Психология обучения и воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние стиля семейного воспитания на взаимоотношения ребенка со сверстниками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Особенности построения межличностных отношений в младшем школьном возрасте 7
1.2 Стили семейного воспитания и их влияние на детей 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Диагностика влияния стиля семейного воспитания на взаимоотношения ребенка со сверстниками 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………42

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На развитие и становление личности ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. Семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути. Поэтому влияние родителей является важным элементом успешной социализации ребенка и его взаимоотношений со сверстниками.
Важное внимание при исследовании социально-психологического изучения группы или коллектива уделяется вопросам взаимоотношения в них. Проблема малой группы считается одной их хорошо разработанных проблем социальной психологии. Интерес к изучению малых группы существует давно в педагогике и психологии, возникаю после постановки вопросов взаимоотношения личности и общества.
Степень изученности темы. Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалев, Н.В. Бондаренко и другие.
Исследованиями в области семейных отношении, влияющих на развития личности ребенка и особенности его взаимоотношений со сверстниками, занимались такие психологи и педагоги как Л.И Божович, Л.Ф Обухова, И.В.Шаповаленко, А.У Лопатин, Б.С.Волков и другие.
Исследованиями малых групп занимались многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых М. Шериф, Г. Колии, Дж. Морено, Г.М. Андреева, К.Е. Данилин, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др. В представлениях данных исследователей группа является нечто большим, чем случайным соединением людей, которые разделяют какие-либо общение цели и ценности. Это приводит к тому, что группу и процессы в ней, по мнению исследователей, важно изучать самим по себе.
При этом система организации обучения строится так, что учебные группы формируются в ней случайно, что приводит к объединению в коллективы личностей, которые характеризуются разным социальным статусом, интеллектуальным уровнем и личностными качествами, различными стереотипами поведения и общения.
Однако подавляющее большинство исследований в этой области посвящено изучению детей дошкольного и подросткового возраста, что связано с изучением ведущих видов деятельности в данных возрастных периодах. Что же касается изучения младшего школьного возраста в плане социального развития ребенка в семье и группе сверстников, то эта область остается недостаточно изученной.
Все это определило противоречие, когда с одной стороны прослеживается зависимость построения взаимоотношений в группе сверстников от стиля семейного воспитания, а с другой стороны уделение недостаточного внимания данному вопросу в младшем школьном возрасте.
В связи с этим была определена проблема исследования, которая заключается в определении влияния стиля семейного воспитания на характер построения взаимоотношений в коллективе сверстников младших школьников.
Таким образом, целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния стиля семейного воспитания на установление межличностных отношений среди сверстников в младшем школьном возрасте.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.
Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребенку, устранение все более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребенка.
Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок включается и в другой, не менее значимый, процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Эти отношения очень важны для ребенка. Часто именно неполадки в этой сфере, а не неудачи в учебе, являются фактором, мешающим ребенку чувствовать себя в школе комфортно и благополучно.
Значимыми для третьеклассников также являются определенные личностные качества – самостоятельность, уверенность в себе, честность. А вот характеристики, связанные с учением, у третьеклассников отходят на второй план и становятся менее значимыми.
Кроме того, к концу младшего школьного возраста происходит качественная перестройка осознания ребенком своего места в классном коллективе и своих взаимоотношений с товарищами. К этому возрасту каждый ребенок стремится занять достойное место в группе сверстников.
Однако, если у ребенка не складываются взаимоотношения в коллективе, следует обратить внимание на тип его семейного воспитания. Так как семья выступает главным компонентом, без которого не возможны движение вперед, процесс сдвига по восходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего школьника. Мы можем утверждать, что процесс воспитания ребенка данного возраста не будет происходить без этой категории.
Подводя итоги выполненной нами работы, мы убедились в том, что семья играет весьма решающую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста. Это демонстрирует наша экспериментальная часть исследования, где видно, что особенности воспитания определяются в семье.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Особенности построения межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Для изучения вопросов межличностных отношений, важно определить понятие «отношения». Так понятие отношений выступает как интегративная характеристика личности, которая определяет психологическую связь человека с окружающим его миром людей и вещей. В своем общем виде отношения представляют собой взаиморасположение объектов, а также их свойств.
Философия предлагает понимать под отношениями момент взаимосвязи многих видов сущего, которые имеют субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Другими словами, отношения означают материальное или смысловое единство, взаимоопределяемость такого существования [2].
Что касается психологии, то под отношением в ней предлагается понимать предрасположенность к классификации предметов или явлений, а также реакции на них с некой степенью постоянства в оценках.
Такой исследователь как В.Н. Мясищев говорит о том, что отношения представляют собой одну из форм отражения человеком окружающей его действительности [10].
Таким образом, обобщая, можно сказать, что отношения представляют собой субъективную сторону отражения действительности, и являются результатом взаимодействия человека с окружающей средой.
Говоря о межличностных отношениях, следует заметить, что они предполагают субъективно переживаемых взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в характере и способе взаимного влияния людей в процессе совместной деятельности и общения. Они представляю собой систему установок, ориентаций и стереотипов, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Такие диспозиции определяют содержание, цели, ценность и организацию совместной деятельности, выступая как основа формирования социально-психологического климата в коллективе [4].
Коллектив является высокоразвитой малой группой. При этом, малая группа представляет собой немногочисленную по составу группу, в которой ее члены объединены одной социальной деятельностью, а также пребывают в непосредственном личном общении, влияющем на возникновение эмоциональных отношений, групповых норм и процессов [27].
Вопросы построения личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекают внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Значение такой проблемы особенно возрастает при условии перехода к всеобщему среднему образованию, когда школа становится центром жизнедеятельности детей на протяжении большого периода становления их личности. В связи с этим появляется необходимость определить ту роль, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьников на разных этапах его жизни, в том числе в период младшего школьного возраста, который считается одним из наиболее ответственных периодов перехода детей в новую социально значимую систему отношений [4].
Анализируя межличностные отношения важно различать психологические механизмы таких отношений, которые имеют единую природу, а также учитывать то, что они являются образованием разных слоев групповой активности в коллективе, которые при этом могут быть поверхностными или глубинными [8].
Один из исследователей, А.В. Петровский, разработал в своих исследованиях концепцию многоуровневого строения группы, которая получила название «Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений». Исследователь отмечал, что в данной социально-психологической концепции межличностные отношения в какой-либо развитой группе изучаются во взаимосвязи с опосредованным содержанием и ценностями деятельности [29].
Следует заметить, что деятельностное опосредование представляет собой

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы