Курсовая с практикой на тему Возможности бизиборда в формировании математических умений на примере вводных уроков математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования бизиборда в формировании математических умений на примере вводных уроков математики. 5
1.1. Формирование математических умений на вводных уроках математики как психолого-педагогическая проблема 5
1.2. Бизиборд как средство обучения младших школьников 15
1.3. Характеристика возможностей бизиборда в формировании математических умений на примере вводных уроков математики 18
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по использованию бизиборда в формировании математических умений на примере вводных уроков математики. 29
2.1. Изучение уровня сформированности математических умений у младших школьников в подготовительном периоде обучению математике 29
2.2. Проект деятельности педагога по формированию умений с помощью бизиборда 34
Заключение 41
Список источников и литературы 43
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что с самого рожде-ния дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорно-го развития.
И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у детей развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Именно на развитии мелкой мото-рики в настоящее время делают основной акцент педагоги детских образо-вательных организаций.
Помогая малышу, они, тем самым, способствуют развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами моз-га, ответственными за речь.
Бизиборды (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со все-возможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено — это не про-сто модное веяние.
Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концен-трироваться, развитие мышления и мозговой активности. Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори.
Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику.
М. Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предме-тами, к которым родители обычно не подпускают их.
Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхно-сти расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные за-щёлка и цепочка, панно со шнуровкой.
Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам.
По нашему мнению, бизиборд является отличным пособием для раз-вития малышей и в настоящее время необходим в каждой группе раннего возраста, как элемент развивающей предметно-пространственной среды.
Противоречие исследования обусловлено тем, что на данный момент проблема формирования математических умений при использовании бизиборда изучена не достаточно и мало подтверждений тому, что бизи-борд действительно способствует эффективному формированию математи-ческих умений.
Целью данной работы раскрыть возможности бизиборда в форми-ровании математических умений на примере вводных уроков
Объект: образовательный процесс.
Предмет: урок математики с использованием возможностей бизибор-да.
Задачи:
1. Изучить развитие математических способностей младших школь-ников при обучении математике
2. Рассмотреть особенности уроков математики
3. Изучить методические особенности урока математики в рамках государственного стандарта
4. Рассмотреть бизиборд как средство развития математических спо-собностей у детей дошкольного возраста
5. Разработать дидактическое пособие «Математический бизиборд».
Гипотеза исследования: вводные уроки с использованием бизиборда будут способствовать формированию математических умений.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Хорошо известно, что основной вклад в развитие той или иной науки де-лают люди, проявляющие способности в соответствующей области. Всё это выдвигает перед школой задачу всемерного развития у учащихся матема-тических способностей, склонностей и интересов, задачу повышения уров-ня математической культуры, уровня математического развития школьни-ков. Особую роль здесь играет самостоятельная работа школьников.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую ор-ганизованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирова-ние и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»,- эти слова Л.Н.Толстого должны стать смыслом ра-боты учителя.
Необходимые знания, умения и навыки учащиеся приобретают путем самостоятельных интеллектуальных усилий, а учитель, опираясь на раз-личные методы и средства, только направляет учащихся, организуя учеб-ный процесс.
Если учебная деятельность выполняется путем активных мыслитель-ных усилий и при этом достигается отчетливое понимание изучаемого ма-териала или решаемой задачи, то такая деятельность становится для уча-щихся все более интересной и привлекательной. Усвоение знаний – боль-шой и нелегкий труд. Он требует от учащихся максимальной отдачи ин-теллектуальных сил, длительных и напряженных усилий, постоянной мо-билизации воли и внимания.
Как всякий труд, он предполагает овладение средствами деятельно-сти, т.е. теми приемами и способами, которые обеспечивают наиболее ра-циональное овладение знаниями.
В этих условиях особое значение приобретает формирование учеб-ной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овла-дение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в новые условия.
Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, фор-мирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на ум-ственное развитие, и есть развивающее обучение. Учебная деятельность оказывает прямое влияние на эффективность усвоения знаний. Учащихся необходимо обучать обобщенным приемам усвоения знаний, стимулиру-ющих их умственное развитие.
Усвоив эти приемы, учащиеся начинают их самостоятельно исполь-зовать, перестраивать по собственной инициативе, находить новые прие-мы, анализировать способы достижения полученных ими результатов.
Обобщенные приемы учебной деятельности дают возможность уче-нику самостоятельно строить свою учебную деятельность, оценивать ее ре-зультаты, что создает предпосылки для саморегуляции учебной деятель-ности, возможностей ее своевременной коррекции не только, когда резуль-тат уже получен, но и в процессе его достижения.
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения.
Ученик, получая знания, может самостоятельно вырабатывать спосо-бы решений поставленных проблем. Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащего-ся, является самостоятельная работа.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования бизиборда в фор-мировании математических умений на примере вводных уроков мате-матики.
1.1. Формирование математических умений на вводных уроках математики как психолого-педагогическая проблема
Изучение познавательных особенностей, лежащих в основе приобре-тения знаний, является одним из основных направлений в поиске резервов повышения эффективности обучения.
Перед современной школой стоят задачи дать общее образование, обеспечить развитие общих способностей и всемерно поддерживать ростки специальных дарований. Необходимо учитывать, что обучение и воспита-ние «оказывают формирующее влияние на умственные способности не непосредственно, а через внутренние условия — возрастные и индивидуаль-ные».
Под способностями в среднем понимается индивидуально-психологическая характеристика, определяющая легкость и скорость при-обретения знаний, навыков, которые, не ограничиваются этими особенно-стями. В качестве естественных предпосылок развития способностей рас-сматриваются анатомо-физиологические особенности головного мозга и нервной системы, типологические свойства нервной системы, соотношение 1 или 2 сигнальной системы, индивидуальные особенности строения ана-лизаторов и специфика межполушарного взаимодействия. [2]
Один из самых сложных вопросов психологии способностей — во-прос о соотношении врожденных (естественных) и приобретенных способ-ностей.
Основным положением в отечественной психологии в этом вопросе является позиция решающего значения социальных факторов в развитии способностей, ведущей роли социального опыта, условий жизни и дея-тельности. Психологические особенности не могут быть врожденными. Они формируются и развиваются в жизни, в деятельности, в обучении и образовании.
А.Н.Леонтьев говорил о необходимости различать у человека два рода способностей природные или естественные (в основном биологиче-ские, такие как способность к быстрому формированию условных связей) и способность конкретно человека (социально-историческое происхожде-ние). «Человек наделен с рождения только одной способностью — способ-ностью создавать определенные человеческие способности». В дальнейшем речь будет идти только о специфически человеческих способностях.
Решающую роль играют социальный опыт, социальное воздействие, образование.
Принципиальное решение этого вопроса в отечественной психологии таково: врождёнными способности быть не могут, врождёнными могут быть только задатки способностей — некоторые анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, с которыми человек появляется на свет.
Природные данные имеют важное значение для сложного процесса формирования и развития способностей. Как отмечает С. Л. Рубинштейн, способности не предопределены, но не могут быть просто насажаны извне. У индивидов должны существовать предпосылки, внутренние условия для развития способностей. Но признание реального значения врождённых за-датков ни в коем случаи не обозначает признание фатальной обусловлен-ности развитие способностей врождёнными особенностями. Способности не заключены в задатках. В онтогенезе они не проявляются, а формируют-ся. [12]
Несколько иное понимание задатков дано в работах А. Г. Ковалева и В. Н. Мясищева. Под наклонностями они понимают психофизиологиче-ские свойства, прежде всего те, которые обнаруживаются на самой ранней стадии освоения той или иной деятельности (например, хорошее цветораз-личение, зрительная память). Другими словами, задатки – это первичная природная способность, ещё не развитая, но дающая о себе знать при пер-вых пробах деятельности. Однако, сохраняется основное положение спо-собности в собственном смысле слова формируются, в деятельности, явля-ются прижизненным образованием. [4]
Когда речь идет о потенциальных способностях, обычно речь идет прежде всего о типологических свойствах нервной системы. Как известно, типологические свойства – природная основа индивидуальных различий между людьми. Исходя из этого, существует сложная система разнообраз-ных временных связей — скорость их образования, их сила, легкость диф-ференцировки. Они определяют силу сосредоточенного внимания, ум-ственную работоспособность.
Ряд исследований показал, что помимо общих типологических свойств, которые характеризуют нервную систему в целом, существуют частные типологические свойства, характеризующие работу отдельных областей коры головного мозга, выявленных по отношению к разным ана-лизаторам и различным системам головного мозга. В отличие от общих типологических свойств, которые определяют темперамент, типологиче-ские частные свойства имеют наибольшее значение при изучении специ-альных способностей. [13]