Основы журналистской деятельности Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Интервью как особый жанр журналистики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Понятие интервью. Подходы к интервью 5
Виды и формы интервью 6
Подготовка к интервью 11
Заключение 22
Список литературы 23

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Актуальность темы тем более ясна, что попу-лярность и многофункциональность этого жанра в современной журнали-стике чрезвычайно высока.
Журналистика, наряду с другими видами публицистики, имеет свои типы жанров. Следовательно, у каждого жанра есть своя особенность, ко-торая отличает его от других видов жанров. В связи с этим необходимо выделить интервью как отдельный жанр журналистики.
Это особый жанр, который складывается по-своему необычно. Он несколько похож на заметку. Интервьюер записывает вопрос и дословный ответ опрашиваемого. В некоторых изданиях выделяется специальный раздел, посвященный интервью. Это связано с тем, что интервью является основным материалом номера. Конечно, возрос интерес к мнению кон-кретного человека и к самому человеку.
Но в структуру интервью входят и другие компоненты.
Целью данной работы является наиболее полно раскрыть возможно-сти интервью как жанра и как метода получения информации.
В связи с этим задачами работы является рассмотреть виды и формы интервью как инструмента получения информации, а также показать, ка-ким образом необходимо готовиться к интервью, чтобы максимально эф-фективно воспользоваться им как инструментом.
Преимущества интервью:
1) возможность изменения плана разговора по его ходу;
2) позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, восприятии опрашиваемого;
3) диалоговая ситуация, похожая по форме на обычную беседу, спо-собствует расслабленной атмосфере общения и, следовательно, повыше-нию искренности ответов;
4) большая уверенность и серьезное отношение информанта к теку-щему разговору, которые обеспечиваются личностным характером взаи-модействия;
5) способность наблюдать психологические реакции респондента позволяет, как правило, корректировать ее план во время разговора, ва-рьировать форму или последовательность вопросов и контролировать степень искренности в ответах;
6) устный характер контакта устраняет незапланированное восприя-тие проблем путем их уточнения или разъяснения; личный контакт интер-вьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту заполнения анкеты;
7) достоверность собранных данных повышается, конечно, за счет уменьшения количества оставшихся без ответа людей и ошибок при за-полнении анкет;
8) увеличивается содержательность и глубина накопленной инфор-мации;
9) если респондент не понимает смысла вопроса, журналист всегда может помочь;
10) при переходе от одной темы к другой интервьюер может варьи-ровать формулировку вопроса без изменения его направленности.
Недостатки интервью:
1) значительная трата времени;
2) низкая оперативность;
3) окружающая при интервью обстановка иногда может мешать от-кровенности;
4) необходимость найма большого количества интервьюеров;
5) сложность обучения интервьюеров;
6) требует специального тренинга и значительной подготовки; раз-личные типы интервью предполагают, что исследователь имеет различные дополнительные наборы знаний и навыков;
7) невозможность использовать интервью, когда необходимо прове-сти краткосрочные массовые опросы;
8) нетерпение респондентов, которые не хотят отвечать на большое количество вопросов, даже если их около 20-25;
9) эмоциональное поведение респондента, респондент не должен быть эмоционально связан с интервьюером, хотя поддерживать эмоцио-нальную отрешенность нелегко;
10) лексические трудности, слова, используемые в вопроснике, должны быть понятны респонденту, читабельны и иметь однозначную ин-терпретацию.
Таким образом, интервью как жанр журналистики имеет свои пре-имущества и недостатки, но преимущества этого жанра в сборе «живой» информации неоспоримы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Спрос на интервью со временем возрос. Параллельно родилась мас-совая желтая бульварная пресса.
Если исходить из характера изменений, то становится очевидно, что жанр классического журналистского интервью трансформируется в соци-ально-проблемный, проблемно-психологический или историко-биографический разговор. Поэтому, принимая во внимание эти особенно-сти, журналист должен не только тщательно отбирать факты, собранные в ходе беседы, но и понимать ее с точки зрения структуры и состава. С этого момента начинаются знаменитые муки творчества, когда необходимо со-здать единую историю из разнородных, а иногда и разнонаправленных суждений человека. Если автору необходимо «документировать» воспо-минания человека, то настоятельно рекомендуется упорядочить факты на временной основе. Если необходимо отразить ход дискуссии, то, очевидно, лучше всего строить материал по принципу «тезис — антитезис». Если це-лью интервью является раскрытие внутреннего мира человека, то монолог респондента должен быть представлен в форме целостного рассказа, со-провождаемого замечаниями и комментариями автора. В жанре интервью возможны перестановка частей разговора различными семантическими блоками, разметка, исключение вторичных суждений, подчинение всех от-ветов респондента одной концептуальной идее и т. д.
Таким образом, мы видим, что жанр интервью очень неоднозначен. Он разнообразен по своим типам, возможно, потому, что интервью зани-мает особое место в жанровой системе, одновременно входя в категорию информационных, аналитических и художественных журналистских жан-ров.
Из вышесказанного можно сделать определенные выводы о месте интервью в жанровой системе: это многогранный жанр.

