Курсовая с практикой на тему Виртуальные экскурсии как средство ознакомления старших дошкольников с природой на основе использования информационных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования информационных технологий в виртуальных экскурсиях детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в ДОУ 5
1.2. Виртуальные экскурсии в ДОУ 13
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Использование виртуальных экскурсий как средства ознакомления старших дошкольников с природой на основе использования информационных технологий 18
2.1. Требования к организации виртуальных экскурсий 18
2.2. Организация виртуальной экскурсии как средства ознакомления старших дошкольников с природой на основе использования информационных технологий 20
Выводы по 2 главе 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 1 34
Презентация по ознакомлению с первыми весенними цветами 34
Введение:
ФГОС ДО требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Информационно-коммуникационные технологии позволяют сегодня педагогу ин-тересно организовать образовательный процесс. Персональный компьютер, интернет прочно вошли в нашу жизнь, а современные дети проявляют к ним значительный инте-рес.
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. В связи с внедрением новых информационных технологий в образователь-ный процесс ДОУ существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные. Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» – похожий, неотличимый. Первые виртуальные экскурсии были представлены виртуальными экскурсиями по музеям и стали появляться в Интернете уже в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географи-ческом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуаль-ных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Пре-имуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Проблема исследования заключается в необходимости изучения и разработки ма-териалов использования виртуальной экскурсии в ознакомлении детей старшего до-школьного возраста с природой.
Объект исследования: виртуальные экскурсии как средство ознакомления стар-ших дошкольников с природой.
Предмет исследования: виртуальные экскурсии.
Цель исследования: изучение использования виртуальных экскурсий как средства ознакомления старших дошкольников с природой на основе использования информаци-онных технологий.
Задачи исследования:
1. Определить особенности использования информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
2. Исследовать применение виртуальных экскурсий в ДОУ.
3. Обозначить требования к организации виртуальных экскурсий.
4. Составить рекомендации по организации виртуальной экскурсии как средства ознакомления старших дошкольников с природой на основе использования информаци-онных технологий.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование виртуальных экс-курсий как средства ознакомления старших дошкольников с природой будет способство-вать получению детьми более глубоких знаний о природе.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.
Заключение:
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. В связи с внедрением новых информационных технологий в образователь-ный процесс детского сада существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные.
Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволяет не про-сто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значитель-но повысить интерес детей, развить познавательные способности, сформировать умения поисково‐ исследовательской деятельности.
Кроме того, подготовка презентаций помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освободить от большого объема бумажных наглядных по-собий. Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать соб-ственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты ра-боты, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования информационных технологий в виртуальных экскурсиях детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности использования информационно-коммуникационных техноло-гий в ДОУ
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами ДОУ для повышения эффективности образовательного процесса.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном об-разовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положи-тельное влияние на различные стороны развития дошкольников. С этой целью, в детские учреждения приобретают интерактивные доски, детские компьютеры, ноутбуки для педа-гогов.
Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образователь-ного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также владение данными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социаль-но-экономических условиях. Конечно, работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание, сложившаяся система позволяет вовлекать их в процесс воспитания детей со-гласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, родительские собрания, наглядная информация, досуги, родительские клубы, конкурсы
Широкие возможности интерактивного оборудования позволяют сделать занятия более интересными, динамичными, обычные занятия превращаются в интересную и увлекательную игру.
Использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ помогает нам развивать у детей различные навыки: внимание, память, мелкую моторику, способствующую разви-тию речи, мышления. С их помощью развиваются не только интеллектуальные способно-сти ребенка, но и воспитываются волевые качества, такие как самостоятельность, собран-ность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщают ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями. ИКТ актив-но используются педагогами при организации взаимодействия с родителями воспитан-ников. При проведении разных форм работы с родителями педагогами используются ви-деоролики из жизни детей в детском саду, презентации по организации образовательного процесса. Таким образом, ИКТ способствуют повышению эффективности мероприятий и педагогической компетентности у родителей [5].
Использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ помогает развивать у де-тей различные навыки: внимание, память, мелкую моторику, способствующую развитию речи, мышления. С их помощью развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитываются волевые качества, такие как самостоятельность, собран-ность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщают ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
В комплекс информационно-коммуникационных технологий в ДОУ входят: мето-дическая литература, программы, вычислительная техника, которую применяют для эф-фективного и наглядного обучения. Во время работы педагоги используют компьютеры, видео- и аудио технику, мультимедиа, аудиовизуальную аппаратуру.
Благодаря интерактивной доске, дети видят большие цветные изображения, кото-рые самостоятельно передвигают. Ни какое другое оборудование не дает таких возмож-ностей. Дотрагиваясь до поверхности доски, дети совершают интерактивные путеше-ствия в другие страны мира. У них вызывает большой интерес форма демонстрации ил-люстраций, им очень нравится действовать специальным маркером, они смотрят, как за-вороженные в процессе рисования, он воспринимается детьми, как «волшебный». Дети с интересом перемещают на доске геометрические фигуры, составляют из них различные предметы; реально могут увидеть вращение земного шара и многое другое.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные: память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютер является современным инструментом и мощным техническим сред-ством обучения. Они являются незаменимым помощником в воспитании, обучении и психическом развитии дошкольников. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры, созданные специально для дошколь-ников, развиваются у детей такие важные операции мышления как обобщение и класси-фикация.
Так как дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно запомнить тот или иной материал, то необходимо преподносить ма-териал яркий и значимый.
Компьютер и интерактивная доска в этом случае просто незаменим, так как они передают информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет за-поминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Преимущества компьютера:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у де-тей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверен-ность в себе;
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повсе-дневной жизни.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
• исследовательский характер;
• легкость для самостоятельных занятий детей;
• развитие широкого спектра навыков и представлений;
• возрастное соответствие;
• занимательность.
Классификация программ:
• развитие воображения, мышления, памяти;
• говорящие словари иностранных языков;
• простейшие графические редакторы;
• игры-путешествия;
• обучение чтению, математике;
• использование мультимедийных презентаций [6].
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образователь-ного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее со-временным государственным стандартам образования. Занятия, с использованием ин-формационно-коммуникативных технологий позволяют повысить качество учебно-воспитательной работы. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуаль-ной сферы, сохранения и укрепления здоровья.
Можно выделить два главных достоинства компьютера – интерактивность, то есть способность выполнять определённые действия в ответ на действия воспитанников, и мультимедийность то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся, а так же воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, по-грузить ребёнка в определённую обстановку (будь-то какой-либо сказочный сюжет или географическое место: «лесная поляна», «подводный мир» и пр., создать иллюзию сопри-сутствия, сопереживания, содействует становлению объёмных и ярких представлений у детей.
Применение информационных технологий в обучении дошкольников целесооб-разно. Позволяет за небольшой промежуток времени, отведенного для непосредственной образовательной деятельности, подробнее рассмотреть материал, представить его доступ-нее, шире, актуальнее. Информационные технологии способствуют повышению интере-са, активизируют мыслительную деятельность детей, расширяют их кругозор, вызывают эмоциональный отклик. Использование информационных технологий способствует ак-тивизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует и развивает пси-хические процессы, развивает мышление, восприятие память, формирует активную жиз-ненную позицию в современном обществе. Кроме того, дидактический, иллюстрацион-ный, мультипликационный, видеоматериал воспринимается детьми с удовольствием, усвоение учебного материала происходит в непринужденной форме.
Также в работе детского сада активно используется электронная почта. Это позво-ляет оперативно осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса. С ее помощью происходит взаимодействие детского сада с органами, осу-ществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учрежде-ниями и организациями. Электронная почта наиболее быстрый способ пересылать раз-личную документацию, общаться с коллегами и родителями.