Танцевальный спорт Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психологическая подготовка танцоров.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Особенности спортивных танцев как вида спорта 6
1.1. Сущность и отличительные особенности спортивных танцев 6
1.2. Психологические особенности спортивных танцев 9
Глава 2. Психология предстартового состояния спортсменов 13
2.1. Виды подготовок в спортивных танцах 13
2.2. Особенности предстартового состояния спортсменов 15
2.3. Способы коррекции предстартового состояния 17
Заключение 21
Литература 26

  

Введение:

 

В нашей стране успешно формируется политика здорового образа жизни. Спортивный образ жизни все больше привлекает молодое поколение, стремящееся стать не только здоровым, но и красивым. При этом важность популяризации аспекта благотворного влияния спортивных танцев на физическую и душевную красоту и здоровье человека остается без должного внимания.
К сожалению, при выборе видов спорта у большей части молодых людей не наблюдается осознанной и обоснованной мотивации. Чаще всего выбор определяется случайностью: привели родители, занимались знакомые или одноклассники, рядом с домом, удобное расписание и множество других вариантов.
Уникальное сочетание спорта и искусства в спортивных танцах способно привлечь молодых людей, как в качестве зрителей, так и в качестве будущих участников соревнований. Зрелищность, эмоциональность, музыкальность, творчество, хорошая физическая подготовка – это спортивные танцы.
Современное развитие спортивных танцев характеризуется высоким уровнем технического мастерства, постоянным усложнением композиций, омоложением спортсменов, расширением географии участников Международных соревнований и обострением конкурентной борьбы [2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 17]. Острая соревновательная борьба и частое выступление на соревнованиях способствует возрастанию психологических нагрузок на организм танцоров [1, 15], в том числе и на юных танцоров [13, 14], что требует от них специальной психологической подготовки. Это актуализирует проблему поиска новых, более эффективных средств и методов восстановления работоспособности юных танцоров.
К спортсменам в технико-эстетических видах спорта предъявляются определенные требования, удовлетворение которых пред¬полагает наличие специальной подготовки. Речь идет о культуре движений, музыкально¬сти, выразительности и артистизме исполне¬ния. А также о необходимости музыкально¬двигательной, танцевальной и хореографиче¬ской подготовки, грамотном композицион¬ном оформлении соревновательных про¬грамм, проявлении индивидуального испол¬нительского стиля и создании на площадке эмоционально-двигательного образа [1].
Спортивные танцы, наряду с фигурным катанием и художественной гимнастикой, относятся к группе сложнокоординационных видов спорта, и многие научные достижения, методические принципы этих видов могут и, по мнению А.А. Коваленко, должны быть использованы адаптированно к спортивным танцам [2]. Как отмечает Л.А. Карпенко, в содержании спортивной подготовки гимна¬сток принято выделять: физическую, техниче¬скую, психологическую, тактическую, теоре¬тическую, соревновательную подготовки [3].
В настоящее время в целях лучшего восстановления работоспособности в спорт внедряется ментальный тренинг. Ментальный тренинг определяется как систематический и долговременный тренинг способностей к психической саморегуляции, нацеленный на формирование максимальной подготовленности и укрепление физического здоровья [19]. Этот метод достаточно широко применяется в подготовке как высококвалифицированных [19, 20, 21], так и юных спортсменов (3, 4) и имеет большое значение для достижения высоких спортивных результатов. В тоже время, ментальный тренинг не внедрен тренировочный процесс юных танцоров. Поэтому особую актуальность обретает разработка и научное обоснование применения в тренировочном процессе юных танцоров восстановительных средств, обладающих антистрессовым воздействием.
Рациональная подготовка к стартам в циклических и ациклических видах спорта связана с концентрацией внимания на основных для данной деятельности двигательных действиях, мыслях, ощущениях и отвлечением от посторонних факторов, которые всегда присутствуют при непосредственной подготовке к стартам и во время соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации [3; 6].
Во время подготовки к соревнованиям спортсмены испытывают колоссальные физические и психоэмоциональные нагрузки. В связи с этим в организме происходят определенные перестройки на функциональном уровне. Существующие поведенческие и психофизиологические изменения в этом случае принято называть предстартовым состоянием. Известны такие типы предстартовых состояний спортсменов, согласно имеющейся классификации: предстартовая апатия, боевая предстартовая готовность и предстартовая лихорадка.
Тема данной работы — психологическая подготовка танцоров.
Следовательно, цель работы – изучить особенности психологической подготовки спортивных танцоров.
Объект исследования – спортивные танцы как вид спорта.
Предмет исследования – процесс психологической подготовки в предстартовой ситуации.
Задачи работы:
— раскрыть сущность и отличительные особенности спортивных танцев,
— описать психологические особенности спортивных танцев,
— выделить и описать виды подготовок в спортивных танцах,
— рассмотреть особенности предстартового состояния спортсменов, занимающихся спортивными танцами,
— изучить способы коррекции предстартового состояния.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы, которая использовалась

В нашей стране успешно формируется политика здорового образа жизни. Спортивный образ жизни все больше привлекает молодое поколение, стремящееся стать не только здоровым, но и красивым. При этом важность популяризации аспекта благотворного влияния спортивных танцев на физическую и душевную красоту и здоровье человека остается без должного внимания.
К сожалению, при выборе видов спорта у большей части молодых людей не наблюдается осознанной и обоснованной мотивации. Чаще всего выбор определяется случайностью: привели родители, занимались знакомые или одноклассники, рядом с домом, удобное расписание и множество других вариантов.
Уникальное сочетание спорта и искусства в спортивных танцах способно привлечь молодых людей, как в качестве зрителей, так и в качестве будущих участников соревнований. Зрелищность, эмоциональность, музыкальность, творчество, хорошая физическая подготовка – это спортивные танцы.
Современное развитие спортивных танцев характеризуется высоким уровнем технического мастерства, постоянным усложнением композиций, омоложением спортсменов, расширением географии участников Международных соревнований и обострением конкурентной борьбы [2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 17]. Острая соревновательная борьба и частое выступление на соревнованиях способствует возрастанию психологических нагрузок на организм танцоров [1, 15], в том числе и на юных танцоров [13, 14], что требует от них специальной психологической подготовки. Это актуализирует проблему поиска новых, более эффективных средств и методов восстановления работоспособности юных танцоров.
К спортсменам в технико-эстетических видах спорта предъявляются определенные требования, удовлетворение которых пред¬полагает наличие специальной подготовки. Речь идет о культуре движений, музыкально¬сти, выразительности и артистизме исполне¬ния. А также о необходимости музыкально¬двигательной, танцевальной и хореографиче¬ской подготовки, грамотном композицион¬ном оформлении соревновательных про¬грамм, проявлении индивидуального испол¬нительского стиля и создании на площадке эмоционально-двигательного образа [1].
Спортивные танцы, наряду с фигурным катанием и художественной гимнастикой, относятся к группе сложнокоординационных видов спорта, и многие научные достижения, методические принципы этих видов могут и, по мнению А.А. Коваленко, должны быть использованы адаптированно к спортивным танцам [2]. Как отмечает Л.А. Карпенко, в содержании спортивной подготовки гимна¬сток принято выделять: физическую, техниче¬скую, психологическую, тактическую, теоре¬тическую, соревновательную подготовки [3].
В настоящее время в целях лучшего восстановления работоспособности в спорт внедряется ментальный тренинг. Ментальный тренинг определяется как систематический и долговременный тренинг способностей к психической саморегуляции, нацеленный на формирование максимальной подготовленности и укрепление физического здоровья [19]. Этот метод достаточно широко применяется в подготовке как высококвалифицированных [19, 20, 21], так и юных спортсменов (3, 4) и имеет большое значение для достижения высоких спортивных результатов. В тоже время, ментальный тренинг не внедрен тренировочный процесс юных танцоров. Поэтому особую актуальность обретает разработка и научное обоснование применения в тренировочном процессе юных танцоров восстановительных средств, обладающих антистрессовым воздействием.
Рациональная подготовка к стартам в циклических и ациклических видах спорта связана с концентрацией внимания на основных для данной деятельности двигательных действиях, мыслях, ощущениях и отвлечением от посторонних факторов, которые всегда присутствуют при непосредственной подготовке к стартам и во время соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации [3; 6].
Во время подготовки к соревнованиям спортсмены испытывают колоссальные физические и психоэмоциональные нагрузки. В связи с этим в организме происходят определенные перестройки на функциональном уровне. Существующие поведенческие и психофизиологические изменения в этом случае принято называть предстартовым состоянием. Известны такие типы предстартовых состояний спортсменов, согласно имеющейся классификации: предстартовая апатия, боевая предстартовая готовность и предстартовая лихорадка.
Тема данной работы — психологическая подготовка танцоров.
Следовательно, цель работы – изучить особенности психологической подготовки спортивных танцоров.
Объект исследования – спортивные танцы как вид спорта.
Предмет исследования – процесс психологической подготовки в предстартовой ситуации.
Задачи работы:
— раскрыть сущность и отличительные особенности спортивных танцев,
— описать психологические особенности спортивных танцев,
— выделить и описать виды подготовок в спортивных танцах,
— рассмотреть особенности предстартового состояния спортсменов, занимающихся спортивными танцами,
— изучить способы коррекции предстартового состояния.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы, которая использовалась

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В эстетических видах спорта, к спортсменам определяются характерные требования и специаль¬ная подготовка — это музыкальность, артистизм и выразительность исполнения движения. Спортивные бальные танцы и художественная гимнастика относятся к сложнокоординационным видам спорта, что требует необходимости хореографической, танцевальной и музыкально — двигательной подготовки, а также профессионального оформления соревновательных и показательных программ. «Основными положениями учебно — тренировочного процесса являются задачи по тактической, физической и техни¬ческой подготовки спортсмена.» [2]
Спортивная подготовка спортсменов спортивного бального танца и художественной гимнастики имеют много общего, и включает в себя:
— Физическую подготовку;
— Психологическую подготовку;
— Теоретическую подготовку;
— Техническую подготовку;
— Хореографическую подготовку;
Общая подготовка без учета специфики бального танца и гимнастики, направленная на разносторонние развитие спортсмена его физических качеств и здоровья. К физической подготовке относят бег, ходьбу, плавание, общеразвивающие упражнения, фитнес и йога.
В сложнокоординациооных видах спорта, художественной гимнастики и бальных танцах основ¬ными физическими качествами являются: координация; сила; выносливость; быстрота; равновесие; гибкость; ловкость;
Координация движений — это умение спортсмена, наиболее эффективно использовать различ¬ные двигательные действия с помощью согласования активности мышц тела.
В хореографии координация характеризуется умением спортсмена сознательно организовывать двигательные действия в определенной форме, образе, времени и обуславливается координационно упорядоченными, согласованными движениями тела и его звеньев, достигающихся путем сенсорного восприятия (зрительного, кинетического, вестибулярного). Эти проявления координационных способ¬ностей в хореографии определяются точностью выполнения двигательных действий, целесообразно¬стью и экономичностью.
Можно выделить, что на специальную выносливость этих динамичных видов спорта влияет раз¬витие силы.
Сила — это способность спортсмена преодолевать внешние сопротивления. Средствами воспи¬тания силы есть силовые упражнения, которые, выполняются с преодолением повышенных сопротив¬лений.
В танцах основными видами проявления физической силы значится статическая, взрывная и силовая выносливость.
Огромное значение в тренировочном процессе гимнасток и танцоров уделяется воспитанию вы¬носливости.
Выносливость — это возможность спортсмена долгое время сохранять заданную быстроту и силу в течении продолжительного времени. Физическая выносливость может бывает специальной и общей.
Общая выносливость характерна для выполнения неспецифической деятельности, но в послед¬ствии она оказывает хороший эффект в формировании специфических компонентов в спортивной дея¬тельности, с помощью повышения общей адаптации к перенесению физических нагрузок и уменьше¬нию времени восстановления после них. Общая выносливость укрепляет физическое здоровье и игра¬ет большую роль в оптимизации жизнедеятельности.
Специальная выносливость — это возможность эффективно исполнять двигательные действия с заданным темпом и преодолевать утомления в условиях определенного вида деятельности и в баль¬ных танцах и художественной гимнастики. Специальная выносливость самое важное качество, которое необходимо для развития спортсмена и конечном его результате.
Быстрота — это способность за очень короткое время производить движения. Быстрота проявля¬ется в скорости упражнения или схемы, исполняемых за единицу времени, и его времени двигательной реакции. Большая скорость достигается меньшем временем двигательной реакции. Быстрота связанна с силой и выносливостью, занятия на развитие этих качеств увеличивают быстроту. В подростковом
Большое значение имеет специальная физическая подготовка. Это специализированный органи¬зованный процесс направленный на развитие и совершенствовании физических качеств, необходимых для успешного выполнения элементов и упражнений определенного вида спорта. По мере роста спор¬тивно — технического мастерства объём средств специальной физической подготовки увеличивается по сравнению с объёмом средств общей физической подготовки. Специальную физическую подготовку спортсменов следует формировать с учетом всей биомеханической структуры гимнастики и танцев, что является основной задачей специальной подготовки.
Тренировки по специальной и общей подготовке нужны для осваивания современной техникой бальных танцев и гимнастики правильного исполнения хореографических элементов, а также резуль-тативного выступления на соревнованиях, конкурсах и показательных выступлениях.
Техническая подготовка — это процесс формирующий технику движений и совершенствования ее исполнения. Одна из основ тренировочного процесса техническая подготовка, которая обучает спортс¬менов при минимальных технических затратах, создавать быстрые и красивые движения. В бальных танцах и художественной гимнастике выполнение спортсмена характеризуется произвольным управ¬лением движений.
Искусство владением своим телом является главной задачей индивидуальной тех¬нической подготовки. Зная и используя основы биомеханического анализа и анатомии легче понять основные танцевальные и гимнастические движения. По мимо техники индивидуальной параллельно существует дуэтные и командные, где оценивается исполнительное мастерство пары или команды, как единого составляющего. Дуэтная техника включает в себя синхронность выполнения танцевальных или гимнастических движений, создание единого эмоционального образа, взаимопонимание партнеров в тренировочном, соревновательном и показательном процессе.
Движение под музыку в спорте имеет хореографическую основу.
Хореографическая подготовка — это процесс обучения технике хореографических элементов, движений и соединение четырех танцевальных систем: классического; историко — бытового; народно — сценического (характерного); современного танца.
Хореографическая подготовка совершенствует физическую технику, воспитывает культуру дви¬жения, вырабатывает артистичность и прививает музыкальность.
Психологическая подготовка играет очень большое значение в тренировочном процессе. Она со¬стоит из психолого — педагогических мероприятий, которые направлены на формирование и сохране¬ние спокойствия при сильном нервном напряжении.
В психологической подготовке определяются:

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности спортивных танцев как вида спорта
1.1. Сущность и отличительные особенности спортивных танцев

Танцевальный спорт в России на сегодняшний день очень популярен среди людей всех категорий и возрастов. Спортивные танцы являются очень красивыми, захватываю¬щими и зрелищными, сочетая в себе воедино хореографическое искусство и спорт. Тан¬цоры демонстрируют виртуозную технику владения элементами, кажущуюся простоту их исполнения. На деле же — это результат огромного физического труда психологического напряжения. Для достижения успешного результата танцоры должны показывать высокий уровень физической, хореографической и психологической подготовки.
В спортивных танцах существуют две танцевальные программы, европейская и ла¬тиноамериканская, они существенно отличаются по музыкальному формату, характеру танцев, требованиям к спортивным костюмам.
К европейской программе относятся пять танцев: медленный вальс (темп 28-29 такт/мин.), танго (30-32 такт/мин), венский вальс (58-60 такт/мин), медленный фокстрот (27-29 такт/мин), квикстеп (50-52 такт/мин). В латиноамериканскую программу также входят пять танцев: самба (темп 50-52 такт/мин), ча-ча-ча (30-32 такт/мин), румба (25-27 такт/мин), пасодобль (60-62 такт/мин), джайв (40-44 такт/мин).
Согласно существующим различным спортивным классификациям, спортивные танцы относятся:
— к видам спорта с предельно активной двигательной деятельностью, результаты которых зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена, выявляемых в процессе соревнований [4];
— художественным видам спорта (парные упражнения) [8];
— к видам спорта, в которых соревновательный результат оценивается в баллах в зависимости от красоты, сложности, точности и эффективности исполнения соревнова¬тельных программ [2];
— к комбинированным видам спорта, для которых характерна высокая вариатив¬ность двигательных действий в условиях компенсированного утомления и переменной ин¬тенсивности работы [1, 10];
— к сложно координационным видам спорта, оценивание в которых происходит по сложности, точности, качеству и красоте исполнения элементов спортсменом [9].
— Соревнования по танцевальному спорту предполагают наличие высокого уровня выносливости, поскольку несмотря на гораздо более значимые качества вроде вестибулярной устойчивости и коорди¬нации, [4, с. 13] проявление наработанного мастерства возможно в случае, если у спортсмена доста¬точный уровень специальной выносливости. В свою очередь, без определенного психологического со¬стояния, сформулированного выше, как психологическая устойчивость, процесс подготовки спортсме¬на, выработка технического мастерства и повышение уровня специальной выносливости, а также успешная соревновательная деятельность, затруднительны. И хотя в тренировочный процесс [4, с. 11] закладывается психологическая подготовка спортсменов, на практике это осуществляется в единичных случаях (при работе с детьми либо спортсменами высокого уровня).
— Воспитание специальной выносливости в танцевальном спорте осуществляется преимуществен¬но через «прогон» — имитацию финала соревнований — исполнение подряд пяти танцев латиноамери¬канской либо европейской программы, со средней продолжительностью каждого танца полторы минуты (диапазон варьируется от 1.30 до 1.45). Используются и его варианты (прогон через определенный та¬нец, прогон-пирамидка, перформанс), изменение продолжительности танцев и скорости музыкального сопровождения. Такой вид тренировки требует более высокого уровня психологической устойчивости, чем работа над отдельными техническими задачами.
— Одним из эффективных способов выработки общей выносливости в танцевальном спорте явля¬ется тренировка в анаэробном режиме (табата).
— Еще один важный аспект в танцевальном спорте — форма деятельности. Парный вид спорта вы¬зывает дополнительные сложности во взаимодействии между спортсменами. Стрессовый фактор (по¬мимо соревнований) проявляется в тренировках на выносливость, как наиболее интенсивных и макси¬мально задействующих все ресурсы организма. Особенные сложности испытывают взрослые спортс¬мены, от начинающих до уровня S класса по Всероссийской танцевальной классификации.
— Проанализировав результаты соревнований, находящиеся в открытом доступе на сайте Федера¬ции танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла [5], можно заметить постоянный рост количе¬ства спортсменов в категории «взрослые» (от 21 до 35 лет), в том числе начального уровня мастерства, что свидетельствует о популяризации танцевального спорта в России. Данная тенденция требует изменения методики преподавания, с обязательным учетом психологических особенностей спортсменов.
— Взрослый человек, приходящий в спорт высших достижений, даже при отсутствии перспектив стать чемпионом России, Европы или Мира, требует внимательной работы над психологической со¬ставляющей. Сложившаяся, полностью сформированная личность, подходит к деятельности более осознанно, чем ребенок или подросток. Поэтому именно от психологической устойчивости будет зави¬сеть эффективность всего тренировочного процесса взрослого спортсмена, особенно процесс воспита¬ния специальной выносливости.
— Таким образом, вопреки существующему мнению у ряда авторов о необходимости психологизи¬ровать весь процесс подготовки, [6, с. 10], а не создавать отдельные психологические программы для работы со спортсменами, мы приходим к выводу, что при работе со взрослыми танцорами начального и среднего уровня, включение в тренировочный процесс специальных психологических тренингов для работы с волнением и самооценкой, решением вопросов мотивации и взаимодействия внутри пары, существенно увеличит уровень психологической устойчивости, а значит, и результаты соревнователь¬ной деятельности в целом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы