Курсовая с практикой на тему Условия формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках математики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках математики 6
1.1. Понятие о мотивации и учебной мотивации 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования учебной мотивации у младших школьников 13
1.3. Характеристика педагогических условий по формированию учебной мотивации младших школьников 17
1.4. Анализ учебников математики 19
Глава 2. Экспериментальное исследование учебной мотивации младших школьников на уроках математики 26
2.1. Диагностика уровня учебной мотивации младших школьников 26
2.2. Разработка и внедрение комплекса педагогических условий по развитию учебной мотивации младших школьников 32
2.3. Сравнительный анализ результатов развития учебной мотивации младших школьников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
Введение:
В современных условиях значительно повышается умственная нагрузка детей на уроках, это заставляет задуматься о том, как поддержать интерес к изучению различных предметов, как сохранить активность на протяжении всего урока.
Проблема развития мотивации к занятиям у младших школьников является предметом исследования педагогов, ученых на протяжении многих лет. Для современной школы данная проблема все еще является актуальной.
Умелое сочетание различных методов и средств, используемых преподавателем, способствует развитию учебной мотивации учащихся. Преподаватель должен уметь сопоставлять функции той или иной группы методов, содержание тем, умение обучающихся усваивать материал с тем, чтобы определить пути и средства обучения, которые могут способствовать формированию учебной мотивации и достижению поставленных целей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст – это благоприятный период для формирования учебной мотивации, так как этот возраст считается легко поддающимся для восприятия каких-либо изменений.
Проблема исследования: необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся при создании условий для формирования у них мотивации к учебной деятельности. Решение данной проблемы требует уточнения педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников и их конкретизации на методическом уровне с учетом специфики условий обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников на уроках математики, разработать комплекс педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников и проверить его эффективность на практике.
Объект исследования – процесс формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Предмет исследования – педагогические условия формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень учебной мотивации у детей младшего школьного возраста повысится, если в процессе организации и проведения уроков будут реализованы определенные педагогические условия: применяется занимательный материал, активизируется познавательная деятельность, проводится рефлексия обучающихся, развивается их самостоятельность.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие о мотивации и учебной мотивации;
проанализировать психолого-педагогические особенности формирования учебной мотивации у младших школьников;
дать характеристику педагогическим условиям по формированию учебной мотивации младших школьников;
проанализировать учебники математики ;
провести диагностику уровня учебной мотивации младших школьников;
разработать и внедрить комплекса педагогических условий по развитию учебной мотивации младших школьников ;
провести сравнительный анализ результатов развития учебной мотивации младших школьников.
Теоретической основой исследования являлись работы: П.П. Блонского, Л.И. Божович, В.И. Вернадского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Заключение:
Учебная мотивация – одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ребенок.
Было установлено, что разнообразный занимательный материал на уроке способствует повышению интереса к обучению, созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию самостоятельности и активности младших школьников, т.е. является средством развития учебной мотивации. Проведение рефлексии также способствует формированию положительной учебной мотивации учащихся.
Базой исследования выступала Школа МОУ «СОШ № 36». В исследовании приняли участие ученики 3-их классов. Экспериментальную группу составили 25 учащихся 3 «А» класса, контрольную группу – 24 учащихся 3 «Б» класса.
Использовалась методика Н.Г. Лускановой. Для аналитической обработки результатов проведенного исследования и получения количественных и качественных показателей были выделены несколько уровней сформированности учебной мотивации у младшего школьника: очень низкий, низкий, средний, выше среднего и высокий.
На формирующем этапе работа проводилась в экспериментальной группе с добавлением занимательного материала.
В соответствии с результатами сравнительной характеристики итогов констатирующего и контрольного этапов по методике Н.Г. Лускановой показана положительная динамика развития учебной мотивации младших школьников. Повышение высокого и уменьшение низкого уровней развития учебной мотивации свидетельствует о том, что после внедрения комплекса педагогических условий на уроках математики у обучающихся исследуемой группы успешно формируется учебная мотивация к предмету.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках математики
1.1. Понятие о мотивации и учебной мотивации
Впервые термин «мотивация» был употреблен немецким философом А. Шопенгауэром в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 – 1910), после чего этот термин прочно закрепился в психологической сфере для объяснения причин поведения человека и животных [23].
Сам термин «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», который в свободном словаре терминов и понятий характеризуется как: «побуждение к действию, динамический процесс физиологического, психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности» [6].
Чтобы более подробно и точно определить понятие «учебная мотивация» необходимо обратиться к структурному компоненту мотивации – к учебному мотиву. Вопросы по изучению сущности и проблемы мотивации были предметом исследования многих ученых, поэтому понятие «мотивация» рассматривалось в работах таких известных ученых как: В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.
Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает ориентацию учащегося на разные стороны учебной деятельности. Соответственно, мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если они связаны с общением учащихся друг с другом и преподавателями. Психологи говорят о положительной и отрицательной мотивации, ситуативных и устойчивых мотивах [5].
Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом – как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как стимул, вызывающий активность организма и определяющий ее направленность.