Курсовая с практикой на тему Внешняя торговля Китая
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ КИТАЯ
1.2 Текущее состояние внешнеторговой
политики Китая. Экспорт, импорт, торговый баланс
1.3. Эволюция внешнеторговой политики
Китая. Специфическая политика внешней торговли Китая
Глава 2.
Экономическая глобализация и внешняя торговля Китая
2.1 Основные направления и эволюция
структуры экспорта и импорта Китая
2.2 Влияние экономической
глобализации на внешнюю торговлю Китая.
Глава
3.Внешняя торговля Китая в новой ситуации
3.1 Позитивные факторы для развития
внешней торговли Китая
3.2 Проблемы, стоящие перед внешней
торговлей Китая
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность темы
исследования. Базисная характеристика Китая
– его масштабы. Китай занимает первое место по населению (21% от мирового
населения) и четвертое – по территории (6% суши). По объемам производства
основных видов сырьевой и сельскохозяйственной продукции Китай также находится
в числе лидеров
Китай
достиг огромных успехов в модернизации национального хозяйства и вышел как
мировой лидер по международной торговле на международную арену. На сегодняшний
день КНР является второй экономикой мира. Китай стал также крупнейшей мировой
торговой державой, опередив США по объёму торговли товарами.
Статус
крупнейшего мирового экспортёра Китай получил с 2010 году: 10,4% всего мирового
экспорта приходилось на КНР, хотя в 1998 году эта доля была менее 2%, а еще два
десятилетия назад практически равнялась нулю. Сегодня, несмотря на некоторое
замедление китайского экономического роста, КНР продолжает удерживать
лидирующие позиции в международной торговле.
Актуальность
темы заключается в том, что удачный опыт Китая в достижении высот
экономического развития и высоких внешнеторговых оборотов сегодня вызывает
большой интерес исследователей во всем мире к детальному анализу и оценке
экономической эффективности проводимой Китаем политики развития в современный
период.
В связи с этим актуальным является анализ
особенностей внешней торговли Китая вызвано интересом к стабильному наращиванию
объемов внешнеторгового оборота Китая и желанием применять китайский опыт.
Объектом
исследования является внешняя торговля КНР.
Предмет исследования – выявление особенностей
китайской внешней торговли.
Цель
дипломной работы – провести анализ структуры и динамики внешней торговли Китая.
Для
достижения поставленных целей в работе поставлены следующие задачи:
—
изучить теории внешней торговли;
—
рассмотреть текущее состояние
внешнеторговой политики Китая. Проанализировать экспорт, импорт, торговый
баланс;
—
рассмотреть эволюцию внешнеторговой
политики Китая и политику внешней торговли Китая;
—
изучить влияние экономической глобализации
на внешнюю торговля Китая;
—
проанализировать состояние и развитие
внешней торговли Китая в международной торговле;
—
рассмотреть влияние экономической
глобализации на внешнюю торговлю Китая;
—
рассмотреть внешнюю торговлю Китая в новой
ситуации;
—
изучить позитивные факторы для развития
внешней торговли Китая;
—
проанализировать проблемы, стоящие перед
внешней торговлей Китая.
Методы исследования. При написании работы был
использован метод сравнительного и статистического анализа, а также системные
методы исследования, сравнительно-экономический анализ, методы
анализа и синтеза, а также эмпирико-статистические и системные методы
исследования, сравнительно-экономический анализ.
Источниковая
база сформирована на основе статистической информации информационных агентств, опубликованными
в печати и сети Интернет научными статьями, учебной литературой, монографиями. Для
написания работы использовалась специализированная и научно-практическая литература,
официальные доклады, периодические издания.
Заключение:
Проанализировав
состояние внешней торговли КНР, отметим, что Китай является лидером мировой
внешней торговли. Доля экспорта КНР в мировом объеме экспорта превышает 13%,
что является высоким показателем. Кроме того, сальдо торгового баланса КНР с
2000 по 2019 гг. имеет положительные значения. Экспорт значительно превышает
импорт. В структуре экспорта КНР преобладает высокоточное, электронное
оборудование и текстиль, в импорте — топливно-энергетические ресурсы.
Статус экономического гиганта, который страна приобрела
благодаря политике реформ и открытости, дал возможность Китаю претендовать не
только на экономическое лидерство, но и повысить свой внешнеполитический
статус, стать силой в мире, на политику которой ориентируются ведущие мировые
игроки.
Экономическая глобализация оказывает значительное
влияние на внешнюю торговлю КНР. Примером включения Китая в процессы глобализации
и использования ее эффектов на благо развития китайской экономики является
китайская экономическая инициатива «Один пояс, одна дорога». Развитие этого проекта способствовало активизации внешней
торговли Китая в различных регионах мира и на различных уровнях.
Вместе с
тем, развитие китайской внешней торговли сталкивается с рядом проблем. Так,
негативное влияние на нее оказывает
торговая война с США, пандемия коронавируса, а также падение цен на энергоресурсы.
Все это способствует снижению роста ВВП КНР, который и без этого имел тенденцию
к замедлению.
Для
преодоления негативных тенденций Китай стремится уйти от высоких темпов роста
любой ценой и ориентироваться на качество роста. При этом акцент делается на
трансформацию производства Китая и, соответственно, улучшение товарной
структуры внешней торговли КНР.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 ВНЕШНЯЯ
ТОРГОВЛЯ КИТАЯ
1.1 Теории внешней торговли
При
нынешнем уровне международного разделения труда уже не осталось ни одной
страны, хозяйственная деятельность которой была бы изолирована от внешнего
мира, а экономические процессы которой, замыкались бы на национальном уровне.
Повышение роли внешнего сектора в экономике в последние десятилетия проявилось,
прежде всего, в быстром развитии международной торговли, которая, компенсируя
недостаточное обеспечение ресурсами и товарами, стала ведущим фактором
экономического роста стран и повышение благосостояния граждан.
Причины
и факторы развития международной торговли, и основные направления
внешнеторговой политики стран освещались в трудах многих известных зарубежных
экономистов — Смита, Д. Рикардо, Е.Хекшера, Б.Олина, П.Самуэльсона, Леонтьева,
М. Портера, Р. Вернона и др.[1]
Современная
внешнеторговая политика — это система мероприятий, направленных на достижение
экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и
одновременно предусматривающая защиту внутреннего рынка от конкуренции
иностранных товаров.
Понимание
содержания особенностей международной торговли, ее влияния на развитие
хозяйственной жизни нашло отражение в соответствующих теориях, которые создавали
почву для формирования внешнеторговой политики стран.
Первые
попытки разработки концепции развития внешней торговли относятся к временам
феодализма и зарождения капиталистических отношений. Европейские страны
стремились построить централизованные государства с помощью военной силы, что
требовало значительных ресурсов, прежде всего золота и серебра.
Их
внешнеторговая политика основывалась на протекционизме, что отразилось в идеях
меркантилистов. Последние считали, что государство должно активно регулировать
внешнюю торговлю с целью увеличения экспорта и сокращения импорта, акцентируя
на запрете или ограничении вывоза сырья и стимулировании ее беспошлинного
импорта, а также запрету автономной торговли колониальных и подчиненных
территорий.
Идеологами
раннего меркантилизма были В. Стаффорд (Англия), Г.Скаруффи (Италия). Основы их
теории — доктрина «денежного баланса», то есть накопление денег в результате вывоза
товаров и запрета вывоза капиталов, при этом в стране должно было накапливаться
золото, которое отождествлялось с богатством нации. Представители позднего
меркантилизма — Т. Мэн (Англия), А. Серра (Италия), А. Мокретьен (Франция) —
разработали теорию, основанную на доктрине "активного торгового
баланса", который можно обеспечить путем активизации внешней торговли при
превышении доходов от экспорта по сравнению с расходами на импорт. С этой целью
государство должно ограничивать ввоз импортных товаров путем повышения ставок
пошлин, а также сформулировать правила вывоза отечественных товаров[2].
Меркантилисты
придерживались статического взгляда на мир, который, с их точки зрения, имеет
ограниченное количество богатства. Богатства одной страны могут увеличиваться
за счет взаимоотношений с другими. Поскольку увеличение богатства возможно
только за счет его перераспределения, то каждой нации, кроме крепкой
экономической системы, необходимо армия, военный и торговый флот, которые
обеспечат определенные преимущества. Экономическая система, согласно взглядам
меркантилистов, состоит из трех секторов — производственный, сельскохозяйственный
и иностранные колонии.
Торговля
рассматривалась как важнейшая составляющая успешного функционирования
экономической системы, а труд — как основной фактор производства. Меркантилисты
считали необходимым применение протекционистских мер во внешнеторговой
политике. Это затрудняло международную торговлю. Именно поэтому меркантилизм
потерял свои позиции. Зато стали развиваться теории, базирующиеся на принципе
свободной торговли, прежде всего теории классиков английской политической
экономии А. Смита и Д. Рикардо.
Концептуальная
идея Адама Смита заключается в том, что государства должны специализироваться
на производстве и экспорте тех товаров, в производстве которых они имеют
абсолютное преимущество. При этом каждая страна должна импортировать те товары,
в производстве которых она имеет такого преимущества. Однако следует заметить,
что эта идея может использоваться для объяснения механизма международной
торговли только тогда, когда каждая страна — торговый партнер — также имеет
абсолютное преимущество в производстве данного товара.
Д.
Рикардо развил идею А. Смита, считая ее положения справедливыми, но отдельно
сформулировал идею сравнительных (компаративных) преимуществ, которые
определяются разницей в относительных расходах. Он предложил универсальное
объяснение механизма выгоды от международной торговли: страна заинтересована в
международной торговле как инструменте роста своего благосостояния, если
соотношение цен на определенные товары на международном рынке отличается от
аналогичного на внутреннем.
Разработанный
им закон сравнительных преимуществ имел за основу те же предпосылки, что и
закон абсолютных преимуществ А. Смита, то есть трудовую теорию стоимости,
принцип свободной торговли, постоянные издержки производства, мобильность
занятых в стране и их полную немобильность в отношениях между странами,
отсутствие технического прогресса и расходов на транспортировку. Однако Д.
Рикардо использует понятие расходов (цены) замещения, то есть сопоставление цен
двух товаров на внутреннем рынке, вычисленных через количество рабочего
времени, затраченного на их производство.
Таким
образом, классические теории свободной торговли, признавая наличие в мировом
пространстве разных стран с относительно благоприятными и относительно
неблагоприятными природными условиями производства, доказали, что при
невмешательстве правительств в международное разделение труда каждая страна
найдет свое место в мировой экономике независимо от этих условий. Конечно,
страны со сравнительно благоприятными условиями производства будут богаче
других, но менять эту ситуацию политическими мерами не следует, поскольку она
является следствием природных факторов, причины различий которых остались
нераскрытыми.
Дальнейшее
развитие теории международной торговли связано с именами неоклассиков, прежде
всего Э. Хекшера и Б. Олина, которые обосновали концепцию сравнительных
преимуществ, исходя из оценки факторов производства — труда, капитала и земли
по их рыночной цене, то есть по заработной плате, процентом на капитал и
земельной рентой[3].
Ускорение
научно-технического прогресса как процесса открытия и применения новых знаний,
его доминирующее влияние на общественное производство способствовали
формированию неотехнологизма — неотехнологичного направления в теории
международной торговли, основоположником которой считается Г. Хафбауер. Его
главный тезис: страны прибегают к торговле, поскольку продолжают создавать
новые знания. Это направление представлено, прежде всего, теориями
технологического разрыва, внутриотраслевой торговли и жизненного цикла продукта.
Как
показывает краткий экскурс в историю теоретических концепций международной
торговли, в начале формирования капиталистических отношений торговая политика
основывалась на принципах протекционизма. В рамках этой политики использовались
высокие пошлины на импорт промышленных товаров и экспортные премии для
стимулирования экспорта собственных промышленных товаров и одновременно экспортные
пошлины с целью ограничения вывоза наиболее важных видов сырья.
Дальнейшее
развитие концепций международной торговли связано с идеей свободной торговли,
однако на практике она всегда сопровождалась присутствием протекционистских
подходов. То есть во внешнеторговой политике наблюдались колебания то в сторону
большей свободы, то в сторону большего ее ограничения — в зависимости от циклов
развития экономики и потребностей защиты
молодых перспективных отраслей, приоритетности обеспечения национальных интересов
и тому подобное.
В
то же время необходимость в отдельных случаях протекционистской защиты
сочетается в теории международной торговли и мировой практике с признанием
важной роли свободной торговли как фактора, который ускоряет экономический
рост, способствует через влияние мирового спроса усовершенствовать структуры
производства и экспорта. На этот путь развития международной торговли
направлены также правила требований ВТО, к которым присоединилось большинство
стран мировой общественности.
[1] Сидоров В.А.,
Кузнецова Е.Л., Болик А.В. Общая экономическая теория: учебник для студентов
высших учебных заведений / В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецова, А.В. Болик. Майкоп:
ООО «ЭлИТ», 2017. – С.85
[2] Трофимов Е.А.
Основы экономической теории: учебн. пособие /Е.А.Трофимов, Т.И.Трофимова. –
Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. – С.45
[3] Самуэльсон П.,
Нордхаус В. Экономика: учебник – М.: Диалектика-Вильямс, 2015. – С.71