Курсовая с практикой на тему Условия развития у младших школьников математических способностей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………………… |
3 |
|
ГЛАВА |
7 |
|
|
1.1. |
7 |
|
1.2. |
11 |
|
1.3. |
17 |
|
1.4. |
28 |
ГЛАВА |
38 |
|
|
2.1. |
38 |
|
2.2. |
46 |
|
2.3. |
62 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….……………….. |
68 |
|
СПИСОК |
69 |
Введение:
Актуальность исследования. Математика необходима для успешного усвоения
разнообразных дисциплин. Но ее содержание еще недостаточно адаптировано к новой
ситуации, которая сложилась в последние десятилетия, когда возникли
принципиально новые технологии и производства, а математика превратилась в
повседневный инструмент исследований для всех отраслей науки, техники.
В докладе
Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование — скрытое
сокровище» указано, что образовательный идеал новой эры радикально отличается
от классического идеала, основанного на энциклопедическом знании. Новый
образовательный идеал основывается на умении пользоваться уже накопленными
обществом знаниями, на способности человека творчески их приумножать, опираться
на них в своей жизнедеятельности [37].
Базовые
знания по математике являются основой для изучения других дисциплин и важной
составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов, которые должны
уметь строить математические модели задач, выбирать оптимальный метод их
решения, уметь применять числовые методы с использованием современной
компьютерной техники и телекоммуникационных технологий, прогнозировать в
задачах и тому подобное. В процессе изучения математических дисциплин
формируется интеллектуальная компетентность, что обеспечивает возможность
принятия эффективных решений в конкретных ситуациях.
Формирование
компетентности связано с фундаментализацией образования, которая
предусматривает качественные изменения содержания математической подготовки:
овладение фундаментальными математическими знаниями и умениями, выработку
рационального математического мышления, воспитание математической культуры,
профессиональное направление учебного материала для формирования
фундаментальных, долговременных и прогностически-обоснованных знаний и
творческой личности.
При обучении
математике формируются качества мышления, которые необходимы человеку для
полноценной жизни в обществе; происходит овладение конкретными математическими
знаниями, умениями и навыками, необходимыми для использования в практической
деятельности, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Компетентностный подход, в первую очередь ориентирован на формирование
определенных компетенций. Под ключевыми компетенциями, определяющими
современное качество образования, понимают систему универсальных знаний, умений
и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
специалиста. При этом опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности лежит в основе процесса принятия решения — процесса
деятельности человека, направленного на выбор наилучшего варианта действий.
В традиционном курсе
математики основное внимание уделяется этапу проведения математического
исследования и явно недостаточно внимания другим — простым методам, приемам
составления математической модели, анализа полученных результатов.
В
научно-методической литературе неоднократно привлекалось внимание к
необходимости формирования математических знаний и умений. Ученые П.Я.
Гальперин [12], В.В. Давыдов [13], А.Н. Леонтьев [30], А.Р. Лурия [31]? Д.Б.
Эльконин [59] обнаружили специфический механизм формирования у ребенка умственных
действий и операций, этапы формирования умственных действий. Проблема
формирования у детей математических представлений в конце ХХ века решалась в
связи с разработкой целей обучения, формирования у них представлений о связи,
закономерности и логических операциях (М.
В. Аксенова [2], Е. Е.Байдек [5], А.В.
Белошистая [8], Л. А.Евстафьева [19], С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И.
Целищева [20] и др.). Проблема формирования познавательных процессов и
математических знаний достаточно полно описана в трудах Л.С. Выготского [11],
А.Р. Лурия [32], Г.Е. Сухаревой [50], Ж.И. Шиф [57], и др.
Цель исследования: определить условия развития у
младших школьников математических способностей
Объект исследования: процесс обучения математике в
начальной школе.
Предмет исследования: условия развития у младших
школьников математических способностей.
Задачи исследования:
1.
Изучить
понятие «математические способности» и их структуру.
2.
Рассмотреть
особенности развития математических способностей у младших школьников.
3.
Изучить
методы развития математических способностей у младших школьников.
4.
Провести
анализ программ по математике с позиции развития математических способностей
младших школьников.
5.
Исследовать
развитие у младших школьников математических способностей.
Методы исследования:
—
Теоретические (метод анализа, сравнения), которые позволили выяснить и уточнить
основные понятия исследования, сделать теоретический анализ
психолого-педагогической, методической и научной литературы;
— Эмпирические
(педагогическое наблюдение, беседы, опытная работа, анализ заданий детей),
которые были направлены на обоснование эффективности методики организации
познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Теоретическая база исследования:
— исследования
сущности способностей в отечественной (Б.Г. Ананьев [3], В.Н. Дружинин [16],
А.Г. Ковалев [25], Н.С. Лейтес [29], А.Н. Леонтьев [30], В.Н. Мясищев [34],
К.К. Платонов [42], С.Л. Рубинштейн [45], Б.М. Теплов [51], В.Д. Шадриков [55])
и зарубежной науке (Ж. Адамар [1], Ж. Пиаже [40], А. Пуанкаре [44], Э. Торндайк
[52]);
—
концептуальные положения о сущности педагогических технологий (В.П. Беспалько [9],
М.В. Кларин [24], М.М. Левина [28], В.Ю. Питюков [41], Г.К. Селевко [47], М.А.
Чошанов [54], Н.Е. Щуркова [58]).
База
исследования: Исследование проводилось в 1-В классе гимназии
№177.
Заключение:
В начальных классах при
изучении математики сейчас учителя начали широко использовать компьютерные
технологии.
По сравнению с прошлым в
наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерен «дружественный»
интерфейс программного обеспечения с простым меню и легко выполняемыми
инструкциями, представление информации с помощью четких графических изображений
и звуковых эффектов. Чтобы заставить компьютер делать то, что вы хотите, теперь
совсем необязательно владеть программированием. Нас всюду окружает новая
техника, и для современных детей компьютер сегодня страшен не более, чем
стереосистема.
Безусловно, есть основы,
которые должны знать дети, пользующиеся компьютером с учетом формирования
целостной картины мира и понимания информационных процессов, проходящих в
обществе, компьютерных сетях, в середине компьютера. Они должны научиться
сохранять файлы, знать клавиатуру, знать правила работы с дисками и тому
подобное.
Для разработки нового
высококачественного программного обеспечения учебного назначения необходимо
тесное сотрудничество квалифицированных специалистов по программному
обеспечению, дизайнеров, психологов и опытных педагогов начальных классов.
Именно для младших школьников стоит требовать создания лучшего, дидактически
продуманного и мотивированного программного обеспечения.
У школьников доля
внутренних мотивов выросла, соответственно уменьшается доля внешних мотивов.
Это свидетельствует о формировании ответственного отношения учащихся к
собственной значимой деятельности.
Можно констатировать
эффективность занятий по рекомендуемой программе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Понятие «математические
способности» и их структура
способности» и их структура
Компетентностный
подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора
содержания образования, организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие
положения:
•
Смысл
образования заключается в развитии у учащихся способности самостоятельно решать
проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования
социального опыта, элементом которого является и собственный опыт.
•
Содержание
образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт
решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и других
проблем.
•
Смысл
организации образовательного процесса заключается в создании условий для
формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных,
коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих
содержание образования.
•
Оценка
образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности,
достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [27].
В условиях
современности остро стоит проблема повышения фундаментальности образования.
Фундаментализация образования на современном этапе означает его направленность
на такие обобщенные и универсальные знания, как формирование общей культуры,
развитие обобщенных способов мышления и деятельности. Этот принцип
фундаментальности выдвигает на первое место именно математическое образование,
которое преследует, кроме общеобразовательных и воспитательных целей и профессионально-значимые
— практические цели.
В результате
усвоения данной дисциплины учащиеся должны овладеть следующими общекультурными
компетенциями:
•
владение
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее достижения (должен: владеть основными
методами познания — обобщением, анализом, синтезом; уметь выделять этапы
решения задачи, применять перечисленные методы познания в их оптимальном
сочетании на практике, а также формулировать и анализировать заключение по
результатам решения; владеть методами выбора путей достижения поставленной
цели);
•
умение
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
(должен: знать содержание математических понятий; уметь корректно и точно обосновывать
полученные результаты в устной и письменной форме; владеть различными методами
решения поставленной задачи);
•
готовность
к сотрудничеству, работе в коллективе (должен: знать нравственные нормы и
правила совместной деятельности; уметь находить компромиссы в процессе общения
и взаимодействия в группе; владеть методами анализа результатов совместной
деятельности);
•
стремление
к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (должен: понимать
важность постоянного обновления знаний, уметь применять свои знания для
повышения уровня знаний; владеть навыками самостоятельной работы, способностью
к самоорганизации и саморазвитию);