Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психодиагностика

Курсовая с практикой на тему Изучение самосознания подростков в полиэтнической среде.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования самосознания подростков в полиэтнической среде 6
1.1 Понятие «самосознание», специфика становления самосознания в подростковом возрасте 6
1.2 Особенности развития личности в полиэтничной среде 12
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей самосознания подростков в полиэтнической среде 16
2.1 Организация исследования: описание выборки, диагностического инструментария 16
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 23
Заключение 28
Список литературы 29

 

  

Введение:

 

Подростковый возраст – период становления самостоятельной жизни, независимости и самоопределения. Важную роль в реализации этих задач играет бурное проявление характерологического своеобразия подростка. Заострение характерологических черт влияет на подростка двояко. С одной стороны, «кричащие» особенности характера требуют поиска адекватного самоопределения и самовыражения в наступающей зрелой жизни, с другой – являются источником поведенческих девиаций и повышенной тревожности. Душевный дискомфорт, сопровождающий взросление, зачастую граничит с невротическими страхами и тревогой.
Одним из источников возникновения тревоги у подростка является отсутствие четкого представления о себе и своем месте в мире при высокой потребности в таком знании. Так, в 15 – 16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и идеального Я. По мнению И. С. Кона, это несовпадение вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития. В формировании самосознания и развитии общей самооценки главная роль отводится когнитивным способностям, так как они способствуют обобщению наиболее значимых для личности самооценок. Однако именно эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием внутренней жизни подростка. Рост эмоциональной напряженности у подростка в отношении себя может блокировать развитие когнитивного компонента самооценки.
В Росси подростки существуют и развиваются в условиях полиэтнической среды: это обусловлено тем, что Россия – многонациональная страна, в которой представители каждого этноса имеют равные права. Соответственно, следует учитывать данный фактор при изучении процесса и особенностей формирования самосознания подростка. Однако следует отметить, что в настоящее время влияние полиэтнической среды на развитие самосознания подростка изучено недостаточно.
Цель исследования: проанализировать особенности становления самосознания подростков в полиэтнической среде.
Объект исследования: самосознание подростков.
Предмет исследования: формирование этнической идентичности как компонента самосознания подростка в полиэтнической среде.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности развития самосознания в подростковом возрасте;
2) Проанализировать влияние полиэтнической среды на формирование личности;
3) Составить программу эмпирического исследования самосознания подростков в полиэтнической среде;
4) Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы.
Гипотеза: существование в полиэтнической среде способствует формированию положительной этнической идентичности подростка, выражающейся в позитивном восприятии своей этнической принадлежности и представителей иных этнических групп.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных, опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова). методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности, качественный и количественный анализ результатов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подростковый период развития характеризуется весьма активными поисками себя и собственного места в социуме, определения собственной принадлежности к различным видам сообществ, в том числе этнических. У подростка активно формируется самосознание, говоря иначе, система представлений о себе. В данную систему включается и представление о собственном внешнем виде, собственном имени, определенных способностях и интересах, предпочтениях, половой принадлежности и характеристиках, а также идентификация себя как представителя того или иного этнического сообщества. Характер такой идентификации в дальнейшем определяет восприятие подростком представителей своей этнической группы, а также иных этнических групп, что определяет специфику его взаимодействия с другими этносами. В России позитивная направленность подобной идентификации имеет большое значение по той причине, что наша страна является полиэтническим государством, где взаимодействие с представителями других этносов необходимо осуществлять практически каждый день.

Изучение самосознания подростков в полиэтнической среде, в первую очередь, их этнической идентичности, продемонстрировало, что для преобладающего количества участников исследования характерна нормативная этническая идентичность, когда подросток принимает собственную этническую принадлежность и признает право на существование представителей иных этнических групп, что можно считать наиболее здоровой формой этнической идентичности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы исследования самосознания подростков в полиэтнической среде
1.1 Понятие «самосознание», специфика становления самосознания в подростковом возрасте

С точки зрения теории В. В. Столина, самосознание, представляя собой процесс, посредством которого осуществляется самопознание субъекта и выстраивается его отношение к самому себе, а также имея значение механизма обратной связи, который является обязательным компонентом «для интеграции активного субъекта и его деятельности», реализует выделенную связь на трех уровнях:
— на органическом уровне, характеризуя личность в системе ее органической активности;
— на индивидном уровне — в предметной коллективной деятельности и взаимоотношениях с окружающими;
— на личностном уровне — в системе личностного развития, соотносящегося с разнообразием форм деятельности субъекта [14].
Соответственно, обладая диалогической природой, самосознание детерминирует особенности коммуникативного взаимодействия и деятельность личности.
Согласно представлениям B. C. Мухиной, «самосознание представляет собой ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности». Структуру самосознания личности, с точки зрения B. C. Мухиной, образуют идентификация с телом и именем; самооценка; представление о себе как о представителе определенного пола; представления о себе в настоящем, прошлом и будущем; оценка себя в социуме. Если компоненты структуры самосознания константны и имеют прочную постоянную связь, за счет чего достигается целостность и идентичность субъекта с самим собой, их содержательный аспект непрерывно развивается.
В структуре самосознания, согласно представлениям B. C. Мерлина, дифференцируются следующие элементы: сознание своего «Я» как активного начала; сознание тождества своей личности («сознание тождественности»); осознание своих психических свойств; социально-нравственная самооценка своих психических свойств (не всегда совпадающая с их самооценкой). Все выделенные составляющие самосознания функционируют в определенном взаимодействии друг с другом, которое детерминировано тем, что они задаются направленностью личности, становление и проявление которой (как системы мотивов) осуществляется в плоскости межличностных отношений, через характерные для субъекта социальные роли [11].
Согласно представлениям В. В. Столина, элементарными частицами самосознания следует считать:
— на органическом уровне — образ самого себя (схема тела и самочувствие);
— на индивидном уровне — воспринимаемая (ожидаемая) оценка себя другими и самооценка;
— на личностном уровне — конфликтный смысл «Я», который содержит в себе: когнитивную, эмоциональную и отношенческую составляющие. Конфликтный смысл «Я» выражается в результате осуществления определенного действия (поступка) или как итог его прогноза по той причине, что действие в любом случае подразумевает определенный выбор человека как субъекта деятельности. В результате его осознания (неосознания), одобрения (неодобрения) формируется определенное отношение к себе [14].
В подростковом периоде самосознание обретает качественно новые характеристики (Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин). На более ранних этапах развития формирование самосознания происходит спонтанно, как правило, непосредственно субъект не принимает активного участия в его развитии. Нравственное развитие личности происходит непрерывно на протяжении всей жизни, но основные, «стержневые» его конструкции: нравственные убеждения, нравственные ценности и ценностные ориентации – образуются на подростковом и юношеском этапе. Именно на данном этапе происходят качественные изменения в формировании нравственного сознания, активные преобразования во внутреннем мире (доказательством чему может являться, например, зарождение особо доверительной дружбы, первой влюбленности и т. д.). Подросток пытается производить моральную оценку своих собственных поступков и поступков окружающих несмотря на то, что ее основа может быть весьма размыта и неопределенна [3].
В эмоциональном аспекте формирование нового уровня самосознания проявляется в превращении конкретных нравственных самооценок, самооценок определенных свойств личности в единое, интегрированное отношение к себе. К 15-16 годам главное внимание сосредотачивается на исследовании когнитивного компонента самосознания. Формирование когнитивной составляющей самосознания подростка выражается в усилении роли системы личностных ценностей, увеличении личностного, «психологического», динамического параметра самовосприятия. В области познания формирование нового уровня проявляется в трансформации четкой двухполюсной самооценки (хороший – плохой) в размытое, амбивалентное оценочное представление.
Каждый этап формирования самосознания обладает особым уровнем и характерной для данного этапа специфичностью потенциала познания себя, способностями к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Онтогенетические уровни самосознания детерминируются, в первую очередь, уровнем сформированности на конкретном возрастном этапе остальных психических функций — памяти, мышления, речи, произвольных действий, чувств и т. д., по той причине, что все действия и компоненты самосознания формируются и реализуются на базе выделенных процессов и через них [7].
Особенностями становления Я-концепции и самосознания на подростковом этапе онтогенеза занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. С точки зрения Л. С. Выготского, самосознание — это социальное сознание, которое спроецировано во внутреннюю сферу, а память — эта база, которая сохраняет целостность самосознания, неразрывность и преемственность конкретных его состояний. Самосознание подростка Л. С. Выготский интерпретирует не только как явление, характерное для его личности и сознания, но и как аспект становления личности, детерминированный биологически и социально подготовленный всей предыдущей его историей. В организации нервной системы фиксируются потенциальные предпосылки самосознания, но для того, чтобы данные предпосылки раскрылись, требуются соответствующие психологические и социальные преобразования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы