Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Теория Конкуренции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Курсовая работа включает 39
страниц, 12 рисунков, 4 таблицы, 24 источника использованной литературы.

Цель работы: изучить сущность, формы,
методы, роль конкуренции в рыночной экономике.

Объект исследования: рыночная конкуренция.

Предмет исследования: особенности
конкуренции в современных условиях.

Рассмотрены теоретические особенности
сущности, функций конкуренции, формы и методы конкуренции, особенности
конкуренции в современных условиях; изучены особенности основных видов
конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции,
олигополии и монополии; исследованы способы формирования и поддержки
конкурентной среды в российской экономике.

В
работе использованы такие приемы и методы экономической науки, как
монографический метод, метод сравнения, группировка и обобщение данных,
статистический метод.

  

Введение:

 

Введение. 3

1 Экономическая сущность и понятие конкуренции. 5

1.1 Экономическая сущность и функции конкуренции. 5

1.2 Основные формы и методы конкуренции. 7

1.3 Особенности конкуренции в современных условиях. 10

2 Основные модели современного рынка. 13

2.1 Особенности рынка совершенной конкуренции. 13

2.2 Монополия: сущность, критерии, механизм. 17

2.3 Монополистическая конкуренция. 24

2.4 Понятие и сущность олигополии. 26

3 Способы формирования и поддержки конкурентной
среды в российской экономике  28

3.1 Создание конкурентной среды.. 28

3.2 Законодательные и экономические меры
регулирования естественных монополий в РФ.. 29

3.3 Содержание и виды антимонопольной политики,
проблемы регулирования естественных монополий. 32

Заключение. 36

Список использованных источников. 39

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом,
конкуренция — экономическое соперничество за право получения большей доли
определенного вида ограниченных ресурсов. Достоинство конкуренции состоит в
том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от
весомости экономических аргументов соревнующихся.

Конкуренцию можно разделить на добросовестную конкуренцию и
недобросовестную. Основными методами добросовестной конкуренции являются
повышение качества продукции; снижение цен; реклама; создание новых товаров и
услуг с использованием достижений НТП и т.д. Основными методами
недобросовестной конкуренции являются экономический шпионаж; подделка продукции
конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с отчетностью;
валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д.

Главная
особенность конкуренции в современных условиях – глобализация экономики.
Главными субъектами международной конкуренции на данный момент стали
транснациональные корпорации. Усилилась конкурентная борьба монополий с мелким
и средним бизнесом посредством установления труднопреодолимых экономических
барьеров на перелив капитала из одной отрасли в другую. Тем не менее, средний и
мелкий бизнес продолжает успешно функционировать.

Существует
огромное количество различных рыночных состояний — рынок совершенной
конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия — что
позволяет говорить о несовершенстве рынков.
Конкуренция является
необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной
экономики.

На рынке совершенной конкуренции действует
множество производителей, у которых нет рычагов навязывания своей воли (цен,
ассортимента и т.п.) потребителям.

При несовершенной конкуренции
производитель имеет определенную степень влияния на рынок:

Деятельность монополий необходимо рассматривать с точки
зрения глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции
транснациональных корпораций, т.к. именно там аккумулируется большая часть
доходов.

Монополия возникает
тогда, когда одно предприятие обеспечивает весь объём отраслевого предложения и
близкие заменители продукции отсутствуют, при этом продавец оказывает влияние
на цену рынка.

Существование монополий возможно
из-за наличия барьеров проникновения в данную отрасль.

По своим экономическим, социальным, техническим, организационным
и технологическим характеристикам российские естественные монополии находятся
на уровне самых лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям и
превосходят их.

Естественные монополии РФ позволяют занять российской
экономике в 21 веке одно из ведущих мест в мире. Поэтому естественные монополии
(Газпром, РЖД, Транснефть и др.) следует рассматривать как наше национальное
достояние, во многом не имеющее аналогов во всём мире.

Основные способы создания конкурентной среды
следующие
: увеличение числа
компаний
, осуществляющих однородную деятельность, производящих
однородную продукцию; поддержка малого и среднего бизнеса; общественное сравнение качественных
и ценовых показателей продукции компаний; система пропаганды и поощрения лучших
достижений и результатов
.

Осуществляется
регулирование деятельности естественных монополий посредством следующих мер:
законодательного регулирования; экономических мер.

Законодательные
меры регулирования деятельности естественных монополий — это нормативные акты,
направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также
нечестной конкуренции, например: ФЗ «О естественных монополиях»; ФЗ «О
несостоятельности» § 6 «Банкротство субъектов естественных монополий»; Закон РСФСР «О
конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках»;
Указ
Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению роста цен на продукцию
естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы
промышленности»; Указ Президента РФ «Об Основных положениях структурной реформы
в сферах естественных монополий»; ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ (в ред. от 29.07.2020г.)
«О защите конкуренции», глава 2 «Монополистическая деятельность» и др.

Экономические
меры для регулировки деятельности естественной монополии — это набор
определенных экономических инструментов государства для ограничения рыночной
власти продавцов-монополистов.

Регулирование естественных
монополий  реализуется посредством
применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных
проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной
власти монополии.

В РФ
утверждена государственная программа демонополизации экономики и развития
конкуренции на российских рынках. Однако в этой программе основной упор сделан
на демонополизацию, а вопросы развития конкуренции изложены декларативно. Данная
программа не содержит конкретных действий по её выполнению, финансово не
обеспечена, поэтому и реализация её идет медленно.

 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность
выбранной темы курсовой работы «
Теория конкуренции» заключается в том, что конкуренция — это центр тяжести всей
системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу
установления цен и объёмов предложения товаров на рынке, — это конкуренция
между производителями. Конкуренция между потребителями — взаимоотношение по
поводу формирования цен и объёма спроса на рынке.

Проблема исследования состоит в том, что
для эффективного функционирования рыночной экономики в РФ необходим поиск
способов формирования и поддержки конкурентной среды в российской экономике.

Цель написания работы – изучить сущность,
формы, методы, роль конкуренции в рыночной экономике.

Объектом исследования данной курсовой
работы является рыночная конкуренция.

Предметом исследования являются
особенности конкуренции в современных условиях.

Гипотеза исследования – для эффективного
функционирования рыночной экономики конкурентная среда нуждается в
государственной поддержке.

Для достижения поставленной цели в работе были
выделены следующие задачи:

— раскрыть экономическую сущность и
функции конкуренции;

— рассмотреть основные формы и методы
конкуренции;

— изучить особенности конкуренции в
современных условиях;

— выявить особенности рынка совершенной конкуренции;

— рассмотреть понятие и сущность олигополии;

— исследовать монополистическую конкуренцию;

— выявить особенности монополий.

В
работе использованы такие приемы и методы экономической науки, как
монографический метод, метод сравнения, группировка и обобщение данных,
статистический метод.

Научная
и практическая значимость темы «Теория конкуренции» заключается в возможности
применения результатов её исследования для более углубленного изучения данной
темы, например, в ходе написания дипломной работы.

Этапы
исследования – 2020 год.

Нормативно-правовой
базой послужили Федеральный закон 147-ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2017-2019гг.».

Основными источниками информации при
написании курсовой работы послужили труды таких ученых-экономистов, как Асаул
А.Н., Атаманчук Г.В., Варламова
А.Н.
Васильева Е.М., Морозова
Т.Г., Даурова Т.Г., Дерябина М., Клавдиенко В., Кононкова Н.П. и др.

Работа состоит из введения, 3 глав,
заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены
теоретические особенности сущности, функций конкуренции, формы и методы
конкуренции, особенности конкуренции в современных условиях. Во второй главе
рассмотрены теоретические и практические особенности основных видов
конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции,
олигополии и монополии. В третьей главе исследованы способы формирования и
поддержки конкурентной среды в российской экономике.

Работа размещена на 39 страницах, включает
4 таблицы, 12 рисунков, 24 источника использованной литературы.

 



Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы