных педагогических систем будет наиболее этому способствовать. Именно потому системность в педагогической мысли современности предстает ключевым модернизирующим фактором.
Итак, исследуя педагогический процесс как педагогическую систему и организованную целостную совокупность компонентов, которая способствует развитию и саморазвитию личности ученика и учителя, следует обратить внимание именно на специфику ее как сложной самоорганизующейся системы, выяснить которую помогает синергетический подход.
Одним из основоположников синергетики является Г. Хакен, который утверждает, что «общим эффектом взаимодействия большого количества подсистем является образование устойчивых структур и самоорганизации в сложных системах» [19, с. 9]. Принципиальное же отличие синергетики от других наук, изучающих системы, заключается в идее самоорганизации как имманентного свойства сложных систем. Под самоорганизацией понимается способность тех или иных систем к самозарождению и саморазвитию.
Г. Баранцев, А. Вознюк, Дж. Ван, В. Гребнева, О. Дубасенюк, А. Князева, С. Коломиец, В. Кушнир, А. Подрейко, И. Пригожин, Г. Рузавин, А. Урсул, Г. Хакен, С. Шевелева, А. Чалый рассматривали феномен самоорганизации в синергетической трактовке как способность к саморазвитию.
Исходя из приведенных выше теоретических положений, важное значение приобретает определение понятия «самоорганизации», под которой Дж. Ван Гиг понимает самовосстановление, результатом которого является сама система [10], В. Гребнева – процесс или группу процессов, которые происходят в педагогической системе, что самостоятельно развивается, самовосстанавливается и самоизмеряется, и способствуют оптимальному ее функционированию [11].
Таким образом, использование синергетического подхода дает возможность выявить новые факты и связи, способствующие эффективному изменению образовательной парадигмы, целью которой является целостное развитие личности в педагогическом процессе. Именно с точки зрения синергетики развитие педагогического процесса – это не выбор между стойкостью и неустойчивостью, а выбор одного из возможных неустойчивых состояний, переход в относительно устойчивое состояние с тем, чтобы снова через новую неустойчивость получить новый импульс развития, приобрести новые возможности для реализации старых и новых функций педагогического процесса.
Отметим, что важным для определения сущности современного педагогического процесса как самоорганизующейся системы является то, что синергетическая парадигма базируется на преобладании в учебно-воспитательной деятельности самоорганизации самообразования, самоуправления и заключается в стимулировании субъектов педагогического процесса и влиянии на них с целью их самораскрытия и самосовершенствованию.
Анализ изложенного выше материала позволил сделать следующие выводы: системный подход позволяет осуществить структурирование педагогического процесса и выделение в нем компонентов, формирует систему представлений о педагогическом процессе на основе одной или нескольких научных парадигм; с позиции синергетического подхода педагогический процесс рассматривается как процесс получения его составляющими новизны как в структуре, так и в смысле, что обусловлено субъект-субъектным взаимодействием субъектов учебно-воспитательного процесса; современный педагогический процесс является сложной самоорганизованной системой, которая объединяет процессы воспитания, обучения, развития и саморазвития [11].
К сожалению, отличие педагогического процесса как системы от любых других в научных трудах раскрывается поверхностно или вовсе не раскрывается, в связи с чем возникает закономерный вопрос: чем же педагогическая система как система управления педагогическими процессами отличается от любой другой системы?
Сочетание педагогической системы с процессом управления также рассматривает в своих исследованиях В. Гребнева. Ученый доказывает, что «Педагогическая система — это взаимодействие множества компонентов, способствующих целостному развитию учащейся личности, (ученика, студента)», а «Управление педагогической системой – это, прежде всего, управление взаимоотношениями субъектов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, преподавателей, студентов); всех компонентов (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного) учебной деятельности и внеклассной работы; взаимосвязь учебного заведения с окружающим средой и т.д.» [11, c. 124].