Курсовая с практикой на тему Топос города в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТОПОС В АРХИТЕКТОНИКЕ ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА 4
1.1 Понятие топоса и архитектоники в художественном произведении 4
1.2 Топос города: средства его воплощения и функции в структуре художественного текста 10
ГЛАВА 2. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ МАБ (ЗАФИКСИРОВАТЬ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, КАКИЕ ЛОКАЦИИ И КАК ОПИСАНЫ) 13
1.1 Московский топос 13
1.2 Ершалаимский топос 27
1.3 Городской и природный топос 28
ГЛАВА 3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО ТОПОСА В АРХИТЕКТОНИКЕ РОМАНА «МИМ» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение:
Актуальность исследования. «Мастер и Маргарита» – произведение, в котором воплотились размышления М.А. Булгакова о современности, о значимости человека в мире, о власти. Это роман, удивительным образом переплетающий едкую сатиру, тонкий психологический анализ человека и философское осмысление сущего.
На сегодняшний день роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» как и прежде находится в центре внимания как широкой читательской аудитории, так и специалистов-литературоведов, литературной критики. Все основные проблемы, связанные с произведением и по сей день остаются дискуссионными и актуальными и одним из важнейших вопросов изучения романа является характеристика его топоса.
В настоящее время в литературоведческой науке сложились два основных значения понятия «топос»: 1) это «общее место», набор устойчивых речевых формул, а также общих проблем и сюжетов, характерных для национальной литературы; 2) значимое для художественного текста «место разворачивания смыслов», которое может коррелировать с каким-либо фрагментом реального пространства, как правило, открытым [12; с. 89].
Сакральная география Москвы является одним из важнейших содержательных и мифопоэтических аспектов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сакральная география связана со «святыми местами», культивируемыми в различных религиях. Ее элементами являются топонимы, наполненные религиозно-философским и культурным смыслом. Наконец, сакральная география понимается рядом исследователей (К. Хюбнер , А.В. Подосинов, Н.С. Широкова и др.) как «география сверхъестественного» и представляет собой топонимику, осмысленную в религиозно-философском и культурологическом контекстах.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в нем анализируются сакрально-географическое пространство романа «Мастер и Маргарита», важнейшие топосы Москвы («Чертолье», «Патриаршие пруды», «Арбат»), являющиеся их своеобразными культурными кодами, осмысление и интерпретация которых необходимы для понимания религиозно-философской проблематики романа.
Исходя из вышеизложенного, главной целью нашей работы является определение топоса города в романе М.А. Булгакова. «Мастер и Маргарита» Для достижения этой цели необходимо последовательное решение следующих задач:
• Исследовать понятие топоса и архитектоники в художественном произведении;
• выявить средства воплощения и функции топоса в структуре художественного;
• дать характерис
Заключение:
«Мастер и Маргарита» — самое феноменальное и неоднозначное из всех произведений Булгакова, в котором, как ни в одном другом советском романе, раскрывается противоречивый и трагический дух тоталитарной эпохи.
Философско-религиозная концепция романа бесконечно сложна и до конца еще не расшифрована. Столь сложна и архитектоника романа М. А. Булгакова, многоуровневая модель его художественного мира, и способов ее создания писателем является важным направлением современного булгаковедения.
Многочисленные столичные объекты (обозначенные личными именами или спрятанные за словами «аллея», «квартира», «дом» и многое другое). Узнаваемы и имеют надежное расположение и реальные прототипы. Как Санкт-Петербург обстоятельно изображен Достоевским, так и Москва изображена Булгаковым. А на карте Москвы можно буквально проследить, где происходит действие того или иного эпизода романа. А названия городских объектов (топонимы) вызывают дискуссии об их происхождении и истории.
Топос города в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова не менее, а иногда и более важен, чем антропонимия имен персонажей. Он образуют единое хронотопическое пространство романа: место и время действий героев. Поскольку действие романа Булгакова происходит в Москве 1930-х годов, топос в это время дополнительно рассматривается, поскольку топонимы как никакой другой словарь подвержены историческим изменениям (как сами предметы, так и их названия). Но поскольку это художественное пространство, то и в топос романа будут вливаться порции фантазии, вне зависимости от его неоспоримой реальности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТОПОС В АРХИТЕКТОНИКЕ ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1 Понятие топоса и архитектоники в художественном произведении
Теоретический аппарат современного литературоведения в последние десятилетия активно пополняется новыми понятиями. Это связано с очередным витком развития науки, освобождением её от догм, использованием различных подходов к изучению и объяснению литературных фактов.
Топос — одно из понятий, вошедших в литературоведение сравнительно недавно. Возможно, именно это обусловливает некоторую размытость, неясность в его определении. Наша задача — проанализировать теоретико-литературные работы по данному вопросу и определить, какой смысл вкладывают современные литературоведы в этот термин.
Ещё в античности к понятию «топос» обратился Аристотель, который, понимая его достаточно широко, использовал в «Физике», «Топике» и «Риторике». К последнему трактату восходит семантика современного литературоведческого термина, где он определяется как «общее место для рассуждений о справедливости, явлениях природы и многих других предметов» [1; с. 47]. В таком значении — как «отвлечённое рассуждение, вставленное в речь на конкретный случай» [9; с. 1076] — топос бытует в риторике до сих пор. Проблема функционирования этого понятия в литературе была поставлена в книге Э.Р. Курциуса «Европейская литература и средневековье» (1948), который определял топосы как способы оформления целых