Курсовая с практикой на тему Управление конфликтными ситуациями на государственном и муниципальном уровнях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования конфликтов в государственно-административной сфере 5
1.1.Природа и причины конфликтов в государственно-административной сфере 5
1.2.Типология государственно-административных конфликтов 9
Глава 2. Управление и разрешение конфликтных ситуаций в сфере государственного и муниципального управления 17
2.1.Управление конфликтами в сфере государственного и муниципального управления 17
2.2.Механизмы разрешения конфликтов в сфере государственного и муниципального управления 23
Заключение 29
Библиографический список 31
Введение:
История развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что на каждом ее этапе конфликты различного рода составляют ее наиболее значимые вехи. Причем, исторический опыт показывает, что возникновение конфликтов является неизбежным процессом, а бесконфликтность, в свою очередь, является больше исключением, чем правилом.
Применительно к государственно-административной сфере конфликты являются одной из наиболее распространенных разновидностей социально-политических конфликтов, возникающих вследствие различий интересов, соперничества и борьбы властных институтов и государственных структур по поводу распределения и реализации публичной власти.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что незнание причин и сущности возникновения конфликтных ситуаций в государственно-административной среде препятствует формированию эффективного механизма управления и контроля за протеканием такого рода конфликтов.
Целью данной курсовой работы является изучение основных аспектов управления конфликтами в государственно-административной сфере.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
рассмотреть природу и причины конфликтов в государственно-административной сфере;
рассмотреть типологию государственно-административных конфликтов;
определить основные направления управления конфликтами в сфере государственного и муниципального управления;
рассмотреть механизмы разрешения конфликтов в сфере государственного и муниципального управления.
Объектом исследования являются конфликты в государственно-административной сфере.
Предметом исследования выступают особенности управления конфликтами в государственно-административной сфере.
Теоретической основой исследования выступают нормы действующего законодательства в области государственной службы, а также труды отечественных ученых в области конфликтологии и управления на государственной службе, в том числе: Алексеева А.О., Гурба В.Н., Еcин A.Б., Костенников М.В., Кочерова Ю.В., Кущев Н.П., Литовка А.Б., Магомедова З.Ш., Мантурова А.Л., Пелипенко В.О., Тонян М.Н., Черепанова Е.В., Чупина В.А., Шипулин Д.В.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы; системный анализ и синтез.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.
Так, под конфликтом понимается трудноразрешимое противоречие. Конфликты в государственно-административной сфере по своей природе представляют собой одну из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти.
Субъектами конфликтов в сфере государственного управления являются органы государственной и муниципальной власти.
Объектом конфликтов в сфере государственного управления является процесс распоряжения властью.
Наиболее распространенными типами конфликтов в государственно-административной среде являются:
конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) структурами;
конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов;
конфликты между государственными органами и предприятиями частного сектора;
конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления;
конфликты между центральными, региональными и местными органами государственного управления;
неформальные конфликты внутри и между отдельными государственными учреждениями.
Управление конфликтами в государственно-административной среде осуществляется также на базе концептуальных основ современной конфликтологии. Наиболее распространенными методами разрешения конфликтов являются: силовое разрешение конфликта, решение конфликта через компромисс, уход от конфликта, сотрудничество, приспособление.
Помимо прочего, перспективными механизмами решения конфликтов в государственно-административной среде являются регулирование конфликта интересов, социальное партнерство и ведение переговоров.
При этом, необходимо отметить целесообразность применения комплекса методов и механизмов для эффективного разрешения конфликтных ситуаций в государственно-административной среде.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования конфликтов в государственно-административной сфере
1.1.Природа и причины конфликтов в государственно-административной сфере
Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие. Буквально конфликт означает «столкновение». Обычно с конфликтом ассоциируются угрозы, враждебность, непонимание, попытка доказать свою правоту, обиды. Обычно конфликт рассматривается как явление негативное и нежелательное, которого следует избегать. Так считали представители различных школ управления, в том числе и сторонники школы человеческих отношений, которые полагали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности фирмы и плохого управления.
Однако некоторые современные теоретики и практики управления считают, что конфликты возможны даже в самой эффективной организации, при самом безукоризненном управлении. Более того, по их мнению, конфликты имеют определенное позитивное значение, так как привлекают внимание к проблемам, которые ранее не замечали, так что конфликты могут иметь функциональные последствия для организации при эффективном управлении ими.
