Курсовая с практикой на тему Теория Конкуренции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Курсовая работа включает 39
страниц, 12 рисунков, 4 таблицы, 24 источника использованной литературы.
Цель работы: изучить сущность, формы,
методы, роль конкуренции в рыночной экономике.
Объект исследования: рыночная конкуренция.
Предмет исследования: особенности
конкуренции в современных условиях.
Рассмотрены теоретические особенности
сущности, функций конкуренции, формы и методы конкуренции, особенности
конкуренции в современных условиях; изучены особенности основных видов
конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции,
олигополии и монополии; исследованы способы формирования и поддержки
конкурентной среды в российской экономике.
В
работе использованы такие приемы и методы экономической науки, как
монографический метод, метод сравнения, группировка и обобщение данных,
статистический метод.
Введение:
1 Экономическая сущность и понятие конкуренции
1.1 Экономическая сущность и функции конкуренции
1.2 Основные формы и методы конкуренции
1.3 Особенности конкуренции в современных условиях
2 Основные модели современного рынка
2.1 Особенности рынка совершенной конкуренции
2.2 Монополия: сущность, критерии, механизм
2.3 Монополистическая конкуренция
2.4 Понятие и сущность олигополии
3 Способы формирования и поддержки конкурентной
среды в российской экономике
3.1 Создание конкурентной среды
3.2 Законодательные и экономические меры
регулирования естественных монополий в РФ
3.3 Содержание и виды антимонопольной политики,
проблемы регулирования естественных монополий
Список использованных источников
Заключение:
Таким образом,
конкуренция — экономическое соперничество за право получения большей доли
определенного вида ограниченных ресурсов. Достоинство конкуренции состоит в
том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от
весомости экономических аргументов соревнующихся.
Конкуренцию можно разделить на добросовестную конкуренцию и
недобросовестную. Основными методами добросовестной конкуренции являются
повышение качества продукции; снижение цен; реклама; создание новых товаров и
услуг с использованием достижений НТП и т.д. Основными методами
недобросовестной конкуренции являются экономический шпионаж; подделка продукции
конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с отчетностью;
валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д.
Главная
особенность конкуренции в современных условиях – глобализация экономики.
Главными субъектами международной конкуренции на данный момент стали
транснациональные корпорации. Усилилась конкурентная борьба монополий с мелким
и средним бизнесом посредством установления труднопреодолимых экономических
барьеров на перелив капитала из одной отрасли в другую. Тем не менее, средний и
мелкий бизнес продолжает успешно функционировать.
Существует
огромное количество различных рыночных состояний — рынок совершенной
конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия — что
позволяет говорить о несовершенстве рынков. Конкуренция является
необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной
экономики.
На рынке совершенной конкуренции действует
множество производителей, у которых нет рычагов навязывания своей воли (цен,
ассортимента и т.п.) потребителям.
При несовершенной конкуренции
производитель имеет определенную степень влияния на рынок:
Деятельность монополий необходимо рассматривать с точки
зрения глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции
транснациональных корпораций, т.к. именно там аккумулируется большая часть
доходов.
Монополия возникает
тогда, когда одно предприятие обеспечивает весь объём отраслевого предложения и
близкие заменители продукции отсутствуют, при этом продавец оказывает влияние
на цену рынка.
Существование монополий возможно
из-за наличия барьеров проникновения в данную отрасль.
По своим экономическим, социальным, техническим, организационным
и технологическим характеристикам российские естественные монополии находятся
на уровне самых лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям и
превосходят их.
Естественные монополии РФ позволяют занять российской
экономике в 21 веке одно из ведущих мест в мире. Поэтому естественные монополии
(Газпром, РЖД, Транснефть и др.) следует рассматривать как наше национальное
достояние, во многом не имеющее аналогов во всём мире.
Основные способы создания конкурентной среды
следующие: увеличение числа
компаний, осуществляющих однородную деятельность, производящих
однородную продукцию; поддержка малого и среднего бизнеса; общественное сравнение качественных
и ценовых показателей продукции компаний; система пропаганды и поощрения лучших
достижений и результатов.
Осуществляется
регулирование деятельности естественных монополий посредством следующих мер:
законодательного регулирования; экономических мер.
Законодательные
меры регулирования деятельности естественных монополий — это нормативные акты,
направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также
нечестной конкуренции, например: ФЗ «О естественных монополиях»; ФЗ «О
несостоятельности» § 6 «Банкротство субъектов естественных монополий»; Закон РСФСР «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках»; Указ
Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению роста цен на продукцию
естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы
промышленности»; Указ Президента РФ «Об Основных положениях структурной реформы
в сферах естественных монополий»; ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ (в ред. от 29.07.2020г.)
«О защите конкуренции», глава 2 «Монополистическая деятельность» и др.
Экономические
меры для регулировки деятельности естественной монополии — это набор
определенных экономических инструментов государства для ограничения рыночной
власти продавцов-монополистов.
Регулирование естественных
монополий реализуется посредством
применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных
проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной
власти монополии.
В РФ
утверждена государственная программа демонополизации экономики и развития
конкуренции на российских рынках. Однако в этой программе основной упор сделан
на демонополизацию, а вопросы развития конкуренции изложены декларативно. Данная
программа не содержит конкретных действий по её выполнению, финансово не
обеспечена, поэтому и реализация её идет медленно.
Фрагмент текста работы:
Актуальность
выбранной темы курсовой работы «Теория конкуренции» заключается в том, что конкуренция — это центр тяжести всей
системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу
установления цен и объёмов предложения товаров на рынке, — это конкуренция
между производителями. Конкуренция между потребителями — взаимоотношение по
поводу формирования цен и объёма спроса на рынке.
Проблема исследования состоит в том, что
для эффективного функционирования рыночной экономики в РФ необходим поиск
способов формирования и поддержки конкурентной среды в российской экономике.
Цель написания работы – изучить сущность,
формы, методы, роль конкуренции в рыночной экономике.
Объектом исследования данной курсовой
работы является рыночная конкуренция.
Предметом исследования являются
особенности конкуренции в современных условиях.
Гипотеза исследования – для эффективного
функционирования рыночной экономики конкурентная среда нуждается в
государственной поддержке.
Для достижения поставленной цели в работе были
выделены следующие задачи:
— раскрыть экономическую сущность и
функции конкуренции;
— рассмотреть основные формы и методы
конкуренции;
— изучить особенности конкуренции в
современных условиях;
— выявить особенности рынка совершенной конкуренции;
— рассмотреть понятие и сущность олигополии;
— исследовать монополистическую конкуренцию;
— выявить особенности монополий.
В
работе использованы такие приемы и методы экономической науки, как
монографический метод, метод сравнения, группировка и обобщение данных,
статистический метод.
Научная
и практическая значимость темы «Теория конкуренции» заключается в возможности
применения результатов её исследования для более углубленного изучения данной
темы, например, в ходе написания дипломной работы.
Этапы
исследования – 2020 год.
Нормативно-правовой
базой послужили Федеральный закон 147-ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2017-2019гг.».
Основными источниками информации при
написании курсовой работы послужили труды таких ученых-экономистов, как Асаул
А.Н., Атаманчук Г.В., Варламова
А.Н. Васильева Е.М., Морозова
Т.Г., Даурова Т.Г., Дерябина М., Клавдиенко В., Кононкова Н.П. и др.
Работа состоит из введения, 3 глав,
заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены
теоретические особенности сущности, функций конкуренции, формы и методы
конкуренции, особенности конкуренции в современных условиях. Во второй главе
рассмотрены теоретические и практические особенности основных видов
конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции,
олигополии и монополии. В третьей главе исследованы способы формирования и
поддержки конкурентной среды в российской экономике.
Работа размещена на 39 страницах, включает
4 таблицы, 12 рисунков, 24 источника использованной литературы.