Курсовая с практикой на тему Влияние профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи на модели поведения в виртуальной среде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения влияния профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи на модели поведения в виртуальной среде 7
1.1Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи 7
1.2 Влияние виртуальной среды на модели поведения современной молодежи 20
Глава 2 Социологическое исследование влияния профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи на модели поведения в виртуальной среде 29
2.1 Социологическое исследование влияния профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи Липецкой области на модели поведения в виртуальной среде 29
2.2 Социальный проект «Молодежь в цифровом сообществе» 41
Заключение 53
Список литературы 56
Введение:
Актуальность исследования. Влияние профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи на модели поведения в виртуальной среде
Объект исследования – студенческая молодежь современной России.
Предмет исследования — влияние профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи на модели поведения в виртуальной среде.
Гипотеза: предположим, что направленность профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи оказывает влияние на формирование моделей поведения в виртуальной среде.
Цель исследования – проанализировать степень влияния профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи на модели поведения в виртуальной среде.
Задачи исследования:
1) проанализировать проблему формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи;
2) изучить теоретические аспекты влияния виртуальной среды на модели поведения современной молодежи;
3) провести социологическое исследование влияния профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи Липецкой области на модели поведения в виртуальной среде;
4) разработать социальный проект «Молодежь в цифровом сообществе».
Степень разработанности проблемы:
По данной теме курсовой работы активно проводились научные изыскания Л.И. Щербаковой, Т.Ю. Коренюгина (Личностные детерминанты поведения молодежи в виртуальной среде)
Разработка проблемы влияния профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи на модели поведения в виртуальной среде проводилась учеными разных научных направлений: социологии, психологии, педагогики, журналистики, теорий государственного управления и информационной политики.
Проблема виртуализации социальной активности молодежи в сетевых сообществах нашла отражение в работах О.В. Асеевой.
В результате социальных и политических изменений в России изменилось и положение молодежи. В последние десятилетия в современной России, как и в других странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. На сегодняшний день виртуальное пространство значительно влияет на жизнь студенческой молодежи. Характерной особенностью виртуальной среды является то, что молодой человек, не прилагая особых усилий, может позволить себе многое из того, что ему недоступно в реальной жизни.
В исследованиях В.В. Гура охарактеризована социальная активность молодежи в виртуальном пространстве (Проблема развития социальной активности молодежи в виртуальном пространстве). Автором отмечено, что все более важной задачей, является изучение всего многообразия видов активности молодежи в виртуальном пространстве и выявление возможностей контроля общества за отклонениями в социализации, вызванными новыми возможностями виртуальной коммуникации . Задачей современной российской политики выступает контроль над развитием социальной активности молодого поколения и использование этого потенциала в интересах государства.
Анализ формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи, а также влияния профессионального образования на модели поведения в виртуальной среде представлен в работах: Г.Б.Кошарной, А.В.Петрова , К.А.Кушховой, Ф.З.Шогеновой , И. А. Нежебицкой ,
Сегодня стала актуальной проблема приспособления молодого поколения россиян к новой социальной реальности, формирования навыков эффективного взаимодействия в виртуальной среде и в этой связи особую важность приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи, а также влияния профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи на модели поведения в виртуальной среде.
Отметим, что фундаментальным среди социальных институтов формирования ценностных ориентаций молодежи является система образования. Образование, выполняя свою социализирующую функцию, приобщает индивида к жизни в обществе путем передачи ему системы ценностей, знаний и навыков, тем самым способствуя интеграции в общественную жизнь.
Исследованием ценностных ориентаций студенческой молодежи занимались Н. Е. Бондарь, А. А. Козлов, К. А. Нечаева, И. А. Райгородская и др. Особенно заметными стали работы по анализу мировоззренческих позиций молодежи и формирования основных ценностей, позиций, ориентиров С.В. Гороховика и др.
