Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние смысла жизненных ориентаций на профессиональное становление в период молодости.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению смысла жизненных ориентаций и профессионального становления в период молодости 5
1.1. История развития идей смысла жизненных ориентаций в психологической литературе 5
1.2. Научные подходы к проблеме выбора профессии 11
1.3. Психологические особенности смысла жизненных ориентаций и выбора профессии 17
1.4. Выводы 23
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния смысла жизненных ориентаций на профессиональное становление в период молодости 25
2.1. Организация эмпирического исследования 25
2.2. Психологические особенности смысла жизненных ориентаций в период молодости 27
2.3. Психологические особенности выбора профессии в период молодости 29
2.4. Взаимосвязь смысла жизненных ориентаций и выбора профессии в период молодости 31
2.5. Выводы 33
Глава 3. Психологические особенности профессионального становления в период молодости 35
Заключение 41
Литература 43
Приложения 46

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Интерес современного общества к исследованию вопросов формирования ценностных ориентаций молодого поколения обуславливается экономическими и политическими изменениями, наряду с протекающими глобальными процессами переоценки ценностей. Помимо того, будущее страны определяется тем, какие ценности становятся важными для современной молодежи. Сегодня многие прежние идеалы перестали быть референтными, что вызывает необходимость уделять особое внимание системе ценностей и определять условия их формирования, стремления и потребности молодежи.
В рамках психологических исследований всегда актуальной остается проблема развития личности с точки зрения ее ценностных, смысловых и жизненных ориентаций, изменяющихся в процессе социализация личности. Ценностные ориентации представляют собой психологическое образование, которое выступают частью иерархической системы, и входят в структуру личности, позволяя изучать их в комплексе. Важным моментом является то, что невозможно выделить только доминирующие ценностные ориентации при изучении особенностей развития личности, поскольку система ценностей человека поддается постоянному изменению.
Особенное внимание в психологической науке уделяется развитию личности в контексте ее ценностно-смысловой ориентации в профессиональной деятельности. Притом важно выделять возрастно-психологические аспекты развития личности, поскольку разные стадии индивидуального развития определяются различными ценностями для субъекта, обуславливаясь социальными и индивидуальными факторами.
Степень изученности темы исследования. Как проблема самоопределения в профессиональном мире рассматривалась отечественными психологами (С.Л. Рубинштейн, В.Ф.Сафин и Г.П. Ников, М. Р. Гинзбург, Л.И. Божович, Б. Братусь, Н. А. Антонова, В А. Ядов и др.) и зарубежными в рамках исследования личностного и социального развития (Дж. Мид, Э. Эриксон, А. Ватермана, Дж. Тернером, Г. Бриквелл, Р. Дженкинс, Ж. Дешамп, Т. Девос, и др.).
С.Л. Рубинштейн заложил методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения личности и его профессионального развития. По мнению исследователя, самоопределение рассматривается в контексте проблемы детерминации, когда внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия.
Такие авторы как М. Бубер, У.Джеймс, Ч. Кули, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин и др. предлагают рассматривать важный социально-психологический аспект личностной идентичности в рамках проблемы профессионального самоопределения и ценностных смысложизненных ориентаций.
Целью исследования является изучение особенностей влияния смысла жизненных ориентаций на профессиональное становление в период молодости.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить особенности развитий идей смысла жизненных ориентаций в психологической литературе.
2. Охарактеризовать научные подходы к проблеме выбора профессии.
3. Определить психологические особенности смысла жизненных ориентаций и выбора профессии.
4. Организовать исследование по определению влияния смысла жизненных ориентаций на профессиональное становление в период молодости.
5. Изучить психологические особенности смысла жизненных ориентаций в период молодости.
6. Исследовать психологические особенности выбора профессии в период молодости.
7. Определить взаимосвязь смысла жизненных ориентаций и выбора профессии в период молодости.
8. Выявить и охарактеризовать психологические особенности профессионального становления в период молодости.
Объектом исследования выступает процесс развития смысла жизненных ориентаций и профессионального становления в период молодости.
Предметом исследования является определение взаимосвязи смысла жизненных ориентаций и выбора профессии в период молодости.
Методами исследования выступают следующие:
1. Теоретические методы – изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ.
2. Эмпирические метод – проведение эмпирического исследования, тестирование, опрос.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введния, трех глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Жизненный путь человека – это процесс формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций стало в последнее время актуальной темой исследований. Однако при достаточной изученности этого феномена мы пока не можем говорить о методах развития смысложизненных ориентаций и способах влияния на процесс их формирования. С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно эта проблема становится актуальной в юношеском возрасте. Проблема смысла жизни изучалась В. Франклом, и как он отмечает, с этой проблемой сталкиваются люди в разных странах по всему миру. Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни [Франкл: 2010].
Таким образом, можно сделать вывод, что в психологических исследованиях понятия «личностные ценности» и «ценностные ориентации» прочно утвердились в изучении мотивационно-смысловой сферы личности, наметилось их место в структуре личности, мотивации поведения и деятельности. Имеющийся широкий набор инструментария для изучения ценностей, созданный на основе соответствующих психологических концепций, позволяет исследовать ценности личности, их иерархическую структуру, динамику, в частности, с целью получения представления о тенденциях в изменении социальных установок и стратегий поведения людей в различных социокультурных условиях.
Описывая проблему выбора молодым человеком будущей профессии, решение которой может влиять на всю его дальнейшую жизнь, мало кто обращает внимание, что выбор профессии – это не только получение профессиональных навыков, но и особая направленность развития личности. Проходя через обучение вначале в школе, а затем в институте, у подростков и молодых людей формируются личностные качества, которые влияют на дальнейшую жизнь в целом. Поэтому выбранный путь профессионального обучения может определить развитие или наоборот недоразвитие таких личностных качеств, о которых в дальнейшем он будет сожалеть.
Основополагающим показателем достижения развития личности в профессиональном труде служит ее способность отыскивать индивидуальное значение в профессиональной сфере, индивидуально строить, создавать свою жизнь в мире профессий, серьезно принимать решение о дальнейшей профессиональной деятельности, ее направленности. Несомненно, данные жизненные вопросы появляются перед индивидом в процессе всей его жизнедеятельности. Индивид неизменно меняется, самосовершенствуется, поэтому на различных этапах созревания индивида одни и те же цели определения в профессиональной сфере будут решаться по-разному. Непрерывное определение собственного места в профессиональной сфере, понимание личного социально-профессионального значения, восприятие профессии как работы, отношение к коллективу и лично к себе являются главными составляющими жизнедеятельности индивида

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению смысла жизненных ориентаций и профессионального становления в период молодости
1.1. История развития идей смысла жизненных ориентаций в психологической литературе
Тема смысла жизни представляет собой одну из экзистенциальных проблем человечества и выступает объектом исследования многих философ и богословов на протяжении всей истории развития человечества. Процесс определения личностью смысла своего существования, а также влияние этого фактора на жизнь индивида сегодня также является предметом изучения психологической науки.
Существует множество различных мировоззренческих концепций, которые предлагают ответ на вопрос о смысле жизни. Что касается современно психологии, то смысл жизни выступает регулятивным понятием, которое присуще любой мировоззренческой системе, оправдывающей и раскрывающей систему моральных норм, показывая, для чего необходима предписываемая им деятельность.
Такой исследователь как В.Э. Чудновский говорит о том, что смысл жизни представляет собой идею, которая содержит в себе цель жизни индивида, определившегося и ставшую для него ценностью высокого порядка, потеря которой приводит к решению человека к проблемам существования [Чудновский: 2018].
Проблема смысла жизненных ориентаций детально представлена в исследованиях Д.А. Леонтьева. Автор указывает, что смысл представляет собой отношение между субъектом и объектом, либо же явлением действительности, которое обуславливается местом объекта в жизни индивида, выделяя данный объект в образе мира, и воплощается в личностной структуре, регулирующая поведение субъекта по отношению к этому объекту.
Определяя взаимосвязь личности, смысла и деятельности, Д.А. Леонтьев предлагал использовать понятие личностного смысла, представляя его как индивидуализированное отражение реального отношения индивида к тем объектам, для которых разворачивается его деятельность и осознается как «значение для меня», усваиваемое субъектом безличных знаний о мире, в том числе умения, действия и поступки, совершаемые другими людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы.
Д.А. Леонтьев также предлагал выделять шесть видов смысловых структур, которые представляют собой превращенные формы жизненного отношения субъекта, составляющие три иерархические уровни смысловой регуляции жизнедеятельности индивида. Притом личностные смысла и смысловые установки определенной деятельности представляют первый иерархический уровень смысловой регуляции. На втором уровне находятся мотивы, смысловые конструкции и диспозиции. А на третьем уровне – система смысловой регуляции образует ценности, которые являются смыслообразующими по отношению к остальным структурам [Леонтьев: 1997].
Смысловые ориентации притом разделяются на два уровня:
1. Уровень самых общих смысловых ориентаций, которые включают психологические образования личности – потребности, личностные ценности, мировоззрение, смысл жизни и самоотношение. Такие ценности отвечают за критические процессы изменения смысловых ориентаций посредством свободного выбора, а также направленной на самого себя рефлексии, определяя при этом линию развития смысловой сферы.
2. Смысловой уровень, который определяет отношения индивида с миром, обуславливаясь его содержательной стороной. Другими словами, это внутренний мир индивида. На этом уровне протекает производство смысловых ориентаций в процессе реальной жизнедеятельности индивида, а также реализуются его отношения с миром [Кудинов: 2007].
Таким образом, можно определить основные понятия, которые входят в сферу смысла жизненных ориентаций личности. Так, центральным понятием является смысл жизни, который представляет собой избираемую индивидом наивысшую ценность или главную идею, служению которой он посвящает свою жизнь. Обретение смысла жизни представляется результирующей и направляющей идеей сознательной деятельности человека. Такая идея представляет собой сознательный выбор наивысшей для себя жизненной ценности, формирующейся в процессе развития личности, определяясь воздействием многих факторов, среди которых выступают личностные и социально обусловленные детерминанты. При этом, сама идея о смысле жизни считается детерминантной для формирования смысложизненных ориентаций, выступающих подчиненными мотивационными тенденциями в смысловой сфере психологии личности.
Следует отметить, что основная мотивирующая идея о смысле жизни индивида, а также его смысложизненные ориентации и ценности, находятся во взаимозависимости, функционируя как единая иерархическая смыслоценностная структура. В такой структуре формирование смысла жизни опирается на влияние потребностей, ценностей и ориентаций нижестоящего уровня, которые также формируются на основе главенствующей идее о смысле жизни [Костюк: 2009].
Смысложизненные ценности являются субъективно выбранными материальными и нематериальными ценностями, реализация которых выступает в одно и тоже время как детерминант и как функция смысла жизни человека. Тем самым, смысл жизни предопределяет смысложизненные ценности человека. Такие ценности при этом формируются под воздействием других факторов, среди которых социальные, физиологические и т.п., оказывая влияние на выбор индивидом смысла своей жизни.
Смысложизненная ориентация является состоянием направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор такой направленности является формирующим для текущих задач, деятельности личности, что в итоге оказывает влияние на отношение человека к окружающему миру, характер и поведение [Жучкова].
Система смысловых отношений индивида взаимосвязана с ценностными ориентациями. Самобытность же человека выражается относительно основных ценностей культурной, духовной и общественной жизни. Следует отметить, что смысложизненные ориентации не определяются только одной важной идеей или жизненной целью, а представляют собой структуру из больших и малых смыслов.
Основываясь на вышеперечисленных аспектах организации системы личностных смыслов, мы попытаемся описать ее уровневую структуру.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы