Курсовая с практикой на тему Военно-политическое сотрудничество государств Центральной Азии и Китая: направления, проблемы и перспективы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КИТАЯ.. 6
1.1
Условия и предпосылки военно-политического сотрудничества государств ЦА и Китая после распада СССР. 6
1.2
Этапы развития военно-политического сотрудничества государств Центральной Азии и Китая после распада СССР. 9
ГЛАВА
2 НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КИТАЯ.. 16
2.1
Основные направления военно-политического сотрудничества государств Центральной
Азии и Китая 16
2.2
Особенности военно-политического сотрудничества Таджикистана и. 22
2.3.
Проблемы и перспективы военно-политического сотрудничества государств
Центральной Азии и Китая. 25
Заключение. 28
Список
использованных источников и литературы: 30
Введение:
Актуальность
темы Китайская Народная
Республика является одним из глобальных центров силы, во многом определяющих
состояние системы международных отношений. Ее внешняя политика отражает
растущую мощь страны.
Центральная
Азия представляет собой стратегически важный регион. Будучи частью
постсоветского пространства, он граничит с Россией и КНР, выходит на Южную Азию
и Ближний Восток. Регион располагает значительными энергетическими ресурсами. Исторически
Центральная Азия и СУАР КНР были частью одного региона, не случайно
Синьцзян-Уйгурский автономный район имел историческое название Восточный
Туркестан. В этой связи Центральная Азия имеет большое значение как
экономическом плане, так и в политическом, для Китайской Народной Республики.
Более того, военно-политическая безопасность СУАР и Центральной Азии
представляются непосредственно связанными друг с другом. Политика Китая в
отношении Центральной Азии представляет интерес, поскольку Пекин уже
превратился в ведущего, наряду с Россией, внешнего актора в региональных
процессах. Без Китая не происходит ни
один значимый процесс в Центральной Азии. Однако военное сотрудничество долгое
время оставалось на периферии внимания, актуализировавшись только в последние
годы.
Этот
аспект центральноазиатской политики КНР вызывает особый заинтересованность и у
России, поскольку регион является зоной ее жизненно важных интересов, и в
регионе Россия располагает своими военными базами. В этой связи исследование
основных аспектов военного сотрудничества Пекина с центральноазиатскими
республиками представляется безусловно актуальным.
Степень
изученности. Среди работ по направлению
военно-политического сотрудничества Китая со странами Центрально Азии можно
выделить материалы Р. Алимова[1],
Р. Бабаяна[2],
сборники «Большая игра: политика, бизнес и безопасность в Центральной Азии», «Политика
России и Китая в Центральной Азии во второй половине XIX — начале XXI в.»,
«Центральная Азия: региональная безопасность»[3],
Р. Ганиева[4],
З. Кокошина[5],
С. Лузянина[6],
С. Погодина[7],
Т. Умарова[8],
Юй Чжочао[9].
В то же время, следует
отметить, что в даных работах нет акцентированного изучения
военно-политического сотрудничества, которое рассматривается в общем контексте
взаимодействия. [1] Алимов, Рашид
Кутбиддинович (1953-) : Таджикистан и Китай. Курсом стратегического партнерства
[Текст] : международно-политические, экономические и гуманитарные
измерения сотрудничества / Рашид Алимов ; Дипломатическая акад. МИД России —
Москва : Весь мир, 2014 — 382 с., Алимов, Рашид Кутбиддинович Таджикистан —
Китай: на пути друг к другу [Текст] возможен ли равноправный и
взаимовыгодный диалог? / Р. К. Алимов ; Российская акад. наук, Федеральное гос.
бюджетное образовательное учреждение Ин-т Дальнего Востока Российской акад.
наук Москва : ИДВ РАН, 2012 — 247 с.; Алимов, Рашид Кутбиддинович
: Таджикистан и Китай: опыт и возможности соразвития [Текст] / Р. К.
Алимов ; Российская акад. наук, Учреждение Российской акад. наук Ин-т Дальнего
Востока РАН Москва : ИДВ РАН, 2011 — 111 с.; Алимов Р. Роль
Шанхайской организации сотрудничества в противодействии угрозам мира и
безопасности. URL: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21818 (дата
обращения: 15.12.2020) [2]
Бабаян, Давид Климович.
Политика Китая в Центральной Азии, на Кавказе и Северном Прикаспии в конце
XX-начале XXI в. [Текст] : монография / Давид Бабаян ; Федеральное гос.
бюджетное учреждение науки Ин-т Востоковедения РАН Москва :
ИВ РАН, 2013 — 327 с. [3] Большая игра: политика, бизнес, безопасность в
Центральной Азии. 2019 2019, № 3-6 (66-69) , 2019 — 77, [1] c.; Политика России
и Китая в Центральной Азии во второй половине XIX — начале XXI в. [Текст]
/ [И. В. Анисимова, В. А. Бармин, И. Б. Бочкарева и др.] ; Алтайский
государственный университет, Исторический факультет, Кафедра востоковедения,
Алтайский международный центр азиатских исследований Барнаул : Азбука, 2014 —
458 ; Центральная Азия: региональная безопасность [Текст] : сборник
аналитических материалов Международного дискуссионного клуба Валдай; Москва :
[б. и.], 2016 — 40 с. : цв. ил.; 30 с. [4]
Ганиев, Рустам Талгатович.
Политика России и Китая в Центральной Азии [Текст] : учебно-методическое
пособие для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению
подготовки 46.04.01 История; / Р. Т. Ганиев; Министерство образования и науки
Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого
Президента России Б. Н. Ельцина, [Институт гуманитарных наук и искусств] Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2017 — 61, [1]
с. [5]
Кокошина З.
Антитеррористические учения Шанхайской организации сотрудничества. // Ж.
Международная жизнь.- 2013. — №9. URL:
https://interaffairs.ru/jauthor/material/2085 (дата обращения: 18.02.2021) [6]
Лузянин, Сергей Геннадьевич.
Оценка уровня безопасности стран Северо-Восточной и Центральной Азии
[Текст] / С. Г. Лузянин, Д. В. Гордиенко ; Российская акад. Наук
Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Дальнего Востока Российской
акад. наук Москва : ИДВ, 2013 — 86, [1] с. [7]
Погодин, Сергей Николаевич.
Политическое измерение взаимодействий КНР со странами Центральной Азии в
евразийских интеграционных структурах [Текст] : [монография] / С. Н.
Погодин, Чжоу Цзюнь ; Министерство образования и науки Российской Федерации,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2018 — 127
с. [8] Умаров Т. На пути к Pax Sinica: что
несет Центральной Азии экспансия Китая. URL:
https://carnegie.ru/commentary/81265#_ednref1 (дата обращения: 15.02.2021) [9]
Юй Чжочао Политика Китая в
отношении Центральной Азии [Текст]
: [16+] / Юй Чжочао, Андрей Грозин ; Институт России, Восточной Европы и
Центральной Азии Академии общественных наук КНР, Институт диаспоры и интеграции
(Институт стран СНГ) Санкт-Петербург : Алетейя, 2018 — 317, [2] с.
Заключение:
С
первых лет образования независимых государств в Центральной Азии КНР
придерживалась позиции безопасного и стабильного центральноазиатского региона,
который не будет угрожать Синьцзян-Уйгурскому автономному району. С середины
1990-х годов стало формироваться энергетическое сотрудничество, в первую
очередь с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Важным направлением
сотрудничества стало урегулирование пограничных споров.
Успешное
решение этого вопроса стало залогом развития «Шанхайской пятерки» и его трансформации
в Шанхайскую организацию сотрудничества С определенной долей
условности можно выделить три этапа в развитии военно-политического
сотрудничества Китая со странами Центральной Азии.
На первом этапе
сотрудничество в военно-политической сфере касалось пограничных вопросов,
укрепления мер доверия, связанных с решением спорных вопросв границ в рамках
«Шанхайской пятерки» и общим укреплением региональной безопасности в
Центральной Азии.
Второй этап – развитие
сотрудничества в рамках ШОС, где приоритетное внимание также уделялось вопросам
региональной безопасности, однако одновременно проводились совместные военные
учения, развивалось сотрудничество в рамках РАТС.
На третьем этапе, который
начался в последние годы, наблюдается определенная активизация двустороннего
сотрудничества Китая со странами Центральной Азии, которое пока еще носит
ограниченный характер.
В
военно-политическом сотрудничестве Китая со странами Центральной Азии можно
выделить многостороннее сотрудничество в рамках ШОС, которое было приоритетным
в рамках негласного разделения Центральной Азии на военное доминирование России
и экономическое – Китая, и фокусировалось на совместных учениях и борьбе против
«трех зол», и двустороннее, которое стало формироваться еще на рубеже веков,
однако стало существенно расширяться только в последние годы..
Центром
двустороннего военно-политического сотрудничества Китая с государствами
Центральной Азии стал Таджикистан. Китай оказывает помощь в строительстве
пограничных укреплений, материально-техническое снабжение, строит иные объекты.
Выбор Таджикистана связывают с необходимостью контроля границы с Афганистаном,
однако, возможно, это часть более широкой стратегии Пекина по расширению своего
военно-политического присутствия в регионе.
В перспективе, вероятнее
всего, следует ожидать все более активного военно-политического сотрудничества
Китая со странами Центральной Азии. В первую очередь, будет продолжаться
дальнейшее укрепление сотрудничества с Таджикистаном. Однако в перспективе
можно ожидать постепенного наращивания сотрудничества и с другими государствами
региона, несмотря на конкуренцию со стороны России.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КИТАЯ 1.1
Условия и предпосылки военно-политического сотрудничества
государств
ЦА и Китая после распада СССР Политика
КНР в отношении стран Центральной Азии в начале 1990-х годов основывалась на
ряде факторов, к основным из которых следует отнести пограничные проблемы,
энергетический потенциал Центральной Азии, быстрый экономический рост КНР,
стабильность региона.
В
наследство от советско-китайских отношений граничащим с КНР странам СНГ
достался комплекс нерешенных пограничных проблем. Для относительно небольших
республик Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана – решение
вопроса границ стало бы крупным внешнеполитическим достижением.
Российской
Федерации урегулирование старых пограничных споров означало бы не только
открытие новой страницы в отношениях с Китаем, но и подтверждением ее статуса
как главного внешнего актора на пространстве Содружества, поскольку для
переговоров с КНР РФ и центральноазиатские республики сформировали общую
позицию.
Истоки
группы уходят корнями в давнюю напряженность между Советским Союзом и Китайской
Народной Республики, наиболее интенсивно проявлявшуюся на их общей границе, что
стало многосторонним вопросом с обретением независимости бывших советских
республик Центральной Азии.
Еще
в ноябре 1992 года Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан начали
переговоры по безопасности и мерам доверия на границах. Основная цель
переговоров заключалась в снижении возможной напряженности на границах после
окончания холодной войны.
В
1996 году на встрече в г. Шанхае была сформирована неформальная группа
сотрудничающих стран, получившая название «Шанхайская пятерка». Тогда же было
подписано «Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан,
Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной
Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы»[1].
На
следующий год в Москве было подписано «Соглашение между Российской Федерацией,
Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и
Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе
границы»[2].
В
текстах соглашений изложены подробные меры военного сдерживания и прозрачности
вдоль общих границ всех пяти государств. Тем самым было положено начало
формированию общего режима безопасности и успешному многостороннему
сотрудничеству, но договоренности между странами были дополнены серией
двусторонних соглашений о разграничении границ, торговле и сотрудничестве.
Это
стало важным историческим этапом, основанием и результатом запуска «механизма
Шанхайской пятерки», подразумевающего укрепление добрососедских отношений,
взаимного доверия, дружбы и сотрудничества между странами-участницами.
Ежегодные
встречи в рамках «Шанхайской пятерки» стали устоявшейся практикой и проводились
поочередно в каждой из пяти стран, формируя основы для создания новой
международной организации. Этому же способствовало постепенное расширение
тематики встреч, которая быстро вышла за пределы обсуждения пограничных районов
и военных [1]
Соглашение между Российской
Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой
Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной
области в районе границы. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901763237 (дата обращения:
25.02.2021) [2]
Соглашение между Российской
Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой
Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных
сил
в районе границы. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901779315 (дата обращения:
25.02.2021)