Таким образом, конфликты могут быть как конструктивными, так и деструктивными.
Конструктивная сторона конфликта проявляется в случае, когда развитие конфликтной ситуаии сопровождается активным обменом информации, согласованием различных позиций, а также желанием понять друг друга, что приводит к позитивному разрешению конфликтной ситуации.
В случае, если при решении конфликта субъекты конфликта имеют различия, которые невозможно совместить в полном объеме, вырабатывается компромиссное решение, которое также способно привести к более эффективной работы в организации.
При отсутствии желания решить конфликтную ситуацию или идти на уступки, конфликт становится деструктивным.
Применительно к государственно-административной сфере конфликт является достаточно специфической формой связи институтов, организаций, социальных групп и индивидов.
В целом, государственно-административная сфера является биполярной системой, которая характеризуется следующими аспектами:
данная система находится в плоскости четкого нормативного закрепления определенных отношений между институтами и структурами управления и в этой плоскости конфликт является вторичным, не влияющим на исполнение государственными служащими своих функций;
данная система по своей сути является структурно и функционально раздробленной системой, которая сохраняет свою целостность только за счет нормативного закрепления норм повеления, но, в силу хаотичного столкновения интересов и ценностей служащих, она создает дополнительные возможности для возникновения самых различных конфликтных ситуаций.
Конфликты в государственно-административной сфере по своей природе представляют собой одну из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти.
Субъектами конфликтов в сфере государственного управления являются органы государственной и муниципальной власти.
Объектом конфликтов в сфере государственного управления является процесс распоряжения властью.
Предметом конфликтов в сфере государственного управления являются пересечения политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов.
Рассматривая конфликты в государственно-административной сфере, они также исследователями не рассматриваются исключительно как показатель «болезни» органов государственного управления, а как естественную и органическую форму поведения.
Это связано с тем, что конфликтность сама по себе заложена в природу государственной власти, предназначением которой является координация различных интересов людей, определять четкие стратегические и тактические цели, распределять дефицитные ценности и блага.
Причинами возникновения конфликтов в государственной и муниципальной сфере являются:
иерархичность структуры управленческих статусов и ролей, которые формируют противоречие между управляющими и управляемыми и порождают неравенство в распределении властных полномочий между субъектами управления;
нечеткая организация самой структуры власти и, соответственно, нечеткое разграничение полномочий различных госорганов и служащих;
отсутствие четкой системы построения карьеры в органах власти;
расхождение в базовых ценностях и политических идеалах у государственных служащих;
проблемы в технологиях управленческих коммуникаций, в том числе недостаточности информационного обеспечения и намеренном манипулировании информацией .
Очевидно, что при отсутствии должного внимания к конфликтам в государственно-административной сфере, они способны привести к катастрофическим и разрушительным последствиям. Но, при организации эффективного управления конфликтами на государственной и муниципальной службе, они способны принести положительные результаты.
Так, например, в отдельные периоды конфликтные ситуации (формирование бюджета, должностные перемещения и т.д.) способны создать значительное напряжение в органах власти, обостряя конфликтность у субъектов государственного управления. Однако, фактически, открытые противостояния носят конструктивный характер и оказывается полезным для оценки действительного состояния и перспектив развития органов государственной власти и управления .
Таким образом, к конфликтам в системе управления государством следует относиться скорее как к позитивному, нежели как к деструктивному явлению (не забывая при этом, что позитивный характер конфликтов целиком и полностью определяется возможностями их выявления и урегулирования, сознательного недопущения людьми разрушительных последствий).
В государственно-административной сфере на практике присутствуют три идеальных типа конфликтного поведения, выделенных А. Раппопортом (рисунок 1).
Учитывая специфику конфликтов в государственно-административной сфере, в том числе, тот факт, что большинство конфликтов обусловлено различием статусов и интересов у субъектов управления, то в структуре конфликтного поведения преобладают игра и спор . Доминирование данных видов конфликтного поведения обусловлено тем, что главной задачей государства является не окончательное разрешение и ликвидация конфликтов, а их смягчение и устранение острых форм протекания конфликтной ситуации.