Курсовая с практикой на тему Творческие работы младших школьников в связи с чтением художественных произведений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 5
1.1. Литературное развитие младших школьников и
его значение. 5
1.2. Возрастные особенности формирования
читательской деятельности обучающихся начальной школы.. 9
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ
РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 12
2.1. Характеристика понятий «творчество»,
«творческая деятельность», «творческие работы». 12
2.2. Виды творческих работ на уроках литературного
чтения. 14
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 19
3.1. Методика использования иллюстрирования на
уроках литературного чтения 19
3.2. Методика использования пересказа и
рассказывания на уроках литературного чтения. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Актуальность исследования. В начальном школьном образовании происходит
активный целенаправленный процесс формирования мировоззрения учащихся, формировании
их интересов и умений. Уроки чтения обладают большим значением в развитии
учащихся. Так как литературное чтение – это не только предмет в обучении, а
мощное средство по воспитанию и развитию детей, этому предмету отводится особенная
роль в структуре предметов начального образования.
С введением
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего
образования обозначились новые цели современного образования: развитие
личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться
самостоятельно. Это умение напрямую связано с умением читать, быть компетентным
читателем.
Зачастую
ученики, читающие художественную литературу, не понимают ее либо принимают
содержание не точно либо даже не верно, потому что на занятиях по литературному
чтению педагог намеренно не работает с формированием литературных умений. Однако
литературное развитие учащихся начальной школы имеет большое значение в
обучении литературному чтению. Начиная с начального периода обучения, чтение
является одним из основных средств познания мира.
С целью того
чтобы обучающиеся в полной мере воспринимали художественное произведение, требуется
развивать определенные психологические параметры, отвечающие специфике
литературы как искусства слова. Учащиеся должны воспроизвести в своем сознании
образы и картины, изображенные писателем, осмыслить замысел и поступки героев
этого произведения. Обучающиеся должны уметь свободно и логично выражать свои
мысли и мнения в своих эссе и при анализе работы, между тем не забывая об открытии
специфики данного произведения, в этом ученикам могут помочь творческие работы.
Цель исследования – на основе анализа теоретических источников
и исследовательских данных разработать рекомендации по использованию творческих работ в связи с чтением
художественных произведений в начальной школе.
Объект исследования – чтение художественных произведений
на уроках литературы в начальной школе.
Предмет исследования – творческие работы младших
школьников в связи с чтением художественных произведений.
Задачи исследования:
1. Изучить литературное развитие младших школьников и его
значение.
2. Рассмотреть возрастные особенности формирования читательской
деятельности обучающихся начальной школы .
3. Дать характеристику понятиям «творчество», «творческая
деятельность», «творческие работы».
4. Изучить виды творческих работ на уроках литературного чтения.
5. Представить методику использования иллюстрирования на уроках
литературного чтения.
6. Представить методику использования пересказа и рассказывания
на уроках литературного чтения .
Научная разработанность проблемы. Вопросы изучения творческих видов
деятельности в литературном развитии занимались: Н.Б. Берхин, М.П. Воюшина, Л.Г. Жабицкая, В.Г. Марацман, Н.Я. Мещерякова,
Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, З.Н. Новлянская, З.Я. Рез, Т.В. Рыжкова.
Источниковая база исследования: научно-методическая литература и психолого-педагогические
исследования; исследования отечественных и зарубежных авторов, педагогов,
ученых.
Практическая значимость исследования. Выявленные рекомендации в данном
исследования можно применять далее в качестве материала для психологов, педагогов,
учащихся и родителей.
Заключение:
Были получены
следующие результаты:
1. Литературное развитие учащихся
начальной школы можно определить в качестве процесса качественных перемен в
восприятии, интерпретации художественного текста и умения отражать литературный
опыт в различных типах художественной литературы.
2. Именно в начальной школе
закладываются основы теоретико-литературных знаний, формируются навыки анализа
прочитанного произведения. Уроки литературы, задачей которых является
воспитание грамотного читателя и человека, должны помочь этому формированию,
задействуя восприятие, мышление, память, воображение учащихся, что является
основой систематизации теоретически обоснованных элементов методической системы
использования приёмов интерпретации художественного произведения на уроках
литературы в начальных классах.
3. Знакомство с историческими аспектами
методики чтения, педагогический опыт дает возможность сделать вывод о том, что
в любой из исторических периодов развития методики, вне зависимости от того,
какой метод лежал в основе обучения чтению (объяснительный, творческий,
литературный), творчество изучалось в качестве ведущего метода исследования
текста художественных произведений. Это вызвано и психологической спецификой
младших школьников, и свойствами художественных произведений в качестве
продуктов творчества.
4. В методике обучения чтению сложилась
целостная структура различных типов творческих работ, исполнение которых способствует
школьника глубже принять содержание произведения, а также содействует формированию
их воображения и речи.
5. Тщательное лексическое изучение
текста при подготовке к иллюстрации позволяет накопить богатый и во многом
уникальный материал для будущей творческой деятельности, а также создать особое
настроение, неповторимую эмоциональную атмосферу, без которой невозможно
интересное и продуктивное сотрудничество педагогов и детей. Затем начинается
коллективное обсуждение содержания (сюжета), композиции будущей картины.
6. Художественная
литература дает возможность учащимся обогащать свой словарный запас, учит
строить грамотные логические высказывания. Метод пересказывания способствует
личностному обогащению младших школьников, а именно, он ярко проявляется в
литературном развитии школьников.
Итак, цель работы
достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы чтения художественных произведений
в начальной школе
1.1. Литературное развитие младших школьников и его
значение В сегодняшней
структуре образования усилилась практическая направленность уроков литературы в
начальной школе, что проявляется в воспитательном процессе, формировании
личности способной понимать прочитанное и выражать собственную позицию. Такого
результата можно достичь, если постоянно и последовательно работать с литературными
текстами.
За счет
многочисленных работ ученых-методистов и психологов: Н.Б. Берхина, М.П.
Воюшиной, Л.Г. Жабицкой, В.Г. Марацмана, Н.Я. Мещерякова, Н.Д. Молдавская, О.И.
Никифорова, З.Н. Новлянская, З.Я. Рез, Т.В. Рыжкова, многое известно об учащихся
как читателях и о закономерностях их литературного развития, об отдельных
особенностях обучающихся.
Процесс
литературного развития учащихся рассматривала и Н.Д.Молдавская, которая изначально
представила определение этому термину. Она понимала «литературное развитие в
качестве возрастного и одновременно воспитательного процесса по «формированию умений
непосредственно воспринимать искусство слова, комплекса умений сознательно
анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь эстетическими критериями,
а кроме того процесс формирования у учащихся собственного литературного
творчества».
В
соответствии с выше представленным понятием, литературное развитие трактуется Н.Д.
Молдавской в качестве двустороннего процесса качественных перемен в «способности
мыслить словесными и художественными образами, которая раскрывается как в
восприятии читателя, так и в собственном литературном творчестве» [1]. Она же
впервые выработала показатели литературного развития учащихся начальной школы:
1. Эрудиция учащегося,
объем его читательского опыта;
2.
Художественный вкус, эстетическая идеология, как показатель художественного
развития школьника;
3. Иметь
возможность видеть детали и воссоздавать их целостным образом;
4. Присутствие
психических процессов-процессов восприятия текста (воображения,
эмоционально-образной памяти, чувства поэтического слова, наблюдательности,
сопереживания, эстетического отношения к произведению).
Литературное
развитие является возрастным процессом, другими словами в не зависимости от
того, как идет обучение, дети в различном возрасте с разных сторон воспринимают
одну и ту же книгу, по-разному могут выражать свои впечатления словами, так как
с возрастом меняется их жизненный опыт, расширяется культурный кругозор,
накапливаются навыки чтения, развиваются эмоции, мышление, воображение. Между
тем литературное развитие является процессом обучения, другими словами образовательный
характер обязательно влияет на процесс литературного развития, и обучение может
и содействовать развитию, и притормаживать данный процесс. Следовательно,
педагогу требуется понимать закономерности в процессе литературного развития учащихся
[5].
В научной
сфере литературное развитие изучается в качестве процесса и в качестве
результата процесса. Каждый процесс обучения включает несколькие составляющие:
¾ коммуникативную,
¾ информативную,
¾ деятельную,
¾ творческую.
Результатом
этого процесса является не только получение нового знания и умения, однако, и
изменение в личности и ее становление [9]. В ходе литературного развития дети
приобретают систему научного знания о литературе в качестве вида искусства и
литературоведении как науке.
Можно
заметить, что проблема в литературном развитии изучалась в работах З.Н.Романовской.
Она изучала литературное становление в качестве части общего становления и
выделяла главные методологические положения, способствующие такому развитию:
¾ позиция развивающего образовательного процесса;
¾ формирование учащихся начальной школы непосредственно
находится в зависимости от художественных достоинств произведений, исследуемых
на занятиях;
¾ предметом исследования на уроке должно быть литературное
произведение в качестве эстетической ценности;
¾ специфика работы должна определять структуру урочной
деятельности [9].
В современных
методиках литературное развитие описывается в качестве возрастного и
одновременно воспитательного трехстороннего процесса, охватывающего следующее:
1) развитие
читателей (умение воспринимать, осмысливать и интерпретировать произведение
искусства в единстве его формы и содержания, оценивать его с эстетической точки
зрения и выражать свою оценку, как в вербальной, так и в невербальной форме);
2) формирование
литературного творчества учащихся, умения адекватно выражать себя на словах;
3) увеличение
культурного поля ребенка, формирование ученика как носителя и творца культуры [8].
Литературное
развитие требуется для деятельности в области словесного искусства (непосредственно
творческой и воспроизводящей, читательской деятельности), оно глубоко и всесторонне
связано с общим умственным развитием [6].