Курсовая с практикой на тему Требования к отбору программного содержания при проектировании рабочей программы учебного предмета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОТБОРА
ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА… 7
1.1.Деятельность
педагогов по проектированию образовательных программ как
психолого-педагогическая проблема.. 7
1.2.
Специфика образовательного проектирования.. 11
1.3
Формирование готовности педагогов к деятельности по проектированию рабочей
программы учебного предмета.. 16
ГЛАВА
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К
ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.. 20
2.1.
Классификация требований к содержанию рабочей программы учебного предмета.. 20
2.2.
Методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к проектированию
образовательных программ.. 22
2.3.
Диагностический инструментарий оценивания рабочих программ учебных предметов.. 24
Заключение. 37
Список
используемой литературы… 39
Введение:
В современной системе
отечественного образования происходят значительные перемены, изменяются
государственная образовательная политика и стратегические ориентиры развития
страны. Важнейшим направлением модернизации российской системы образования
выступает достижение качества современного образования, отвечающего актуальным
потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия
эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне
деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной
программе.
Учебная программа,
представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в
концентрированном виде, является одним из источников оценки качества
педагогической деятельности специалиста в области образования и «визитная
карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным
путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг –
учащихся и их родителей. Поэтому на сегодняшний день является актуальным знание
требований к отбору программного содержания, которыми следует руководствоваться
при проектировании рабочей программы по учебному предмету.
Существует широкий спектр
исследований, посвященных проблеме научного обоснования различных подходов к
проектированию содержания образования в многоуровневой вариативной системе
образования (Заир-Бек Э.С., Колесникова И.А.,Тряпицына А. П. и др.). Ученые
рассматривали проблему составления программ на ступени профессионального
образования (Орлова Г.М., Гулина С.А. и др.), другие исследовали проблему
педагогического проектировагния в целом (Жидкова Н.И., Столярова И.В.,
Колесникова И.А.). В нашей курсовой работе мы рассмотрим проблему качественного
составления рабочих программ через призму отбора содержания рабочей программы
учебного предмета.
Анализ педагогической
литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия между –
наличием требований к содержанию при составлении рабочих программа с одной
стороны, и недостаточной разработанностью этих вопросов с другой. В теории
разработаны некоторые общие принципы к содержанию рабочих программ, но не
предложены методы отбора к содержанию. Итак, выделенные противоречия позволили
сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия и ресурсы
необходимы для отбора программного содержания при проектировании рабочей
программы учебного предмета?
Объект исследования –
проектирование рабочей программы учебного предмета.
Предмет исследования –
организационные условия отбора программного содержания при проектировании
рабочей программы учебного предмета в образовательной организации.
Гипотеза – учет целей и
задач образовательной программы школы будет способствовать качественному отбору
программного содержания при проектировании рабочей программы учебного предмета
и позволит создать условия для развития личности учащихся в образовательном процессе.
Цель данной курсовой
работы – определение психолого-педагогических аспектов отбора программного
содержания и формирование умений проектирования рабочих программ учебных
предметов.
Задачи:
1. Рассмотреть деятельность педагогов по
проектированию образовательных программ как психолого-педагогическую проблему;
2. Поэтапно раскрыть специфику
образовательного проектирования;
3. Определить степень готовности педагогов к
деятельности по проектированию рабочей программы учебного предмета;
4. Поэтапно рассмотреть и классифицировать
требования к содержанию рабочей программы учебного предмета;
5. Составить алгоритм конструирования рабочих
программ.
6. Использовать диагностический
инструментарий оценивания рабочих программ учебных предметов для определения их
качества.
В данной работе
использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические –
анализ педагогической, психологической, учебной и научно-методической
литературы; сравнительно-сопоставительный анализ; обобщение и систематизация
данных; эмпирические – анализ локальных актов школы, педагогической
документации и рабочих программ педагогов.
Теоретическая значимость
курсовой работы заключается в рассмотрении основ и технологий составления
рабочих программ, анализе деятельности педагогов по проектированию, раскрытии специфики
образовательного проектирования, определении степени готовности педагогов к
деятельности по проектированию рабочей программы учебного предмета, выявлении
типичных ошибок учителей МБОУ СОШ №20 г. Королев при составлении рабочих программ.
Заключение:
В результате проведенного
исследования темы сформулированы положения, выносимые на защиту:
1. Проектирование рабочих программ учебных
предметов – рассматривается в единстве с образовательным проектированием как
универсальный психолого-педагогический инструментарий.
2. Проектирование рабочих программ педагога,
определяющая ее специфику и структуру, основана на предварительном выборе (предпочтении)
типологии программ исходя из приоритетов ее основной направленности.
3. Образовательные программы служат средством
особого влияния на развитие учащихся. Разумный выбор учебников и учебных
пособий — важная часть разработки образовательных программ. Характер
обоснования позволяет оценить первоначальную готовность к началу учебной
деятельности и сделать вывод о готовности учителя учитывать индивидуальные
особенности учащихся.
4. Рабочая программа — это
индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет
оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, форумы,
методы, и приемы организации образовательного процесса в соответствии с
определенными Стандартом целью и результатами обучения.
5. Универсальный алгоритм составления рабочих
программ по предметам с учетом всех нормативных требований позволит избежать
типичных ошибок педагогов, которые они допускают при конструировании своих
программ. При фокусировании работы методического объединения на эти цели
возможно достичьзначимого для всех педагогов результата, ориентированного на
обеспечение качества образования
6. Использование диагностического
инструментарий оценивания рабочих программ учебных предметов позволяет выявить
типичные ошибки учителей при конструировании рабочих программ и снижает риски
их повторения.
Резюмируя, отметим, что
рабочаяпрограмма – это локальный документ, определяющий объем, порядок,
содержание изучения учебного предмета, требования к результатам освоения
основной образовательной программы обучающимися (выпускниками) в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами. Грамотное
составление рабочей программы показывает методический потенциал учителя,
уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых технологий и
положительно сказывается на качестве подготовки выпускников школы.
Фрагмент текста работы:
1.1. Деятельность
педагогов по проектированию образовательных программ как психолого-педагогическая
проблема.
В условиях современной
образовательной реальности технология учебного дизайна является одним из
направлений подготовки учителя для успешной профессиональной деятельности. Это
дает возможность качественно их изменить.
В настоящее время дизайн
рассматривается как важнейшая часть образовательной деятельности. Этот процесс
включает: образовательные системы разного уровня (федеральный, региональный,
муниципальный), содержание образования, образовательные технологии, управление
образовательным процессом, планирование и контроль развития учреждения и т. д.
Определяя специфику
проектной деятельности учителя и выделяя ее существенные характеристики, мы
считаем необходимым соотнести термин «дизайн» с аналогичными — «разработка»,
«планирование», «прогноз», «дизайн».
Толковый словарь русского
языка определяет слово «развивать» как «обрабатывая, возделывая, чтобы сделать
пригодным для чего-то; внимательно, всесторонне изучить, подготовить,
обработать во всех деталях»[15]. В аналогичном словаре В. Даля «разрабатывать»
означает «создавать, работать, обрабатывать, производить, привлекать, пытаться
проникнуть глубже» [2]. Так что что-то готовое разрабатывается, что-то уже
существует и существует объективно. В то время как дизайн предполагает создание
чего-то нового, отличного от того, что уже существует и используется всегда.
В основе глагола «план»
лежит существительное «план». В интересующем нас аспекте слово «план» означает
«заранее определенную систему действий, которая обеспечивает порядок, последовательность
и сроки работы; предположение, которое включает в себя движение, реализацию
чего-то»[15]. Согласно словарю В. Даля, план – это «предприятие, намерение,
сознательное предположение, порядок действий для достижения чего-то», а
«проект» — это «план, предопределение, задуманное, предлагаемое действие»;
проект (дизайн) — «задумай, узнай и предложи к реализации». В современном
толковом словаре «проект» понимается как «дизайн, план»; «Дизайн» — принимаю,
планирую. Таким образом, можно сделать вывод, что, в отличие от дизайна, в
котором последний компонент по существу определяется и идентифицируется, не
всегда коррелирует с достижением качественно нового возможного результата.
Другой близкий термин —
строительство. Конструировать означает «конструировать что-то, строить», а
также «создавать что-то в целом». В данном случае под структурой понимается
«состав и взаимное расположение частей конструкции, конструкции, механизма и
такой конструкции, конструкции, машины с таким устройством» [2]. Сравнивая рассматриваемый
вид человеческой деятельности с дизайном, следует отметить, что при всем
семантическом сходстве этих понятий с точки зрения содержания «дизайн» кажется
частью, фазой дизайна, поскольку это элемент ожидаемой и достижимой новизны.