Курсовая с практикой на тему Уголовный закон как основной источник уголовного права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Общая характеристика уголовного закона
как основного источника уголовного права
1.1. Понятие, признаки и значение уголовного закона
1.2. Источники уголовного права
Глава 2. Особенности уголовного закона как
основного источника уголовного права
2.1. Анализ уголовного закона как основного
источника уголовного права
2.2. Тенденции развития уголовного закона как основного
источника уголовного права
Введение:
За более чем двадцатилетний период, прошедший с момента принятия
действующего уголовного закона, уже не раз высказывались замечания о его
критическом состоянии и необходимости реформирования законодательного подхода к
его модернизации.
Безусловно, постоянные
преобразования в социально-экономической, политической, духовной, культурной,
исторической и других сферах жизни общества, появление новых областей знаний и
развитие существующих, несущие за собой риск появления ранее неизвестных
криминальных угроз, являются одной из предпосылок «устаревания» уголовного
закона, порождая необходимость его изменения. Однако темпы подобного
законодательного реформирования на сегодня достигли небывалых масштабов.
Действующий Уголовный кодекс
Российской Федерации (далее — УК РФ[1]) уже редакционно изменялся и дополнялся 243 федеральными законами
и 8 постановлениями Конституционного Суда РФ.
А если учесть бланкетный
характер ряда норм, подвергавшихся законодательным правкам, и сопутствующее
реформирование регулирующего законодательства, влияющего на их содержательную
наполненность, системный характер уголовно-правовых норм, в силу чего изменение
и дополнение одной из них влияло на соотношение с другими, то можно с достаточной
степенью обоснованности заключить, что суммарное количество имевших место
изменений и дополнений определить почти невозможно, и поддержать неоднократно
высказанный на страницах научных изданий тезис о том, что «фактически мы имеем
абсолютно иной уголовный закон, нежели принятый 24 мая 1996 года».
Но все имеет свою плату. И
платой в данном случае явилось качество созданной уголовно-правовой материи,
что объясняется множеством причин. Это, в частности, резко выросшие за
последнее десятилетие объемы новелизации уголовного закона.
Проблемы источников уголовного права России в современный
период становления российской государственности имеют большое значение. В этой
связи формирование и совершенствование соответствующего правового механизма
реализации источников уголовного права объективно необходимы.
Особое значение для настоящего времени исследование уголовного
закона как источника уголовного права России приобретает в связи с
реформированием уголовного законодательства и переосмыслением его основных
положений.
Объектом исследования в курсовой работе являются правовые отношения, возникающие в процессе развития
уголовного закона как основного источника уголовного права.
Предметом исследования в
курсовой работе являются нормы уголовного права.
Целью курсовой работы является анализ уголовного закона как
основного источника уголовного права.
Задачи
курсовой работы:
— раскрыть понятие, признаки и значение уголовного закона;
— изучить источники уголовного права;
— провести анализ уголовного закона как основного источника уголовного
права;
— охарактеризовать тенденции развития уголовного закона как основного
источника уголовного права.
Нормативную базу курсовой работы составили
Конституция РФ[2],
УК РФ, федеральные законы.
Методологическая база курсовой работы
сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и
практического материала, нормативно-правовых актов, официальных документов,
литературных источников и публикаций по проблемам понятия
и сущности уголовного закона. Это вызвало необходимость применения
разнообразных методов исследования, в числе которых системный,
конкретно-исторический, структурно-функциональный, поисковый, а также метод
сравнительного правоведения.
Теоретическую основу курсовой работы составили положения, сформулированные
в работах отечественных ученых-специалистов.
Эмпирической основой курсовой
работы являются правовые акты российского законодательства. Автором изучены
учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные
статьи российских исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной
проблематики, также материалы судебной практики.
Теоретическая и практическая значимость
курсовой работы предопределяется возможностью использования полученных в
результате исследования выводов, рекомендаций и предложений в последующих
научных изысканиях, посвященных анализу уголовного
закона как основного источника уголовного права
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.
от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №
25. — ст. 2954.
[2]
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12.12.1993 г.
(ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст.
4398.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
Уголовный
закон — закон федеральный, т. е. его действие распространяется на всей
территории Российской Федерации. Уголовное законодательство состоит из
Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовно-правовые нормы не могут
содержаться ни в каком другом федеральном законодательном акте. Следовательно,
уголовный закон является единственным и исключительным источником российского
уголовного права.
Уголовный закон обладает следующим значением:
1)
Является единственным
источником уголовного права в Российской Федерации.
2)
выступает основным средством
реализации уголовной политики государства.
3)
Является юридической основой
для осуществления правосудия по уголовным делам.
4)
Оказывает предупредительное и
воспитательное воздействие на членов общества.
Исключение
из общего правила действия уголовного закона во времени называется обратной
силой уголовного закона. Обратная сила уголовного закона состоит в том, что
закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом
улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц,
совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том
числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Существование нормы об обратной силе уголовного закона — одно из конкретных
проявлений принципа гуманизма уголовного законодательства.
В настоящее время в уголовном праве России толкование проводится в
соответствии с реалиями современных событий общественной жизни и меняющимися
условиями функционирования государства и права по формуле: «новые условия —
новый смысл закона».
Необходимо разрешить
применение аналогии закона в уголовном праве, поскольку на это указывают и
мнения многих ученых, и применение скрытой аналогии уголовного закона
правоприменительными органами России в целях устранения пробелов в правовом
регулировании уголовных правоотношений. Для этого предлагаем изменить
формулировку ч. 2 ст.З УК РФ на следующую: «Аналогия закона допускается в
случаях, когда положениями настоящего Кодекса совершенное общественно опасное
деяние признается преступным, но не урегулированы отдельные вопросы,
необходимые для решения уголовного дела по существу в целях восстановления
социальной справедливости и исправления виновного с соблюдением прав и свобод
человека и гражданина».
Иногда небрежное и
непродуманное дополнение норм УК РФ приводит к тому, что законодатель
удовлетворяет внезапно возникшие потребности и оперативно решает внезапные
экстремальные ситуации, но при этом, не вносит системных изменений, не приводит
новеллы в соответствии с нормами Общей части, что влечет за собой
рассогласование положений УК РФ.
Создается впечатление, что
законодатель стремится оперативно отреагировать на текущие проблемы с помощью
внесения поправок в положения УК РФ. Однако, эффективность права определяется
его стабильностью, а изменения должны происходить только в крайних случаях,
быть продуманными и обоснованными, учитывать научные работы и аргументацию, а
также обобщение судебной практики. Поправки не должны быть по своему характеру
быть «мерой реагирования».
Фрагмент текста работы:
Сущностью любого закона является совокупность правовых норм,
формирующая его внутреннюю структуру и содержание.
Под уголовным законом следует понимать нормативно-правовой акт,
принимаемый Федеральным органом законодательной власти и содержащий
уголовно-правовые нормы, устанавливающие принципы, основания и условия
уголовной ответственности, определяющие, какие деяния признаются преступлениями
и какие наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам,
совершившим эти деяния, а также условия освобождения от уголовной
ответственности и уголовного наказания[1].
Уголовный закон, как и другие юридические законы, в отличие от
объективных законов природы и общества, существующих независимо от человека и
его знаний о них, принимается, изменяется и отменяется государством, в лице его
законодательных органов. Государство, как и его органы, в свою очередь, также
являются продуктом человеческого сознания и общественной деятельности.
Следовательно, и уголовный закон, его состояние, характер, цели и механизм
применения, круг регулируемых и охраняемых им общественных отношений, также
субъективно зависят от человека, уровня его образования и культуры,
морально-нравственного воспитания. Одновременно, закон направлен на
регламентацию общественных отношений посредством регулирования их правовыми
нормами, устанавливающими образцы должного поведения участников правоотношений.
Согласно ст. 76 Конституции РФ федеративный характер
государственного устройства России, закрепленный в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ,
позволяет отнести принятие действующих на её территории законов к ведению
федеральных органов государственной власти, совместному ведению федеральных
органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации и к ведению
органов власти субъектов Российской Федерации. Однако принятие уголовного
законодательства, согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ, относится
исключительно к предмету ведения федеральных органов государственной власти
России. Это означает, что на всей территории Российской Федерации действует
единое уголовное законодательство, которое не может быть отменено, изменено или
не исполнено (не применено) при наличии к тому оснований в какой-либо части
государства в угоду местных особенностей. При этом, уголовное законодательство
имеет статус федерального закона[2].
Поскольку уголовное законодательство имеет статус федерального
закона, то принятие уголовных законов, согласно ст. 105 Конституции РФ,
отнесено к компетенции законодательного органа Российской Федерации —
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок
принятия федеральных законов от законодательной инициативы до подписания
Президентом Российской Федерации и обнародования регламентирован статьями 104 и
107 Конституции РФ.
Под уголовным законодательством Российской Федерации, согласно ч.
1 ст. 1 УК РФ, следует понимать собственно УК РФ. Единственным уголовным
законом на территории Российской Федерации признаётся УК РФ. Он принят
Государственной Думой 24 мая
г
Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным 13 июня
января
заменив тем самым ранее действовавший УК РСФСР
действующий УК РФ имеет статус Федерального закона от 13 июня
По своему внутреннему строению уголовный закон структурно состоит
из уголовно-правовых норм. Это означает, что уголовно-правовая норма является
первичным звеном, формирующим уголовно-правовую материю. Уголовно-правовые
нормы устанавливают принципы, основания и условия уголовной ответственности,
определяют признаки деяний (действий или бездействий), признаваемых
преступлениями, виды и размеры уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового
характера, применяемых за их совершение. Кроме того, уголовно-правовые нормы
определяют условия освобождения от уголовной ответственности и уголовного
наказания.
Уголовный закон может выступать либо в виде отдельной нормы или
нескольких норм, закреплённых в отдельном законодательном акте либо в виде
систематизированного свода законов, именуемого кодексом.
Уголовный закон является единственным источником и
нормативно-правовым выражением уголовного права. Это означает, что понятие
преступления, содержание и перечень преступных деяний, характер, виды и цели
наказания, а также иные уголовно-правовые последствия совершения преступления
устанавливаются только и исключительно уголовным законом. Какой-либо иной
нормативно-правовой акт, кроме уголовного закона, не определяет преступность и
наказуемость деяний. Судебные решения по конкретным уголовным делам (приговоры,
определения, постановления) не признаются в качестве источников уголовного
права, поскольку они не создают уголовно-правовых норм, а выступают лишь формой
(процедурой) их реализации.
[1] Зубарева К.В.,
Васильев А.М. Уголовный закон и его основные критерии // В
сборнике: Теоретические и практические аспекты формирования и развития
"Новой науки" сборник статей Международной научно-практической
конференции. — 2020. — С. 106-111.
[2] Качурина И.Б. Основы
уголовного законодательства: Курс лекций. – М., 2019. — С.17.