Курсовая с практикой на тему Викториальные праздники от Петра 1 до наших дней
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава I. Научно-исторические аспекты
викториальных праздников
1.1. Викториальные праздники как торжества
эпохи Петра I
1.2. Традиции викториальных
праздников в России
Глава II. Викториальные праздники: традиция и
современность
2.1. Режиссер викториальных
праздников: профессионально-личностный аспект
Список использованной литературы
Введение:
Одной
из основных наиболее важных гражданско-патриотических составных частей
формирования российского государства стало чествование русских солдат,
полководцев на государственном уровне в XVII-XVIII веках. Впервые за всю
историю России Петр I
провел масштабные празднования в честь русского войска, одержавшего победу над
врагом в битве с Османской империей в 1696 году. Именно с этого периода в
России традиционно стали проводиться викториальные дни, как праздничные
мероприятия, восхвалявшие честь и доблесть русского оружия.
Расширение
территории государства в XVII–XVIII веках, сосуществование культур народов России,
предопределяли необходимость создания универсальных форм торжеств, которые
способствовали поднятию народного духа и уверенности в силе русского войска.
Для вовлечения широких слоев населения в торжественные викториальные
мероприятия Пётр I
использовал самые разнообразные средства, в том числе и театрально-художественные,
феерические представления. Участвуя в создании нового типа общенародного
праздника – викториальных дней, Петр I стремился выработать язык-основу, который
должен стать понятный всем участникам торжества.
Один
из первых викториальных праздников был посвящен русским героям, покорившим
крепость Азов. Празднество продолжалось с июля 1696 по февраль 1697 года,
вплоть до наступления Великого поста. Викториальные праздники продолжались
целое столетие и прославили много побед русского войска. Однако, со временем
традиции чествования побед России, которые установил Петр I, были забыты или упрощены. Однако, в
настоящее время культурно-историческое наследие России вновь стало центром
внимания многих исследователей, как фактор гражданско-патриотического
воспитания подрастающего поколения, как дань нашим дедам и отцам, одержавшим
победу над врагом и защитившим честь и свободу нашей Родины.
Именно
современные требования гражданско-патриотической системы воспитания в России,
необходимость возрождения культурных традиций прошлого актуализируют изучение
культурно-исторического наследия страны и триумфальных побед российской армии,
как неотъемлемой части развития нашего общества.
К
истокам и традициям викториальных праздников обращались многие ученые, которые
устанавливали хронологию развития традиции чествования русских побед (А. А. Аронова,
М. М. Богословский, Я. Бутаков, М. И. Вострышев и др.);
культурно-художественные особенности викториальных праздников исследовали В. Н. Демина,
Д. Д. Зелов, А. В. Каменец и др.; режиссерское решение
триумфальных постановок викториальных праздников изучали А. Белов, А. И. Мазаев,
И. Слюнькова, Л. С. Шульдешов и др.
Кроме
того, современное проведение программ викториальных праздников предполагает не
только содержательно насыщенный отдых и досуг, но и знакомство с определенной
культурой, ее обычаями и особенностями, знакомство с конкретными, новыми для
современного человека видами проведения досуга, развитие личности в целом
(И. Э. Горюнова, А. Д. Жарков, Д. Д. Зелов и др.).
Несмотря
на достаточно обширные исследования викториальных дней, в современной науке
недостаточно исследованы проблемы современных подходов к праздникам, которая
непосредственно связаны с чествованием русский войск, одержавших победу в том
или ином сражении. Актуальность и проблематичность викториальных праздников в
современной России определили тему исследования «Викториальные праздники от Петра I
до наших дней».
Объект исследования:
викториальные праздники в России.
Предмет исследования:
викториальные праздники от Петра I до наших дней как режиссерское решение
организации мероприятий.
Цель исследования:
проанализировать викториальные праздники от Петра I до наших дней и разработать
творческий проект на основе взаимодействия инновационных и канонических
компонентов празднества.
Задачи исследования:
—
раскрыть научно-исторические аспекты становления викториальных праздников в
России;
—
охарактеризовать этапы и формы викториальных праздников;
—
проанализировать и определить специфику их воплощения средствами режиссерского
решения организаторов праздников;
—
разработать творческий проект викториального праздника «Минувших дней былая
слава» в культурно-просветительном учреждении.
Теоретической
основой работы послужили труды отечественных исследователей:
А. А. Ароновой, М. М. Богословского,
М. И. Вострышева, И. Э. Горюнова, В. Н. Деминой,
А. Д. Жаркова, Д. Д. Зелова, А. И. Мазаева,
А. В. Науменко-Порохиной, Н. А. Опариной и др.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений. Общий объем работы расположен на 45
страницах.
Заключение:
Анализ
научно-исторической литературы показал, что историческое развитие викториальных
праздников берет свое начало в эпоху Петра I и назывались «викториальные дни»,
как совершение благодарственных молебствий по поводу одержанных побед русским
войском. Викториальные дни проводились в три этапа: благодарственные молебны;
триумфальный ход русского войска и праздничное пиршество, гулянье.
Также
было выявлено, что сценарий московской части празднества показал новые
приоритеты в проведении государственных торжеств: использование
западноевропейских идей, принижение роли государя и возвеличивание роли
полководцев без оглядки на их происхождение, удаление на второй план роли
церкви.
Кроме
того, театрализованная баталия с эффектами огненного сражения и залпами ракет
стала первым драматическим фейерверком в России. А аллегорические образы,
представленные во время Азовского триумфа, продолжали использоваться во время
празднований на протяжении XVIII
века.
После
правления Петра I викториальные дни проводились как
чествование победы русских войск в различных баталиях. Введенные
Петром I
так называемые «викториальные дни» стали наиболее устойчивыми в цикле
государственных праздников, становление которых проходило на протяжении
нескольких столетий.
В
процессе исследования было выяснено, что новые викториальные праздники положили
начало образованию системы государственных праздников. Викториальные праздники
положили начало и традициям в строительстве триумфальных ворот, как ознаменование
победных событий в русской истории. Кроме того, викториальные праздники
связывались с днем памяти христианских святых.
Также
было выяснено, что с приходом советской власти празднования дней воинской славы
после октября 1917 года были отменены, многие страницы отечественной истории
были просто-напросто позабыты. Вместо них пришли на смену другие праздники,
носившие идеологический характер советской эпохи. Воссозданием викториальных
дней, по сути, является Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных
днях) России», который был принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года.
Кроме
того, викториальные праздники – это исторически сложившиеся памятные даты
победы русского войска, которые являются не только историческими датами, но и
гражданско-патриотическим и культурным наследием нашего народа. Воссоздавая
традиции викториальных праздников, мы воссоздаем былую славу воинов Отечества,
что немаловажно в воспитании подрастающего поколения, как одной из основных
задач формирования гражданина России.
Анализ
профессионально-личностного аспекта режиссер викториальных праздников дал
возможность выяснить, что основные виды деятельности режиссера культурно-просветительских
праздников – это арт-менеджмент, продюсирование режиссуры представлений,
разработка сценариев, руководство творческим коллективом.
Разработанный
творческий проект «Минувших дней былая слава» в культурно-просветительном
учреждении предусматривает
концептуальную линию решения ряда творческих, организационно-технических,
финансовых задач: поиск и воплощение идеи в сценарий, инновационные методы
режиссуры, включая сценографию, музыкальное сопровождение, сценическое
мастерство ведущих и участников мероприятия, костюмы, мотивацию аудитории и пр.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Научно-исторические аспекты
викториальных праздников
1.1.
Викториальные праздники как торжества эпохи Петра I
Понятие
«праздник» достаточно обширно трактуется в словарном фонде повседневной речи и
употребляется для характеристики эмоционально возвышенных состояний людей в
культуре разных народов. Достаточно огромная база научной трактовки понятия
праздника дает возможность определения данного феномена на разных уровнях:
историческом, лингвистическом, культурологическом, что способствует
формированию общего понимания. Историческое развитие викториальных праздников берет
свое начало в эпоху Петра I
и назывались «викториальные дни», как совершение благодарственных молебствий по
поводу одержанных побед русским войском. Первые викториальные празднества были
устроены Петром I
в честь победы русских войск над турками в Азовскую кампанию 1696 г. Оформление
праздничных мероприятий по указу Петра I основывалось на европейских
традициях, которые были привнесены царем после поездок по Европе, и
представляло собой празднование нового типа, которые включали не только канонические
для России торжественные богослужения, но и инновационные феерические
представления, триумфальный ход войска, красочные гулянья [10].
Викториальные
дни проводились в три этапа: благодарственные молебны, по сохраненным
историческим данным в Азове, Москве и Воронеже; триумфальный вход русского
войска в Москву и праздничное пиршество, гулянье. По указанию Петра I первый молебен был отслужен во
взятом Азове сразу после вступления войск в крепость 20 июля 1696 года. В книге
М. М. Богословского «Петр I: Материалы для биографии» описываются
триумфальные чествования, которые сопровождались действиями военного флота.
Выстроившись под городом Азовом в строй военные суда учинили «купно с войсками,
также и в обозе, во всех шанцах и крепостях, на стругах везде трижды»
заздравную радостную стрельбу [3].
В
этот же день Петр I отправил из Азова грамоту «Всесветейшему кир Адриану,
Божиею милостию архиепископу Московскому и всеа Росии и всех северных стран
Патриарху», в которой царя указывал на взятие Азова. Прочитав данную радостную
весть, Патриарх Адриан «заплакал от радости и велел ударить в большой колокол к
молебну» [25,
C. 241]. В грамоте Петр I также обратился к Патриарху Адриану
с просьбой отслужить благодарственный молебен, который был отслужен в этот же
день в соборной апостольской церкви, где присутствовали все властвующие, а
также бояре «и все палатные люди, и всяких чинов люди, народу было множество, и
после молебна бояре Патриарху здравствовали» [25, C. 241]. Так как грамота Петра I была
официальным документом, то она была оглашена перед народом, а Патриарх произнес
торжественное слово. Согласно православной традиции, молебен сопровождался
викториальным благовестом Ивановской колокольни [3].
Как
и в Москве, молебное благодарственное пение в Воронеже состоялось по воле
Петра I
2 сентября 1696 года. Как описывается в книге М. М. Богословского,
думным дьяком А. А. Виниусом в честь победы Петра I над Османской империей был сочинен
«Акафист», восславлявший непобедимого великого царя, который «превосшел еси
Александра древнего… иже никакими трудами непреоборим был еси» [3, C. 335].
Вторая
часть торжественных празднеств – это первый парад, триумфальный вход регулярной
армии и флота, выросших из потешных полков и флотилий Петра I в
Москву. По этому случаю было организовано первое светское торжество – шествие
через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга. Для встречи
войск во главе с Петром I
было организовано звуковое и визуальное пространство.
Завершающим
этапом встречи войск стало их прохождение через триумфальные ворота у
Всесвятского моста, сейчас Большой Каменный. Первые русские триумфальные ворота
представляли собой декорацию, которая вплотную была прислонена к первой
проездной арке моста. Сами ворота были сооружены по типу римских и носили
символический характер: на правой стороне на пьедестале статуя Марса с мечом в
правой руке и щитом в левой, а у его ног «невольники, татарский Мурза с луком и
колчаном, а за ним два Татарина скованные» [28]. С левой стороны возвышалась
статуя геркулеса, а у его ног лежал паша Азова в чалме и два скованные турка. На
арке красовались надписи «Пришел, увидел, победил», «Бог с нами», которые были
выполнены мастерами Оружейной палаты во главе с Иваном Салтановым. Около
Триумфальной арки были установлены две пирамиды, которые прославляли храбрых
русских воинов как на суше, так и на море. Пирамиды соединялись с воротами
огромными живописными картинами с батальными сценами, рядом были расположены
муляжи голов турок, развешены турецкие ковры.
Встречая
войско, помимо пушечных залпов, на протяжении всего шествия звучали
торжественное песнопение певчих дьяков, читались приветственные стихи, играли
духовые оркестры. К сожалению, описания торжеств сохранились только в
воспоминаниях современников [10].
Именно Петр I
в корне изменил регламент церемониала государственных праздников, проведя первое
триумфальное празднество в честь взятия Азова в конце XVII века.
Длительно
триумфальное шествие, которое продолжалось с самого утра и до полуночи, было
впервые освещено иллюминацией – свечками в шкаликах, которые держали люди,
встречавшие доблестные войска. Так впервые в России была зажжена праздничная
иллюминация.
По
закону римских триумфальных шествий, роль триумфатора, как центральной фигуре
процессии была предоставлена адмиралу Ф. Я. Лефорту. Следует
отметить, что ни посещения церковной службы, ни благодарственного молебна в
день триумфального шествия не было, лишь через несколько дней царь отправился
на молебен в Троице-Сергиеву лавру [2].
Сценарий
московской части празднества показал новые приоритеты в проведении государственных
торжеств: использование западноевропейских идей, принижение роли государя и
возвеличивание роли полководцев без оглядки на их происхождение, удаление на
второй план роли церкви. Установка Триумфальной арки и других архитектурных
сооружений, карнавальные элементы в шествии, использование шкаликовой
иллюминации в вечернее время, обращение к образам римской мифологии стали
новшеством для древней столицы [8].
Москвичи с неодобрением смотрели на публичные торжества: им было непонятно,
почему царь идет пешком, а иноземцу подали золоченую карету, зачем
устанавливать языческих идолов и выкидывать деньги на огненные потехи. Должно
было пройти не одно десятилетие, чтобы люди привыкли к новому церемониалу
праздников. Азовский триумф стал началом публичного ритуала, окончательно
сформировавшегося к середине XVIII века.
Заключительным
этапом, финальным этапом после длительных пиров и награждений, проходивших с
октября 1696 года по февраль 1697 года, стал фейерверк на масленицу, который
проходил на берегу Красносельского пруда.
Специально
воздвигнутые к празднику временные сооружения из дерева и установленные на
специальном плоту изображали Азовскую крепость, с башнями, воротами и
минаретами. Исследуя записи И. А. Желябужского,
В. Н. Демина так описывает сооруженную крепость: «На Каменном мосту
Всесвятском, на башне, сделана оказа Азовского взятия, и их пашам парсуны
написаны живописным письмом; также на холстине левкашено живописным письмом,
как что было под Азовом, перед башней по обе стороны» [10].
,
как в Используя грандиозную театральную
декорацию, вернувшиеся из Азова войска воспроизвели штурм, бомбардировку и
захват турецкой крепости, подплывая к ней на лодках, имитируя взятие Азова с
военных галер. В то время, когда была «взята» крепость, в небо был произведен
фейерверк из залпов множества ракет. После взятия крепости произошло ее
сожжение, когда небо осветилось множеством взлетевших в небо огненных ракет. В
записках современника событий, дипломата и государственного деятеля, И.А.
Желябужского, осталось описание праздника: «…На пруду был город Азов, башни, и
ворота, и каланчи, были нарядные, и потехи были изрядные, и государь изволил
тешиться». В записках И.А. Желябужского также описывается празднество, которое было
нарядное, а «потехи были изрядные, и государь изволил тешиться» [13].