Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Влияние детско-родительских отношений на эмоционально-волевую сферу ребенка с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ ДЕТЕЙ С ЗПР 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к анализу детско-родительских отношений 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 10
1.3. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ 14
1.4. Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 24
2.1. Процедура проведения исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 26
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Факт появления на свет ребенка с ограниченными возможностями здоровья является причиной сильного стресса, характеризующегося пролонгированным характером, оказывающим мощное деформирующее воздействие на психику родителей. Зачастую неспособность родителей справиться с психотравмирующей ситуацией приводит к нарушению системы детско-родительских отношений.
Существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребенка. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Неблагополучная семейная ситуация и деструктивный характер детско-родительских взаимоотношений содействуют развитию у детей неадекватной самооценки, несформированной эмоционально-волевой сферы.
В настоящее время актуальным является поиск новых методологических и технологических подходов психологической коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР с учетом оптимизации детско-родительских отношений.
В отечественной психологии показана ведущая роль взрослого в общении, развитии ребенка и формировании детско-родительских отношений (Л.С. Выготский, А.Н. Запорожец, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.). Проблемами изучения детско-родительских отношений занимались такие ученые, как А. Фромм, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Буянов, Г. Хоментаускас, Р. Снайдер, Р.А. Зачепицкий, Е.К. Яковлева, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и другие.
Большинство исследователей (Е. Арутюнян, А.В. Гарбузов, А. Дмитриева, Е. Эйдемиллер, А. Захаров, А. Личко) влияния семейного окружения на способности детей сходятся во мнении, что семьи, в которых родители проявляют внимание и интерес к развитию ребенка, эмоционально общаются с ним, где поощряется нестандартное поведение без жесткого контроля со стороны родителей, способствуют адекватному эмоционально-волевому развитию детей. Все вышесказанное обусловливает актуальность выявления взаимосвязи между особенностями детско-родительских отношений и сформированностью эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы «Влияние детско-родительских отношений на эмоционально-волевую сферу ребенка с задержкой психического развития».
Цель исследования: установление взаимосвязи между особенностями детско-родительских отношений и сформированностью эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР.
Предмет исследования: специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: конструктивные стили родительского отношения к ребенку (кооперация, симбиоз) будут способствовать формированию эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены следующие задачи исследования:
1. Обобщить отечественные и зарубежные психолого-педагогические подходы к изучению детско-родительских отношений.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР.
3. Рассмотреть особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.
4. Раскрыть специфику возрастного развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
5. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР и дать анализ полученным результатам.
Для решения задач используется комплекс исследовательских методов, представленный теоретическими методами (анализ, синтез, обобщение, описание, сравнение, аналогия и др.); эмпирические — тестирование, анкетирование. В работе применялись следующий методики: опросник родительских отношений (ОРО) А. Варга, В. Столина; ЦТО (игра «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров, С.В. Велиева); методика «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова и Т.И. Шульга).
Практическая значимость работы: исследование данной проблемы дает возможность выявить особенности детско-родительских отношений на эмоционально – волевую сферу ребенка с задержкой психического развития и позволяет определить основные направления психокоррекционной работы и первичной психопрофилактики нарушений.
Структура работы: определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме позволил достигнуть цели исследования и решить поставленные задачи. Проанализировав теоретические основы изучения роли детско-родительских отношений в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что семья является главным источником формирования всей системы общения и развития социально значимых навыков у ребенка, имеющего отклонения в развитии. Это объясняется высокой степенью зависимости нетипичного ребенка от членов семьи и особой ролью семьи в формировании социальных стереотипов его поведения.
В контексте нашего исследования особую значимость приобретают детско-родительские отношения. Особенностями таких отношений являются: наличие эмоциональной значимости отношений для ребенка и родителей; амбивалентность в их взаимоотношениях; динамика отношений в зависимости от возраста ребенка.
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики, выражающегося в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. У старших дошкольников с задержкой психического развития отмечается дефилицитарность процессов познания: внимания, речевой регуляции, мотивационно-целевой и игровой деятельности, эмоционально-волевой и нравственно-этической сферы, мышления, памяти, восприятия, сенсорного развития, саморегуляции поведенческой сферы.
Дети с ОВЗ испытывают потребность в постоянном эмоционально-положительном контакте и теплых аффилиативно-насыщенных отношениях с родителями, нуждаются в их заботе и поддержке. Отсутствие родительской любви и тепла может привести к формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья неадекватных дезадаптивных личностных характеристик.
Подобранный комплекс методик позволил объективно оценить особенности проявления эмоционально-волевой регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Из общей выборки пять детей при столкновении с трудностями дети ищут легкие пути решения или продолжают выполнять поручение после попыток отказа, однако наблюдается проявление решительности. Семь детей обладают низким уровнем развития волевых качеств, не прикладывают усилий при выполнении заданий и деятельность выбирают только исходя из степени легкости. По результатам исследования установлено, что в семьях детей с низким уровнем развития волевых качеств отмечается нарушение детско-родительских взаимоотношений, что негативным образом сказывается и на эмоциональном отношении самих детей к семье. Авторитарный стиль воспитания, отсутствие кооперации и сотрудничества у родителей с детьми приводит к несформированности у детей волевых качеств и недостаточно позитивному эмоциональному отношению детей к родителям. Наличие в семьях детей с ЗПР сотрудничества и кооперации способствует лучшей сформированности волевых качеств, отношения детей с родителями основаны на доверии, понимании и эмоциональной близости и характеризуются эмоционально положительным отношением.
Выделенные особенности свидетельствуют о необходимости поиска путей решения проблемы психологической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с ЗПР в контексте оптимизации детско-родительских отношений и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ ДЕТЕЙ С ЗПР

1.1. Психолого-педагогические подходы к анализу детско-родительских отношений

Одна из основных проблем психологии — проблема изучения системы отношений личности. Термин «отношение» вошел в научно-психологический оборот в связи с появлением работ А.Ф. Лазурского . В дальнейшем разработкой термина «отношение» занялся В.Н. Мясищев, который утверждал, что именно благодаря включению индивида с момента рождения до смерти в систему общественных отношений происходит формирование его субъективного отношения ко всем сторонам действительности . В контексте нашего исследования особую значимость приобретают детско-родительские отношения. Особенностями таких отношений являются: наличие эмоциональной значимости отношений для ребенка и родителей; амбивалентность в их взаимоотношениях; динамика отношений в зависимости от возраста ребенка
Анализ научной литературы позволяет выделить следующие подходы в изучении детско-родительских отношений. Психоаналитический подход основан на приоритете личности ребенка, в то время как родителям принадлежит роль носителей культурных норм и ценностей, а также потребностей ребенка. З. Фрейд рассматривал мать как источник удовольствия, либидо и контроля для ребенка . Д. Боулби , К. Роджерс , Э. Фромм , Э. Эриксон также занимались изучением детско-родительских отношений. Э. Эриксон и Э. Фромм исследовали социокультурный фактор в рамках развития отношений; Э. Эриксон обозначал двойственность позиций в детско-родительских отношениях. Э. Фромм доказывал наличие качественного различия между спецификой материнского и отцовского отношения к ребенку; К. Роджерс указывал на противопоставление условной и безусловной родительской любви; Согласно К. Роджерсу, для нормального развития ребенка необходимо отсутствие конфликта между «Я-идеальным» (т.е. представление человека о том, как его любят) и «Я-реальным» (т.е. действительным состоянием этой любви) .
В отечественной психологии показана ведущая роль взрослого в общении, развитии ребенка и формировании детско-родительских отношений — Л.С. Выготский , А.Н. Запорожец , М.И. Лисина , Л.И. Божович , Д.Б. Эльконин и др. Наиболее изученным аспектом детско-родительских отношений являются родительские установки (позиции) — А.Я. Варга , О.А. Карабанова , Э.Г. Эйдемиллер и др. Родительские установки — это совокупность совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним .
Модель взаимодействия родителя и ребенка, означающая равенство их влияния друг на друга в процессе психологического взаимодействия как двустороннего процесса установления отношений (А.Я. Варга, Е.И. Захарова, Г.Т. Хоментаускас и др.) является распространенной в современной психологии . По мнению А. Адлера, ведущими категориями семьи являются равенство и сотрудничество . Согласно А.Я. Варга, В.В. Столину, родительские отношения являются системой разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, используемые при общении с ним, а также особенностей понимания характера и личности ребенка .
О.А. Карабанова дает следующее определение феномену детско-родительских отношений — это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы . Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми взглядами, намерениями; установка – менее однозначна .
Е.О. Смирнова считает, что специфика детско-родительских отношений характеризуется эмоциональной значимостью как для ребенка и для его родителей, но вместе с тем отмечается амбивалентность во взаимоотношениях ребенка и родителей — родители, заботясь о ребенке, в то же время должны научить его заботиться о себе самостоятельно . А.С. Спиваковская утверждает об определенной внутренней конфликтности детско-родительских отношений, заключающихся в наличии тенденции в постоянной трансформации отношений в зависимости от возраста ребенка и закономерном отдалении от родителей . С позиции отечественных исследователей, детско-родительские отношения представляют собой эмоционально избирательную психологическую связь ребенка с родителями, выражаемую в определенных переживаниях, действиях и реакциях. Данная связь обусловлена психовозрастными характеристиками детей, социокультурными поведенческими стандартами, и именно она определяет характер восприятия ребенком способа общения с родителями .
Согласно А.Я. Варга, В.В. Столину, родительские отношения являются системой разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, используемые при общении с ним, а также особенностей понимания характера и личности ребенка . Важность ухода за детьми и гуманного отношения к ним с раннего возраста отмечают Дж. Боулби, З. Фрейд, Э. Эриксон, и др. По Фрейду общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типовых возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации проявляются впоследствии характерными проблемами уже взрослого человека . Основные положения теории привязанности, основанной Дж. Боулби и М. Эйнсворт, касающиеся опыта взаимоотношений, полученных в раннем детстве, в основном зависят от характера приверженности близкого человека .
Большой вклад в изучение взаимоотношений родителей с детьми осуществили представители бихевиористического направления, которые определяющее значение придают технике поведения и дисциплине ребенка. К. А. Андерсон и Х. Э. Кинг пришли к выводу, что поощрение и подкрепление гораздо более эффективно действуют на смену нежелательного поведения ребенка, чем наказание . Гуманистическое направление принято рассматривать в русле концепций А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Олпорт, В. Франкла, К. Роджерса, Бюллер и многих других. К. Роджерс важнейшими понятиями модели семейного воспитания считал проявление искренних, настоящих чувств (и положительных, и отрицательных) всеми членами семьи, безусловное принятие чувств близких, преданность своему внутреннему «Я» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы