Курсовая с практикой на тему Виды и особенности композиции национального мужского казахского танца
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1. Исследования казахского танцевального фольклора 5
1.2. Темы и композиции танца 10
Глава 2. Анализ особенностей композиции национального мужского казахского танца 16
2.1. Особенности исполнительской манеры казахских танцев 16
2.2. Формы казахского народно-сценического танца 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность. Танцы — один из популярнейших видов художественного творчества. Танец является ярким, красочным творением поколений, эмоциональным, художественным, специфическим отображением многовековой многообразной жизни, воплощающий в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Танец показывает быт казахского народа, его любовь к искусству.
В своей работе мы прослеживаем этапы развития казахского народного танца. Расскажем о наиболее известных исполнителях казахского народного танца. Дадим описание танцевальных движений, таких как «Шаш сыйпау», « Камыр илеу», «Толкын» и другие.
Актуальность исследования обусловлена тем, что танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений в танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этимической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Объект исследования: мужской казахский танец.
Предмет исследования: виды и особенности композиции национального мужского казахского танца.
Цель исследования: выделить виды и особенности композиции национального мужского казахского танца.
Задачи:
1. Проанализировать исследования казахского танцевального фольклора.
2. Выделить темы и композиции танца.
3. Проанализировать особенности исполнительской манеры казахских танцев.
4. Охарактеризовать формы казахского народно-сценического танца.
Гипотеза работы: мы предположили, что изучение форм казахского народного танца будет способствовать развитию хореографический культуры.
Достаточно полно раскрыт исторический аспект возникновения и развития казахского танца в трудах знатоков национальной хореографии: Д.Т. Абирова, А. Исмаилова, У.Д. Джанибекова, Т. Кишкамбаева, Л. Мамбетовой. Вопросам становления и развития профессиональной казахской хореографии посвятили свои исследования Л.Л. Сарынова, Г. Жумасеитова, С.Б. Жукенова, С.А. Кузембаева, А.А. Жолтаева и др. Методику изучения казахского танца предложили А. Кульбекова, Г. Бейсенова, Г. Орумбаева.
Заслуживает внимания практический опыт известных профессиональных исполнителей и балетмейстеров: А.А. Александрова, Ю.П. Ковалева, Ш.Б. Жиенкуловой, З.М. Райбаева, Б.Г. Аюханова, О.В. Всеволодской-Голушкевич, Г.Н. Бейсеновой.
Особо следует отметить исследования А. Исмаилова – исполнителя, режиссера-постановщика самобытных и оригинальных казахских народных танцев, таких как «Дабыл паз», «Утыз би», «Кылыш би», «Кара жорга», «Кузбеси» и др. Постигая фольклор из первых рук, он оставил огромные архивы записей танцев, и, будучи профессиональным художником, создал целую галерею эскизов танцевальных костюмов.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В наше время не потеряли популярность народные танцы, которые несут в себе национальный колорит, завораживают своей неповторимостью, дарят возможность познакомиться с самобытностью этнической культуры различных регионов и стран.
Испокон веков наряду с поэтическим, музыкальным искусством бытовало и искусство танца. Однако не у всех народов и этнических групп танцевальная культура формировалась и развивалась одинаково.
У казахов этот процесс происходил неразрывно с жизнью народа, изменениями условий труда, быта, развитием культурных традиций.
Специфика казахского народного танца, связана с тем, что он первоначально исполнялся в условиях юрты. Здесь, не имея возможности для пространственного рисунка, танцоры, чтобы донести содержание своего танца, дополняли движения ног, рук, плеч, корпуса мимикой и различными смысловыми жестами, т. е. все тело танцовщика находилось во власти движения .
Казахи обозначают танец словом «би». Д. Абиров – первый национальный профессиональный танцовщик и балетмейстер, основоположник казахского народно-сценического танца, находит очень метким и точным выражением его сущности.
Испокон веков казахи славились как замечательные музыканты, природные певцы. Музыка сопровождала казаха всю жизнь – от рождения, когда в честь новорожденного распевались традиционные песни, до смерти, оплакиваемой тоже песнями. Известно, что среди богатейшего музыкального фольклора имеется много пьес с явно танцевальным ритмом, некоторые из них, поэтому и носят название би кюи – танцевальная пьеса. Многолюдные тои и асы – торжества и пиры, устраиваемые по поводу наиболее значительных событий, сопровождались своеобразными театральными редставлениями – айтысами. На таких больших общественных собраниях выступали только известные мастера-профессионалы: знаменитые акыны, сказатели, острословы и плясуны, искусство которых было призвано прославлять свой род. Таким образом, можно говорить о том, что народный танец казахов произрастает из песенного творчества, как неотъемлемый атрибут музыкального фольклора, который со временем отделится в самостоятельный вид искусства.
Фрагмент текста работы:
В своей книге «Древние тюрки» Л.Н. Гумилев писал: « Странно, но долгое время считалось, что народы Евразийской Степи, в особенности кочевые, не имели собственного культурного развития, собственной истории и уж обязательно – оригинального искусства. Раскопки на Алтае,
в Монголии и Сибири показали, что искусство евразийских народов существовало, история их ныне написана. Все у них было, но мало, что сохранилось ». [19]
Место проживания казахов – Центральная Азия – является важным узлом евразийских древних дорог, располагается на месте стыка цивилизаций Востока и Запада. Поэтому на культуру казахов оказали влияние культурные традиции персов, греков. Китайцев и других народов
Танец – наиболее древний вид художественного творчества человека. «Это крылья народа, это безграничное выражение импровизационной фантазии. Это характер и дух народа » [30, с. 54].
Возникнув в первобытном обществе, сопровождая трудовую жизнь человека на протяжении тысячелетий, он прошел сложный эволюционный путь развития. Каждое общество, порождая новые формы мировоззрения, новое отношение к окружающей действительности, порождала своеобразные и характерные виды ее художественного воспроизведения.
Мнение о том, что у казахов не было танцев, долгое время оставалось наиболее распространенным. Другие допускали существование некоторых элементов танцевальности в народном творчестве. В казахском языке существует слово «би», что означает «танец», и «билеу» — «танцевать». Хотя этимология этих слов неизвестна, все же эти сведения позволяют предполагать, что древние предки современного казахского народа издавна знали слово, обозначающее танец. Старокыпчакский письменный памятник – латыно-куманскй словарь «Кодекс Куманикос» (1303) – отражающий разговорный язык ХIII-XIV вв., содержит спряжение ряда куманских глаголов, среди них слово «бiйрмен», что значит «я танцую». Кыпчаки, как известно, были генетически связаны с казахами, являясь одним из основных племен при образовании казахской народности в ХV веке. Эти сведения позволяют предполагать, что древние предки казахского народа издавна знали слово, обозначающее танец. [57]
Это подтверждают и находки археологов. В ущелье Тамгалы Алматинской области обнаружены наскальные рисунки эпохи саков 7-5 веков до н. э., на которых изображены культовые и обрядовые сцены. На одной их них три человека, одетые в шкуры животных (возможно медвежьи) держат в руках бубны, на другой – священное дерево, рядом солнечный тотем, около них неопределенные животные, а вокруг танцующие люди, некоторые из них в маскировочных костюмах. Такое скопление рисунков в ущелье Тамгалы объясняется, видимо, тем, что оно было местом каких-то празднеств, местом поклонения своим тотемам. [56].
Среди наскальных изображений, найденных в Чулак-Тау (Чулакские горы в Казахстане), относящихся к эпохе 5 – 3 вв. до н.э. имеется рисунок, какого-то празднества: группа людей пляшет, взявшись за руки, напротив нее другая группа людей играет на инструментах – изогнутых палках с натянутой струной. Со всех сторон к музыкантам и плясунам верхом на лошадях и верблюдах съезжаются люди. Один из самых повторяющихся мотивов в этих рисунках – танцевальные композиции, разных вариантов: люди танцуют по кругу, танцуют животные, люди танцуют со своим верховным божеством, поклоняясь Верховному Тенгри.
В трудах известного русского ученого-историка Н.Я. Бичурина [9], изучавшего историю восточных народов России, упоминается о ритуальных танцах на празднествах у древних племен (найманов, усуней).