Режиссура Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Тема любви в пьесах К.А. Арбузов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТЕКСТА 5
1.1.Драматургический текст как текст особого типа 5
1.2. Особенности раскрытия темы любви в отечественной драматургии первой половины ХХ века 10
ГЛАВА 2. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ ЛЮБВИ В ПЬЕСАХ АЛЕКСЕЯ АРБУЗОВА 15
2.1.Особенности драматургии Алексея Арбузова 15
2.2.Особенности раскрытия темы любви в пьесах Алексея Арбузова 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 27

 

  

Введение:

 

Творчество Алексея Арбузова еще при жизни автора пользовалось успехом как у читателей, так и у режиссеров. Пьесы Арбузова ставились во многих театрах как нашей страны, так и за рубежом с самого начала творческой деятельности драматурга до сегодняшнего дня. Многие научные работы посвящались и посвящаются особенностям творческого метода Алексея Арбузова.
Исследователи отмечают особую лиричность, камерность психологизм, отличающих его пьесы. Ключевой темой произведений Арбузова является любовь, а основным персонажем – женщина, способная любить, и своей любовью способная преобразовывать вокруг себя мир. Алексея Арбузова называют новатором, исследователи считают, что «преобразовав каноны производственной драмы, он создал новую мелодраму».
Цель нашей работы-выявить особенности раскрытия темы любви в пьесах Алексея Арбузова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть драматургический текст как текст особого типа
2.Раскрыть тему любви в отечественной драматургии
3.Рассмотреть особенности драматургического творчества Алексея Арбузова
4.Проанализировать раскрытие любовной темы в пьесах Алексея Арбузова
Объект исследования – пьесы Алексея Арбузова
Предмет исследования – тема любви в пьесах Алексея Арбузова

Специфика объекта исследования, поставленные цель и задачи, а также степень изученности проблемы определили необходимость использования следующих методов:
1. Метод ретроспективного анализа – для раскрытия культурно-исторической ситуации первой половины ХХ века
2. Биографический метод – для раскрытия особенностей творческого метода Алексея Арбузова
3. Аналитический метод – для работы с источниками по проблеме исследования, а также для оценки пьес
4. Описательный метод – для отражения имеющегося материала и собственных наблюдений
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования студентами, обучающимися по специальности «культурология», студентами театральных учебных заведений, а также режиссеров и руководителей театральных студий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Читая сегодня пьесы Алексея Арбузова, я совершенно не ощущаю, что они как-то несовременны, старомодны и вообще написаны более семидесяти пяти лет назад. События, описанные в пьесах захватывают с первых страниц и не оставляют равнодушными до самого конца. К некоторым сценам хочется возвращаться перечитывать их, и еще долго размышлять, впуская героев и их чувства в свою обыденную жизнь.
До сих пор произведения Алексея Арбузова не сходят с подмостков театров разных стран. Такая популярность говорит о неповторимости творческого метода драматурга. Интересно, что драматург жил в очень непростое, совсем не однозначное советское время. Запечатлев самые пронзительные черты своего поколения, Арбузов, тем не менее, раскрыл и то, что присуще человеку во все исторические периоды, не зависимо от окружающих событий, а именно – способность любить и через любовь раскрываться и совершенствоваться. Как утверждал сам Арбузов, все его пьесы о любви. В пьесах можно увидеть, как многообразно и вариативно раскрывается это великое чувство. Встречаясь с любовью в своей жизни, герои часто перерождаются, меняют свою жизнь, пересматривают убеждения. Любовь выступает в качестве лакмусовой бумажки для проявления настоящего и истинного в людях.
Одной из характерных особенностей драматургии Алексея Арбузова является обращение к форме античного хора. Хор играет очень важную роль в пьесах драматурга. В уста хора вкладывается оценка происходящих событий персонажами, мнение общества, часто герои спорят с хором, отстаивая свои чувства и правильность поступков.
Для своих пьес Арбузов брал сюжеты из реальной окружающей его действительности, преображая ее сценически. Героями драматург делает молодых людей, которые ищут свое счастье, при этом эти герои оказываются поставлены историческими событиями в необычные условия. Внимательный взгляд драматурга на житейские заботы этого человека рождает лирико-романтического начало арбузовских пьес.
Сквозным мотивом в пьесах Арбузова является дорога, которая стягивает к себе все остальные мотивы и образы: поиск самого себя, любовь, семья, дело, творческая реализация, потеря таланта, отступничество, преодоление – все жизненные ценности проходят испытание дорогой. Духовный рост персонажа растянут во времени, все изменения имеют колебательные движения – для Арбузова принципиально показать героя не только изменившимся, но и создать в пьесе ситуацию, в которой автор сводит вместе главного героя с теми персонажами, которые стали причиной его движения.
Подводя итоги, можно отметить, что пьесы Арбузова выстроены так, что любовь помогает герою пройти путь к самому себе. Опираясь на традиционную образную модель производственной драмы, Арбузов раскрывает героя с психологической стороны, затрагивая такие глубины человеческих чувств, в которые не проникают никакие влияния извне. Герой мучительно идёт к самому себе, обретая свободу от привязанностей любви и социума. Используя мотив любви как дороги, Арбузов показывает вечную незавершённость жизни, которая приводит к расширению формы драмы, делая её подвижной, ярким примером чего могут послужить лучшие пьесы автора. И сегодня пьесы Арбузова интересны и пронзительны, потому что во все века человек будет страдать и испытывать счастье от любви.

 

Фрагмент текста работы:

 

Текст является предметом интереса ученых различных областей: филологов, лингвистов, литераторов, историков и др. К. С. Шиляев утверждает, что в современном мире происходит «текстоцентризм» [Шиляев, 2014, 12] всего гуманитарного знания в целом. Н. Ф. Алефиренко называет текст «исходной данностью любой гуманитарной дисциплины» [Алифиренко, 5-6].
Впервые заговорил об анализе фрагмента речи длиною более одного предложения З. Харрис в 1952 году. В конце 60-х годов в США и Европе уже появляются первые исследования текста, направленные на выявление его структуры и составление типологии.
В период с 1972 по 1989 г. выходит несколько основополагающих работ, посвященных анализу текста. Сегодня мы имеем довольно большой круг исследований, посвященных изучению текста и механизмов его образования. Признаками и характеристиками текста занимались И. Р. Гальперин, Н.Н. Николина, Л. А. Новиков; лексике и грамматике как отдельным структурным элементам текста посвящали свои труды Н. С. Болотнова, А.Е. Супрун, З. Я. Тураева, О. И. Москальская и Е. А. Реферовская. Проблемы образа автора и читателя затрагивали Н.С. Валгина, а взаимоотношения текста и инертекста интересовали О. А. Бурукину, Н.А. Кузьмину, В. Е. Чернявскую. Учеными создаются модели восприятия и создания текста, а также неоднократно предпринимаются попытки систематизации подходов к его исследованию (Л. Г. Бабенко, Ю. Н. Земская, А. А. Кибрик, Е. А. Селиванова, Н. В. Панченко и др.).
Что же такое текст? Существует уже ставшее классическим определение И. Р. Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, состоящее из названия и ряда особых единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, 18].
К.С. Шиляев рассматривает текст не только как готовое произведение речи, но и как динамическую единицу в плане порождения, образования и понимания текста.
Само происхождение термина «текст» (от латинского textus – ткань, сплетение) говорит о том, что каждый текст – это объединение по смыслу ряда знаковых единиц, обладающих определенными признаками:
• структурно-содержательная цельность
• смысловое единство
• наличие основной темы и мысли
• авторство
• точная адресность
• принадлежность к определенному стилю речи (в зависимости от цели произнесения текста и ситуации, в которой он создается) [Тураева, 99].
Все типы текстов различаются жесткостью требований к логической жесткости в них и языковому оформлению. Это напрямую зависит от стиля, жанра и объема текста. Максимальным единством, лаконичностью и точностью формулировок обладают произведения малых жанров. Более сложной, расчлененной и многоуровневой структурой обладают художественные произведения, а также научные работы. Подчиненные единому замыслу, они имеют несколько отдельных линий и тем, выделенных в тома, части, разделы, главы и параграфы. Части научных трудов связаны между собой логически, в то время как в художественной литературе такая мотивировка может быть менее отчетливой по причине многообразия сюжетных и композиционных возможностей, а также личностных особенностей самого автора.
Наибольшая творческая свобода наблюдается в художественных текстах, но и они имеют ограничения, «связанные родом литературы, жанром, влиянием художественных традиций, эстетическими вкусами эпохи» [Гальперин, 88]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы