Курсовая с практикой на тему Теория типов личности Ганса Айзенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЧЕРТ И ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ Г.Ю. АЙЗЕНКА 5
1.1 Основные положения и определения в теории Г.Ю. Айзенка 5
1.2 Типология личности и их нейрофизиологическая основа в структуре факторного анализа 6
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ Г.Ю.АЙЗЕНКА 12
2.1 Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка EPi 12
2.2 Различия между интровертами и экстравертами 13
2.3 Диагностика подростков (юношей) по тесту интеллекта 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Каждый возрастной период обнаруживает определенные особенности в когнитивном, социальном и физическом развитии студента, которые и обусловливают соответствующую преемственность ситуативных изменений при взаимодействии студента с социальными институтами на микро, мезо и экзо уровнях. Мониторинг и учет таких особенностей важная предпосылка организации внешне управляемого, уместного и оптимально природного становления личности, определения актуального ее состояния и тенденций расширения зоны ближайшего развития будущего специалиста, учитывая на его потенциал [23].
Ежедневные наблюдения показывают, что одни люди отличаются уравновешенностью, действуют сдержанно, не проявляют своих чувств, другие же при аналогичных обстоятельствах сразу вспыхивают, нервничают по поводу незначительных событий. Одни эмоционально уязвимы, все воспринимают близко к сердцу, чувства их оказываются сильными и продолжительными, другие же спокойно относятся к окружающим событиям, эмоции их менее интенсивные, неглубокие и непродолжительные [10]. Есть люди, которые легко приспосабливаются к изменениям в условиях жизни, другие же наоборот. Некоторые люди отмечаются устойчивостью настроений, а в других они неустойчивы. Разным бывает и индивидуальный темп протекания психической деятельности. Эти особенности людей оказываются в их практической и умственной деятельности.
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что личность представляет собой особую характеристику, которую биологический индивид приобретает в ходе общественных отношений.
С точки зрения диспозиционного направления изучения личности необходимо учитывать две основные идеи. Первая идея заключается в том, что у людей есть ряд склонностей реагировать на различные ситуации. Это означает, что люди демонстрируют некоторое постоянство в своих действиях, эмоциях и мыслях независимо от времени, контекста или жизненных событий. На самом деле личность определяется системой склонностей, которые люди несут на протяжении всей своей жизни, принадлежат им и неотделимы от них.
Вторая идея этого направления — предположение, что нет двух одинаковых людей, которые абсолютно похожи друг на друга. Действительно, каждое направление в персонологии, чтобы оставаться полностью жизнеспособным в рамках психологической науки, также должно решать проблему различий между субъектами.
Персонологи принимали участие в решении проблемы построения комплексных схем идентификации и измерения основных характеристик, составляющих ядро личности. Это наиболее ярко проявилось в концептуальном и эмпирическом подходах Дж. Айсенка и Р. Кеттеля (Kjell L., Zigler D., 1997). Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, эти теоретики пытались показать, как базовая структура личностных качеств влияет на наблюдаемые поведенческие реакции человека. Для Айзенка два основных параметра чрезвычайно важны для личности: интроверсия-экстраверсия и стабильность-невротизм. Третий параметр, называемый психотизмом, — это сила суперэго, Айзенк также считает ее главным параметром в структуре личности. Кэттелл, в отличие от Айзенка, утверждает, что по крайней мере 16 основных черт определяют структуру личности.
Айзенк соглашается с Кэттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кэттела факторному анализу как способу получить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ немного иначе, чем Кэттел. Согласно Айзенку, исследовательская стратегия должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы о некоторой основной линии интереса для исследователя, после чего следует точное измерение всего, что типично для экстраверта-интроверта личности Айзенка.
Айзенк был убежден, что на долю объяснения большинства поведенческих проявлений человека необходимо не более трех подзадач (которые он называет типами). Айзенк придает гораздо большее значение генетическим факторам в развитии личности. Это не означает, что Айзенк отрицает ситуативное влияние или влияние окружающей среды на человека, но он убежден, что черты и типы личности определяются, прежде всего, наследственностью. Несмотря на то, что точное влияние генетики на поведение еще не выяснено, все большее число психологов соглашаются с мнением Айзенка по этому вопросу.
Состояние изученности проблемы: теоретико-методологическими основами изучение личности в психологической науке занимались такие ученые, как: А. В. Фурман, Б. И. Цуканов, Дж. Айзенк, Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небилицин.
Настоящая работа посвящена исследованию Ганса Айзенка.
Объект исследования — анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка.
Предмет исследования — методики исследования типов личности в теории Г.Ю. Айзенка.
Целью данной курсовой работы является изучение теории типов личности Ганса Айзенка.
Достижение поставленной цели было возможно с помощью последовательного решения целого ряда задач:
1) Определение специфики иерархической модели личности Г. Айзенка;
2) Определение основных типов личности с позиций Г. Айзенка;
3) Выявление нейрофизиологических основ теории черт личности Г. Айзенка;
4) Определение черт и типов личности с помощью методики EPI в аспекте теории типов личности;
5) Характеристика различий между интровертами и экстравертами.
Заключение:
Популярность Айзенка определяется не только его теоретическими построениями и блестящими достижениями в области психиатрии, но и его склонностью к полемике. Его готовность вступить в полемику стала легендой. В начале 1950-х Айзенк смутил многих психологов, а также других врачей своим заявлением о том, что не было доказательств более высокой эффективности психотерапии по сравнению со спонтанной ремиссией. Другими словами, те люди, которые не получают никакого лечения, выздоравливают не реже, чем те, кто проходит дорогую, болезненную и длительную психотерапию с участием квалифицированных психологов и психоаналитиков.
Айзенк был глубоко убежден, что черты и типы личности определяются, прежде всего, наследственностью. В начале 1970-х годов он принимал участие в знаменитой дискуссии о наследовании интеллекта, выступая в защиту Артура Дженсена, который настаивал на том, что IQ не повышается из-за целевого социального влияния, но в значительной степени генетически детерминирован. Книга Айзенка «Аргумент IQ» (1971) была настолько несовместима с общепринятыми взглядами в Соединенных Штатах; продавцы книг боялись, что их магазины подожгут, если они решат продать эту книгу; «либеральные» газеты неохотно вспоминали об этом, и в результате было почти невозможно узнать о существовании книги или купить ее в стране свободы слова» (Eysenck, 1980, p. 175).
В истории психологии Айзенк останется блестящим полемистом и создателем оригинальной иерархической теории личности.
Айзенк считает, что основной причиной различий между экстравертами и интровертами является уровень возбуждения коры головного мозга (cortical arousal level), психологический фактор, который в основном является наследственным, а не изученным. Поскольку этот уровень ниже у экстравертов, чем у интровертов, их сенсорный порог выше и, следовательно, менее чувствителен к сенсорной стимуляции.
В результате экспериментального исследования выявлены существенные различия в развитии компонентов социального интеллекта.
Андрогинный тип гендерной идентичности позволяет человеку посредством сочетания высокой женственности и мужественности демонстрировать большую адаптивность, гибкость и творческий подход к поведению, что проявляется в более высоких показателях социального интеллекта подросткового андрогинного типа. Женский тип гендерно-ролевого поведения вызывает трудности в социальной адаптации личности, что подтверждается показателями социального интеллекта. Результаты исследований показывают, что у подростков женского типа эмоциональный компонент социального интеллекта развит лучше. Мужской тип гендерно-ролевого поведения характеризуется наилучшим развитием когнитивного компонента социального интеллекта.
Для подростков с низким уровнем социального интеллекта андрогинная культура поведения не характерна, выражаясь в их низкой социальной активности. У подростков со средним и высоким уровнем развития социального интеллекта было выявлено андрогенное сексуальное поведение, для которого характерны такие психологические характеристики, как относительная свобода от жесткой половой типизации, самостоятельное преодоление работы, активности и дружеское отношение к представителям противоположного пола.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЧЕРТ И ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ Г.Ю. АЙЗЕНКА
1.1 Основные положения и определения в теории Г.Ю. Айзенка
Айзенк соглашается с Кэттелом, что цель психологии — предсказывать поведение. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу получить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ немного иначе, чем Кеттел. Согласно Айзенку, исследовательская стратегия должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы, в которой исследователь интересуется основными характеристиками, после чего следует точное измерение всего, что характерно для этой особенности. Напротив, Кэттел заявляет, что основные составляющие элементы личности идентифицируются путем применения ряда тестов и последующей обработки данных. Таким образом, подход Айзенка более тесно связан с рамками теории, чем у Кеттела. В отличие от Кеттеля, Айзенк также был убежден, что для объяснения большинства поведенческих проявлений человека необходимо не более трех супер-черт (которые он называет типами). Кеттел приводит по крайней мере 16 черт или факторов, которые составляют структуру личности. Наконец, Айзенк придает гораздо большее значение генетическим факторам в развитии личности. Это не означает, что Айзенк отрицает ситуативное или окружающее влияние на человека, но он убежден, что черты и типы личности определяются, прежде всего, наследственностью. Несмотря на то, что точное влияние генетики на поведение еще не выяснено, все большее число психологов считают, что Айзенк, вероятно, прав в этом вопросе.
Суть теории Айзенка в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме есть определенные суперчерты или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают сильное влияние на поведение. В свою очередь, каждый из этих суперкратов он видит построенным из нескольких компонентов черт. Эти составляющие признаки являются либо более поверхностными отражениями основного типа, либо специфическими качествами, присущими этому типу. Наконец, признаки состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из различных специфических реакций. Рассмотрим, например, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует особую реакцию: он улыбается и протягивает руку, когда встречает другого человека. Если мы видим, что он делает это каждый раз, когда встречается с кем-то, мы можем предположить, что это поведение — его обычная реакция на приветствие другого человека. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как тенденция говорить с другими людьми, посещать вечеринки и т. д. Эта группа привычных реакций формирует границу партнерства. На уровне риса коммуникабельность коррелирует с тенденцией реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты представляют собой суперкурс, или тип, который Айзенк называет экстраверсией.
Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» подразумевает нормальное распределение значений параметров в континууме. Поэтому, например, концепция экстраверсии — это диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с серьезностью этого качества. Таким образом, экстраверсия — это не дискретный количественный показатель, а континуум. Поэтому Айзенк использует термин «тип» в этом случае.