Глобальной компьютерной сети Интернет принадлежит особое место в процессе становления информационного общества. Интернет меняет как жизнь человека, так и его самого. Именно с помощью сети Интернет среди молодежи пропагандируются определенные ценности, мировоззренческие стереотипы и модели поведения. Новейшие информационные технологии, с помощью Интернета, влияют на систему ценностей современной студенческой молодежи.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования стали фундаментальные положения классических и современных теорий в области общей социологии, психологии и информационных технологий.
Структура и содержание работы подчинены принципам сочетания логического и исторического анализа, раскрытия соотношения общего и особенного в процессе изучения предмета исследования. Достоверность выводов была достигнута посредством реализации общенаучных методов обобщения, аналогии, анализа документов, сравнительного анализа, системного анализа, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
условиях современных преобразований в обществе и государстве, изменении ценностных приоритетов возникает объективная потребность внесения корректив в формирование ценностных ориентаций современной студенческой молодежи.
К сожалению, жизненные ценности большинства современных молодых людей формируются на основе искаженной информации, представленной в виртуальном пространстве, а также виде ТВ-рекламы, мнения сверстников. Для молодежи часто ценностью является модель поведения среднестатистического представителя их сообщества, который не всегда может считаться общепризнанным образцом человеческой добродетели.
Виртуальная среда значимо влияет на личность и на процесс формирование ее поведения, а информация в интернет-сети является недостаточно организованной и управляемой. В процессе использования молодыми людьми виртуального пространства происходит влияние на коммуникативные процессы и формируются различные модели поведения.
Влияние чрезмерного использования виртуального пространства как средства коммуникации на реальные взаимоотношения пользователя может быть весьма ощутимым: замкнутость, потеря социальных контактов и друзей, раздражение во время живого общения, потеря навыков вербального и невербального общения, невыполнение собственных обязанностей. Злоупотребление социальными сетями может привести не только к десоциализации, но и к деструктивным изменениям в психике и поведении личности, развитию интернет-зависимости. Находясь в виртуальном мире и изучая ту информацию, которая размещенная в социальных сетях, молодые люди формируют свою систему ценностей, определяющую исключительное отношение к определенным действиям, поступкам, явлениям как виртуальной, так и реальной жизни; определяющую модели поведения и будущую социальную деятельность, представляющую собой ценностный компонент.
Используя социальные сети, молодежь усваивает определенные модели поведения, которые приемлемы для виртуального мира, и со временем переносит их в реальную жизнь. В социальных сетях формируются стереотипы, нормы и модели поведения, вырабатывается социальная идентичность, собственная самооценку, которая не всегда является адекватной.
В ходе выполнения курсовой работы мною было приведено исследование, целью которой является социологическое исследование влияния профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи Липецкой области на модели поведения в виртуальной среде.
Результаты социологического исследования свидетельствуют о следующем:
— в жизни современной молодежи Интернет-сеть выполняет одну из ведущих функций: является средством общения, развлечения, получения информации, средством образовательного и культурного обогащения. Как средство культурной и образовательной информации в Интернет безгранично расширил мир в пространстве и времени. Растет образовательный потенциал виртуального пространства как доступного средства дистанционного обучения и самообразования. Находясь в виртуальном мире и изучая ту информацию, которая размещена на Веб-сайтах, у молодых людей формируется система ценностей, которая определяет исключительное отношение к определенным действиям, поступкам, явлениям как виртуальной, так и реальной жизни; определяет поведение и будущую социальную деятельность.
— под воздействием виртуального пространства большинство молодых выбирает прагматичную ориентацию, приоритет материальных ценностей над духовными. Тем не менее, многие из них ищут возможность совместить духовные и прагматичные ценности. Их можно назвать «культурными прагматиками». Именно эта категория молодежи требует особого внимания и является резервом духовности при создании определенных условий их дальнейш- пего развития.
В структуре жизненных ценностей молодежи выделяется направленность на личное благополучие, развлечения, физические наслаждения. У современной студенческой молодежи наблюдается тенденция к ориентации на индивидуально и личностно значимые ценности. Подавляющее большинство молодежи на передний план ставит материальные ценности; ценности, которые имеют значение лишь в настоящем времени и лишь для них самих – ценности ближайшей перспективы. Для современной молодежи также характерно стремление к самоутверждению и желание быть признаны окружением. Мысль о выгодном самоопределении в жизни и необходимости подготовки к этому, заняла одно из главных мест в сознании Липецких студентов. Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, состоятельность и наслаждение от жизни.
Нами был разработан социальный проект: «Молодежь в цифровом сообществе», ориентированный на содействие развитию молодежного информационного пространства, формирование ценностных ориентаций, эффективных моделей поведения и организацию досуговой деятельности молодежи.
В результате осуществлении проекта у молодежи произойдет преодоление себя «вчерашнего» в процессе обновления и совершенствования, восхождения личности к своим идеалам, ценностям и реализации их на жизненном пути, расширится духовное пространство, молодые люди научатся определять базовые ценности, идеалы, нормы, которые следует положить в основу формирования духовного мира молодого человека, сформируется умение строить эффективные модели поведения.
Проект несомненно поможет провести переоценку взглядов на жизнь и ценности, в частности, духовные, усвоить современные методы использования свободного времени.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты изучения влияния профессионального образования и ценностных ориентаций студенческой молодежи на модели поведения в виртуальной среде
1.1Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. По мнению современных исследователей, понятие ценностной ориентации шире понятия ценности, поскольку в его основе – структурная связь между самой ценности и ценностно-ориентированным субъектом.
Отметим, что понятие «ценностные ориентации» впервые было использовано выдающимся ученым, классиком социологической мысли М. Вебером. В 70–80-е годы ХIХ в. М. Вебер одним из первых ввел в социологию проблему ценностей и сделал понятие ценности одним из ключевых в этой области знания. В социологической концепции М. Вебера ценностная мотивация поступков рассматривается в качестве одного из четырех основных мотивов социального действия.
Как отмечается Е.И. Головахой, в отечественной социологии данный термин впервые использовал В. А. Ядов в работе, посвященной изучению мотивации поведения личности . Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
А.Г.Здравомыслов отмечал, что ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии .
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности
Ценностная проблематика в психологии широко представлена в трудах известных ученых. Так, Л.В. Зубова, понятие «ценностные ориентации» рассматривает как «интегративное образование, связанное как с мотивационной, так и смысловой сферой личности .
В.А. Лебедева, В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова характеризуют понятие «ценностные ориентации» как важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, что представляет собой предпочтения и стремления личности (или группы) в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, обучение, гражданский долг, творчество, труд и др.) .
А.Н. Леонтьев описывает ценностные ориентации как «систему личностных смыслов», как «…ведущий мотив, цель, которая возвышается до истинно человеческого и не отделяет человека, а объединяет его жизнь с жизнью других людей, их благом. Такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность существования человека, составляет смысл жизни» .
В настоящее время более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направленность личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализацией и жизненными целями личности. По мнению О.Г. Дрогобницкого «…ценностные ориентации конкретной личности формируются и функционируют на основе системы ценностей, выработанной обществом, неразрывно и тесно связанной с этим образованием» .
Ценностные ориентации является феноменом индивидуального сознания, они тесно связаны с мотивами, потребностями, целями, установками, интересами личности.
XXI век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают «…сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения, оказывая при этом влияние на все стороны действительности» . Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности.
Ценностные ориентации являются важным компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которого решаются многие жизненные вопросы . По мнению исследователя, ценностные ориентации — это прежде всего выбор или отвержение определенных жизненных смыслов, и готовность, или неготовность вести себя в соответствии с ними. Они задают общую направленность интересам и устремлениям личности, выстраивают иерархию индивидуального выбора в любой сфере, формируют целевую и мотивационную программу поведения, определяют уровень притязаний и меру решимости для реализации собственного плана жизни.
Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценку самого себя, окружающих, жизненных обстоятельств, через умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в конфликтных ситуациях и находить выход в проблемных. Они определяют общую линию поведения в условиях экзистенциального и морального выбора через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.
В.Е. Семенов подчеркивает, что ценностные ориентации современной молодежи выполняют ряд важных функций :
— гармонизируют и интегрируют духовный мир индивида;
— определяют целостность, уникальность и неповторимость личности;
— регулируют поведение и деятельность человека в обществе, определяя его действия и поступки.
Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивость и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации обеспечивает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, признак непосредственности воздействия объекта стремления на потребность.
Е.И.Махрова, полагая, что установка иерархии ценностных ориентации является трансцендентной функцией сознания человека, в качестве таких объектов выделяет духовные, социальные и материальные ценности .
Н.Ю.Зубенко подразделяет ценности на три категории: духовные (образование, наука, искусство); общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями) .
Ценностные ориентации можно рассматривать как систему взаимосвязанных компонентов: интеллектуального, эмоционального и действенного.
1. Интеллектуальный компонент составляет социальные представления, понятия и суждения, знания социально значимых ценностей, степень их обобщения.
2. Эмоциональный компонент ценностных ориентаций – эмоциональное отношение к социально значимым ценностям, их личностное принятие.
3. Действенный компонент предполагает поведение человека в соответствии с его знаниями (интеллектуальный компонент) и переживаниями (эмоциональный компонент), т.е. характеризует практический аспект готовности личности следовать социальным ценностям в реальном поведении.
Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так, О.Г.Дробницкий, В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей:. смысло-жизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т. е. общечеловеческие ценности; витальную систему — это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; интеракционистскую систему — это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь.; социализационную систему — ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот .
Важным является утверждение А.Н. Леонтьева, что ценности, сложившиеся в культуре, только тогда будут действенными для человека, когда обретут для него личностный смысл. Ценности входят в структуру личности путем свободного духовного выбора. Такой выбор предполагает активную творческую деятельность, общение, а также поиск собственного «Я» .
Современные исследователи по-разному подходят к структурированию ценностных ориентаций личности. В работах Н.Г. Готовцева предложена иерархическая структура ценностных ориентаций личности, в которую входят :
— личностные ценности: физическое состояние, развитие и саморазвитие, сфера чувств, культура, гражданская позиция и т.п.;
— ценности родного дома (родители, родные, дом, питомцы, книги, воспоминания и т.п.);
— ценности малой родины (школа, родная природа, родная улица, окружающий социум, традиции и т.п.);
— ценности «большой» Родины: народ, Отечество, родной язык, история страны, выдающиеся люди и т.п.;
— общечеловеческие ценности: планета Земля, человек, человечество, экология, творчество, гуманность, прогресс и т.п.
На основании постулат концепции М. Рокича, С.С. Бубновой была предложена трехуровневая иерархическая модель системы ценностных ориентаций личностей, которая состоит из:
— ценностей-идеалов, которые являются наиболее общими, абстрактными (духовные – познавательные, эстетические, гуманистические и социальные –уважения, достижений, социальной активности);
— ценностей-свойств, которые закрепляются в жизнедеятельности и проявляются как свойства личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.);
— ценностей-способов поведения, как наиболее характерных средств реализации и закрепления ценностей-свойств.
По мнению автора, на каждом из возрастных этапов эти ценности конкретизируются, адаптируются к возможностям личностного развития в тот или иной период взросления.
Таким образом, осуществленный нами анализ отечественных и зарубежных исследований ценностных ориентаций показал, что в современной психологической и педагогической науке, несмотря на большой объем теоретических и практических исследований, все еще не сформировано единое понимание понятия «ценностная ориентация личности» и не выработана ее единая структуризация.
По нашему мнению, ценностные ориентации — это те состояния, явления и процессы в окружающем жизни, которые становятся ориентирами для человека, направляют формирование его целей, а также способов их достижения. Представленность жизненных ценностей в сознании личности зависит от возрастных особенностей, психологических новообразований, общего развития человека.
Система ценностных ориентаций является одним из центральных личностных образований и оказывает существенное влияние на все стороны деятельности человека. Каждое поколение имеет свою систему взглядов и ценностей, которую оно готово отстаивать. В процессе формирования жизненных ценностей, дети, стремясь к независимости, стараются отвергнуть все, что было до них.
Ученые, так или иначе исследуя понятие ценностей и ценностных ориентаций, пришли к выводу, что ценностные ориентации личности не возникают ни откуда, а формируются на протяжении всей жизни под влиянием различных факторов.
Базовые ценности личности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, к 18-20 годам, а затем становятся достаточно стабильными, существенно изменяясь лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Именно в этот период личность активно привлекается к политическому процессу, общественной деятельности, у молодого человека начинают формироваться политическое сознание и самосознание, нормы поведения. На социализацию личности влияют многие политические (государство, политические партии и движения) и неполитические факторы (семья, школа, церковь, неформальные группы, СМИ), которые, включая молодого человека в систему общественно-политических отношений, готовят его к усвоению существующих в обществе норм, ценностей политической культуры и выработки на их основе собственной политической и общественной позиции .
Формирование ценностных ориентаций в структуре личности молодых людей происходит поэтапно и включает в себя несколько компонентов, которые состоят из :
— мировоззрения — системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношения человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации;
— рефлексии — критической переоценки ценностей, наиболее общим выражением, которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми.
Развивая представления Ж. Пиаже, в своих исследованиях Г. Дюпон связывает формирование ценностных ориентации со стадиями эмоционального развития человека, отражающими динамику его эмоциональной оценки собственных взаимоотношений с другими людьми. В.М.Флоча дополняет данное представление тем, что «…в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств решающее значение имеют социальный опыт личности, ее деятельность». По словам ученого, «…система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми» . Отметим, что на деятельность значительное воздействие оказывают ценностные ориентации. Являясь одним из центральных личностных образований, они выражают сознательное отношения человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения. В связи с этим, ценностные ориентации являются стержневой психической характеристикой зрелой личности.
Школьный возраст является началом важного и ответственного периода развития нравственных качеств и формирования смысложизненных ориентаций у учащихся — создания основы ценностно-смысловой сферы личности. В сознании ребенка начинает формироваться система ценностей, которым он следует. Как и у взрослых людей, у подростков имеется определенная шкала жизненных ценностей, которые обусловливают основные направляющие их поведения и формирования ценностных ориентаций. Е.Г. Михайлева отмечает что «…по мере взросления ребенка, шкала его ценностей меняется, определяя тем самым созревание личности. Если в силу каких-либо причин ребенок «застревает» на определенном этапе своего взросления, то и ценности его не претерпевают должных возрастных изменений» .
Стоит подчеркнуть, что к 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. Система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и др. В дальнейшем с течением лет она остается практически неизменной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого человека возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.
Ученые, так или иначе исследуя понятие ценностей и ценностных ориентаций, пришли к выводу, что ценностные ориентации личности не возникают ни откуда, а формируются на протяжении всей жизни под влиянием различных факторов.
Среди ведущих факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций молодых людей, ученые выделяют семейное воспитание. Семья — это настоящий университет человеческих отношений, в котором человек растет, развивается и совершенствуется.
Образование, как важный социальный институт, осуществляет функцию трансляции ценностей, привлекает личность к ценностям социума, культуры, помогает ей освоить их. Высшее образование передает ценности, которые трансформируются в конкретные ценностные представления. Образование в ВУЗАХ вводит студента «…в мир культуры, в процессе обучения ему передаются знания о ценностях, у него формируются умения и навыки, а воспитание формирует его ценностные отношения к миру». По мнению О.А. Максимовой, Г.Р. Калезиной, готовя студентов к работе в новых социально-экономических условиях, высшее учебное заведение должно формировать у них четких ориентиров жизнедеятельности, умения отделять подлинные ценности от мнимых, воспринимать и оценивать сложные, противоречивые явления и процессы, происходящие в обществе .
К сожалению, жизненные ценности большинства современных молодых людей формируются на основе искаженной информации, представленной в виртуальном пространстве, а также виде ТВ-рекламы, мнения сверстников. Для молодежи часто ценностью является модель поведения среднестатистического представителя их сообщества, который не всегда может считаться общепризнанным образцом человеческой добродетели. Молодые люди в меньшей степени зависят от значимого взрослого, больше интересуются своим внешним видом и состоянием здоровья, чем подростки. Но при этом, «…попадая под влияние сверстников или среды, могут легко войти в зону маргинальных увлечений или начать вести асоциальный образ жизни» . Живя в XXI веке, нельзя не акцентировать внимание на таком факторе формирования ценностей человечества, как СМИ. Молодые люди, которые активно реагируют на происходящие изменения, и охотно воспринимают все новое, — не имеют достаточного социального опыта и багажа знаний для верификации медийной информации почти полностью доверяя ей.
Именно через СМИ среди разных категорий населения пропагандируются определенные ценностные установки, мировоззренческие стереотипы и модели поведения, в результате чего общие вкусы и формы культурного потребления распространяются в обществе.
Как отмечается в исследованиях А.М.Голуб «…заметное влияние оказывают СМИ, телевидение и Интернет на формирование представлений о современном состоянии общества, об уровне существующей в нем социальной справедливости и наиболее типичные черты молодого современника». Данные каналы коммуникации зачастую формируют у молодых людей уверенность в том, что сильнейший всегда прав, свобода — это возможность делать все, что заблагорассудится и др. Как отмечает автор, «…телевидение создает такие телепрограммы и фильмы, в которых показывается якобы социальный статус и успех человека, его счастье и, вообще, смысл бытия зависящий от тех материальных благ и предметов роскоши, которыми обладает человек, показывает то, что является внутренним и социальным табу (порнография, насилие, смерть, страдания других, преступность). Потом в реальной жизни молодой человек уже не может обойтись без этих «ценностей», ищет все возможные пути, чтобы получить необходимую сумму денег на их приобретение, что вызывает рост преступности и падение нравов в обществе» .
Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандирующийся в СМИ, особенно на телевидении и в компьютерных сетях, приводит к неосознанному желание молодежи подражать ему, способствует закреплению подобных стереотипов поведения в собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, способствует появлению негативных норм поведения в обществе, что, в свою очередь, открывает путь к потере морально-ценностных установок, к правонарушениям.
У человека, который начинает воспринимать социум через Интернет, «…возникает новая картина мира, отличная от реальной жизни. Компьютеры и телекоммуникационные технологии часто сужают круг личных, «живых» контактов и делают отношения между людьми отстраненными. Молодой человек, часами находясь во всемирной сети, отучается жить настоящей земной жизнью» . Интернет «выводит» молодежь из реальности социальной жизни, отвлекает от естественных интересов и обязанностей, а онлайновая активность заслоняет собой активность в реальной социальной среде, что приводит к сворачиванию настоящих социальных контактов, сужению интересов, формирования ложных нравственных представлений и ценностей, обеднения эмоций, развитию эгоизма, раздражительности.
Еще одним фактором, который играет важную роль в формировании ценностных ориентаций современной молодежи, выступает группа сверстников, которая с ее нормами и ценностями играет решающую роль в усвоении молодым лицом определенного социального опыта, в становлении ее личности в целом. Содержание деятельности данной группы, ее ценностно-нормативные представления в значительной мере определяют ее моральное лицо, то есть содержательную сторону процесса социализации в этом возрасте. Референтная группа оказывает существенное влияние на формирование личности, ее поведение в группе. Она является источником норм поведения, установок ценностных ориентаций для индивида.
Таким образом, при формировании ценностных ориентаций молодые люди во многом зависят от внешних факторов, формирующих их восприятие жизни. Отметим, что система ценностных ориентаций взрослых более устойчива, чем у молодежи, а удельный вес отдельных ценностей выше, чем у подростков.