Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь толерантности к неопределенности и социально-психологической адаптации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

ГЛАВА&nbsp1.&nbspСУЩНОСТЬ&nbspПОНЯТИЙ&nbspТОЛЕРАНТНОСТИ&nbspК&nbspНЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ&nbsp&nbspИ&nbspСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ&nbspАДАПТАЦИИ

1.1&nbspПонятие&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности

В&nbspсовременной&nbspреальности&nbspиндивид&nbspпостоянно&nbspстановится&nbspобъектом&nbspи&nbspсубъектом&nbspповедения.&nbspИногда,&nbspв&nbspповедении&nbspможет&nbspдоминировать&nbspагрессивность&nbspкак&nbspспособ&nbspдостижения&nbspцелей.&nbspКак&nbspмодель&nbspповедения&nbspнаправленная&nbspв&nbspпротивовес&nbspагрессии&nbspможет&nbspбыть&nbspповедение,&nbspоснованное&nbspна&nbspтолерантности.&nbspИменно&nbspпоэтому&nbspважна&nbspфеноменология&nbspтолерантности,&nbspее&nbspпринципы,&nbspее&nbspсодержание&nbspи&nbspформы&nbspпроявления&nbspв&nbspповседневной&nbspжизни&nbspчеловека,&nbspкоторый&nbspявляется&nbspадекватным&nbspчленом&nbspобщества,&nbspсоблюдает&nbspзаконы&nbspи&nbspне&nbspдемонстрирует&nbspи&nbspне&nbspприменяет&nbspсилу&nbspпри&nbspразрешении&nbspконфликтных&nbspситуаций.

С&nbspраннего&nbspдетства&nbspформируются&nbspстереотипы&nbspтолерантного&nbspповедения&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspдругим&nbspцивилизациям,&nbspкультурам&nbspнародностям,&nbspсоциальным&nbspгруппам,&nbspв&nbsp&nbspто&nbspвремя&nbspкак&nbspповедение&nbspбез&nbspстереотипов&nbspтолерантности&nbspможет&nbspпривести&nbspк&nbspвражде&nbspи&nbspотдельные&nbspлюди&nbspмогут&nbspуничтожать&nbspдруг&nbspдруга.&nbspВ&nbspнастоящее&nbspвремя,&nbspтолерантность&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspне&nbspпросто&nbspмодный&nbspфеномен,&nbsp&nbspно&nbspи&nbspусловие&nbspвыживания&nbspтех&nbspили&nbspиных&nbspсоциальных&nbspгрупп.&nbspИ&nbspпроблема&nbspтолерантности,&nbspанализ&nbspпонятия&nbspможет&nbspбыть&nbspгораздо&nbspтруднее,&nbspчем&nbspкажется&nbspизначально.&nbspВ&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspнет&nbspединого&nbspнаучного&nbspподхода&nbspк&nbspопределению&nbsp&nbspданного&nbspсоциально-психологически&nbspважного&nbspпонятия.

Существуют&nbspразличия&nbspв&nbspнаучных&nbspподходах&nbspк&nbspподходах&nbspк&nbspтолерантности,&nbspсвязанных&nbspс&nbspособенности&nbspрассмотрения&nbspданного&nbspпонятия&nbspв&nbspразных&nbspкультурах&nbspи&nbspв&nbspразных&nbspязыковых&nbspсредах.&nbspНапример,&nbspв&nbspрусском&nbspязыке&nbspтолерантность&nbspопределяется&nbspчерез&nbspтерпимость&nbsp(или&nbspкак&nbspнечто&nbspпротивопоставляемое&nbspнетерпимости)&nbspк&nbspразным&nbspмнениям,&nbspотличным&nbspот&nbspмнения&nbspсубъекта.&nbspХарактерными&nbspособенными&nbspдля&nbspпонятия&nbspчертами&nbspтолерантности&nbspв&nbspрусском&nbspкультурном&nbspпространстве&nbspназывают&nbsp«милосердие»&nbspи&nbsp«снисхождение»&nbsp[15].&nbspВ&nbspзарубежных&nbspсловарях,&nbspнапример,&nbspв&nbspоксфордском&nbspсловаре&nbspLewis&Short&nbspили&nbspв&nbspсловарях&nbspевропейских&nbspязыков&nbspпредставлены&nbspразные&nbspопределения&nbspтолерантности&nbsp–&nbspчерез&nbsp«терпимость»&nbspи&nbspчерез&nbsp«поддержку».

В&nbspнаучной&nbspлитературе&nbspсуществует&nbspнесколько&nbspподходов&nbspк&nbspрассмотрению&nbspтолерантности&nbsp(от&nbspлат.&nbsptolerantia&nbsp–&nbspтерпение).&nbspС&nbspодной&nbspстороны,&nbspэто&nbspдействительно&nbspтерпение,&nbspили&nbspтерпимость&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspчему&nbspлибо,&nbspс&nbspдругой&nbspже&nbspтермин&nbspрассматривается&nbspкак&nbspсформировавшееся&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspпод&nbspвлиянием&nbspгуманистических&nbspценностей&nbspпозитивные&nbspтенденции&nbspвосприятия&nbspвещей&nbspи&nbspявлений&nbspне&nbspсвойственных&nbspранее&nbspобществу.&nbspТакже,&nbspсуществуют&nbspспецифические&nbspдля&nbspразных&nbspнаук,&nbspобластей&nbspнаучного&nbspзнания&nbspпонятия&nbspтолерантности.

В&nbspпсихологии,&nbspнауке,&nbspкоторая&nbspимеет&nbspдолгую&nbspпредысторию&nbspи&nbspкороткую&nbspисторию&nbsp(начала&nbspэкспериментальной&nbspнауки&nbspзаложены&nbspв&nbsp19&nbspвеке),&nbspследует&nbspразличать&nbspжитейские&nbspи&nbspнаучно-психологические&nbspопределения&nbspтолерантности.&nbspВ&nbspсовременной&nbspнаучной&nbspпсихологической&nbspлитературе&nbspи&nbspпопулярной&nbspлитературе&nbspпонятие&nbspлежит&nbspна&nbspграни&nbspжитейского&nbspпсихологического&nbspзнания&nbspи&nbspзнания&nbspполученного&nbspэмпирическим&nbspпутем.&nbspД.А.&nbspЛеонтьев,&nbspрассматривая&nbspпонятие&nbspтолерантности,&nbspприводит&nbspпримеры&nbspопределений,&nbspтакие&nbspкак:&nbsp«ценность&nbspвзаимодействия&nbspв&nbspусловиях&nbspпротиворечия»;&nbsp«способность&nbspвыслушивать,&nbspпытаться&nbspвынести&nbspиз&nbspполученной&nbspинформации&nbspзерна&nbspразума&nbspи&nbspуживаться&nbspс&nbspразличными&nbspточками&nbspзрения,&nbspкак&nbspбы&nbspвыслушанное&nbspни&nbspпротиворечило&nbspсобственным&nbspвоззрениям»;&nbsp«дружелюбие,&nbspспокойствие,&nbspмирная&nbspнастроенность,&nbspантипод&nbspагрессивности,&nbspзлобности&nbspи&nbspраздражительности»;&nbsp«принятие&nbspиных,&nbspотличающихся&nbspот&nbspтвоих&nbspсобственных,&nbspинтересов&nbspи&nbspцелей»;&nbsp«стремление&nbspк&nbspсогласию,&nbspбесконфликтность».&nbspВсе&nbspэти&nbspопределения&nbspмогут&nbspбыть&nbspкак&nbspотражением&nbspразличных&nbspотечественных&nbspи&nbspзарубежных&nbspнаучных&nbspподходов&nbspк&nbspтолерантности,&nbspтак&nbspи&nbspпопулярным&nbspтрактованием&nbspфеномена&nbspтолерантности.

В&nbspпериоды,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspи&nbspсвязанные&nbspс&nbspпрохождением&nbspчеловеком&nbspадаптации&nbspи&nbspдезадаптации&nbspк&nbspновым&nbspсоциальным&nbspусловиям,&nbspкогда&nbspпоявляется&nbspнеопределенность&nbspсоциальном&nbspаспекте&nbspжизни&nbspчеловека,&nbspтогда&nbspличности&nbspтребуются&nbspвнутренние&nbspсилы&nbspдля&nbspпреодоления&nbspбарьеров,&nbspсложных&nbspжизненных&nbspситуаций&nbspи&nbspпроблем.&nbspНепредсказуемость,&nbspсвязанная&nbspс&nbspизменением&nbspситуации&nbspв&nbspработе,&nbspотсутствие&nbspвозможности&nbspполучить&nbspобразование,&nbspнеспособность&nbspпринятия&nbspсоциальных&nbspролей,&nbspвыбор&nbspприоритетов&nbspво&nbspвзаимодействии&nbspс&nbspразными&nbspсоциальными&nbspгруппами&nbsp&nbspи&nbspт.д.&nbspвносит&nbspнарушения&nbspв&nbspсоциально-психологические&nbspвзаимодействия,&nbspнегативно&nbspвлияет&nbspна&nbspжизненный&nbspпуть&nbspличности.&nbspОгромное&nbspколичество&nbspлюдей,&nbspпо&nbspданным&nbspзарубежных&nbspисследователей&nbsp(Бруннер&nbspДж.,&nbspБартлет&nbspФ.),&nbspиспытывая&nbspпервобытный&nbspстрах&nbspи&nbspдаже&nbsp«ужас»&nbspперед&nbspнеизвестным,&nbspнеясным,&nbspновым,&nbspиспользуют&nbspстратегию&nbspухода&nbspиз&nbspтакой&nbspситуации,&nbspно&nbspиногда&nbspкто-то&nbspможет&nbspдаже&nbspиспытывать&nbspудовольствие&nbspот&nbspнеизвестности&nbsp(люди&nbspискусства,&nbspтворческие)&nbsp[12].&nbspПри&nbspэтом&nbspтворческие&nbspлюди&nbspв&nbspситуациях&nbspстолкновения&nbspс&nbspнеизвестностью&nbspявно&nbspобладают&nbspкаким-то&nbspпреимуществом.&nbspСчитается,&nbspнапример,&nbspчто&nbspлюди,&nbspкоторые&nbspстремятся&nbspк&nbspопределенности,&nbspобладают&nbspустойчивыми&nbspстереотипами&nbspмышления,&nbspотношением&nbspсакральности&nbspк&nbsp&nbspвласти,&nbspнизким&nbspуровнем&nbspэмоционального&nbspинтеллекта,&nbspслабым&nbspумением&nbspпонимать&nbspлюдей&nbspрефлексировать&nbspи&nbspуправлять&nbspсвоими&nbspэмоциями,&nbspа&nbspтакже&nbspналичием&nbspвнутриличностных&nbspконфликтов.

Толерантность&nbspкак&nbspкачество&nbspличности,&nbspкоторое&nbspпротивопоставляется&nbspстереотипности&nbspи&nbspавторитаризму,&nbspсчитается&nbspнеобходимым&nbspкачеством&nbspличности&nbspдля&nbspуспешной&nbspадаптации&nbspк&nbspновым&nbspнеожиданным&nbspусловиям.&nbspИзлишне&nbspупрощая&nbspсоциально-психологические&nbspявления&nbspв&nbspсвоем&nbspокружении,&nbspлюди,&nbspне&nbspобладающие&nbspтолерантностью,&nbspдемонстрируют&nbspограниченность&nbspсуждений,&nbspоказываются&nbspнеготовыми&nbspк&nbspизменениям.&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим&nbspрассматриваются&nbspдве&nbspстороны&nbspтолерантности:

-&nbspвнешняя&nbspтолерантность&nbsp–&nbspубеждение&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspдругим,&nbspчто&nbspони&nbspимеют&nbspправо&nbspиметь&nbspсвою&nbspпозицию,&nbspтакже&nbspони&nbspготовы&nbspрассматривать&nbspобъекты&nbspокружающего&nbspмира&nbspс&nbspиных&nbspточек&nbspзрения,&nbspс&nbspучетом&nbspразличных&nbspфакторов;

-&nbspвнутренняя&nbspтолерантность&nbsp–&nbspспособность&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspпринятию&nbspв&nbspсебе&nbspрешений&nbspи&nbspрефлексии&nbspмышления&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspобъекту&nbspокружающего&nbspмира,&nbspдаже&nbspесли&nbspу&nbspсубъекта&nbspтолерантности&nbspнет&nbspполноты&nbspинформации&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspобъекту&nbspвнешнего&nbspмира.

Для&nbspдетального&nbspрассмотрения&nbspявления&nbspтолерантности&nbspнеобходимо&nbspпредставление&nbspоб&nbspособенностях&nbspсвойств&nbspи&nbspсвязей&nbspсистемы&nbspпри&nbspизменениях&nbspвнешних&nbspатрибутов.&nbspТолерантность&nbspв&nbspпсихической&nbspжизни&nbspчеловека&nbspкак&nbspявление&nbspсоциальное,&nbspзародившееся&nbspв&nbspпроцессе&nbspсоциализации&nbspиндивида,&nbspи&nbspопределяющее&nbspхарактер&nbspего&nbspотношения&nbspк&nbspнекоторым&nbspявлениям&nbspв&nbspокружающей&nbspсреде.&nbspТолерантность&nbspопределяет&nbspхарактер&nbspсоциально-психологических&nbspсвязей,&nbspвыражающихся&nbspво&nbspвзаимоотношениях&nbspс&nbspгруппами,&nbspличностями,&nbspявлениями,&nbspвыражающиеся&nbspв&nbspсоциальных&nbspпроцессах,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspи&nbspв&nbspсоциально-психологической&nbspадаптации.&nbspС&nbspдругой&nbspстороны&nbspтолерантность&nbspявляется&nbspвнутрипсихическим&nbspявлением,&nbspкоторое&nbspсвязано&nbspс&nbspпознавательной&nbspсферой&nbspи&nbspтолерантностью&nbspв&nbspобразах&nbspи&nbspмыслях,&nbspсвязанных&nbspс&nbspэмоциональной&nbspсферой&nbspи&nbspтолерантностью&nbspв&nbspотношениях&nbspи&nbspпереживаниях.&nbspИменно&nbspпоэтому&nbspтолерантность&nbspявляется&nbspсложной&nbspи&nbspмногомерной.

Понимание&nbspличности&nbspкак&nbspсложной&nbspупорядоченной&nbspсистемы&nbspозначает&nbspавтоматическое&nbspрассмотрение&nbspее&nbspразличных&nbspхарактеристик:&nbspпсихических&nbspпроцессов&nbspи&nbsp&nbspсвойств,&nbspсостояний,&nbspа&nbspтакже&nbspи&nbspотношений&nbspличности,&nbspпричем&nbspименно&nbspотношения&nbspявляются&nbspодной&nbspиз&nbspважнейших&nbspсторон&nbspличности,&nbspтак&nbspкак&nbspпредставляют&nbspсубъективную&nbspсторону&nbspее&nbspсвязи&nbspс&nbspявлениями&nbspокружающего&nbspмира.

Устойчивость&nbspличности&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspвнешним&nbspфакторам,&nbspпроисходящим&nbspиз&nbspокружающей&nbspсреды&nbspопределяется,&nbspименно&nbspструктурой&nbspличности,&nbspнаполненностью&nbspи&nbspсодержанием&nbspвнутриличностных&nbspхарактеристик,&nbspособенностями&nbspсвязей&nbspмежду&nbspэлементами&nbspструктуры&nbspличности.&nbspОдной&nbspиз&nbspглавной&nbspструктурой,&nbspопределяющих&nbspустойчивость&nbspличности&nbspк&nbspвнешним&nbspфакторам&nbspявляется&nbspименно&nbspтолерантность,&nbspпоскольку,&nbspчем&nbspвыше&nbspтолерантность,&nbspтем&nbspбольшее&nbspотклонение&nbspот&nbspпривычных&nbspнорм&nbspи&nbspустоявшихся&nbspжизненных&nbspситуаций&nbspиндивид&nbspготов&nbspпровести&nbspчерез&nbspпроцессы&nbspи&nbspсостояния&nbspбез&nbspвключения&nbspзащитных&nbspмеханизмов.&nbspЕсли&nbspрассматривать&nbspпсихологическую&nbspустойчивость&nbspво&nbspвнешнем&nbspплане&nbsp–&nbspто&nbspэто&nbspсохранение&nbspпонятной&nbspи&nbspиерархической&nbspличностной&nbspсистемы&nbsp–&nbspи&nbspво&nbspвнутреннем&nbspплане&nbsp–&nbspсопряженное&nbspс&nbspнормой&nbspсоподчинение&nbspпсихических&nbspсвойств,&nbspпсихических&nbspсостояний&nbspи&nbspпроцессов.

Толерантность&nbsp–&nbspэто&nbspтот&nbspсамый&nbspэлемент,&nbspуравновешивающий&nbspсистему&nbspличности&nbspизнутри,&nbspа&nbspтакже&nbspи&nbspизвне,&nbspфактор,&nbspнаправляющий&nbspмежличностные&nbspвзаимодействия&nbspв&nbspобществе&nbspв&nbspнеконфликтное&nbspвзаимодействие&nbspи&nbspсвязывающий&nbspлюдей&nbspс&nbspморальными&nbspнормами,&nbspценностями&nbspкультурой&nbspи&nbspт.д..&nbspПоэтому,&nbspзанимаясь&nbspисследованием&nbspявления&nbspтолерантности,&nbspнеобходимо&nbspрассматривать&nbspдве&nbspстороны&nbspтолерантности&nbspи&nbspработать&nbspс&nbspними&nbspпараллельно&nbsp[13]

Рассматривая&nbspпонятие&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspнеобходимо&nbspввести&nbspпонятие&nbspнеопределенности.&nbspНеопределенность —&nbspотсутствие&nbspили&nbspнедостаточность&nbspинформации&nbspоб&nbspусловиях,&nbspв&nbspкоторых&nbspбудет&nbspосуществляться&nbspдеятельность,&nbspотсутствие&nbspпредсказуемости,&nbspвозможности&nbspпрогнозирования&nbspэтих&nbspусловий.&nbspНеопределенность&nbspвсегда&nbspсвязана&nbspс&nbspриском&nbspпланирования,&nbspриском&nbspпринятия&nbspошибочных&nbspрешений,&nbspосуществления&nbspошибочных&nbspдействий&nbspна&nbspвсех&nbspуровнях&nbspнекоей&nbspсистемы.&nbspНеопределенная&nbspситуация&nbspв&nbspтрудах&nbspразличных&nbspавторов&nbspимеет&nbspнесколько&nbspтолкований:

1.&nbspКак&nbspкакая-то&nbspситуация&nbspс&nbspнеизвестными&nbspпеременными&nbsp(Леонтьев&nbspД.&nbspА.).&nbspОтносительная&nbspнеизвестность&nbspтого,&nbspчто&nbspбудет.

2.&nbspКак&nbspситуация&nbspсвойством&nbspкоторой&nbspявляется&nbspналичие&nbspнеполной&nbspинформации&nbspо&nbspпроисходящем&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspв&nbspусловиях&nbspпринятия&nbspрешения.&nbspСитуации&nbspтрудности&nbspпрогноза&nbspпо&nbspповоду&nbspнаступления&nbspожидаемого&nbspсобытия,&nbspи&nbspповедением,&nbspтипичным&nbspдля&nbspожидаемой&nbspситуации.&nbspСитуации&nbspв&nbspкоторых&nbspсуществует&nbspнеопределенность&nbspстимула&nbspповедения,&nbspи&nbspнеобходимость&nbspанализа&nbspсистемы&nbspстимулов&nbspдля&nbspвыявления&nbspуже&nbspопределенного&nbspстимула,&nbspявляющимся&nbspпричиной&nbspповедения&nbsp(Кринчик&nbspЕ.&nbspП.).

3.&nbspКак&nbspситуация&nbspзафиксированная&nbspв&nbspсубъективном&nbspсознании&nbspиндивида&nbspстрого&nbspне&nbspопределена&nbspни&nbspв&nbspметодах&nbspрешения,&nbspни&nbspв&nbspнеобходимом&nbspрезультате&nbsp(Лустина&nbspЕ.&nbspА.).

4.&nbspКак&nbspситуации&nbspотсутствия&nbspсмысла,&nbspпредполагающие&nbspвовлечение&nbspиндивидов&nbspв&nbspдействия,&nbspкоторые&nbspпо&nbspцели&nbspим&nbspнеизвестна&nbspили&nbspне&nbspведет&nbspк&nbspцели&nbsp(Зоткин&nbspН.&nbspВ.).

5.&nbspКак&nbspситуация&nbspизначальной&nbspи&nbspобоснованной&nbspнеизвестности&nbspбудущего&nbsp(Льдокова&nbspГ.&nbspМ.).

6.&nbspКак&nbspситуации&nbspдиссонанса&nbspи&nbspпротиворечивости&nbspв&nbspпотоке&nbspпоступающей&nbspинформации&nbsp(Hallman).[15]

Совершенно&nbspочевидно,&nbspчто&nbspимеющиеся&nbspна&nbspсегодня&nbspвзгляды&nbspв&nbspпсихологии&nbspна&nbspпонятие&nbsp»неопределенной&nbspситуации»,&nbspобнаруживают&nbspпроблему&nbspвозникновения&nbspнеопределенности.&nbspОднако&nbspбольшинство&nbspученых&nbspпредполагают,&nbspчто&nbspнеопределенные&nbspситуации&nbspобусловлены&nbspхарактером&nbspпоступающей&nbspвнешней&nbspинформации,&nbspстепенью&nbspее&nbspсвязанности,&nbspдоступности&nbspдля&nbspпонимания&nbspи&nbspсогласованности.&nbspЭто&nbspзначит&nbspее&nbspможно&nbspповторить&nbspв&nbspэксперименте,&nbspчто,&nbspсобственно,&nbspчасто&nbspи&nbspделается&nbspв&nbspлабораторных&nbspусловиях.&nbspНапример,&nbspиспытуемым&nbspможно&nbspпредложить&nbspосуществлять&nbspдеятельность&nbspне&nbspзная&nbspее&nbspистинной&nbspцели,&nbspили&nbspвыбрать&nbspмежду&nbspпривычным&nbspспособом&nbspвремяпровождения&nbspи&nbspмалопонятным&nbspи&nbspт.&nbspд.,&nbspоднако,&nbspинтересно,&nbspчто&nbspреакция&nbspна&nbspискусственно&nbspсозданную&nbspв&nbspлабораторных&nbspусловиях&nbspнеопределенность&nbspвозможна&nbspабсолютно&nbspдиаметрально&nbspпротивоположная&nbspу&nbspпредставителей&nbspразличных&nbspсоциальных&nbspгрупп,&nbsp-&nbspот&nbspвключения&nbspв&nbspдеятельность&nbspс&nbspполным&nbspпринятием,&nbspдо&nbspее&nbspизбегания.&nbspТрадиционно&nbspв&nbspпсихологии&nbspона&nbspпонимается&nbspкак&nbspтолерантность/интолерантность&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspИ&nbspздесь&nbspвстает&nbspвопрос&nbspо&nbspчистоте&nbspэксперимента,&nbsp-&nbspгде&nbspгарантии&nbspтого,&nbspчто&nbspискусственно&nbspсозданная&nbspисследователями&nbspситуация&nbspв&nbspлабораторных&nbspусловиях&nbspдействительно&nbspпонимается&nbspиспытуемым&nbspкак&nbspнеопределенная.&nbspВ&nbspэтом&nbspплане&nbspкак&nbspраз&nbspостро&nbspстановится&nbspвопрос&nbspо&nbspдействительно&nbspнеобходимых&nbspособенностях&nbspличности&nbspдля&nbspвосприятия&nbspтипа&nbspсовокупности&nbspусловий&nbspкак&nbspнеопределенных,&nbspа&nbspтакже&nbspпринятие&nbspиндивидом&nbspтакого&nbspтипа&nbspнеопределенных&nbspситуаций&nbspв&nbspсистему&nbspиндивидуального&nbspопыта.&nbspУстойчивая&nbspустановка&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspэтому&nbspтипу&nbspусловий&nbspи&nbspбудет&nbspсчитаться&nbspтолерантностью&nbspк&nbspнеопределенностью

С&nbspмомента&nbspописания&nbspтолерантности&nbspнеопределенности&nbspЕ.Френкель-Брунсвик&nbspв&nbspдалеком&nbsp1949&nbspгоду,&nbspосуществлялось&nbspмножество&nbspпопыток&nbspнаписания&nbspи&nbspапробации&nbspвалидной&nbspи&nbspнадежной&nbspметодики&nbspдля&nbspизмерения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspи&nbspинтолерантности&nbspв&nbspусловиях&nbspнеопределенности.&nbspИзучая&nbspвопросы&nbspэтнической&nbspпсихологии,&nbspЕ.Френкель-Брунсвик&nbspстолкнулась&nbspс&nbspтем,&nbspчто&nbspсоциальные&nbspпредрассудки&nbspчаще&nbspпроявляются&nbspу&nbspтех&nbspиндивидов,&nbspнезависимо&nbspот&nbspэтноса,&nbspкто&nbspсклонен&nbspк&nbspоднозначной&nbspи&nbspочень&nbspпрочной&nbsp&nbspкатегоризации&nbspмира&nbspи&nbspлюдей&nbspи&nbspне&nbspпытается&nbspк&nbspинтерпретации&nbspмногозначности&nbspпонятий.&nbspИсследователь&nbspизучала&nbspиндивидов,&nbspпринадлежащих&nbspк&nbspразличным&nbspэтническим&nbspгруппам,&nbspинтолерантных&nbspк&nbspнеопределенности,&nbspи&nbspвыявила,&nbspчто&nbspв&nbspнезависимости&nbspот&nbspэтнической&nbspпринадлежности&nbspони&nbspригидны;&nbspсклонны&nbspопираться&nbspна&nbspсвой&nbsp&nbspпрошлый&nbspопыт&nbspи&nbspс&nbspбольшим&nbspтрудом&nbspориентируются&nbspв&nbspновой,&nbspи&nbspплохо&nbspзнакомой&nbspситуации.

Изначально,&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspявлялась&nbspсоставной&nbspчастью&nbspшкалы&nbspпредубеждений&nbspразработанной&nbspГ.&nbspГокх.&nbspПозднее,&nbspбыло&nbspразработано&nbspряд&nbspспециализированных&nbspшкал&nbspтаким&nbspучеными&nbspкак&nbspБ.Буднер&nbsp(1962),&nbspА.&nbspЕкрлих&nbsp(1965),&nbspР.&nbspРойзен&nbsp(1966),&nbspA.&nbspМакдоналд&nbsp(1970),&nbspВ.&nbspНортон(1976)&nbspи&nbspдр.[11]

В&nbspбольшинстве&nbspсвоем&nbspизмерительный&nbspинструментарий&nbspи&nbspразработанные&nbspшкалы&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspне&nbspчто&nbspиное&nbspкак&nbspличностные&nbspопросники,&nbspсозданные&nbspна&nbspосновании&nbspразработок&nbspих&nbspавторами&nbspсути&nbspконструкта&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspсодержание&nbspизмерительных&nbspинструментов&nbspи&nbspспособов&nbspизмерения&nbspотображает&nbspвсе&nbspмногообразие&nbspнаучных&nbspподходов&nbspк&nbspизучению&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspТак,&nbspБ.&nbspФренкель&nbsp&nbspопределяла&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspчерез&nbspсвязь&nbspсо&nbspсвойствами&nbspвосприятия,&nbspБ.Буднер&nbspи&nbspА.&nbspМакдоналд&nbspпо&nbspрезультатам&nbspсконструированных&nbspими&nbspтестов&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности;&nbspВ.Нортон&nbspкак&nbsp«тренд&nbspк&nbspвосприятию&nbspнеопределенной&nbspинформации&nbspи&nbspкак&nbspподвид&nbspпсихологического&nbspдискомфорта&nbspв&nbspсостоянии&nbspвосприятия&nbspугрозы»;&nbspН.Хофстед&nbspкак&nbspкультурно&nbspопосредованную&nbspсоставляющую,&nbspдетерминирующую&nbspотношение&nbspк&nbspриску&nbspи&nbspдвоякости&nbspполучаемой&nbspинформации;&nbspЛ.Маклейн&nbspописывает&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspкак&nbspразброс&nbspреакций,&nbspот&nbspнепринятия&nbspдо&nbspпривлекательности,&nbspпри&nbspпоступлении&nbspна&nbspорганы&nbspчувств&nbspнеизвестных,&nbspнеопределенных&nbspили&nbspимеющих&nbspпротиворечие&nbspв&nbspвосприятии&nbspстимулов.

Отсутствие&nbspчетких&nbspпредставлений&nbspо&nbspпсихической&nbspприроде&nbspизмеряемого&nbspявления&nbspи&nbspстандартизированного&nbspнабора&nbspметодов&nbspточного&nbspизмерения,&nbspсоздает&nbspнекоторые&nbspпроблемы&nbspкак&nbspметодологического,&nbspтак&nbspи&nbspприкладного&nbspхарактера.

Размытость&nbspнаучных&nbspподходов&nbsp&nbspв&nbspфундаментальной&nbspтеории&nbspоб&nbspобъекте&nbspизмерения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbsp&nbspпородила&nbspустойчивый&nbspспособ&nbspсоздания&nbspизмерительной&nbspметодики&nbspрассматриваемого&nbspявления&nbspпод&nbspразработку&nbspученого&nbspбез&nbspучета&nbspретестовой&nbspвалидности,&nbspпонимания&nbspсути&nbspизучаемого&nbspявления,&nbspчто&nbspминимизирует&nbspвозможность&nbspсоотнесения&nbspрезультатов,&nbspполученных&nbspпри&nbspзамерах&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspв&nbspрамках&nbspразличных&nbspподходов,&nbspполученных&nbspразличными&nbspметодиками.

Интерес&nbspк&nbspисследованию&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspу&nbspпредставителей&nbspроссийской&nbspнаучной&nbspшколы&nbspвозник&nbspв&nbspконце&nbspнулевых&nbspгодов&nbspнастоящего&nbspстолетия.&nbspПоэтому&nbspне&nbspтак&nbspмного&nbspтрудов&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspсоздано&nbspотечественными&nbspпо&nbspпроблематики&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности,&nbspособенно&nbspесли&nbspречь&nbsp&nbspидет&nbspо&nbspфундаментальной&nbspтеоретической&nbspоснове&nbspкакого-то&nbspтеоретического&nbspподхода.&nbspОднако,&nbspнесмотря&nbspна&nbsp&nbspто,&nbspчто&nbspусилия&nbspотечественных&nbspученых&nbspразрозненны,&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspсуществуют&nbspрусскоязычные&nbspадаптации&nbspкак&nbspминимум&nbspтрех&nbspизмерительных&nbspшкал.

В&nbsp1998&nbspгоду&nbspЕ.Г.Луковицкой&nbspв&nbspрамках&nbspдиссертационного&nbspэкспериментального&nbspисследования,&nbspпроизведена&nbspадаптация&nbspи&nbspвалидизация&nbspшкалы&nbspMSTAT-I&nbspМаклейна,&nbspкоторая&nbspизначально&nbspразработана&nbspавтором&nbspв&nbsp1993&nbspгоду.&nbsp

Автор,&nbspпроводя&nbspисследования&nbspустановила,&nbspчто&nbspв&nbspфеномене&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspимеются&nbspтри&nbspкомпонента:

аффективный&nbsp–&nbspэмоциональное&nbspотношение&nbspк&nbspтому,&nbspчто&nbspмир&nbspнепознаваем;

когнитивный&nbsp–&nbspосознание&nbspи&nbspпонимание&nbspтого,&nbspчто&nbspмир&nbspнепредсказуем.

поведенческий&nbsp–&nbspобъективно&nbspнаблюдаемые&nbspособенности&nbspповедения&nbspв&nbspситуации&nbspнеопределенности.

При&nbspтом&nbspчто&nbspнет&nbspединого&nbspподхода&nbspв&nbspпсихологии&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspогромный&nbspпласт&nbspработ&nbspпроделан&nbspроссийскими&nbspспециалистами&nbspв&nbspплане&nbspразработки&nbspи&nbspадаптации&nbspинструментов&nbspдля&nbspдиагностики&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspПоскольку&nbspесть&nbspспециальные&nbspинструменты,&nbspкоторые&nbspпозволяют&nbspдиагностировать&nbspразличные&nbspуровни&nbspпроявления&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности,&nbspесть&nbspи&nbspинструменты,&nbspкоторые&nbspрассматривают&nbspее&nbspкак&nbspфеномен&nbspв&nbspсистеме&nbspдругих&nbspпсихологических&nbspособенностей,&nbspто&nbspсоответственно&nbspможно&nbspрассматривать&nbsp&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspне&nbspтолько&nbspкак&nbspотдельный&nbspфеномен,&nbspа&nbspкак&nbspодин&nbspиз&nbspтипов&nbspпроявления&nbspтолерантности.&nbspПри&nbspэтом&nbspособенностью&nbspизучения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspв&nbspзарубежных&nbspподходах&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspрассматривается&nbspс&nbspмножества&nbspпозиций&nbspно&nbspтолько&nbspкак&nbspотдельный&nbspфеномен&nbspсвязанный&nbspс&nbspнеопределенностью&nbspи&nbspотсутствием&nbspинформации.&nbspГлавной&nbspзадачей&nbspподходов&nbspрассмотрения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspв&nbspзападных&nbspподходах&nbspявляется&nbspпреодоление&nbspнеопределенности&nbspкак&nbspисточника&nbspпсихологических&nbspпроблем&nbspличности,&nbspкак&nbspфактора&nbspстраха&nbspи&nbspфактора&nbspсоциальной&nbspдезадаптации&nbspиндивида&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspсоциальным&nbspявлениям.

Выводы:

Теоретический&nbspанализ&nbspподходов&nbspк&nbspизмерению&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspв&nbspработах&nbspсовременных&nbspученых&nbspпозволяет&nbspутверждать&nbspчто:

-&nbspпри&nbspразработанности&nbspпонятия&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности,&nbspне&nbspвыработано&nbspединых&nbspметодологических&nbspподходов&nbspк&nbspизмерению&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности;

-&nbspв&nbspсовременных&nbspнаучных&nbspшколах&nbspизучение,&nbspкак&nbspзарубежных&nbspтак&nbspи&nbspотечественных&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspвключается&nbspв&nbspразличные&nbspаспекты&nbspрассмотрения.&nbspВ&nbspзарубежной&nbspшколе&nbspизучение&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspсвязано&nbspс&nbspпроблематикой&nbspотношения&nbspиндивида&nbspк&nbspситуациям&nbspнеопределенности&nbspи&nbspуправления&nbspими.&nbspВ&nbspроссийской&nbspнаучной&nbspшколе&nbspизучении&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspсвязано&nbspс&nbspпроблемами&nbspформирования&nbspтолерантности&nbspкак&nbspличностного&nbspкачества;

-&nbspотсутствие&nbspодного&nbspподхода&nbspв&nbspметодологии&nbspизмерения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspпорождает&nbspпроблемы,&nbspсвязанные&nbspс&nbspнеобходимостью&nbspсопоставления&nbspрезультатов&nbspпроведенных&nbspисследований&nbspдля&nbspформирования&nbspобласти&nbspнаучного&nbspзнания;

-&nbspсозданная&nbspзападными&nbspучеными&nbspметодология&nbspизмерения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbsp&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspличностные&nbspопросники&nbspи&nbspтесты,&nbspотражающие&nbspтеоретические&nbspподходы&nbspавторов&nbspметодик;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По&nbspрезультатам&nbspанализа&nbspлитературы&nbspможно&nbspсказать,&nbspчто&nbspтолерантность&nbspв&nbspпсихической&nbspжизни&nbspчеловека&nbspкак&nbspявление&nbspсоциальное,&nbspи&nbspопределяющее&nbspхарактер&nbspего&nbspотношения&nbspк&nbspнекоторым&nbspявлениям&nbspв&nbspокружающей&nbspсреде.&nbspТолерантность&nbspопределяет&nbspхарактер&nbspсоциально-психологических&nbspсвязей,&nbspвыражающихся&nbspв&nbspотношениях,&nbspвзаимоотношениях&nbspс&nbspгруппами,&nbspличностями,&nbspявлениями,&nbspвыражающиеся&nbspв&nbspсоциальных&nbspпроцессах,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspи&nbspв&nbspсоциально-психологической&nbspадаптации.&nbspС&nbspдругой&nbspстороны&nbspтолерантность&nbspявляется&nbspявление&nbspвнутрипсихическим,&nbspкоторое&nbspсвязано&nbspс&nbspпознавательной&nbspсферой&nbspи&nbspтолерантностью&nbspв&nbspобразах&nbspи&nbspмысля,&nbspсвязаной&nbspс&nbspэмоциональной&nbspсферой&nbspи&nbspтолерантностью&nbspв&nbspотношениях&nbspи&nbspпереживаниях.&nbspИменно&nbspпоэтому&nbspтолерантность&nbspявляется&nbspсложной&nbspи&nbspмногомерной.

Также&nbspможно&nbspотметить,&nbspчто&nbspи&nbspпроблема&nbspсоциально-психической&nbspадаптации&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspважную&nbspобласть&nbspпсихологических&nbspисследований,&nbspкоторая&nbspрасположена&nbspна&nbspгранице&nbspразличных&nbspотраслей&nbspпсихологического&nbspзнания,&nbspимеющих&nbspв&nbspсовременных&nbspусловиях&nbspвсё&nbspбольшее&nbspзначение.&nbspПоэтому&nbspконцепцию&nbspсоциально-психологической&nbspадаптации&nbspможно&nbspрассмотреть&nbspкак&nbspперспективный&nbspподход&nbspк&nbspкомплексному&nbspисследованию&nbspчеловеческой&nbspпсихики.

В&nbspсвою&nbspочередь,&nbspсоциальная&nbspадаптация&nbspвключает&nbspв&nbspсебя&nbspметоды&nbspприспособления,&nbspрегулирования,&nbspустановкой&nbspравновесия&nbspво&nbspвзаимодействии&nbspчеловека&nbspсо&nbspсредой.&nbspВ&nbspпроцессе&nbspсоциальной&nbspадаптации&nbspиндивид&nbspявляется&nbspактивным&nbspсубъектом,&nbspкоторый&nbspсоциально&nbspадаптируется&nbspк&nbspсреде&nbspв&nbspсоответствии&nbspсо&nbspсвоими&nbspмотивами,&nbspнуждами,&nbspпотребностями,&nbspинтересами,&nbspнаправленностью,&nbspцелями,&nbspстремлениями&nbspи&nbspактивно&nbspсамоопределяется.

Анализ&nbspрезультатов&nbspисследования&nbspпоказал,&nbspчто&nbspмежду&nbspадаптивностью&nbspкак&nbspкомпонентом&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspи&nbspадаптивностью&nbspкак&nbspсвойством&nbspсоциально-психологической&nbspадаптации.&nbspДругими&nbspсловами&nbspчем&nbspсильная&nbspвыраженность&nbspкачества&nbspадаптивности&nbspк&nbspсоциальным&nbspусловиям&nbspраспространяет&nbspсвое&nbspдействие&nbspи&nbspна&nbspадаптивность&nbspкак&nbspсвойство&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspКроме&nbspэтого,&nbspбыла&nbspвыявлена&nbspвзаимосвязь&nbspмежду&nbspстрастностью&nbspи&nbspпринятием&nbspсебя,&nbspэто&nbspзначит,&nbspчто&nbspлюди&nbspимеющие&nbspэнергичность,&nbspнеутомимость,&nbspповышенный&nbspжизненный&nbspтонус&nbspправильно&nbspи&nbspдостоверно&nbspвоспринимают&nbsp&nbspокружающих&nbspлюдей&nbspсогласно&nbspих&nbspхарактерам&nbspи&nbspлегче&nbspподпускают&nbspдругих&nbspличностей&nbspв&nbspсвое&nbspпространство.&nbspТакже&nbspбыло&nbspвыявлено&nbsp,&nbspчто&nbspстремление&nbspк&nbspдоминированию&nbspсвязано&nbspсо&nbspсмелостью&nbspи&nbspпредприимчивостью&nbspв&nbspситуации&nbspнеопределенности.&nbspЭто&nbspзначит,&nbspчто&nbspлюди,&nbspкоторые&nbspстремятся&nbspк&nbspлидерству&nbspи&nbspдоминированию&nbspимеют&nbspтягу&nbspк&nbspновому,&nbspнеизвестному,&nbspи&nbspсклонны&nbspотказываться&nbspот&nbspиспытанного&nbspи&nbspнадежного

Таким&nbspобразом,&nbspможно&nbspсказать,&nbspчто&nbspсуществует&nbspвзаимосвязь&nbspмежду&nbspсоциально-психологической&nbspадаптацией&nbspи&nbspтолерантностью&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspСледовательно,&nbspгипотеза&nbspисследования&nbspподтвердилась.&nbspТакже&nbspбыло&nbspвыявлено,&nbspчто&nbspтворческие&nbspработники&nbspболее&nbspоткрыты&nbspв&nbspситуации&nbspнеопределенности&nbspи&nbspимеют&nbspк&nbspней&nbspбольшую&nbspтолерантность,&nbspто&nbspесть&nbspбольше&nbspиспытуемых&nbspиз&nbspэтой&nbspгруппы&nbspимеют&nbspвысокие&nbspбаллы&nbspпо&nbspшкалам&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspТакже&nbspможно&nbspсказать,&nbspчто&nbspработники&nbspискусства&nbspимеют&nbspбольше&nbspгибкости&nbspи&nbspболее&nbspадаптивны&nbspк&nbspсоциальному&nbspокружению.&nbspЭто&nbspсвязано,&nbspскорее&nbspвсего&nbspи&nbspс&nbspобразом&nbspжизни&nbspи&nbspс&nbspбольшим&nbspколичеством&nbspтворческих&nbspзадач.&nbspОфисные&nbspсотрудники&nbspкак&nbspправило&nbspрешают&nbspоднообразные&nbspзадачи&nbspи&nbspменее&nbspсклонны&nbspк&nbspпоиску&nbspтворческих&nbspрешений&nbspи&nbspновых&nbspспособов&nbspвзаимодействия&nbspс&nbspокружающей&nbspсредой.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА&nbsp1.&nbspСУЩНОСТЬ&nbspПОНЯТИЙ&nbspТОЛЕРАНТНОСТИ&nbspК&nbspНЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ&nbsp&nbspИ&nbspСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ&nbspАДАПТАЦИИ

1.1&nbspПонятие&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности

В&nbspсовременной&nbspреальности&nbspиндивид&nbspпостоянно&nbspстановится&nbspобъектом&nbspи&nbspсубъектом&nbspповедения.&nbspИногда,&nbspв&nbspповедении&nbspможет&nbspдоминировать&nbspагрессивность&nbspкак&nbspспособ&nbspдостижения&nbspцелей.&nbspКак&nbspмодель&nbspповедения&nbspнаправленная&nbspв&nbspпротивовес&nbspагрессии&nbspможет&nbspбыть&nbspповедение,&nbspоснованное&nbspна&nbspтолерантности.&nbspИменно&nbspпоэтому&nbspважна&nbspфеноменология&nbspтолерантности,&nbspее&nbspпринципы,&nbspее&nbspсодержание&nbspи&nbspформы&nbspпроявления&nbspв&nbspповседневной&nbspжизни&nbspчеловека,&nbspкоторый&nbspявляется&nbspадекватным&nbspчленом&nbspобщества,&nbspсоблюдает&nbspзаконы&nbspи&nbspне&nbspдемонстрирует&nbspи&nbspне&nbspприменяет&nbspсилу&nbspпри&nbspразрешении&nbspконфликтных&nbspситуаций.

С&nbspраннего&nbspдетства&nbspформируются&nbspстереотипы&nbspтолерантного&nbspповедения&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspдругим&nbspцивилизациям,&nbspкультурам&nbspнародностям,&nbspсоциальным&nbspгруппам,&nbspв&nbsp&nbspто&nbspвремя&nbspкак&nbspповедение&nbspбез&nbspстереотипов&nbspтолерантности&nbspможет&nbspпривести&nbspк&nbspвражде&nbspи&nbspотдельные&nbspлюди&nbspмогут&nbspуничтожать&nbspдруг&nbspдруга.&nbspВ&nbspнастоящее&nbspвремя,&nbspтолерантность&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspне&nbspпросто&nbspмодный&nbspфеномен,&nbsp&nbspно&nbspи&nbspусловие&nbspвыживания&nbspтех&nbspили&nbspиных&nbspсоциальных&nbspгрупп.&nbspИ&nbspпроблема&nbspтолерантности,&nbspанализ&nbspпонятия&nbspможет&nbspбыть&nbspгораздо&nbspтруднее,&nbspчем&nbspкажется&nbspизначально.&nbspВ&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspнет&nbspединого&nbspнаучного&nbspподхода&nbspк&nbspопределению&nbsp&nbspданного&nbspсоциально-психологически&nbspважного&nbspпонятия.

Существуют&nbspразличия&nbspв&nbspнаучных&nbspподходах&nbspк&nbspподходах&nbspк&nbspтолерантности,&nbspсвязанных&nbspс&nbspособенности&nbspрассмотрения&nbspданного&nbspпонятия&nbspв&nbspразных&nbspкультурах&nbspи&nbspв&nbspразных&nbspязыковых&nbspсредах.&nbspНапример,&nbspв&nbspрусском&nbspязыке&nbspтолерантность&nbspопределяется&nbspчерез&nbspтерпимость&nbsp(или&nbspкак&nbspнечто&nbspпротивопоставляемое&nbspнетерпимости)&nbspк&nbspразным&nbspмнениям,&nbspотличным&nbspот&nbspмнения&nbspсубъекта.&nbspХарактерными&nbspособенными&nbspдля&nbspпонятия&nbspчертами&nbspтолерантности&nbspв&nbspрусском&nbspкультурном&nbspпространстве&nbspназывают&nbsp«милосердие»&nbspи&nbsp«снисхождение»&nbsp[15].&nbspВ&nbspзарубежных&nbspсловарях,&nbspнапример,&nbspв&nbspоксфордском&nbspсловаре&nbspLewis&Short&nbspили&nbspв&nbspсловарях&nbspевропейских&nbspязыков&nbspпредставлены&nbspразные&nbspопределения&nbspтолерантности&nbsp–&nbspчерез&nbsp«терпимость»&nbspи&nbspчерез&nbsp«поддержку».

В&nbspнаучной&nbspлитературе&nbspсуществует&nbspнесколько&nbspподходов&nbspк&nbspрассмотрению&nbspтолерантности&nbsp(от&nbspлат.&nbsptolerantia&nbsp–&nbspтерпение).&nbspС&nbspодной&nbspстороны,&nbspэто&nbspдействительно&nbspтерпение,&nbspили&nbspтерпимость&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspчему&nbspлибо,&nbspс&nbspдругой&nbspже&nbspтермин&nbspрассматривается&nbspкак&nbspсформировавшееся&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspпод&nbspвлиянием&nbspгуманистических&nbspценностей&nbspпозитивные&nbspтенденции&nbspвосприятия&nbspвещей&nbspи&nbspявлений&nbspне&nbspсвойственных&nbspранее&nbspобществу.&nbspТакже,&nbspсуществуют&nbspспецифические&nbspдля&nbspразных&nbspнаук,&nbspобластей&nbspнаучного&nbspзнания&nbspпонятия&nbspтолерантности.

В&nbspпсихологии,&nbspнауке,&nbspкоторая&nbspимеет&nbspдолгую&nbspпредысторию&nbspи&nbspкороткую&nbspисторию&nbsp(начала&nbspэкспериментальной&nbspнауки&nbspзаложены&nbspв&nbsp19&nbspвеке),&nbspследует&nbspразличать&nbspжитейские&nbspи&nbspнаучно-психологические&nbspопределения&nbspтолерантности.&nbspВ&nbspсовременной&nbspнаучной&nbspпсихологической&nbspлитературе&nbspи&nbspпопулярной&nbspлитературе&nbspпонятие&nbspлежит&nbspна&nbspграни&nbspжитейского&nbspпсихологического&nbspзнания&nbspи&nbspзнания&nbspполученного&nbspэмпирическим&nbspпутем.&nbspД.А.&nbspЛеонтьев,&nbspрассматривая&nbspпонятие&nbspтолерантности,&nbspприводит&nbspпримеры&nbspопределений,&nbspтакие&nbspкак:&nbsp«ценность&nbspвзаимодействия&nbspв&nbspусловиях&nbspпротиворечия»;&nbsp«способность&nbspвыслушивать,&nbspпытаться&nbspвынести&nbspиз&nbspполученной&nbspинформации&nbspзерна&nbspразума&nbspи&nbspуживаться&nbspс&nbspразличными&nbspточками&nbspзрения,&nbspкак&nbspбы&nbspвыслушанное&nbspни&nbspпротиворечило&nbspсобственным&nbspвоззрениям»;&nbsp«дружелюбие,&nbspспокойствие,&nbspмирная&nbspнастроенность,&nbspантипод&nbspагрессивности,&nbspзлобности&nbspи&nbspраздражительности»;&nbsp«принятие&nbspиных,&nbspотличающихся&nbspот&nbspтвоих&nbspсобственных,&nbspинтересов&nbspи&nbspцелей»;&nbsp«стремление&nbspк&nbspсогласию,&nbspбесконфликтность».&nbspВсе&nbspэти&nbspопределения&nbspмогут&nbspбыть&nbspкак&nbspотражением&nbspразличных&nbspотечественных&nbspи&nbspзарубежных&nbspнаучных&nbspподходов&nbspк&nbspтолерантности,&nbspтак&nbspи&nbspпопулярным&nbspтрактованием&nbspфеномена&nbspтолерантности.

В&nbspпериоды,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspи&nbspсвязанные&nbspс&nbspпрохождением&nbspчеловеком&nbspадаптации&nbspи&nbspдезадаптации&nbspк&nbspновым&nbspсоциальным&nbspусловиям,&nbspкогда&nbspпоявляется&nbspнеопределенность&nbspсоциальном&nbspаспекте&nbspжизни&nbspчеловека,&nbspтогда&nbspличности&nbspтребуются&nbspвнутренние&nbspсилы&nbspдля&nbspпреодоления&nbspбарьеров,&nbspсложных&nbspжизненных&nbspситуаций&nbspи&nbspпроблем.&nbspНепредсказуемость,&nbspсвязанная&nbspс&nbspизменением&nbspситуации&nbspв&nbspработе,&nbspотсутствие&nbspвозможности&nbspполучить&nbspобразование,&nbspнеспособность&nbspпринятия&nbspсоциальных&nbspролей,&nbspвыбор&nbspприоритетов&nbspво&nbspвзаимодействии&nbspс&nbspразными&nbspсоциальными&nbspгруппами&nbsp&nbspи&nbspт.д.&nbspвносит&nbspнарушения&nbspв&nbspсоциально-психологические&nbspвзаимодействия,&nbspнегативно&nbspвлияет&nbspна&nbspжизненный&nbspпуть&nbspличности.&nbspОгромное&nbspколичество&nbspлюдей,&nbspпо&nbspданным&nbspзарубежных&nbspисследователей&nbsp(Бруннер&nbspДж.,&nbspБартлет&nbspФ.),&nbspиспытывая&nbspпервобытный&nbspстрах&nbspи&nbspдаже&nbsp«ужас»&nbspперед&nbspнеизвестным,&nbspнеясным,&nbspновым,&nbspиспользуют&nbspстратегию&nbspухода&nbspиз&nbspтакой&nbspситуации,&nbspно&nbspиногда&nbspкто-то&nbspможет&nbspдаже&nbspиспытывать&nbspудовольствие&nbspот&nbspнеизвестности&nbsp(люди&nbspискусства,&nbspтворческие)&nbsp[12].&nbspПри&nbspэтом&nbspтворческие&nbspлюди&nbspв&nbspситуациях&nbspстолкновения&nbspс&nbspнеизвестностью&nbspявно&nbspобладают&nbspкаким-то&nbspпреимуществом.&nbspСчитается,&nbspнапример,&nbspчто&nbspлюди,&nbspкоторые&nbspстремятся&nbspк&nbspопределенности,&nbspобладают&nbspустойчивыми&nbspстереотипами&nbspмышления,&nbspотношением&nbspсакральности&nbspк&nbsp&nbspвласти,&nbspнизким&nbspуровнем&nbspэмоционального&nbspинтеллекта,&nbspслабым&nbspумением&nbspпонимать&nbspлюдей&nbspрефлексировать&nbspи&nbspуправлять&nbspсвоими&nbspэмоциями,&nbspа&nbspтакже&nbspналичием&nbspвнутриличностных&nbspконфликтов.

Толерантность&nbspкак&nbspкачество&nbspличности,&nbspкоторое&nbspпротивопоставляется&nbspстереотипности&nbspи&nbspавторитаризму,&nbspсчитается&nbspнеобходимым&nbspкачеством&nbspличности&nbspдля&nbspуспешной&nbspадаптации&nbspк&nbspновым&nbspнеожиданным&nbspусловиям.&nbspИзлишне&nbspупрощая&nbspсоциально-психологические&nbspявления&nbspв&nbspсвоем&nbspокружении,&nbspлюди,&nbspне&nbspобладающие&nbspтолерантностью,&nbspдемонстрируют&nbspограниченность&nbspсуждений,&nbspоказываются&nbspнеготовыми&nbspк&nbspизменениям.&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим&nbspрассматриваются&nbspдве&nbspстороны&nbspтолерантности:

-&nbspвнешняя&nbspтолерантность&nbsp–&nbspубеждение&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspдругим,&nbspчто&nbspони&nbspимеют&nbspправо&nbspиметь&nbspсвою&nbspпозицию,&nbspтакже&nbspони&nbspготовы&nbspрассматривать&nbspобъекты&nbspокружающего&nbspмира&nbspс&nbspиных&nbspточек&nbspзрения,&nbspс&nbspучетом&nbspразличных&nbspфакторов;

-&nbspвнутренняя&nbspтолерантность&nbsp–&nbspспособность&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspпринятию&nbspв&nbspсебе&nbspрешений&nbspи&nbspрефлексии&nbspмышления&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspобъекту&nbspокружающего&nbspмира,&nbspдаже&nbspесли&nbspу&nbspсубъекта&nbspтолерантности&nbspнет&nbspполноты&nbspинформации&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspобъекту&nbspвнешнего&nbspмира.

Для&nbspдетального&nbspрассмотрения&nbspявления&nbspтолерантности&nbspнеобходимо&nbspпредставление&nbspоб&nbspособенностях&nbspсвойств&nbspи&nbspсвязей&nbspсистемы&nbspпри&nbspизменениях&nbspвнешних&nbspатрибутов.&nbspТолерантность&nbspв&nbspпсихической&nbspжизни&nbspчеловека&nbspкак&nbspявление&nbspсоциальное,&nbspзародившееся&nbspв&nbspпроцессе&nbspсоциализации&nbspиндивида,&nbspи&nbspопределяющее&nbspхарактер&nbspего&nbspотношения&nbspк&nbspнекоторым&nbspявлениям&nbspв&nbspокружающей&nbspсреде.&nbspТолерантность&nbspопределяет&nbspхарактер&nbspсоциально-психологических&nbspсвязей,&nbspвыражающихся&nbspво&nbspвзаимоотношениях&nbspс&nbspгруппами,&nbspличностями,&nbspявлениями,&nbspвыражающиеся&nbspв&nbspсоциальных&nbspпроцессах,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspи&nbspв&nbspсоциально-психологической&nbspадаптации.&nbspС&nbspдругой&nbspстороны&nbspтолерантность&nbspявляется&nbspвнутрипсихическим&nbspявлением,&nbspкоторое&nbspсвязано&nbspс&nbspпознавательной&nbspсферой&nbspи&nbspтолерантностью&nbspв&nbspобразах&nbspи&nbspмыслях,&nbspсвязанных&nbspс&nbspэмоциональной&nbspсферой&nbspи&nbspтолерантностью&nbspв&nbspотношениях&nbspи&nbspпереживаниях.&nbspИменно&nbspпоэтому&nbspтолерантность&nbspявляется&nbspсложной&nbspи&nbspмногомерной.

Понимание&nbspличности&nbspкак&nbspсложной&nbspупорядоченной&nbspсистемы&nbspозначает&nbspавтоматическое&nbspрассмотрение&nbspее&nbspразличных&nbspхарактеристик:&nbspпсихических&nbspпроцессов&nbspи&nbsp&nbspсвойств,&nbspсостояний,&nbspа&nbspтакже&nbspи&nbspотношений&nbspличности,&nbspпричем&nbspименно&nbspотношения&nbspявляются&nbspодной&nbspиз&nbspважнейших&nbspсторон&nbspличности,&nbspтак&nbspкак&nbspпредставляют&nbspсубъективную&nbspсторону&nbspее&nbspсвязи&nbspс&nbspявлениями&nbspокружающего&nbspмира.

Устойчивость&nbspличности&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspвнешним&nbspфакторам,&nbspпроисходящим&nbspиз&nbspокружающей&nbspсреды&nbspопределяется,&nbspименно&nbspструктурой&nbspличности,&nbspнаполненностью&nbspи&nbspсодержанием&nbspвнутриличностных&nbspхарактеристик,&nbspособенностями&nbspсвязей&nbspмежду&nbspэлементами&nbspструктуры&nbspличности.&nbspОдной&nbspиз&nbspглавной&nbspструктурой,&nbspопределяющих&nbspустойчивость&nbspличности&nbspк&nbspвнешним&nbspфакторам&nbspявляется&nbspименно&nbspтолерантность,&nbspпоскольку,&nbspчем&nbspвыше&nbspтолерантность,&nbspтем&nbspбольшее&nbspотклонение&nbspот&nbspпривычных&nbspнорм&nbspи&nbspустоявшихся&nbspжизненных&nbspситуаций&nbspиндивид&nbspготов&nbspпровести&nbspчерез&nbspпроцессы&nbspи&nbspсостояния&nbspбез&nbspвключения&nbspзащитных&nbspмеханизмов.&nbspЕсли&nbspрассматривать&nbspпсихологическую&nbspустойчивость&nbspво&nbspвнешнем&nbspплане&nbsp–&nbspто&nbspэто&nbspсохранение&nbspпонятной&nbspи&nbspиерархической&nbspличностной&nbspсистемы&nbsp–&nbspи&nbspво&nbspвнутреннем&nbspплане&nbsp–&nbspсопряженное&nbspс&nbspнормой&nbspсоподчинение&nbspпсихических&nbspсвойств,&nbspпсихических&nbspсостояний&nbspи&nbspпроцессов.

Толерантность&nbsp–&nbspэто&nbspтот&nbspсамый&nbspэлемент,&nbspуравновешивающий&nbspсистему&nbspличности&nbspизнутри,&nbspа&nbspтакже&nbspи&nbspизвне,&nbspфактор,&nbspнаправляющий&nbspмежличностные&nbspвзаимодействия&nbspв&nbspобществе&nbspв&nbspнеконфликтное&nbspвзаимодействие&nbspи&nbspсвязывающий&nbspлюдей&nbspс&nbspморальными&nbspнормами,&nbspценностями&nbspкультурой&nbspи&nbspт.д..&nbspПоэтому,&nbspзанимаясь&nbspисследованием&nbspявления&nbspтолерантности,&nbspнеобходимо&nbspрассматривать&nbspдве&nbspстороны&nbspтолерантности&nbspи&nbspработать&nbspс&nbspними&nbspпараллельно&nbsp[13]

Рассматривая&nbspпонятие&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspнеобходимо&nbspввести&nbspпонятие&nbspнеопределенности.&nbspНеопределенность —&nbspотсутствие&nbspили&nbspнедостаточность&nbspинформации&nbspоб&nbspусловиях,&nbspв&nbspкоторых&nbspбудет&nbspосуществляться&nbspдеятельность,&nbspотсутствие&nbspпредсказуемости,&nbspвозможности&nbspпрогнозирования&nbspэтих&nbspусловий.&nbspНеопределенность&nbspвсегда&nbspсвязана&nbspс&nbspриском&nbspпланирования,&nbspриском&nbspпринятия&nbspошибочных&nbspрешений,&nbspосуществления&nbspошибочных&nbspдействий&nbspна&nbspвсех&nbspуровнях&nbspнекоей&nbspсистемы.&nbspНеопределенная&nbspситуация&nbspв&nbspтрудах&nbspразличных&nbspавторов&nbspимеет&nbspнесколько&nbspтолкований:

1.&nbspКак&nbspкакая-то&nbspситуация&nbspс&nbspнеизвестными&nbspпеременными&nbsp(Леонтьев&nbspД.&nbspА.).&nbspОтносительная&nbspнеизвестность&nbspтого,&nbspчто&nbspбудет.

2.&nbspКак&nbspситуация&nbspсвойством&nbspкоторой&nbspявляется&nbspналичие&nbspнеполной&nbspинформации&nbspо&nbspпроисходящем&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspв&nbspусловиях&nbspпринятия&nbspрешения.&nbspСитуации&nbspтрудности&nbspпрогноза&nbspпо&nbspповоду&nbspнаступления&nbspожидаемого&nbspсобытия,&nbspи&nbspповедением,&nbspтипичным&nbspдля&nbspожидаемой&nbspситуации.&nbspСитуации&nbspв&nbspкоторых&nbspсуществует&nbspнеопределенность&nbspстимула&nbspповедения,&nbspи&nbspнеобходимость&nbspанализа&nbspсистемы&nbspстимулов&nbspдля&nbspвыявления&nbspуже&nbspопределенного&nbspстимула,&nbspявляющимся&nbspпричиной&nbspповедения&nbsp(Кринчик&nbspЕ.&nbspП.).

3.&nbspКак&nbspситуация&nbspзафиксированная&nbspв&nbspсубъективном&nbspсознании&nbspиндивида&nbspстрого&nbspне&nbspопределена&nbspни&nbspв&nbspметодах&nbspрешения,&nbspни&nbspв&nbspнеобходимом&nbspрезультате&nbsp(Лустина&nbspЕ.&nbspА.).

4.&nbspКак&nbspситуации&nbspотсутствия&nbspсмысла,&nbspпредполагающие&nbspвовлечение&nbspиндивидов&nbspв&nbspдействия,&nbspкоторые&nbspпо&nbspцели&nbspим&nbspнеизвестна&nbspили&nbspне&nbspведет&nbspк&nbspцели&nbsp(Зоткин&nbspН.&nbspВ.).

5.&nbspКак&nbspситуация&nbspизначальной&nbspи&nbspобоснованной&nbspнеизвестности&nbspбудущего&nbsp(Льдокова&nbspГ.&nbspМ.).

6.&nbspКак&nbspситуации&nbspдиссонанса&nbspи&nbspпротиворечивости&nbspв&nbspпотоке&nbspпоступающей&nbspинформации&nbsp(Hallman).[15]

Совершенно&nbspочевидно,&nbspчто&nbspимеющиеся&nbspна&nbspсегодня&nbspвзгляды&nbspв&nbspпсихологии&nbspна&nbspпонятие&nbsp»неопределенной&nbspситуации»,&nbspобнаруживают&nbspпроблему&nbspвозникновения&nbspнеопределенности.&nbspОднако&nbspбольшинство&nbspученых&nbspпредполагают,&nbspчто&nbspнеопределенные&nbspситуации&nbspобусловлены&nbspхарактером&nbspпоступающей&nbspвнешней&nbspинформации,&nbspстепенью&nbspее&nbspсвязанности,&nbspдоступности&nbspдля&nbspпонимания&nbspи&nbspсогласованности.&nbspЭто&nbspзначит&nbspее&nbspможно&nbspповторить&nbspв&nbspэксперименте,&nbspчто,&nbspсобственно,&nbspчасто&nbspи&nbspделается&nbspв&nbspлабораторных&nbspусловиях.&nbspНапример,&nbspиспытуемым&nbspможно&nbspпредложить&nbspосуществлять&nbspдеятельность&nbspне&nbspзная&nbspее&nbspистинной&nbspцели,&nbspили&nbspвыбрать&nbspмежду&nbspпривычным&nbspспособом&nbspвремяпровождения&nbspи&nbspмалопонятным&nbspи&nbspт.&nbspд.,&nbspоднако,&nbspинтересно,&nbspчто&nbspреакция&nbspна&nbspискусственно&nbspсозданную&nbspв&nbspлабораторных&nbspусловиях&nbspнеопределенность&nbspвозможна&nbspабсолютно&nbspдиаметрально&nbspпротивоположная&nbspу&nbspпредставителей&nbspразличных&nbspсоциальных&nbspгрупп,&nbsp-&nbspот&nbspвключения&nbspв&nbspдеятельность&nbspс&nbspполным&nbspпринятием,&nbspдо&nbspее&nbspизбегания.&nbspТрадиционно&nbspв&nbspпсихологии&nbspона&nbspпонимается&nbspкак&nbspтолерантность/интолерантность&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspИ&nbspздесь&nbspвстает&nbspвопрос&nbspо&nbspчистоте&nbspэксперимента,&nbsp-&nbspгде&nbspгарантии&nbspтого,&nbspчто&nbspискусственно&nbspсозданная&nbspисследователями&nbspситуация&nbspв&nbspлабораторных&nbspусловиях&nbspдействительно&nbspпонимается&nbspиспытуемым&nbspкак&nbspнеопределенная.&nbspВ&nbspэтом&nbspплане&nbspкак&nbspраз&nbspостро&nbspстановится&nbspвопрос&nbspо&nbspдействительно&nbspнеобходимых&nbspособенностях&nbspличности&nbspдля&nbspвосприятия&nbspтипа&nbspсовокупности&nbspусловий&nbspкак&nbspнеопределенных,&nbspа&nbspтакже&nbspпринятие&nbspиндивидом&nbspтакого&nbspтипа&nbspнеопределенных&nbspситуаций&nbspв&nbspсистему&nbspиндивидуального&nbspопыта.&nbspУстойчивая&nbspустановка&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspэтому&nbspтипу&nbspусловий&nbspи&nbspбудет&nbspсчитаться&nbspтолерантностью&nbspк&nbspнеопределенностью

С&nbspмомента&nbspописания&nbspтолерантности&nbspнеопределенности&nbspЕ.Френкель-Брунсвик&nbspв&nbspдалеком&nbsp1949&nbspгоду,&nbspосуществлялось&nbspмножество&nbspпопыток&nbspнаписания&nbspи&nbspапробации&nbspвалидной&nbspи&nbspнадежной&nbspметодики&nbspдля&nbspизмерения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspи&nbspинтолерантности&nbspв&nbspусловиях&nbspнеопределенности.&nbspИзучая&nbspвопросы&nbspэтнической&nbspпсихологии,&nbspЕ.Френкель-Брунсвик&nbspстолкнулась&nbspс&nbspтем,&nbspчто&nbspсоциальные&nbspпредрассудки&nbspчаще&nbspпроявляются&nbspу&nbspтех&nbspиндивидов,&nbspнезависимо&nbspот&nbspэтноса,&nbspкто&nbspсклонен&nbspк&nbspоднозначной&nbspи&nbspочень&nbspпрочной&nbsp&nbspкатегоризации&nbspмира&nbspи&nbspлюдей&nbspи&nbspне&nbspпытается&nbspк&nbspинтерпретации&nbspмногозначности&nbspпонятий.&nbspИсследователь&nbspизучала&nbspиндивидов,&nbspпринадлежащих&nbspк&nbspразличным&nbspэтническим&nbspгруппам,&nbspинтолерантных&nbspк&nbspнеопределенности,&nbspи&nbspвыявила,&nbspчто&nbspв&nbspнезависимости&nbspот&nbspэтнической&nbspпринадлежности&nbspони&nbspригидны;&nbspсклонны&nbspопираться&nbspна&nbspсвой&nbsp&nbspпрошлый&nbspопыт&nbspи&nbspс&nbspбольшим&nbspтрудом&nbspориентируются&nbspв&nbspновой,&nbspи&nbspплохо&nbspзнакомой&nbspситуации.

Изначально,&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspявлялась&nbspсоставной&nbspчастью&nbspшкалы&nbspпредубеждений&nbspразработанной&nbspГ.&nbspГокх.&nbspПозднее,&nbspбыло&nbspразработано&nbspряд&nbspспециализированных&nbspшкал&nbspтаким&nbspучеными&nbspкак&nbspБ.Буднер&nbsp(1962),&nbspА.&nbspЕкрлих&nbsp(1965),&nbspР.&nbspРойзен&nbsp(1966),&nbspA.&nbspМакдоналд&nbsp(1970),&nbspВ.&nbspНортон(1976)&nbspи&nbspдр.[11]

В&nbspбольшинстве&nbspсвоем&nbspизмерительный&nbspинструментарий&nbspи&nbspразработанные&nbspшкалы&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspне&nbspчто&nbspиное&nbspкак&nbspличностные&nbspопросники,&nbspсозданные&nbspна&nbspосновании&nbspразработок&nbspих&nbspавторами&nbspсути&nbspконструкта&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspсодержание&nbspизмерительных&nbspинструментов&nbspи&nbspспособов&nbspизмерения&nbspотображает&nbspвсе&nbspмногообразие&nbspнаучных&nbspподходов&nbspк&nbspизучению&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspТак,&nbspБ.&nbspФренкель&nbsp&nbspопределяла&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspчерез&nbspсвязь&nbspсо&nbspсвойствами&nbspвосприятия,&nbspБ.Буднер&nbspи&nbspА.&nbspМакдоналд&nbspпо&nbspрезультатам&nbspсконструированных&nbspими&nbspтестов&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности;&nbspВ.Нортон&nbspкак&nbsp«тренд&nbspк&nbspвосприятию&nbspнеопределенной&nbspинформации&nbspи&nbspкак&nbspподвид&nbspпсихологического&nbspдискомфорта&nbspв&nbspсостоянии&nbspвосприятия&nbspугрозы»;&nbspН.Хофстед&nbspкак&nbspкультурно&nbspопосредованную&nbspсоставляющую,&nbspдетерминирующую&nbspотношение&nbspк&nbspриску&nbspи&nbspдвоякости&nbspполучаемой&nbspинформации;&nbspЛ.Маклейн&nbspописывает&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspкак&nbspразброс&nbspреакций,&nbspот&nbspнепринятия&nbspдо&nbspпривлекательности,&nbspпри&nbspпоступлении&nbspна&nbspорганы&nbspчувств&nbspнеизвестных,&nbspнеопределенных&nbspили&nbspимеющих&nbspпротиворечие&nbspв&nbspвосприятии&nbspстимулов.

Отсутствие&nbspчетких&nbspпредставлений&nbspо&nbspпсихической&nbspприроде&nbspизмеряемого&nbspявления&nbspи&nbspстандартизированного&nbspнабора&nbspметодов&nbspточного&nbspизмерения,&nbspсоздает&nbspнекоторые&nbspпроблемы&nbspкак&nbspметодологического,&nbspтак&nbspи&nbspприкладного&nbspхарактера.

Размытость&nbspнаучных&nbspподходов&nbsp&nbspв&nbspфундаментальной&nbspтеории&nbspоб&nbspобъекте&nbspизмерения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbsp&nbspпородила&nbspустойчивый&nbspспособ&nbspсоздания&nbspизмерительной&nbspметодики&nbspрассматриваемого&nbspявления&nbspпод&nbspразработку&nbspученого&nbspбез&nbspучета&nbspретестовой&nbspвалидности,&nbspпонимания&nbspсути&nbspизучаемого&nbspявления,&nbspчто&nbspминимизирует&nbspвозможность&nbspсоотнесения&nbspрезультатов,&nbspполученных&nbspпри&nbspзамерах&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspв&nbspрамках&nbspразличных&nbspподходов,&nbspполученных&nbspразличными&nbspметодиками.

Интерес&nbspк&nbspисследованию&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspу&nbspпредставителей&nbspроссийской&nbspнаучной&nbspшколы&nbspвозник&nbspв&nbspконце&nbspнулевых&nbspгодов&nbspнастоящего&nbspстолетия.&nbspПоэтому&nbspне&nbspтак&nbspмного&nbspтрудов&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspсоздано&nbspотечественными&nbspпо&nbspпроблематики&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности,&nbspособенно&nbspесли&nbspречь&nbsp&nbspидет&nbspо&nbspфундаментальной&nbspтеоретической&nbspоснове&nbspкакого-то&nbspтеоретического&nbspподхода.&nbspОднако,&nbspнесмотря&nbspна&nbsp&nbspто,&nbspчто&nbspусилия&nbspотечественных&nbspученых&nbspразрозненны,&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspсуществуют&nbspрусскоязычные&nbspадаптации&nbspкак&nbspминимум&nbspтрех&nbspизмерительных&nbspшкал.

В&nbsp1998&nbspгоду&nbspЕ.Г.Луковицкой&nbspв&nbspрамках&nbspдиссертационного&nbspэкспериментального&nbspисследования,&nbspпроизведена&nbspадаптация&nbspи&nbspвалидизация&nbspшкалы&nbspMSTAT-I&nbspМаклейна,&nbspкоторая&nbspизначально&nbspразработана&nbspавтором&nbspв&nbsp1993&nbspгоду.&nbsp

Автор,&nbspпроводя&nbspисследования&nbspустановила,&nbspчто&nbspв&nbspфеномене&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspимеются&nbspтри&nbspкомпонента:

аффективный&nbsp–&nbspэмоциональное&nbspотношение&nbspк&nbspтому,&nbspчто&nbspмир&nbspнепознаваем;

когнитивный&nbsp–&nbspосознание&nbspи&nbspпонимание&nbspтого,&nbspчто&nbspмир&nbspнепредсказуем.

поведенческий&nbsp–&nbspобъективно&nbspнаблюдаемые&nbspособенности&nbspповедения&nbspв&nbspситуации&nbspнеопределенности.

При&nbspтом&nbspчто&nbspнет&nbspединого&nbspподхода&nbspв&nbspпсихологии&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspогромный&nbspпласт&nbspработ&nbspпроделан&nbspроссийскими&nbspспециалистами&nbspв&nbspплане&nbspразработки&nbspи&nbspадаптации&nbspинструментов&nbspдля&nbspдиагностики&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности.&nbspПоскольку&nbspесть&nbspспециальные&nbspинструменты,&nbspкоторые&nbspпозволяют&nbspдиагностировать&nbspразличные&nbspуровни&nbspпроявления&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности,&nbspесть&nbspи&nbspинструменты,&nbspкоторые&nbspрассматривают&nbspее&nbspкак&nbspфеномен&nbspв&nbspсистеме&nbspдругих&nbspпсихологических&nbspособенностей,&nbspто&nbspсоответственно&nbspможно&nbspрассматривать&nbsp&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspне&nbspтолько&nbspкак&nbspотдельный&nbspфеномен,&nbspа&nbspкак&nbspодин&nbspиз&nbspтипов&nbspпроявления&nbspтолерантности.&nbspПри&nbspэтом&nbspособенностью&nbspизучения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspв&nbspзарубежных&nbspподходах&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspрассматривается&nbspс&nbspмножества&nbspпозиций&nbspно&nbspтолько&nbspкак&nbspотдельный&nbspфеномен&nbspсвязанный&nbspс&nbspнеопределенностью&nbspи&nbspотсутствием&nbspинформации.&nbspГлавной&nbspзадачей&nbspподходов&nbspрассмотрения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspв&nbspзападных&nbspподходах&nbspявляется&nbspпреодоление&nbspнеопределенности&nbspкак&nbspисточника&nbspпсихологических&nbspпроблем&nbspличности,&nbspкак&nbspфактора&nbspстраха&nbspи&nbspфактора&nbspсоциальной&nbspдезадаптации&nbspиндивида&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspсоциальным&nbspявлениям.

Выводы:

Теоретический&nbspанализ&nbspподходов&nbspк&nbspизмерению&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspв&nbspработах&nbspсовременных&nbspученых&nbspпозволяет&nbspутверждать&nbspчто:

-&nbspпри&nbspразработанности&nbspпонятия&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности,&nbspне&nbspвыработано&nbspединых&nbspметодологических&nbspподходов&nbspк&nbspизмерению&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности;

-&nbspв&nbspсовременных&nbspнаучных&nbspшколах&nbspизучение,&nbspкак&nbspзарубежных&nbspтак&nbspи&nbspотечественных&nbspтолерантность&nbspк&nbspнеопределенности&nbspвключается&nbspв&nbspразличные&nbspаспекты&nbspрассмотрения.&nbspВ&nbspзарубежной&nbspшколе&nbspизучение&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspсвязано&nbspс&nbspпроблематикой&nbspотношения&nbspиндивида&nbspк&nbspситуациям&nbspнеопределенности&nbspи&nbspуправления&nbspими.&nbspВ&nbspроссийской&nbspнаучной&nbspшколе&nbspизучении&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspсвязано&nbspс&nbspпроблемами&nbspформирования&nbspтолерантности&nbspкак&nbspличностного&nbspкачества;

-&nbspотсутствие&nbspодного&nbspподхода&nbspв&nbspметодологии&nbspизмерения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbspпорождает&nbspпроблемы,&nbspсвязанные&nbspс&nbspнеобходимостью&nbspсопоставления&nbspрезультатов&nbspпроведенных&nbspисследований&nbspдля&nbspформирования&nbspобласти&nbspнаучного&nbspзнания;

-&nbspсозданная&nbspзападными&nbspучеными&nbspметодология&nbspизмерения&nbspтолерантности&nbspк&nbspнеопределенности&nbsp&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspличностные&nbspопросники&nbspи&nbspтесты,&nbspотражающие&nbspтеоретические&nbspподходы&nbspавторов&nbspметодик;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы