Курсовая с практикой на тему Вклад А.В. Дудникова в разработку проблем методики преподавания русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 5
1.1. Методика обучения русскому языку как прикладная наука. 5
1.2. Специфика методики обучения русскому языку
А.В. Дудникова. Стратегические и тактические принципы.. 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 15
2.1. Система обучения
русскому языку на
основе положений
А.В. Дудникова 15
2.2. Разработка конспекта урока по русскому языку для
учащихся 9-го класса на основе положений А.В. Дудникова. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
Введение:
Сегодня для каждой цивилизованной
страны перспектива политического, экономического и культурного развития обладает
тесной взаимосвязью именно с системой образования. Общество на данном этапе
своего развития нуждается в людях, способных к приобретению знаний и ориентировке
в образовательном пространстве. Результаты общего образования должны выражаться
в предметном формате (в частности, это касается такого предмета как русский
язык) и иметь характер межпредметных умений.
Отметим, в основе
развития личности каждого учащегося лежит умение учиться, состоящее в умения
самостоятельно познавать мир посредством освоения и преобразования информации в
процессе конструктивного сотрудничества с окружающими[1].
Эти знания и умения
формируются в системе школьного образования. Особое внимание следует уделять
методике обучения тому или иному предмету, в нашем случае – методике
преподавания русского языка.
При этом вопрос
значимости разработок А.В. Дудникова остается недостаточно исследованным. Этим
и обусловлена актуальность темы исследования.
Цель исследования
состоит в рассмотрении вклада А.В. Дудникова в разработку проблем методики
преподавания русского языка и разработке системы обучения русскому языку на
основе положений А.В. Дудникова.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методику
обучения русскому языку как прикладная наука.
2. Дать характеристику
специфике методики обучения русскому языку А.В. Дудникова, описать
стратегические и тактические принципы.
3. Разработать систему
обучения русскому языку на основе положений А.В. Дудникова.
4. Разработать конспект
урока русского языка.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что индуктивных и дедуктивных методов позволяет
достичь цели и решить задачи обучения русскому языку.
Объект исследования –
процесс обучения русскому языку с средних классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования –
методика преподавания русского языка на основе положений А.В. Дудникова.
Методы исследования, способствующие
решению поставленных задач исследования: 1) теоретические методы: теоретический
анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей,
свойств, явлений); синтез и обобщение; 2) эмпирические методы: обобщение
педагогического опыта; конструирование при разработке системы обучения русскому
языку на основе положений А.В. Дудникова.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами материал
может быть использован в дальнейших разработках данного вопроса; в
разработанной системе обучения русскому языку на основе положений
А.В. Дудникова и конспектах уроков русского языка; а также возможности их
использования в работе учителя русского языка в 5-9 классах.
Теоретико-методологическую
базу исследования составили труды таких ученых, как
Т.М. Балыхина, М.Т. Баранов, Т.М. Воителева, А.В. Дудников, М.Р.
Львов, Т.Г. Рамзаева, А.М. Ямалетдинова и др.
Структура исследования обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы. [1] Концепция федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования. – М., 2008. – С.
18.
Заключение:
Нами было проведено
исследование на тему «Вклад А.В. Дудникова в разработку проблем методики
преподавания русского языка».
Была достигнута цель
исследования – рассмотрен вклада А.В. Дудникова в разработку проблем
методики преподавания русского языка и разработке системы обучения русскому
языку на основе положений А.В. Дудникова.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Рассмотрена методика
обучения русскому языку как прикладная наука. Анализ литературы по теме
исследования показал, что методика преподавания русского языка как прикладная
наука – это наука, изучающая уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных
ступенях обучения; выясняющая причины успехов или неудач в обучении; исследующая
типичные ошибки – речевые, орфографические и пр.; находящая способы их
устранения и предупреждения.
2. Дана характеристика
специфике методики обучения русскому языку А.В. Дудникова, описать
стратегические и тактические принципы. Анализ литературы позволил сделать
выводы, что соблюдение стратегических и тактических принципов дает педагогу
возможность достичь цели и решить задачи обучения русскому языку, в частности,
в средник классах. Для учащихся, для которых русский язык является родным,
целесообразным считаем использование индуктивного метода обучения в комплексе с
дедуктивным, индуктивно-дедуктивным и дедуктивно-индуктивным методами.
3. Разработана система
обучения русскому языку на основе положений А.В. Дудникова на примере
методики обучения синтаксису русского языка учащихся 9-го класса. В основе
данной системы лежат положения А.В. Дудникова о методах и принципах
обучения русскому языку. Данная система предполагает систему речевых задач,
которая направлена на формирование таких умений: распознавать сложные
синтаксические конструкции в учебном тексте социокультурной тематики, в устных
высказываниях; осознавать лингвистическую природу этих предложений и
осмысливать коммуникативную роль их в письменном и устной речи.
Использование дедуктивных
и индуктивных методов предполагает использование заданий на основе опорного
учебного материала:
– анализ текстов разных
типов, стилей и жанров речи;
– редактирование текстов,
учебное перевод, создание высказываний на основе текста.
4. На основе положений
А.В. Дудникова был разработан конспект урока русского языка. Работа на данном уроке построена с учетом следующих
условий использования индуктивного и дедуктивного методов обучения, а также
формирования логического мышления на уроках русского языка:
1) использование
упражнений, предполагающих выполнение операций анализа, синтеза, классификации,
группировки и др.
2) степень сложности
упражнений, используемых на уроке, соответствует уровню развития школьников.
Итак, считаем, что цель
данного исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена:
использование в процессе обучения русского языка положений А.В. Дудников, в
частности, индуктивных и дедуктивных методов, позволяет достичь цели и решить
задачи обучения русскому языку.
Результаты исследования
могут быть использованы в работе учителя русского языка в 9-х классах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Методика обучения
русскому языку как прикладная наука Методика преподавания
русского языка стоит в ряду педагогических наук. По мнению Т.Г. Рамзаевой и
М.Р. Львова, она является прикладной наукой, так как учитывает теорию в
процессе решения практических задач обучения, воспитания и развития учащихся[1]. Она изучает процессы
обучения школьников русскому языку как родному:
– усвоение ими знаний о
языке;
– формирование у них
языковых и речевых умений и навыков.
В основе методики обучения
русскому языку находятся лингвистические и психологические концепции о роли
языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления[2].
Методика обеспечивает
такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории
лингвистики о сущности языка и его социальной функции – быть важнейшим
средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в
языковом коде. Задача школы и научной методики – сделать для каждого учащегося
его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом
интеллектуального мира человека[3].
Родной язык служит
инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его
развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли,
быстро и правильно воспринимать чужие учиться в современной школе невозможно,
так же как и стать полноценным членом общества. Для решения своих задач
методика выбирает оптимальные варианты в рамках классно-урочной системы, жестко
ограниченного числа уроков и объема учебного материала по утвержденным
программам и учебникам с использованием оборудования – от тетрадей и доски с
мелом до лингафонных кабинетов, телевидения и компьютеров[4].
Иногда высказывается
мнение о методике как о прикладной, практической отрасли педагогики, дающей
рекомендации по обучению конкретному предмету, конкретной теме. Методика
действительно дает такие рекомендации, но она имеет и теоретическую часть;
практические решения опираются на познанные закономерности формирования
грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков
чтения, интонаций, на изученные трудности и ошибки учащихся. На познании
закономерностей основываются диагностическая и прогностическая функции методики[5].
Методика относится к
числу гуманитарных наук, т.е. наук о человеке, о духовном мире людей. Поскольку
методика преподавания русского языка связана с изучением языка, то ее,
очевидно, можно назвать одной из филологических наук[6]. По словам М.Р. Львова,
предметом методики преподавания русского языка является язык во всех его
проявлениях: его структура и правила, речь – язык в действии, и все, что на
данном языке выражено, хранится и понятно (то есть литература). Он отмечает,
что занимается этим методика в особом аспекте: в передаче другим людям, новым
поколениям[7].
Предметом методики
является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в
себя (Рисунок 1): Рисунок 1. Компоненты предмета
методики преподавания русского языка Результат обучения также
входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено[8].
Т.Г. Рамзаева и М.Р.
Львов отмечают, что методика преподавания русского языка как наука занимается:
– изучением уровней
знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения;
– выяснением причин
успехов или неудач в обучении;
– исследованием типичных
ошибок – речевых, орфографических и пр.;
– поиском способов их
устранения и предупреждения[9].
Методика решает четыре
задачи (Рисунок 2): [1] Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика
обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед.
ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М.:
Просвещение, 1979. – 431 с. [2] Методика преподавания русского
языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов,
Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – С. 5. [3] Методика преподавания русского
языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов,
Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – С. 5. [4] Методика преподавания русского
языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов,
Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – С. 5-6. [5] Методика преподавания русского
языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов,
Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – С. 6. [6] Ямалетдинова А.М. К вопросу о
статусе методики преподавания русского языка как научной дисциплины // Вестник
Башкирск. ун-та. – 2011. – №2. – С. 406. [7] Львов М.Р. Русский язык в школе:
История преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей. – М.:
Вербум. 2007. – С. 58. [8] Методика преподавания русского
языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов,
Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – С. 6. [9] Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика
обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед.
ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М.:
Просвещение, 1979. – 431 с.