 

Заключение:

 

Актуальность темы. Актуальность темы тем более ясна, что попу-лярность и многофункциональность этого жанра в современной журнали-стике чрезвычайно высока.
Журналистика, наряду с другими видами публицистики, имеет свои типы жанров. Следовательно, у каждого жанра есть своя особенность, ко-торая отличает его от других видов жанров. В связи с этим необходимо выделить интервью как отдельный жанр журналистики.
Это особый жанр, который складывается по-своему необычно. Он несколько похож на заметку. Интервьюер записывает вопрос и дословный ответ опрашиваемого. В некоторых изданиях выделяется специальный раздел, посвященный интервью. Это связано с тем, что интервью является основным материалом номера. Конечно, возрос интерес к мнению кон-кретного человека и к самому человеку.
Но в структуру интервью входят и другие компоненты.
Целью данной работы является наиболее полно раскрыть возможно-сти интервью как жанра и как метода получения информации.
В связи с этим задачами работы является рассмотреть виды и формы интервью как инструмента получения информации, а также показать, ка-ким образом необходимо готовиться к интервью, чтобы максимально эф-фективно воспользоваться им как инструментом.
Преимущества интервью:
1) возможность изменения плана разговора по его ходу;
2) позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, восприятии опрашиваемого;
3) диалоговая ситуация, похожая по форме на обычную беседу, спо-собствует расслабленной атмосфере общения и, следовательно, повыше-нию искренности ответов;
4) большая уверенность и серьезное отношение информанта к теку-щему разговору, которые обеспечиваются личностным характером взаи-модействия;
5) способность наблюдать психологические реакции респондента позволяет, как правило, корректировать ее план во время разговора, ва-рьировать форму или последовательность вопросов и контролировать степень искренности в ответах;
6) устный характер контакта устраняет незапланированное восприя-тие проблем путем их уточнения или разъяснения; личный контакт интер-вьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту заполнения анкеты;
7) достоверность собранных данных повышается, конечно, за счет уменьшения количества оставшихся без ответа людей и ошибок при за-полнении анкет;
8) увеличивается содержательность и глубина накопленной инфор-мации;
9) если респондент не понимает смысла вопроса, журналист всегда может помочь;
10) при переходе от одной темы к другой интервьюер может варьи-ровать формулировку вопроса без изменения его направленности.
Недостатки интервью:
1) значительная трата времени;
2) низкая оперативность;
3) окружающая при интервью обстановка иногда может мешать от-кровенности;
4) необходимость найма большого количества интервьюеров;
5) сложность обучения интервьюеров;
6) требует специального тренинга и значительной подготовки; раз-личные типы интервью предполагают, что исследователь имеет различные дополнительные наборы знаний и навыков;
7) невозможность использовать интервью, когда необходимо прове-сти краткосрочные массовые опросы;
8) нетерпение респондентов, которые не хотят отвечать на большое количество вопросов, даже если их около 20-25;
9) эмоциональное поведение респондента, респондент не должен быть эмоционально связан с интервьюером, хотя поддерживать эмоцио-нальную отрешенность нелегко;
10) лексические трудности, слова, используемые в вопроснике, должны быть понятны респонденту, читабельны и иметь однозначную ин-терпретацию.
Таким образом, интервью как жанр журналистики имеет свои пре-имущества и недостатки, но преимущества этого жанра в сборе «живой» информации неоспоримы.

 

Список литературы:

 

Понятие интервью. Подходы к интервью
В рядах исследователей нет единства в вопросе классификации: какие жанровые группы включают интервью? Оказывается, как аналитический, информационный, так и художественно-публицистический. В некоторых случаях интервью не выделяется как самостоятельный жанр журналисти-ки. Многие материалы других жанров содержат признаки интервью.
Например, в научной литературе существует множество классифика-ций типов интервью, различающихся по разным признакам — от формы представления до предмета разговора. Со временем, как и в любом дру-гом направлении журналистской литературы, жанр интервью претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики и характера функцио-нирования.
По сути, нет особой необходимости в строгой классификации, по-скольку существует множество типов интервью, и они пересекаются, про-никают друг в друга, не имея ввиду намерение журналиста исказить жанр или вид.
Интервью — это особый жанр журналистики, который представляет собой диалог между корреспондентом и героем публикации, то есть ин-тервьюером и интервьюируемым. Другими словами, интервью можно назвать беседой, предназначенной для публикации. Отличительной осо-бенностью интервью является то, что в нем проводится изложение фактов или заявлений о событиях от имени опрашиваемого лица, а не от имени журналиста.
В переводе с английского — interview — интервью означает метод сбо-ра исследовательских данных, который основан на непосредственном кон-такте интервьюера и интервьюируемого и, в основном, устной беседе в рамках конкретного исследования.
Виды и формы интервью
Интервью могут различаться по видам и форме. В этом аспекте жанр более чем многообразен.
Виды интервью:
— информационный. Интервью будет полностью информативным, ес-ли интервьюер и герой сосредоточатся на вопросах: что? где? когда? От-веты на информационное интервью не всегда могут быть краткими, но в любом случае они имеют одну цель: информировать читателя о предмете авторского интереса, а не анализировать его. Это своего рода анкета.
— портретный. Отвечает на вопросы: кто? что? какая? с кем? о ком? и так далее.
— аналитический. Если интервьюер и его собеседник начинают по-дробно объяснять ответ на вопросы: почему? для чего? что это значит? и т.д., в результате может появиться аналитический материал.
Формы интервью могут быть классифицированы по различным па-раметрам.
Различают следующие формы интервью:
По форме и методике опроса:
1) стандартизированное (формализованное, структурированное) со-беседование — формализованный процесс собеседования, т. е. существует стандартизация плана собеседования, а именно: четкая формулировка за-крытых вопросов и вариативность ответов на них, а также определенная последовательность вопросов;
2) полустандартизированное (полуформализованное, полуструкту-рированное) интервью — интервью, в котором используются не только за-крытые вопросы, но и определенное количество открытых вопросов;
3) нестандартизированное или свободное интервью — то, в котором стандартизация самого процесса интервью минимизирована, нет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов, процесс протекает в виде непринужденной беседы.
По назначению:
1) ретроспективное интервью (целью является воспроизведение про-шлых фактов, событий свидетелей или участников ситуации);
2) интроспективное интервью (цель — изучить мнения и оценки людей о реальных событиях);
3) проективное интервью (цель — определить вероятное отношение людей к гипотетически возможным событиям или вероятное поведение людей в предсказуемо возможных ситуациях).
По типу опрошенных:
1) интервью с должностными лицами;
2) интервью простых респондентов;
3) экспертные интервью.
По количеству опрошенных респондентов:
1) индивидуальное;
2) групповое.
Различия между групповыми и индивидуальными интервью не до конца известны.
Размер группы в групповом интервью определяется двумя сообра-жениями:
1) группа не должна быть настолько большой, чтобы управление стало невозможным, что не позволит в итоге большинству ее членов участвовать в процессе;
2) не должна быть настолько маленькой, чтобы она не могла обеспе-чить определенно большее освещение, чем интервью с одним человеком. Таким образом, оптимальный размер группы составляет примерно 10-12 человек.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы